Образовательная деятельность в старшей группе
по лего-конструированию «Строим парусник»
Цель: Познакомить детей с физическими понятиями посредством исследовательской деятельности с парусником, построенным из Лего-конструктора.
Задачи:
Пополнить знания детей о простых механизмах на примере парусника.
Познакомить с физическими понятиями: плавучесть, сила ветра, площадь.
Тренировка навыка сборки деталей.
Развивать умение оценивать полученные результаты, на основе экспериментов.
Развивать коммуникативные способности детей.
Оборудование:
LEGO набор 9656 «Первые механизмы»;
Малая емкость с водой;
Большая емкость (длина поддона 70 см, глубина 10 см).
Ход занятия:
С - 1
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришли Дима и Катя. Они получили видеообращение от капитана Врунгеля, давайте вместе его послушаем.
С - 2
Видео №1
«Здравствуйте Дима и Катя! Энландский клуб пригласил меня принять участие в кругосветной парусной регате.
С – 3 Это соревнования между лодками, которые имеют парус. Я очень хочу выиграть эту регату.
С – 4
Видео №2 Со слов «Друзья!»
С – 5 «Внезапно произошло страшное событие, которое поставило под угрозу мое участие в регате.
С – 6 Яхта «Победа» была повреждена и вдобавок с нее исчез парус. Так как я не могу принять участие в регате, я передаю приглашение вам».
С- 8 телеграмма
В – Ребята, что нужно, для того, чтобы Катя и Дима приняли участие в регате?
Д – Построить парусную лодку.
В – Из чего можно построить парусник?
Д - …
В – Давайте спросим у Кати и Димы – из чего бы они построили парусник?
С – 9 Слайд – лего
В – Хотите помочь Диме с Катей?
Д – да
В - Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Одна команда будет строить парусник для Кати, другая для Димы.
Дети делятся на команды по 6 человек.
В – На каждом столе имеется инструкция по сборке парусника.
С - 10
На экране вы видите образец парусника, который должен получиться в итоге.
Нужные детали и их количество можно посмотреть на планшете.
Команды, можете приступить к работе.
Дети садятся за столы и строят.
В – Ребята, берите свои парусники, поставьте на стол, посмотрим, что у вас получилось.
Дети ставят парусники на стол, сравнивают их.
В – одинаковые парусники у Кати и Димы?
Д – паруса разные.
В – В чем отличие?
Д - У Катиного парусника парус широкий, а у Диминого – узкий.
В - проверим, смогут ли парусники держаться на воде? У меня возникли сомнения – посмотрите, кирпичики LEGO тонут в воде (обращает внимание на лежащую на дне емкости с водой деталь конструктора LEGO).
Опыт: «Тонет - не тонет».
В - Ребята, спускайте парусник на воду. Что происходит?
Д – Парусник держится на воде.
В – Как вы думаете, почему?
Д - ….
В – Хотите посмотреть, что не дает парусники утонуть? Поднимает емкость вверх, дети рассматривают дно парусника. Что вы видите?
Д - …..
В – Да, ребята, это пузырьки воздуха. Воздух, находящийся под кирпичиками LEGO позволяет паруснику держаться на поверхности воды (плавать). Если бы воздуха там не было, парусник утонул бы.
В-ль ставит на стол парусники, вытирает сухим полотенцем.
Открыть крышку с большой ёмкости
Опыт: «Кто быстрее?»
В - Катя и Дима построили два парусника. А на парусную регату может отправиться только один парусник. Какой из них мы выберем для участия в регате?
Д - ….
В – Нужно выбрать самый быстрый парусник. Как вы думаете, чей парусник окажется быстрее и почему?
Д – ответы команд.
В - Предлагаю записать ваши предположения на бланках. Обеим командам раздаются бланки. Посовещайтесь и отметьте в бланке – какой парусник придет первым, а какой вторым.
Оставьте бланки на столе, пришло время устроить соревнования! Чей парусник окажется быстрее, тот будет участвовать в регате. Согласны?
Опыт проводится в большой емкости с водой.
В – Слева – парусник Кати, справа – парусник Димы.
Дети ставят парусники на воду.
В – Почему они не плывут? Что нужно, для того, чтобы парусники начали двигаться?
Д
– Нужен ветер.
В – Где его взять?
Д – Можно подуть
В – Можно, еще что можно сделать?
Д – махать листочком…., феном… Вентилятор.
В – Давайте попробуем! Три, два, один, пуск!
Воспитатель устанавливает вентилятор, включает его
В – Чей парусник пришел первым?
Д – Катин!
В – Ваши предположения подтвердились?
Д – нет…
В – Отметьте в своих бланках результат соревнований.
Как вы думаете, почему победил именно Катин парусник?
Д – У Катиного парусника парус шире, а у Диминого уже.
В - Как это влияет на скорость парусника?
Д - ….
В - У широкого паруса больше площадь поверхности, на которую действует ветер. Ветер толкает парус вперед, а тот, в свою очередь, толкает вперед парусник.
В – Катин парусник отправляется на парусную регату, Дима будет Катиным помощником и штурманом. Пожелаем ребятам победы!