Цель урока: Обучающая:Объяснение процесса образования, усиления, распада Золотой орды, общественный строй государства Развивающая:развивать память, мышление, умение работать, с учебником и схемами, анализировать; вести конспект. Ожидаемый результат: Смогут осуществлять контроль и оценку результатов. Смогут осуществлять совместную деятельность в малых группах. |
10 мин. | II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу. - кто такой Темучин? -что вы знаете о курултае? -основной закон государства? -какой город оказывал сопротивление 6 месяцев? -старший сын Чингисхана? | Проявляют интерес к изучаемому материалу. | карточки |
15 мин. | III. Актуализация знаний. По методу «Броуновское движение» научить учащихся свободно излагать свои мысли. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала. Групповая работа Стратегия «Карусель». Ученики работают с готовым текстом, самостоятельно добывают знания Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Ученики самостоятельно усваивают новую тему. Демонстрируют знания, умения. Золотая Орда- одно из крупных государств, созданных на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы- хана Бату (Батыя) территория простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Столица- первоначально называлась Сарай –Бату (нижнее течение Волги), затем она была переименована в Сарай –Берке. Карта - О легенде из летописи «Шынгыснаме» о разделе владений Чингисхана (чтение из учебника). 2. Бату вёл завоевательные войны с 1235 года и захватил многие страны и государства в западном направлении ![]()   Народы Северного Кавказа Крымвсе они платили дань Русские княжества Государства Восточной Европы Рассказ с применением хронологической ленты правления ханов 1227-1255 | 1236-1242 | 1255-1266 | 1266-1280 | 1290-1312 | 1312-1342 | Хан Бату | Походы на Запад | Хан Берке | х.Менгу- Тимур | Хан Тохты | хан Узбек | 1342-1357 | 1357-1380 | 1380 | 1380 г | Хан Жаныбек | Борьба за власть |    Хан Мамай Д.Донской | Тохтамыш хан | По ходу рассказа к каждому хану прикрепляем табличку с особенностями его правления. Бату хан- завоевал много стран, границы расширились в западном направлении. Особо внимание уделял развитию городов. Государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и платили дань. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению. Берке хан- укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях укрепления государства Берке принял исламскую религию. Но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими государствами. Менгу–Темир- в 1271 году принял поход против Византийской империи, которая препятствовала укреплению связей Золотой Орды с Египтом. Тохты хан- оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством. Узбек хан- при нем государство укрепилось, важное значение придавал городам. По его приказу возводились мечети и др.общественные сооружения. Также в период его правления ислам был объявлен государственной религией. Учебная задача: выделите из учебника причины ослабления государства и составьте схему. проверка (Схема) Ослабление государства     Междоусобные раздоры Поражение Мамая от Дм.Донского Захват власти Тохтамыш ханом Нападения эмира Тимура Рассказ о распаде Орды с применением схемы Середина XVвека Распад Золотой Орды Сибирское х Ногайская Орда Белая Орда Астраханское х Казанское х Крымское х Общественный строй-Логическая цепочка     Общественный строй власть – по наследств имели писарей управляли малики сбор налогов-даруги военное руководство- беки. Являлось мусульманским государством.
Золотая Орда (середина XIII – середина XV вв.) Территория | От Алтайских гор на востоке до низовьев реки Дунай на западе | Знаменитые ханы | Достижение фактической и юридической самостоятельности | Бату-хан (1227-1255) – основатель государства | Берке-хан (1257-1266) – Золотая Орда стала самостоятельным государством не только фактически, но и юридической | Менгу-Темир-хан (1266-1280) – стал чеканить собственную монету, в 1271 г предпринял поход против Византии | Период расцвета (I половина XIVв.) | Узбек-хан (1312-1342) - объявил ислам государственной религией. Открыл в столице государства медресе | Жинибек-хан (1342-1357) – Золотая Орда достигла наибольшего могущества | Столица | Сарай-Бату (вблизи Астрахани) Сарай-Берке (вблизи Волгограда) | Племена и народности | Многочисленные племена и народности, различавшиеся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавшие своеобразной культурой и обычаями: кыпчаки, найманы, кереиты, уаки, коныраты и др. Монголы были в меньшинстве, кыпчаки в большинстве | Общественный строй | Был аналогичен системе потомков улусов Чингисхана. Государство состояло из улусов, а улусы подразделяли на более мелкие владения | Система управления | Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Правитель – хан, во главе дивана (центрального органа исполнительной власти, ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства) стоял визир, в городах и и подчиненных улусов сбором налогов и дани занимались даруги и баскаки, армией и дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек | Язык | Кыпчакский. Делопроизводство велось на тюркском и уйгурском языках | Причины распада | Борьба народов, входящих в состав государства, за самостоятельность и за независимость Междоусобная борьба за власть В 1389, 1391, 1395 гг. опустошительные набеги эмира Тимура Народности полиэтнического государства не смогли жить в согласии и взаимопонимании | | | Лист-опросник Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI века – «Шынгыснаме» Какая территория Казахстана вошла в Улус джучи?__________________________________________________________________ Какая территория вошла в Золотую орду?_____________________________________________________________________ В каком веке по словам ученого-востоковеда В.Юдина новое государство Улусом Джучи стало называться «Золотая Орда»?________________________________ Первое крупное государство, образованное на месте улуса Джучи – Золотая Орда. В итоге походов Батыя в 1236-1242 гг. народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и – выплачивали дань В итоге походов Батыя с 1236 – 1242гг. под его властью оказались новые земли – от Волги до низовьев Дуная. Европейские походы Батыя длились - с 1236-1242 гг Столица Золотой Орды – город Сарай – Бату располагалась в низовьях реки – Волга. Золотая Орда становится независимой от монгольской империи в период правления – хана Берке. При хане Золотой Орды Берке укрепляется связь и развиваются дружеские отношения с султаном Египта – Бейбарысом. В конце XIII века укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовало государство – Византия. Золотая Орда при Менгу хане – стала чеканить собственную монету. Золотая Орда при хане Берке укрепляет связи и развивает дружеские отношения с – Египтом. Золотая Орда достигла своего могущества в первой половине XIV при ханах – Узбеке и Жанибеке. Золотая Орда приУзбек хане в 1312 году – объявила ислам государственной религией. Золотая Орда пришла в упадок в результате последнего похода эмира Тимура в – 1395 году Мамая на Куликовом поле разбил – Дмитрий Донской.
|
10 мин. | IV.Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» осуществляет закрепление урока. Работа в парах. Стратегия «Подумай и поделись » - Определите порядок действий при посадке растений и расставьте цифры. Работа в группах. Метод «Шесть шляп»  Разделить различные части мышления, чтобы обсудить более эффективно и быть более осведомленным о влиянии на ваши мысли. Белая шляпасимволизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа– позитивные суждения. Черная шляпа– отражает проблемы и трудности. Красная шляпа– эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая шляпа– творческие суждения, предложения. Синяя шляпа– обобщение сказанного, философский взгляд Защита работ. -Молодцы! Оценивание. | Ученики обсуждают над темой. Таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки. | Кубик Блума |
5 мин. | V.Итог урока Контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? - Как вы оцените свою работу? Оцените свою работу и покажите полоску: «5»- красная «4»- зеленая Лестница успеха» Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим. Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета: Зеленый круг – еще испытываю затруднения; Желтый круг - усвоил хорошо; Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше. «3»- белая | Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу. | карточки стикер Дерево Блоба |