СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа. Чтение. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа. Чтение. 4 класс»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»













Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Чтение. Работа с текстом»

4 класс













Составители: Савельева М.А.

Ушакова А. А

Студенты 21 группы









г. Черепаново

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Чтение. Работа с текстом» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современное начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний, поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду деятельности и обучению работе с различными источниками информации. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.


К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению обучащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Цель: формироваие первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-позновательных текстов, инструкций в результате изучения всех без исключения учебных предметов.

Задачи:

  1. Научить младших школьников осознанному чтению текста.

  2. Развить такие читательские навыки, как поиск информации в тексте, выделение необходимой информации, преобразование информации.

  3. Научить учащихся анализировать прочитанный текст и обобщать информацию.

  4. Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.



Направленость курса: данный курс направлен на обеспечение становление и развитие читательской компетентности младших школьников.

Значение курса: данный курс способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информцию и обрабатывать её.

Результаты освоения:

Личностные УУД:

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев).

Предметные УУД:

  • Воспринимать на лух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • Понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящие заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • Делить текст на части, озаглавливать части;

  • Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • Подробно и выборочно пересказывать текст;

  • Состовлять устный рассказ о грое прочитанного произведения по плану;

  • Размышлять о характере и поступках героя;

  • Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

  • Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

  • Относить сказачных героев к одному из групых (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

  • Соотносить автора , название и героев прочитанных произведений.

Метопредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятиях курса с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;

  • Учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией тетради;

  • Учится работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Позновательные УУД:

  • Ориентороваться в тетради (на развороте, в оглавление, в условных обозначениях)4 в словаре;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

Метапредметные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


Работа с текстом ориентирована на совершенствование всех видов коммуникативно - речевой деятельности: умение читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает освоение обучающимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно – речевых задач. Содержание программы направленно на освоение различных видов текстов (текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно – познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Обучающиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов ( с помощью учителя).

Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Обучающиеся ведут диалоги с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений.

Содержание программы

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Самостоятельное нахождение в тексте конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде, определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание; составление плана текста. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности; упорядочение информации по заданному основанию. Сравнение между собой объектов, описанных в тексте с выделением 2-3 признаков. Нахождение в тексте сведений, заданных в неявном виде. Использование формальных элементов текста для поиска нужной информации. Работа с несколькими текстами.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ подробный и сжатый, устный и письменный. Освоение разных видов пересказа художественного, учебного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, не показанных в тексте напрямую. Формулирование несложных выводов на основе текста, нахождение в тексте доказательств, подтверждающих вывод. Сопоставление содержащейся в разных частях текста информации, обобщение информации. Создание на основе текста небольшого монологического высказывания, ответа на поставленный вопрос. Выписки из текстов с определенной целью. Составление небольших письменных аннотаций к тексту. Написание отзыва о прочитанном. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа с текстом: оценка информации

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Высказывание своей точки зрения о прочитанном тексте, оценочных суждений о содержании, языковых особенностях, структуре текста. Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Сопоставление разных точек зрения. Соотнесение позиции автора с собственной точкой зрения.



Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Фольклор

24

13

11

3

Литературная сказка

12

7

5

4

Русская классика. Проза

51

28

23

5

О природе и животных

12

8

4

6

Поэмы

1

0.5

0.5


Всего часов

102

57.5

44.05































Содержание по темам


Разделы и темы

Колическтво часов


Занятия

(Этапы образовательного процесса)

Всего

Теория

Практика

1


Вводное занятие

2

2

0


1

Вводное занятие.

Диагностика (что знают дети о видах и жанрах текста)

1

1

0


2

Знакомство с жанрами текста

1

1

0

2


Фольклор

24

13

11


3-8

Знакомство с произведением.

С. Лагерлеф. Сказание о Христе. (Святая ночь; Видение императора; Колодец Мудрецов).

6

6

0


9-11

Анализ произведения

3

0

3


12-14

Знакомство с произведением.

З. Косидовский. Библейские сказания.

3

3

0


15-16

Анализ произведения

2

0

2


17-20

Знакомство с произведением.

Баллады о Робин Гуде.

4

4



21-24

Анализ произведения

4

0

4


25

Викторина «Особенности фольклора»

2

0

2

3


Литературная сказка

12

7

5


26-28

Знакомство с произведением (отрывок).

Э. Гофман. Щелкунчик и мышиный король.

3

3

0


29

Анализ произведения

1

0

1


30-33

Знакомство с произведением.

Г. М. Цыферов. Тайна запечного сверчка.

4

4

0


34-35

Анализ произведения

2

0

2


36

Сочинение на тему «Сказка в моей жизни».

2

0

2

4


Русская классика. Проза

51

28

23


37

Знакомство с произведением.

В.И. Даль. Война грибов с ягодами

1

1

0


38

Анализ произведения

1

0

1


39-40

Знакомство с произведением.

А. Платонов. Любовь к родине, или Путешествие воробья.

2

2

0


41

Анализ произведения

1

0

1


42-43

Знакомство с произведением.

А. Платонов. Сухой хлеб

2

2

0


44

Анализ произведения

1

0

1


45-55

Знакомство с произведением.

С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука (Вступление; Отрывочные воспоминания; Последовательные воспоминания; Дорога до Парашина; Парашино)

11

11

0


56-59

Анализ произведения

4

0

4


60

Викторина по произведению «Детские годы Багрова-внука».

2

0

2


61-84

Знакомство с произведением.

В. Г. Короленко. Слепой музыкант (глава первая; глава вторая).

Анализ

24

12

12


85

Интеллектуальная игра

2

0

2

5


О природе и животных

12

8

4


86-89

Знакомство с произведением.

Д. Мамин-Сибиряк. Приёмыш.

4

4

0


90-91

Анализ произведения

2

0

2


92-93

Знакомство с произведением.

В. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

2

2

0


94

Анализ произведения

1

0

1


95-96

Знакомство с произведением.

Э. Сетон-Томпсон. Чинк

2

2

0


97

Анализ произведения

1

0

1

6


Поэмы

1

0.5

0.5


98

Знакомство с поэмой.

И. Бунин. Листопад.

Анализ

1

0.5

0.5