Материал для научно-практической конференции.
«Подготовка учителя начальных классов: субъективная направленность и эффективность образовательных практик»
« Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» - гласит китайская мудрость.
Но отвечая словами Александра Кушнера «Времена не выбирают, в них живут и умирают».
Каждый из нас является маленькой частичкой уникального механизма времени. Мы вместе создаём историческую и социальную среду для нынешних и будущих поколений. Социальная среда – важнейший источник для формирования эстетических интересов и потребностей личности. Создание эстетически наполненной среды – одна из важнейших функций современной школы.
Почему мне близка именно проблема художественно – эстетического развития младших школьников в условиях эмоционального восприятия действительности? Потому что во-первых, возрастает социальная роль личности как носителя традиций художественной культуры; во--вторых, проблема модернизации художественно-эстетического образования остаётся одной из актуальных, при ограниченном времени изучения искусства в школе, важнейшей задачей становится интенсификация, повышение его эффективности; в – третьих, углубленная работа по обозначенной проблеме продиктована месторасположением образовательного учреждения: провинциальный город с богатейшей историей и многонациональная школа на его окраине.
Нужно отметить, что флагманом по изучению этой проблемы в нашем городе являюсь не я. В 1997 году была создана программа по художественно – эстетической деятельности в дошкольном образовании, она успешно апробирована и в 2003 году переиздана с добавлением коррекционно – развивающих занятий. Развивая линию преемственности между дошкольным воспитанием и начальной ступенью образования, мы с одним из авторов, учителем музыки Колтаковой Е. Б. разработали программу по художественно – эстетической деятельности для начальной школы.
Данная программа базируется на синкретичности искусства, соединяя в интегрированном курсе такие дисциплины как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир.
Приоритетным является интегративный подход, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями литературы и изобразительного искусства, где органически соединяются зрительное, словесное и звуковые начала.
В качестве основных элементов выделены: цвет, звук, линия, форма, ритм, взаимодействие – аспекты, которые апеллируют к ассоциативному мышлению, двигательному, сенсорному и эмоциональному опыту.
Программа базируется, на идее комплексного освоения искусства Б.П. Юсова, который рассматривает механизм интеграции как «художественное пространство» в системе полихудожественного развития ребёнка.
Цель программы – эмоционально – творческое развитие личности учащихся посредством вовлечения их в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности, направленного на познание и освоение окружающего мира.
Целью обусловлены задачи программы.
Развитие личностного потенциала и на этой основе формирование эстетической культуры учащихся.
Развитие способности эстетического сопереживания как умения вступать в особую форму общения с эстетически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.
Оптимизация навыков целостного и динамичного охвата явлений искусства, развитие интегративных качеств восприятия (ассоциативный синтез).
Содержание программы выстраивается с учётом следующих принципов:.
- принцип интегративности предполагает создание целостного представления об искусстве. Каждый урок строится интегративно с целью объединения искусств в сознании учащихся в одну неразрывную область человеческого мышления и художественного познания действительности;
- принцип целостности и неспешности эмоционального освоения предполагает раскрытие всех граней программы не сразу, системно, используя возможности эмоционального освоения каждой вживанием. Темы уроков не нужно раскрывать заранее. Каждая должна стать эмоциональным открытием;
- принцип постоянства связи с жизнью предполагает осознание подлинной жизненности проблем искусства, соотнесенности их с личной жизнью и интересами человека; содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры;
- принцип адаптивности, предполагающий гибкое применение содержание и методов эмоционально-творческого развития детей в завичимости от индивидуальных и психофизических особенностей младших школьников.
На данный момент я работаю в первом классе. Этот период предполагает оптимизацию через игровую деятельность присущих данному возрасту качеств: яркости и непосредственности восприятия, его синкретизму ( органическому единству зрительных, слуховых, вербальных и моторно – пластических впечатлений).
