9
ТЕМА УРОКА «Образование новых клеток».
Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.
Задачи
Образовательные: актуализировать знания учащихся о хромосомах передающих наследственные признаки от клетки к клетке; показать особенности образования новых клеток; показать биологическое значение деления клеток; познакомить учащихся с ростом клеток.
Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.
Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.
Личностные УУД:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- сформировать умение слушать и понимать речь других людей
- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию
- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- о важнейшем свойстве клетки - делении
- о роли хромосом при делении клеток
уметь:
- рассказывать о механизме деления клетки;
- объяснять биологическое значение деления клеток;
- объяснять смысл биологических терминов: рост, деление, наследственная информация.
Личностные:
- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- работают с информацией и преобразуют её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы: проблемно-поисковый;
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, групповые.
Ход урока.
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
На уроке будь старательным.
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая.
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
- Поднимите руку, кто готов отвечать на «5».
Мы с вами сегодня находимся не на обычном уроке, а находимся мы с вами в научно исследовательской лаборатории и предстоит нам сегодня сделать очень важное открытие, поэтому мы назовем наш урок – урок научное открытие. Вы объединились в 4 творческие лаборатории, каждая лаборатория имеет своего главного научного сотрудника, который будет отвечать за работу своей группы (представление главных научных сотрудников).
II. Актуализация и пробное учебное действие
- Посмотрите внимательно на доску, определите, что является объектов нашего исследования? (клетки живых организмов). На доске закреплены картинки: клетки бактерий, растений, грибов и животных.
- Определите, клетки каких организмов перед вами.
Создание мини-проекта.
Первое задание каждой лаборатории. У каждой группы в конверте находиться перечень органоидов и структур клетки, он у всех абсолютно одинаковый. Необходимо для каждого вида клетки подобрать соответствующие ей структуры. (клеточная оболочка, мембрана, цитоплазма, слизистая капсула, жгутик, ядерное вещество, вакуоли, ядро, включения, пластиды). Закрепить клетку и соответствующие ей органеллы на ватмане.
1 лаборатория – бактериальная клетка;
2 лаборатория – растительная клетка;
3 лаборатория – клетка грибов;
4 лаборатория – животная клетка.
После чего необходимо защитить свой проект у доски.
Вопросы для обсуждения:
- Что общего у всех клеток живых организмов?
- Чем отличается бактериальная клетка от клеток других организмов?
- Какие особенности характерны для растительной клетки?
- Как вы сможете отличить животную клетку от других клеток?
- Что общего у клетки грибов с клетками растений? С клетками животных?
- Какое вещество придает прочность растительной оболочке? Оболочке грибов?
III. Определение темы и целей урока
Мы с вами продолжаем наше научное исследование.
Подумайте, о каком биологическом процессе идет речь в загадке? Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего исследования.
Двойняшки-дочки
Родились в теремочке,
А мамка вдруг пропала
Как будто не бывала.
Ответ: Деление клетки.
Записать тему научного исследования в тетрадь.
- Что же такое деление клетки? (высказывания обучающихся, найти определение в учебнике стр. 48).
- Как вы думаете, какое значение имеет этот процесс?
- Для чего нам нужно изучить эту тему?
IV. Изучение нового материала
“Каждую секунду в организме всего живого сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Это древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И все живое растет и существует”. (Текст по книге И. Акимушкина “Занимательная биология”)
Задания:
1. Кого автор назвал «дисциплинированными маленькими балеринами»?
2. О каком танце идет речь?
Приступим к выполнению второго задания.
С помощью предложенных моделей рассмотрим процесс деления клетки (на столах модель клетки, ядра, хромосомы), но сначала вспомним:
- Какой органоид клетки отвечает за хранение и передачу наследственной информации?
- Какие структуры содержатся внутри ядра и передают наследственные признаки от материнской клетки к дочерней?
Нам необходимо создать модель клетки, нам потребуется клеточная стенка, ядро и хромосомы.
Каждая лаборатория выбирает объект для исследования.
1 лаборатория – клетка комара, 6 хромосом;
2 лаборатория – клетка прыгающего муравья, 2 хромосомы;
3 лаборатория – клетка мухи дрозофилы, 8 хромосом;
4 лаборатория – клетка аскариды, 4 хромосомы.
