Цель: Формирование интереса к экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям первоначальные представления о песке и его свойствах: цвет (светлый - темный); сухой – мокрый; холодный, сыпучий.
Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжать знакомить с приемами рисования на песке.
Развивающие:
Обогащать словарный запас детей прилагательными: сухой, сыпучий, светлый, мокрый, холодный; глаголами: сыпется.
Развивать речь, звуковую культуру, мышление, внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Побуждать к проявлению сострадания и воспитывать аккуратность.
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Материал: Песок, лейка с водой, кукла би – ба – бо Маша, ширма, подставка для готовых работ.
Предварительная работа: Игры с песком на прогулке летом, чтение русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций, картины «На песочнице».
Ход экспериментирования.
Воспитатель. Сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки. Спасибо.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
Слепить домик и играть. (Песок)
Воспитатель. Ребята, а когда летом тепло, вы любите играть с песком? (Ответы детей). Что вы делаете с песком? (Строим домики, печем пирожки).
Воспитатель. Сегодня к нам в гости приехала необычная машина! Посмотрите, что нам привезла она? (Песок). Правильно. Это песок.
Воспитатель высыпает песок с машины в емкость для песка.
Воспитатель. Дети, закатайте рукава и запомните правило:
Когда мы трогаем песок,
Пальцы в рот не берем
И глаза свои не трем.
Воспитатель. Положите ладони на песок и погладьте его. Какой песок? (Ответы детей). Давайте скажем вместе: светлый, сухой.
Воспитатель. Наберите его себе на ладошку. (Дети выполняют).
Воспитатель. Как трудно держать их в руках. Песок сыпется, как ручеёк и он разговаривает с нами: «С – с – с – с!». Как разговаривает песочек с нами? (Проговорить с детьми звук с хором и индивидуально).
Воспитатель. Песок сыпется, значит, он сыпучий. Давайте скажем - сыпучий. (Дети повторяют.)
Воспитатель. С песком, дети, не только играют, на нем можно рисовать!
Игровое упражнение «Делаем дорожки и волны из песка»»
Воспитатель начинает рисовать пальцем и вовлекает детей в игру – рисование на песке.
Воспитатель. Дети, покажите, как вы умеете рисовать. А что можно нарисовать на песке? Правильно дорожки, следы зверей, волны на реке.
Дети проводят самые простые линии (прямые и волнистые, отпечатки пальцев).
Воспитатель. Молодцы, ребята, очень красивые рисунки у вас получились.
Сюрпризный момент.
За ширмой слышится: « Ау – ау – ау»
Появляется кукла би – ба – бо Маша.
Воспитатель. Кто это аукает? Ребята, посмотрите, кто это? (Ответы детей).
Воспитатель. К нам в гости пришла Машенька из сказки «Маша и медведь». Давайте поздороваемся с ней.
Дети здороваются.
Маша. Здравствуйте, детки!
Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Почему ты такая грустная?
Машенька. Скоро медведь придет, а я не успела испечь пирожки для дедушки и бабушки.
Воспитатель: Машенька, не грусти, мы тебе поможем. Дети, мы умеем печь пирожки?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы): Да, умеем!
Воспитатель. Из чего можно испечь пирожки? (Ответы)
Воспитатель: Поможем Машеньке испечь пирожки из песка?
Дети ( хоровой и индивидуальный ответы): Да!
Воспитатель. Ребята, что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (Предположения детей) Я возьму лейку и полью песок водой.
Воспитатель с помощью ребенка поливает песок из лейки и читает детям стихотворение В. Шипуновой «Куличики»:
Носим воду мы из лужи.
Три ведра воды нам нужно.
Вот песочек золотой.
Мы польем его водой.
Воспитатель. Потрогайте его и скажите — каким стал песок? (Мокрый, холодный, темный).
Воспитатель. Правильно, этот песок мокрый. Мокрый песок также сыпется как сухой? (Показать детям). Конечно, мокрый песок не сыплется.
Воспитатель. Из мокрого песка можно делать пирожки? (Ответы детей). Давайте попробуем.
Дети вместе с воспитателем делают пирожки.
Тяп – ляп – все в порядке.
Вот пирожок – очень сладкий.
Пышный да румяный,
Прямо как у Маши.
Воспитатель. Детки, что мы напекли?
Дети (хоровой и индивидуальный ответы). Пирожки.
Воспитатель. Положите пирожки на поднос. А какие у вас руки?
Дети. Грязные.
Воспитатель. Помоем ручки, вытрем салфеткой и покажем Машеньке, какие напекли мы пирожки.
Машенька. Вот, спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Теперь я спрячусь в короб с пирожками и смогу убежать от медведя к дедушке и бабушке. До свиданья!
Дети. До свиданья, Маша!
Воспитатель. Вот и сказке пришел конец.
Кто ее слушал – молодец.
А кто с песочком поиграл,
Тот добрее сразу стал.
Сегодня мы были добрыми. Помогли Машеньке испечь пирожки и убежать ей от медведя домой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» комбинированного вида с. Айкино.
Образовательная деятельность
по познавательному развитию
с экспериментированием песком
«Поможем Машеньке»
для детей 2 – 3 лет.
Составила: Пронина Наталия Васильевна
2015