СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование новых клеток

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образование новых клеток»

9


ТЕМА УРОКА «Образование новых клеток».

Цель: сформировать у обучающихся начальные представления о делении клетки.

Задачи

Образовательные: актуализировать знания учащихся о хромосомах передающих наследственные признаки от клетки к клетке; показать особенности образования новых клеток; показать биологическое значение деления клеток; познакомить учащихся с ростом клеток.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся.

Воспитательные: формировать понятия о необходимости соблюдения санитарных норм учащихся.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

- сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Коммуникативные УУД:

- сформировать умение слушать и понимать речь других людей

- сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Познавательные УУД:

- сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

- сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты

Предметные:

знать:

  • - о важнейшем свойстве клетки - делении

  • - о роли хромосом при делении клеток

уметь:

- рассказывать о механизме деления клетки;

- объяснять биологическое значение деления клеток;

- объяснять смысл биологических терминов: рост, деление, наследственная информация.

Личностные:

- обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

- ответственно относятся к выполнению учебных задач;

- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

- выдвигают простейшие гипотезы;

- выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

- работают с информацией и преобразуют её;

- находят причинно-следственные связи;

- оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый;

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Технология: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, групповые.

Ход урока.

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

- Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

На уроке будь старательным.

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

- Поднимите руку, кто готов отвечать на «5».

Мы с вами сегодня находимся не на обычном уроке, а находимся мы с вами в научно исследовательской лаборатории и предстоит нам сегодня сделать очень важное открытие, поэтому мы назовем наш урок – урок научное открытие. Вы объединились в 4 творческие лаборатории, каждая лаборатория имеет своего главного научного сотрудника, который будет отвечать за работу своей группы (представление главных научных сотрудников).

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Посмотрите внимательно на доску, определите, что является объектов нашего исследования? (клетки живых организмов). На доске закреплены картинки: клетки бактерий, растений, грибов и животных.

- Определите, клетки каких организмов перед вами.

Создание мини-проекта.

Первое задание каждой лаборатории. У каждой группы в конверте находиться перечень органоидов и структур клетки, он у всех абсолютно одинаковый. Необходимо для каждого вида клетки подобрать соответствующие ей структуры. (клеточная оболочка, мембрана, цитоплазма, слизистая капсула, жгутик, ядерное вещество, вакуоли, ядро, включения, пластиды). Закрепить клетку и соответствующие ей органеллы на ватмане.

1 лаборатория – бактериальная клетка;

2 лаборатория – растительная клетка;

3 лаборатория – клетка грибов;

4 лаборатория – животная клетка.

После чего необходимо защитить свой проект у доски.



Вопросы для обсуждения:

- Что общего у всех клеток живых организмов?

- Чем отличается бактериальная клетка от клеток других организмов?

- Какие особенности характерны для растительной клетки?

- Как вы сможете отличить животную клетку от других клеток?

- Что общего у клетки грибов с клетками растений? С клетками животных?

- Какое вещество придает прочность растительной оболочке? Оболочке грибов?

III. Определение темы и целей урока

Мы с вами продолжаем наше научное исследование.

Подумайте, о каком биологическом процессе идет речь в загадке? Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего исследования.

Двойняшки-дочки

Родились в теремочке,

А  мамка вдруг пропала

Как будто не бывала.

Ответ: Деление клетки.

Записать тему научного исследования в тетрадь.

- Что же такое деление клетки? (высказывания обучающихся, найти определение в учебнике стр. 48).

- Как вы думаете, какое значение имеет этот процесс?

- Для чего нам нужно изучить эту тему?

IV. Изучение нового материала

“Каждую секунду в организме всего живого сотни миллионов неодушевленных, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Это древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И все живое растет и существует”. (Текст по книге И. Акимушкина “Занимательная биология”)

Задания:

1. Кого автор назвал «дисциплинированными маленькими балеринами»?

2. О каком танце идет речь?

Приступим к выполнению второго задания.

С помощью предложенных моделей рассмотрим процесс деления клетки (на столах модель клетки, ядра, хромосомы), но сначала вспомним:

- Какой органоид клетки отвечает за хранение и передачу наследственной информации?

- Какие структуры содержатся внутри ядра и передают наследственные признаки от материнской клетки к дочерней?

Нам необходимо создать модель клетки, нам потребуется клеточная стенка, ядро и хромосомы.

Каждая лаборатория выбирает объект для исследования.

1 лаборатория – клетка комара, 6 хромосом;

2 лаборатория – клетка прыгающего муравья, 2 хромосомы;

3 лаборатория – клетка мухи дрозофилы, 8 хромосом;

4 лаборатория – клетка аскариды, 4 хромосомы.

Этапы деления клетки

1 этап: клетка готовиться к делению, на этом этапе количество хромосом удваивается, произвести удвоение хромосом в ядре;

2 этап: ядерная оболочка рассасывается, хромосомы оказываются в цитоплазме клетки, удалить ядерную оболочку;

3 этап: хромосомы выстраиваться по экватору клетки, на глобусе показать экватор, расположить хромосомы по экватору;

4 этап: нити веретена деления растягивают равномерно хромосомы к противоположным полюсам клетки, показать на глобусе полюса, распределить равномерно хромосомы по полюсам;

5 этап: у полюсов образуется 2 ядерные оболочки, хромосомы оказываются внутри каждого ядра, сформировать два самостоятельных ядра;

6 этап: цитоплазма клетки делиться, образуется две дочерние клетки, показать результат деления клетки.

- Чем отличаются дочерние клетки от материнской? (размерами)

- А что у них общего? (набор хромосом)

Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в действительности (просмотр видеоролика «Деление клетки»).

Просмотрев фильм, ответьте на вопрос – все ли мы в нашем научном открытии сделали правильно?

Физкультминутка

Встали, взялись за руки – это клеточная оболочка. Пошли по часовой стрелке, так движется цитоплазма внутри клетки, вытянули руки к центру клетки – это ядро, подняли руки вверх, помахали – это хромосомы внутри клетки, попрыгали на месте – так митохондрии образуют энергию, необходимую для деления. Я называю часть клетки, вы совершаете действия – ядро, оболочка, цитоплазма, хромосомы, митохондрии …

Работа в тетради.

Запишите последовательно этапы эксперимента в тетрадь.

Демонстрация на слайдах.

V. Применение полученных знаний

Каждая лаборатория получает практическое задание.

1 лаборатория – заполнить карточку

Исходная материнская клетка содержит 8 хромосом

Если исходная материнская клетка поделится три раза, то получится _______ дочерних клеток


Число клеток организма каждый раз ________________



После третьего деления число хромосом в клетке равно

______________


Таким образом, дочерние клетки_______________________________________ ____________________________________________________________________


2 лаборатория – Подумайте, какое значение имеет деление клеток у многоклеточных организмов?

Отвечают: деление клетки имеет значение для многоклеточных организмов – рост и развитие организма, восстановление частей тела.

3 лаборатория – Подумайте, какое значение имеет деление клеток у одноклеточных организмов?

Отвечают: деление клетки имеет значение для одноклеточных организмов – увеличение их численности.

4 лаборатория – расположите в правильной последовательности этапы деления клетки и дайте им характеристику



VI. Обобщение и систематизация знаний

  1. Работа с ЭОР

  2. Самостоятельная работа.

С помощью сигнальных карточек согласитесь с утверждением или опровергните его (зеленая карточка – да, красная – нет)

1.Образовавшиеся после деления дочерние клетки растут, достигают размера материнской клетки и больше не делятся.( нет)

2.За счёт деления клеток происходит восстановление повреждённых частей тела у животных. (да)

3.Каждая новая клетка возникает только путём деления ранее существовавших клеток.(да)

4.Дочерние клетки получают половину наследственной информации, имевшейся у материнской клетки. (нет)

5. Деление клетки начинается с удвоения числа хромосом в ядре клетки.(да)

6.До деления клетки хромосомы располагаются в цитоплазме.(нет)

7. В результате деления образуются две новые клетки, которые содержат такое же число хромосом, что и в материнской клетке. (да)

8. Хромосомы – структуры клетки, которые отвечают за передачу наследственной информации во время деления клетки.

9. За счет деления клетки одноклеточные организмы растут. (нет)

10.Каждая новая клетка возникает в результате деления ранее существующей. (да)

VII. Рефлексия.

- Ребята, какое научное открытие мы с вами совершили на уроке?

- Закончите фразу – сегодня на уроке я узнал, …

- Нам только осталось оценить свою работу и получить отметку.

Поэтому теперь возьмите ручку, карточку на столе и в пустое поле впишите соответствующий ответ.

Фамилия, имя ___________________________

  1. Я знаю, как делится клетка, и образуются новые.


  1. Я могу определить по рисунку, какая стадия деления изображена.


  1. Если обозначить число хромосом в материнской клетке за n, то число хромосом в дочерних клетках будет.


  1. В самостоятельной работе у меня были ошибки.


  1. Я понял причину своих ошибок (если они были).


  1. Я сегодня был активным на уроке.


  1. Я сегодня был внимательным на уроке.


  1. Я выполнял правила работы в группе.


  1. Я сам (а) открыл новое знание.


  1. Я доволен своей работой на уроке.


  1. Моя отметка за урок


Домашнее задание

П. 18, ответить на вопросы

Составить проект на тему «Деление клетки»

Выполнить задание на образовательном ресурсе «ЯКЛАСС»


Завершая наш урок, я прошу каждого, выбрать для себя хромосому определенного цвета, которая покажет, понравилось ли ему сегодня на уроке открывать новое знание.

- красный цвет – «Нет»;

- жёлтый – «В принципе, понравилось»;

- зелёный – «Понравилось очень.

Поднимите хромосомы вверх.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!