СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Образование временных форм глаголов" Урок русского языка в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок основан на традициях народного праздника «Масленица». С помощью интерактивных методов учитель помогает детям понять и научиться образовывать временные формы глаголов. Урок также способствует развитию коммуникативных и познавательных навыков учащихся.

Этот подход делает обучение более увлекательным и эффективным.

Просмотр содержимого документа
«"Образование временных форм глаголов" Урок русского языка в 4 классе»

ГБОУ «СШ №6 Г.О. СНЕЖНОЕ»





ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ

Урок русского языка в 4 классе




Подготовила учитель начальных классов

Пущинская Елена Владимировна









Тема: Образование временных форм глаголов

Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; поиск и выделение необ­ходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построе­ние логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уров­ня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

  1. Оргмомент (слайд 2)

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок,

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны.

  1. Актуализация знаний.

К кому мы сегодня снова отправимся в гости? (к Масленице) (Слайд 3)

Масленица, масленица развеселый праздник! (Слайд 4)
Шуток, песен, танцев очень много разных. 
На целую неделю веселье завела. 
И на русский язык к нам пришла. 


-Один из древнейших праздников русского народа – масленица. Как только народ не называл Масленицу. И честная, и широкая, и веселая, и объедуха, и полизуха, и сырная… Каждый день этой веселой недели имел свое название, свой обычай . Всю масленичную неделю веселился народ, провожая зиму, встречая весну. 


Что символизирует этот праздник? (Провожают Зиму и встречают Весну)

Что сегодня хотите узнать об этом празднике?

- Чтобы ответить на ваши вопросы, Масленица хочет взять у вас интервью (прием интерактивного обучения):

1. Над какой частью речи мы работаем?

2. Глагол обозначает …

3.Глагол отвечает на вопросы…

4. Глаголы имеют 3 …

5. Неопределённая форма глагола – это…

6. Н.ф. отвечает на вопросы…

7. Н.ф. заканчивается на …

8. Какие виды глагола вы знаете?

Молодцы! Масленица довольна и готова рассказать как называется 3 день.

  1. Самоопределение к деятельности

  1. Каллиграфическая минутка. (Слайд 5)



  1. З-й день Масленицы называют «Лакомка». Как вы понимаете это слово?

- А среду веселой разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день . Уж лакомились вволю. 

- А чтобы узнать, чему мы научимся сегодня на уроке, Масленица приготовила вам вот такое задание.

На празднике люди (петь) песни. (Слайд 6)

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Изменить форму глагола)

(Слайд 7)

Измените форму глагола так, чтобы в предложении говори­лось о том, что происходит сейчас. (На празднике люди поют песни.)

— А теперь измените предложение так, чтобы в нём говори­лось о том, что происходило раньше. (На празднике люди пели песни.)

— Поставьте глагол в такую форму, чтобы в предложении говорилось о том, что будет происходить. (На празднике люди будут петь песни.)

— Чем отличаются предложения, которые вы составили? (Формой глагола.)

— В каких формах употреблён глагол в этих предложениях? (В первом предложении глагол употреблён в настоящем вре­мени, во втором в прошедшем, в третьем — в будущем.)

Сформулируйте задачи урока.

Узнать, как образуются гла­голы настоящего, прошедшего и будущего времени, научиться образовывать временные формы глагола.


  1. Работа по теме урока


- Ребята, какой главный символ Масленицы? (блин) (Слайд 8)

- А кто знает почему блин круглый? (символизирует солнечный круг (Слайд 9 - 10)

1. Групповая работа.

- Ребята, Масленица, сегодня угощает вас блинами. Но блины непростые. Вы должны внимательно рассмотреть таблицу и сделать вывод от каких глаголов в неопределённой форме можно образовать все три формы времени, а от каких только две формы времени. (Слайд 11)

Вывод: От глаголов неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что делать?, можно образовать все три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее). От глаголов неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать только две формы времени (прошедшее и будущее).

(Слайд 12)

— Чем отличается будущее время глаголов, отвечающих в не­определённой форме на вопросы что делать ? и что сде­лать? (От глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос что делать?, образуется сложная форма будуще­го времени, а от глаголов, отвечающих на вопрос что сде­лать?, — простая.)



Физминутка (Слайд 13)

2.Парная работа «Вкусное застолье» (Слайд 14)

Ещё в этот день бабушки с маминой стороны приглашают в гости ваших пап, ну и, конечно, всю семью. Готовят много вкусных блюд и угощают. Я сейчас предлагаю вам пойти в гости, найти угощение с глаголом в неопределённой форме. Записать его, разобрать по составу и образовать от них временные формы глаголов. (На стенах класса развешены «лакомства»: блины, крендельки, пряники, леденцы и др. с глаголами. Дети встают со своих мест и выбирают только те «угощения», которые подходят к заданию).

Шагнуть, принести, заходит, старость, молчать, отнимать, напасть, похудеть, петь, молодость, гость, трость, нести, лесть, глупость, грызть, играть, тают.

  1. Групповая работа «Частушечный турнир» (Слайд 16) (ребята ставят глаголы в нужную временную форму и поют или проговаривают хором частушку)

(Слайд 17)

Ветер (дуть), ветер (дуть),
Ветерочка не унять.
Лапти новые (надеть),
(Побежать) Весну встречать

(Слайд 18)

Мы на масленой неделе

Праздник не (нарушить)

Все друзья (плясать), (петь)

Да блиночки (кушать).

(Слайд 19)

Уминая всласть ватрушки

Мы (петь) для вас частушки.

Всякий люд кругом (танцевать)

И душа его (ликовать).

  1. Работа со словарём (Слайды 20 – 22)

— Что такое свитер?

— Проверьте, правильно ли вы объяснили значение слова, по толковому словарю учебника.

— Запишите это слово в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

(Следует обратить внимание учащихся на произношение слова: сви[т]ер. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)

— Запишите в словарик слово везде, поставьте ударение, под­черкните орфограмму.

— Прочитайте, что означает это слово, в толковом словаре.

— Составьте предложение со словом везде. (Везде таял снег)


  1. Рефлексия (Слайд 23)

Итог урока


  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что мы повторили?

  • Какое задание было интересно выполнять?

Приём «Закончи предложение»

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно …

  • Я понял(а), что …

  • Теперь я могу…


  1. Выставление оценок за урок