Эссе.
В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие от всех бедствий человечества
Н.М.Карамзин
Русский писатель и историк поднимает проблему роли просвещения в жизни общества.
Обратимся к основному понятию и постараемся разобраться в смысле высказывания.
Просвещение – это передача, распространение знаний и культуры, а также система воспитательно-образовательных учреждений в государстве. В современном обществе этот термин, давший название целой эпохе, близок к понятию образование.
Образование можно рассматривать в нескольких смыслах.
В широком смысле это процесс и продукт формирования ума, характера, физических способностей личности.
В техническом – способ передачи культурного наследия образовательными учреждениями( д/с, школы, вузы) от поколения к поколению.
В обыденном – обучение учителем ученика знаниям и навыкам( например, вождению машины)
Рассмотрим обозначенную автором мысль о роли просвещения( образования) в следующих аспектах.
Во-первых, это научные знания, которые освобождают нас от заблуждений. Это было актуально и в прошлом, когда наука боролась с религией за сознание человека и открывала законы мироздания( например, гелиоцентрическая модель Коперника в противовес геоцентрической модели Птолемея); и сейчас, когда наука объясняет причины многих болезней и продлевает жизнь человека, уча его здоровому образу жизни.
Во-вторых, это воспитание высоконравственной личности, служащей благу общества. Если человек верно осваивает социальные роли, соблюдает нормы, не нарушает закон, он вырастает не только законопослушным гражданином, но и патриотом своего Отечества, всегда готовым прийти ему на помощь( герои Великой Отечественной войны, военнослужащие, борющиеся с международным терроризмом в Сирии и др. странах).
В - третьих, просвещение как способ освобождения от плена несвободы и достижения достойной жизни. Примером могут служить деятели российской истории, боровшиеся за свободу и демократические ценности- Радищев, Новиков, Сперанский, декабристы, правозащитники и т.д.
Карамзин не первый, кто говорил о значимости просвещения ( образования) и его спасительном влиянии на людей. Еще древние подчеркивали благотворный характер этой деятельности. Пифагор, например, утверждал, что если разделить образование с другим человеком, то все равно его нельзя утратить. А И.Кант упор делал на том, что и сам человек должен быть активным в самообразовании, осознавая, насколько это важно для формирования его личности.
В XXв. значимость образования стала осознаваться как государственная задача, содействующая решению многих глобальных проблем, что нашло отражение в ряде правовых документов и международного, и национального характера ( стт.43-44 о праве на образовании и доступе к достижениям культурного наследия Конституции РФ ).
Возвращаясь к несколько наивной мысли Карамзина о просвещении как противоядии от всех бедствий, хочется подчеркнуть следующее. Вряд ли можно видеть в нем единственное спасение от бед в нашем быстроменяющемся и сложно устроенном мире, но то, что с его помощью можно разрешить ряд бед, это безусловно так.