СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная практика "Подтекстовое чтение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программаы внеурочной деятельности9школьный компонент) по теме "Смысловое чтение"

Просмотр содержимого документа
«Образовательная практика "Подтекстовое чтение"»

Создано в рамках краевой апробационной

площадки ИРО ПК по направлению «Смысловое чтение»









Внеурочная деятельность


Образовательная практика

«Подтекстовое чтение (9 часов)











Разработано

Лукиной С.Ю.,

учителем русского языка и литературы



2020 г.

Курс рассчитан на учащихся 6-7 классов, в рамках внеурочной деятельности.

Актуальность

Данный курс актуален тем, что всем учащимся предстоит сдавать государственную итоговую аттестацию, в ходе которой им необходимо применить данный вид умения. Так как умение интерпретировать текст является центральным вопросом современной школы. На сегодняшний день в современной школе существует противоречие между требованием ФГОС ООО формировать умение интерпретировать художественные тексты с одной стороны и низким уровнем сформированности данного умения у учащихся , а также недостаточной разработанностью методики обучения этому умению с другой стороны.

Значимость образовательной практики в том, что в результате освоения этой программы ученик сможет научиться интерпретировать текст посредством подтекстового чтения, а данное умение обязательно будет востребовано на всех учебных предметах.

Цели программы: формирование умения интепретировать текст посредством подтекстового чтения.

Задачи:

1.учить находить скрытый смысл в образах, действиях персонажей, в отдельных деталях;

2.учить вычитывать подтекстовую информацию;

3. учить делить текст на смысловые отрезки, комментировать их;

4.учить находить в тексте аргументы, которые будут подтверждать выдвинутые тезисы.

Содержание программы:

программа делится на три модуля. каждый модуль включает в себя работу над интерпретации определенного текста(или видеофрагмента)

Последовательность работы над текстом

  1. Чтение текста (просмотр видеофрагмента)

  2. Коллективное, индивидуальное, парное деление текста на смысловые отрезки.

  3. Нахождение скрытого смысла образов, действий персонажей, отдельных деталей,

  4. Работа в парах, группах по выдвижению гипотез о смысле текста, по возможности подбор аргументов.

  5. Отчеты о работе групп(доклады)

  6. Создание некой творческой работы, которая сможет отразить отношение к утверждениям , выдвинутым в тексте. эти утверждения учащиеся делают на основе собственных представлений о мире.

Особые требования выдвигаются к подбору текстов, с которыми учащимся предстоит работать. Они не должны в конце полностью раскрывать смысл текста, т.е в тексте не должно быть прямого заключения.


Тематический план образовательной практики

№ занятия

Тема занятия

Форма проведения занятия

1

Чтение текста притчи. выделение отдельных смысловых отрезков

практикум

2

Нахождение скрытого смысла образов, действий персонажей, нахождение деталей существенных и несущественных. выдвижение гипотез о смысле текста, подбор аргументов

групповая работа

3

Доклады(сообщения групп). обсуждение коллективное содержательной части сообщений.

семинарское занятие

4

Чтение текста(просмотр видеосюжета). Выделение смысловых отрезков.

практикум

5

Нахождение скрытого смысла образов, действий персонажей, нахождение деталей существенных и несущественных. выдвижение гипотез о смысле текста, подбор аргументов

групповая работа

6

Доклады(сообщения групп). обсуждение коллективное содержательной части сообщений. Создание творческой работы в жанре сочинения- рассуждения

коллективное творчество

7

Просмотр мультфильма «Киви». Выделение отдельных смысловых отрезков.

практикум

8

Нахождение скрытого смысла образов, действий персонажей, нахождение деталей существенных и несущественных. Выдвижение гипотез о смысле текста, подбор аргументов

групповая или парная работа

9

Доклады(сообщения групп). Создание творческой работы в жанре рекламного буклета.



Лист оценки работы по интерпретации текстов

№ п/п

Задания к текстам

Ответы на задания

1

Прочитайте(посмотрите) текст. Сформулируйте и запишите в виде тезиса главную мысль текста или выведите заключение о намерении автора текста.


2

Найдите и запишите в таблице аргументы в доказательство своего тезиса о главной мысли теста или намерении автора

Аргумент № 1


Аргумент № 2


Аргумент № 3


Аргумент № 4


Аргумент №5


3

Сформулируйте и запиши свое отношение к главной мысли теста или намерению автора, исходя из своих представлений о мире.



Критерии оценивания и показатели оценки умений учащихся в области интерпретации текста ( основная школа)

Умения

Критерии оценивания

Показатели критерия

количество баллов

1

Умение выводить заключение о намерении автора текста или главной мысли текста

Полная и точная формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста

заключение сообщает все содержание текста и понимается однозначно

10

Заключение о намерении автора или главной мысли текста неточное или неполное

Заключение уже или намного шире содержания текста и понимается однозначно.




3

Нет заключения



0

2

Умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Качества доводов

Сильный аргумент

3 балла за каждый аргумент

Слабый аргумент

1 балл за каждый аргумент

Количество аргументов

Максимальное количество аргументов

3

Часть аргументов не доказывает тезис

1

Нет аргументов

0

3

Умение отнестись к тезисам, выдвинутым в тексте, исходя из собственных представлений о мире

Сформулировано отношение к тезисам, выдвинутым в тексте, исходя из своих представлений о мире

Сравнил смысл автора со своими представлениями о мире, при этом аргументировал свой взгляд

10

С формулировано отношение к тезису, выдвинутому автором в тексте, без предъявления своих представлений о мире

Простая формулировка: согласен, не согласен с автором.

3

Не сформулировано


0

Дидактический материал курса

Текст № 1 ПРИТЧА

Юноша и ложечка масла

Текст № 2

Существовал в одном лесу Ежик.


Итоговое (контрольное мероприятие) по оценке умения соотносить информацию сплошного текста-описания с изображением

Актуальность

Современному человек очень важно уметь ориентироваться в большом потоке информации, которая представлена бывает в различных формах и видах. Но главное нужно не только ориентироваться, но и уметь критически к ней относиться. Постоянно возрастающий объем визуальных текстов диктует условия, при которых человеку постоянно соотносить зрительные и словесные образы. Данный результат относится к метапредметному результату обучения и формируется он постепенно от простого к сложному. К средним классам основной школы ученик должен полностью овладеть методикой работы со сплошными текстами( разных тип речи) и не сплошными текстами(графиками, таблицами, картами, и т.д.).

Объектом оценивания является письменная работа, на выполнение которой ученику дается 20-30 минут.

Задание:

1.Выберите из четырех предложенных изображений одно, которое наиболее подходит к данному тексту.

2. Объясните свой выбор.

3.Заполните бланк ответа. укажите как существенные , так и внешние признаки предмета(или явления).

4.Работа должна состоять из словосочетаний в которых не более 3-4 слов.

Техническое задание:

I.может быть предъявлено в двух вариантах

1 вариант- в компьютерном классе, где на каждом компьютере создана папка с документами для работы.

2 вариант- в обычной классной комнате при наличии достаточного количества цветных распечаток.

II. Техническое задание(бланк ответа), тексты и критерии оценивания распечатываются заранее на каждого ученика и выдаются перед процедурой оценивания.

Бланк ответа

ФИ ученика__________________________________

Я считаю, что к тексту№ ____ наиболее подходит изображение № ______, так как можно выделить несколько признаков предмета, наиболее совпадающих в тексте и изображении, а именно:

1.________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания

№ п/п

Критерии

Показатели

Баллы

1

Количество указанных совпадений в тексте и изображении


Шесть и более выбранных совпадений

40 баллов

Пять и более выбранных совпадений

30 баллов

Три выбранных совпадения

20 баллов

Одно-два выбранных совпадений

10 баллов

Нет выбранных совпадений

0 баллов

2

Характер выбранных совпадений

В перечне выбранных совпадений присутствуют совпадения, указывающие на характер и особенности предмета(явления), степень проявления признака предмета

30 баллов

В перечне выбранных совпадений указаны совпадения, характеризующие местоположение , взаимоположение предметов или их элементов.

20 баллов

В перечне выбранных совпадений указаны совпадения, по внешним признакам (формам , объем, цвет и т.д.)

10 баллов

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ 100.

Процедура оценивания

Процедура оценивания может быть двух видов:

- в компьютерном классе( тогда количество компьютеров должно быть равно количеству учащихся, участвующих в мероприятии);

-в обычном классе( тогда должно быть распечатано достаточное количество комплектов дидактического материала).

Тексты и критерии оценивания распечатываются( на каждого ученика и выдаются перед процедурой оценивания ) или заводятся паки в электронном виде с материалами.

НА процедуру оценивания отводится 40 минут.

- на предъявление задания -10 минут.

-на выполнение задания 20-25 минут.

-на сдачу работ 5-10 минут.

Перед началом процедура каждый ученик видит на доске или экране список всех названий текстов с которым предстоит работать и сам выбирает понравившийся текст.

Тексты и изображения должны быть понятны учащимся.