Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 3 «Соловушка»
Образовательная деятельность
с детьми 3-4 лет
(вторая младшая группа)
«Солнышко, солнышко – деткам посвети!»
По образовательной области: Познавательное развитие
Разработала: воспитатель
Коломыцева Анастасия Владимировна
Г. Рыльск
Задачи:
Образовательные:
Формировать познавательный интерес и умение выходить из проблемных ситуаций путём их решения;
Формировать представления об окружающей среде, природе, животных;
Формировать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы полными ответами;
Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором;
Формировать навыки сотрудничества;
Способствовать развитию связной речи и коммуникативных качеств;
Продолжать знакомить детей с временем года – осень, признаками осени.
Продолжать знакомить детей с методами нетрадиционного рисования (пальчиками);
Закреплять знание основных цветов.
Развивающие:
Развивать моторику рук, тактильные ощущения, дыхательный аппарат, слуховое восприятие;
Развивать физические качества, внимание, мышление, сообразительность;
Развивать умение отгадывать загадки;
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным;
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание помочь другим;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Воспитывать любознательность, эстетический вкус.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Словарная работа: солнышко, петушок, гребешок, теремок, злодейка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций к сказкам о петушке;
Чтение потешек, стихов, загадок;
Чтение сказок « Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Петушок-золотой гребешок».
Оборудование: макет солнышка и тучки, теремок, мольберт, картина с изображением петушка без хвоста, гуашь основных цветов, влажные салфетки, ведёрко для грязных салфеток, магнитофон, декорации для лесной полянки (ёлочки, цветочки, травка).
Музыкальное сопровождение: запись «крики петуха», песенка про паровозик, мелодия «Пробуждение».
Ход образовательной деятельности.
(звучит музыка, дети вместе с воспитателем заходят в группу «едут на паровозе», держась друг за друга)
Вводная часть.
Воспитатель: Едет, едет паровоз, мимо ёлок и берёз,
Дым пуская на лету, паровоз гудит
Дети (хором): Ту – ту, ту – ту!
(дети становятся полукругом)
Воспитатель: По дороге паровоз всех детишек в лес привёз.
Как красиво здесь в лесу. Сколько грибов, деревьев. А как здесь приятно пахнет. Давайте глубоко вдохнём этот свежий воздух.
Дыхательная гимнастика.
(дети вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот (повторить 2-3 раза))
Воспитатель: Ой, а посмотрите, что это у нас под ногами?
Дети: У нас под ногами листья.
Воспитатель: А как вы думаете, откуда появились эти листочки?
Дети: Опали с деревьев.
Воспитатель: Правильно ребята, эти листья опали с деревьев, а кто знает, как называется это явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно! А давайте мы с вами потрогаем эти листочки и скажем, какие они на ощупь. Возьмите в руку по одному листочку.
(дети ощупывают листья)
Дети: мягкие, теплые, шершавые, сухие.
Воспитатель: Ребята, а какого же цвета наши листочки?
Дети: Зеленые, желтые, красные, коричневые.
Воспитатель: Правильно ребята, то есть наши листики разных цветов. А как же можно сказать это, одним словом?
Дети: Наши листья разноцветные.
Воспитатель: Да ребята! Давайте все вместе повторим это слово.
Воспитатель и дети (хором): Разноцветные!
Воспитатель: Дети, а сейчас, возьмите пожалуйста в каждую руку по листику. (Дети берут листики)
Воспитатель: А теперь давайте с вами вместе попробуем сделать листопад. А как мы можем это сделать?
Дети: Мы подбросим листики.
Воспитатель: Хорошо, давайте попробуем! На счет три подбрасываем свои листики. А теперь давайте вместе посчитаем.
Воспитатель и дети (хором): Один, два, три!
(вместе подбрасываем листья)
Воспитатель: Как красиво кружат наши листики. Какие вы молодцы, у нас получился настоящий листопад.
Воспитатель: Хорошо ребята, а когда же происходит это явление? Когда листья с деревьев опадают?
Дети: Листья с деревьев опадают осенью!
Воспитатель: Верно! А что еще бывает осенью? Какие приметы осени вы знаете?
Дети: Стало холодно, идет дождь, дует ветер, солнышко не светит.
Воспитатель: Да ребята, стало холодно, идет дождь, дует ветер – это к нам пришла осень, и солнышка совсем нигде нет. Ой, ребята, а я, кажется, знаю, что нам надо делать. Давайте его поищем, чтобы оно немножечко погрело нас своими лучиками. И нам станет теплее, и настроение наше сразу улучшится.
(дети ищут солнышко, его нигде нет)
Воспитатель: Дети, солнышка нигде нет, зато у нас здесь какая-то тучка поселилась. А за ней кто-то прячется. Посмотрите, что же там?
Дети: За тучкой спряталось солнышко!
Воспитатель: Верно дети, это наше солнышко, а почему же оно спряталось и не выходит к нам? Как вы думаете?
Дети: Потому, что солнышко спит.
(осматриваю солнышко)
Воспитатель: Да ребята! Его нужно скорее разбудить, пока совсем холодно не стало. Давайте все вместе его позовём.
(дети с воспитателем зовут солнышко)
Потешка.
Воспитатель: Солнышко, вёдрышко, выйди из-за облачка.
Дети (хором): Сядь на пенек, погуляй денёк! (2 раза)
(солнце не выходит)
Основная часть.
Воспитатель: Нет, не просыпается наше солнышко, так крепко спит. Ребята, а кто же нам может помочь разбудить солнышко? Давайте я вам загадаю загадку, а вы скажете.
Загадка.
Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это…? (Петушок).
Дети: Петушок!
Воспитатель: Верно, ребята!
Ах, красавец Петушок,
На головке гребешок,
А под клювом бородка,
Очень гордая походка!
Крылья к верху поднимает,
Важно головой кивает!
Раньше всех петух встаёт,
Громко на заре поёт
Воспитатель: Дети, как поёт Петушок?
Дети: Ку-ка-ре-ку, (2 раза тихо, громко)
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте вместе позовём Петушка!
Динамическая пауза
(дети выполняют вместе с воспитателем)
Воспитатель и дети (подговаривают): За лесами, (правую руку развести вправо)
За морями, (левую руку развести влево)
За высокими горами (над головой свести пальцы рук вместе)
Стоит в поле теремок, (свести пальцы рук на уровне груди)
А живёт в нём Петушок! (скрестить пальцы, изображая петушка)
Выходи к нам Петушок, (выполняем зазывающие движения руками)
Покажи свой гребешок! (скрестить пальцы, изображая гребешок)
(подходим к мольберту с изображением Петушка без хвоста)
Воспитатель: Вот он, наш Петушок. Какой красивый, какой у него гребешок, бородка, хвост. Ой, ребята, что же за беда случилась с нашим Петушком? Посмотрите, может чего-то не хватает?
Дети: Не хватает перышек в хвосте!
Воспитатель: Правильно, ребята! Это всё лиса - злодейка!
Посыпала зёрнышки, выщипала пёрышки.
Без хвоста все курицы засмеют на улице нашего Петушка.
Давайте ему поможем!
Дети: Давайте!
Воспитатель: А как мы можем помочь петушку?
Дети: Мы нарисуем ему хвост!
Воспитатель: Верно, а теперь давайте пройдём к столу.
(переходим к столу, на котором приготовлены баночки с краской (красный, жёлтый, синий, зелёный), влажные салфетки для вытирания рук, ведёрко для грязных салфеток)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня здесь на столике?
Дети: На столе краски!
Воспитатель: Верно! А какого цвета краски у меня есть?
Дети: Красная, желтая, синяя, зелёная.
Воспитатель: Ой, дети, а кисточек то у нас нет. А чем ещё можно нарисовать хвост?
Дети: Можно рисовать карандашами, фломастерами, пальчиками, мелками!
Воспитатель: Правильно, я предлагаю нарисовать хвост пальчиками, согласны?
Дети: Да, мы согласны!
Воспитатель: Но прежде чем мы начнём рисовать, давайте вспомним, что при работе с красками работу выполняем за столом, необходимо быть аккуратными: не пачками лицо, одежду или стол, а также нельзя брать грязные руки в рот. По окончании работы привести рабочее место в порядок и вытереть руки салфеткой. Запомнили?
Дети: Да, запомнили.
Воспитатель: А теперь покажите мне свои пальчики, давайте с ними немножко поиграем.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель и дети (приговаривают): Петушок наш вдруг проснулся, (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные расставлены вверх).
Прямо к солнцу повернулся, (повертеть кистью в разные стороны).
Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой палец).
Ты сегодня не проспи! (погрозить пальчиком).
Воспитатель: Хорошо! А теперь я предлагаю каждому из вас взять ту краску, которая вам больше всего понравилась, и приступить к рисованию.
Продуктивная деятельность.
(дети выбирают понравившуюся краску и рисуют пальчиками хвост петушку, после работы вытирают пальчики салфетками)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите, какой красивый хвост у нас с вами получился. Теперь все в порядке с Петушком?
Дети: Да!
Подведение итогов.
Воспитатель: Петушок, Петушок,
Покажи свой хвост, дружок!
Ох и хвост! Горит огнём,
Сколько пёрышек на нём?
Раз, два, три, четыре, пять –
Невозможно сосчитать.
Дети, мы помогли Петушку?
Дети: Да, мы помогли Петушку!
Воспитатель: А как мы ему помогли?
Дети: Мы нарисовали ему хвостик!
Воспитатель: Верно, ребята!
Ох, и Петя-Петушок!
В теремке он просидел,
Песенку свою не спел…
Было стыдно без хвоста,
А с хвостом он хоть куда!
Сейчас к солнышку пойдёт,
Песенку ему споёт.
Будет солнышко опять в небе ласково сиять!
(звучит запись «Как кричит петушок», мелодия пробуждения солнышка)
Воспитатель: Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Ребята, посмотрите на солнышко, наконец – то оно проснулось! А какое наше солнышко? Какого оно цвета?
Дети: Солнышко жёлтого цвета, оно доброе, весёлое, лучистое.
Воспитатель: Правильно ребята, и нам сразу теплее стало, когда солнышко проснулось. Дети, а давайте, чтобы солнышко наше порадовалось и подольше нам посветило, погрело нас, скажем ему, добрые и ласковые слова.
(дети читают стихи)
Ребенок 1: А у солнца - сто забот:
Обогреть наш огород,
Ребенок 2: Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
Ребенок 3: После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
Ребенок 4: И Наташке-хохотушке,
На нос бросить конопушки.
Воспитатель: Дети, вы все молодцы! Вы сегодня очень помогли Петушку, а он помог нам. Петушок очень рад, что вы оказались такими добрыми, отзывчивыми и пришли ему на помощь. В благодарность за это он принёс вам сладкие угощения!
(раздаю детям угощения)
Воспитатель: А теперь, нам пора прощаться с Петушком. Давайте скажем ему «спасибо» за угощения и «до свидания»!
(дети говорят «спасибо» и прощаются с петушком)
Под музыку выходим из группы.