Этапы деления клетки
1 этап: клетка готовиться к делению, на этом этапе количество хромосом удваивается, произвести удвоение хромосом в ядре;
2 этап: ядерная оболочка рассасывается, хромосомы оказываются в цитоплазме клетки, удалить ядерную оболочку;
3 этап: хромосомы выстраиваться по экватору клетки, на глобусе показать экватор, расположить хромосомы по экватору;
4 этап: нити веретена деления растягивают равномерно хромосомы к противоположным полюсам клетки, показать на глобусе полюса, распределить равномерно хромосомы по полюсам;
5 этап: у полюсов образуется 2 ядерные оболочки, хромосомы оказываются внутри каждого ядра, сформировать два самостоятельных ядра;
6 этап: цитоплазма клетки делиться, образуется две дочерние клетки, показать результат деления клетки.
- Чем отличаются дочерние клетки от материнской? (размерами)
- А что у них общего? (набор хромосом)
Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в действительности (просмотр видеоролика «Деление клетки»).
Просмотрев фильм, ответьте на вопрос – все ли мы в нашем научном открытии сделали правильно?
Физкультминутка
Встали, взялись за руки – это клеточная оболочка. Пошли по часовой стрелке, так движется цитоплазма внутри клетки, вытянули руки к центру клетки – это ядро, подняли руки вверх, помахали – это хромосомы внутри клетки, попрыгали на месте – так митохондрии образуют энергию, необходимую для деления. Я называю часть клетки, вы совершаете действия – ядро, оболочка, цитоплазма, хромосомы, митохондрии …
Работа в тетради.
Запишите последовательно этапы эксперимента в тетрадь.
Демонстрация на слайдах.
V. Применение полученных знаний
Каждая лаборатория получает практическое задание.
1 лаборатория – заполнить карточку
Исходная материнская клетка содержит 8 хромосом |
Если исходная материнская клетка поделится три раза, то получится _______ дочерних клеток | |
Число клеток организма каждый раз ________________ | |
После третьего деления число хромосом в клетке равно ______________ | |
Таким образом, дочерние клетки_______________________________________ ____________________________________________________________________ |
2 лаборатория – Подумайте, какое значение имеет деление клеток у многоклеточных организмов?
Отвечают: деление клетки имеет значение для многоклеточных организмов – рост и развитие организма, восстановление частей тела.
3 лаборатория – Подумайте, какое значение имеет деление клеток у одноклеточных организмов?
Отвечают: деление клетки имеет значение для одноклеточных организмов – увеличение их численности.
4 лаборатория – расположите в правильной последовательности этапы деления клетки и дайте им характеристику
VI. Обобщение и систематизация знаний
Работа с ЭОР
Самостоятельная работа.
С помощью сигнальных карточек согласитесь с утверждением или опровергните его (зеленая карточка – да, красная – нет)
1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.( нет)
2.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных. (да)
3.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.(да)
4.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки. (нет)
5. Деление клетки начинается с удвоения числа хромосом в ядре клетки.(да)
6.До деления клетки хромосомы располагаются в цитоплазме.(нет)
7. В результате деления образуются две новые клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке. (да)
8. Хромосомы – структуры клетки, которые отвечают за передачу наследственной информации во время деления клетки.
9. За счет деления клетки одноклеточные организмы растут. (нет)
10.Каждая новая клетка возникает в результате деления ранее существующей. (да)
VII. Рефлексия.
- Ребята, какое научное открытие мы с вами совершили на уроке?
- Закончите фразу – сегодня на уроке я узнал, …
- Нам только осталось оценить свою работу и получить отметку.
Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и в пустое поле впишите соответствующий ответ.
Фамилия, имя ___________________________
Я знаю, как делится клетка, и образуются новые. | |
Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена. | |
Если обозначить число хромосом в материнской клетке за n, то число хромосом в дочерних клетках будет. | |
В самостоятельной работе у меня были ошибки. | |
Я понял причину своих ошибок (если они были). | |
Я сегодня был активным на уроке. | |
Я сегодня был внимательным на уроке. | |
Я выполнял правила работы в группе. | |
Я сам (а) открыл новое знание. | |
Я доволен своей работой на уроке. | |
Моя отметка за урок | |
Домашнее задание
П. 18, ответить на вопросы
Составить проект на тему «Деление клетки»
Выполнить задание на образовательном ресурсе «ЯКЛАСС»
Завершая наш урок, я прошу каждого, выбрать для себя хромосому определенного цвета, которая покажет, понравилось ли ему сегодня на уроке открывать новое знание.
- красный цвет – «Нет»;
- жёлтый – «В принципе, понравилось»;
- зелёный – «Понравилось очень.
Поднимите хромосомы вверх.