Творческие задания нацелены на развитие способности анализировать средства выразительности, на осознание принципов звуковысотной и ритмической организации, элементарное постижение выразительности, сущности интонации, цвета, тембра, темпа.
Вашему вниманию представлен перечень творческих заданий, методов и приёмов работы на этом этапе.
Эмоционально – образный словарь позволяет решить проблему по развитию яркой, эмоционально окрашенной речи, он содержит ряд синонимов основных качеств восприятия.
Фоносемантика - придумывание несуществующих слов по звукосочетанию, но так чтобы улавливался их смысл. Неологизмы затем ребята пытаются смоделировать с помощью линий.
Отвечая на вопрос « Музыкален ли орнамент?» - выполняем ритмопластическое моделирование музыкального ритма ( прохлопываем, протопываем, прощёлкиваем музыкальные ритмы).
На примере художественных произведений ( стихов) рассматриваем звуковой ритм – чередование ударных и безударных слогов.
Душа живописи – цвет.
Знаменитый донской художник Мартирос Сергеевич Сарьян писал « Если ты проводишь черту, она должна звучать как струна скрипки: или печально, или радостно. И цвет то же самое, и всё искусство так».
Мы рассматриваем символический смысл цвета с помощью таблицы цветового восприятия ( она составлена на основе психологических исследований Макса Люшера о восприятии человека). С её помощью мы выполняем цветовое моделирование контрастных музыкальных произведений и литературных образов с помощью кусочков ткани, разного цвета, фактуры , а в 3 – 4 класса с помощью цветовых карточек.
Можете ли вы закрыть глаза и представить себя маленьким листочком, который движется по ручью, реке, бурному морю? Дети это делают с удовольствием, пытаются ритмически и графически показать темп этого движения. Затем с помощью карточек действенных слов, учатся дифференцировать темповое движение предметов.
Контраст – понятие для обозначения противоположных по характеру значений. На его основе рассматриваем литературные образы, слушаем музыкальные фрагменты, подбираем цветовую палитру и образные определения.
Во втором классе продолжается постижение языка изобразительного искусства, музыки, литературы. Мы рассматриваем: композицию, светотень, ритм повторов, звукопись, олицетворение, эпитет, сравнение, особенности художественного образа, его индивидуальные черты.
Творческие работы отображают собственное отношение к образу, подчёркивают его индивидуальность.
Эпиграфом по художественно –эстетическому развитию в третьем классе можно считать отрывок из стихотворения Николая Рыленкова:
«…Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…»
В третьем классе рассматривается связь различных видов искусства с действительностью, внутренним миром человека. Составление высказываний на основе прочитанного, увиденного. Оформление собственных впечатление в творческий замысел.
В четвёртом классе работа нацелена на познание прекрасного, формирование целостного и вместе с тем дифференцированного представления о неразрывности связи искусства с окружающим миром и деятельностью человека. Основное внимание уделяется истории нашей страны, города, семьи. Ведущий вид деятельности – творческий и исследовательский проект.
Дети учатся анализировать различные источники информации с целью создания наиболее яркого и достоверного образа в искусстве.
Занятия по программе проводятся 2 – 3 раза в четверть, по мере освоения фактического материала литературного чтения и окружающего мира. Место реализации как на обобщающем уроке по разделу, так и во внеурочной деятельности в рамках курса «Доноведение». Все занятия разработаны и входят в приложение к программе. Для того чтобы коллегам облегчить подготовку к уроку наглядного материала, готовлю мультимедийное приложение для каждого года обучения.
Говоря о результативности нужно отметить то, что систематически по апробации программы работаю третий год. Но то, что мои выпускники имеют активную жизненную позицию, большой творческий потенциал ( 90% из них посещают учреждения дополнительного образования), говорит мне о том, что я двигаюсь в правильном направлении.
Закончить своё выступление хотела бы словами Максимилиана Александровича Волошина:
Всё видеть, всё понять, всё знать. всё пережить
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями.