II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. Организация работы по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала. 10 мин. | Письмо по памяти. слайд 2 Поздней осенью переменит белка своё рыжее платьице на серую зимнюю шубку. – Обозначьте те места в словах, где можно допустить ошибку. – Найти имена существительные, определить, производными или непроизводными они являются. – В каком значении употреблены слова платьице и шубка? Как называется это значение? (Метафора.) – Одинаков ли состав слов белка и шубка? Почему? – Каким способом образованы производные имена существительные? Интеллектуальная разминка (слайд 3) Помните сказку о том, как один старик попросил своих сыновей переломать веник? Сыновья ломали, ломали и не смогли сломать. Старик велел развязать веник и попробовать сломать его по прутику. Прутики легко ломались. «Будете вместе жить — никто не сломает вас. Будете жить порознь — сломают по одному», — сказал старик. Выпишите по два слова: а) с непроизводной основой; б)) образованные приставочным способом; в) образованные суффиксальным способом. - Чему учит эта сказка?(Толерантности,дружбе) - А зачем нужна толерантность?(потому что мы живём в многонациональной стране) — Чем интересно слово многонациональная? | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
|
III. Постановка проблемного вопроса урока. Наблюдение. Пропедевтическая беседа. 5 мин. | Наблюдение по слайду 4. Проблемная ситуация провоцирует «разброс мнений» и выход на основной вопрос урока: «Как правильно определить способ образования слова многонациональная?» -А как вы понимаете слово нацмен ? (Объясняется значение слова и особенность его произношения, исходя из словообразовательной модели) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
IV. Открытие новых знаний. Организационная. 12 мин. | 1. Обращение к теоретическому материалу V, VI § 11. Отображение полученных сведений в схеме. Сложение     ![]() ![]() ![]()  ![]()  ![]() ![]() ![]() + (o//е) + + слово + + 2.Выполнение упражнений в группах с проверкой и комментированием. 99- развивается умение образовывать слова с помощью соединит.гласных 101- развивается умение находить в тексте слова, образованные сложением целых слов 102- развивается умение образовывать слова с иноязычными корнями. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах, преобразовывать и передавать её в других формах (схема, план). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. Организационная. 5 мин. | 1.Выразительная роль морфем. Обращение к теоретическому материалу VII § 11. 2.Выполнение упражнений по вапиантам 103- развивается умение определять значение суффиксов 104- развивается умение определять значение приставок Игра «Соедини». (Слайд 5) Задание: соединить элементы правого и левого столбика, чтобы получились новые слова: ница сено глас воз вал гриб щик очк – Сколько слов у вас получилось? – Что необычного вы заметили? (Возница, возглас – воз – корень и воз – приставка, возница и грибница – суффикс иц – лица и иц – места.) | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий. 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VI. Итог урока. Оранизационная. 6 мин. | 1.Работа со слайдом 6 Игра «Кто больше?» 2.слайд 7 Рефлексия. -Из скольких блоков состоял материал параграфа учебника? -Какие это блоки? - Что нового вы узнали? Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |