СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесная поляна» |
(МБДОУ д/с «Лесная поляна») |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом | Заведующий МБДОУ д/с «Лесная поляна» |
МБДОУ д/с «Лесная поляна» | Сарычева Н.Н. |
(протокол от 31. 08..2020 № 1 ) | 31.08.2020 |
Образовательная программа
детского экологического движения
«ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
эколого – биологической направленности
(предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)
Пгт. Новый Уоян 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….
1.1 Введение………………………………………………….
1.2 Актуальность……………………………………………..
1.3 Целеполагание……………………………………………
1.4 Анализ источников……………………………………....
Содержание образовательной программы………………………...
Первый год обучения, 5-6 лет……..…………………….
Второй год обучения, 6-7 лет ……………………….......
Методическое обеспечение образовательной программы………...
Условия реализации образовательной программы……………......
Использованная литература …………………………………….......
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Не природе нужна наша защита, это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить. (Н. Ф. Реймерс)
МЫ РЕБЯТА - ДОШКОЛЯТА! ПРИРОДЫ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ!
ЧТОБ ПРИРОДУ ЛУЧШЕ ЗНАТЬ ПРИРОДУ БУДЕМ ИЗУЧАТЬ ЛЮБИТЬ ЕЕ И СОХРАНЯТЬ!
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко
чувствует и умеет восхищаться ею. Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу,
чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в
детство, а "человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. И воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной.
Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наше, родное. Через воспитание любви к
природе проявляются самые высокие нравственные качества человека – в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети –
будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не оптимистичны. Они заставляют задумываться каждого умного человека,
который беспокоится о будущем своих детей, внуков, всей планеты. Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, которая умеет жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее
частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это нужно с раннего детства.
Данная образовательная программа является рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 2 года.
Первый год является пропедевтическим, когда дети знакомятся с элементарными понятиями и азами природоведческой деятельности, что позволит им в дальнейшем осознанно применять полученные теоретические и практические знания и навыки в природоохранной деятельности.
Программа эколого-биологической направленности включает в себя элементы туристко - краеведческого содержания и ориентирована на создание системы непрерывного экологического образования и просвещения.
Содержание программы подобрано с учетом характерной дошкольникам эмоциональной отзывчивости, созерцательности, любознательности и направлено на формирование экологической компетентности субъектов образовательных отношений. Деятельность всех субъектов образовательного процесса не ограничивается количественным проведением занятий в течение недели. Содержание образовательной программы реализуется в рамках всего пребывания ребенка в детском саду и за его пределами – в выходные и праздничные дни совместно с родителями.
Педагогическая деятельность на всех этапах реализации программы опирается на идеи ситуативной педагогики, которая зачастую заставляет педагога моментально отказаться от запланированных мероприятий и в соответствии со сложившейся ситуацией заняться с детьми тем, что для них наиболее актуально и важно в данный момент.
Экологическое движение «Зеленый дом» - это общественная организация педагогов, детей и их родителей. Детское экологическое движение – это не просто определенные действия детей за сохранение природы. Это понятие намного шире. Оно обозначает и экологическое развитие, и накопление новых знаний, применение их в деятельности. Это движение вперед, прогресс отношений человека и природы на взаимосохраняющих условиях.
В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт решения экологических проблем, что является одной из важнейших задач данной программы, экологически безопасного хозяйствования, постижения гармонии с окружающим миром.
Нашими постоянными социальными и информационными партнерами являются:
Автономное учреждение Республики Бурятия «Северный лесхоз»,
МБУ КДЦ «Туяна»
ДШИ п.Новый Уоян
СОШ №36 Наши спонсоры:
Бондаренко Е.П. председатель ТОС «Молодежный»
ИП Кисиленко магазин «Влад»
Пч - 25
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находится на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Это
проблема вызвана тем, что дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, все реже обращают внимания на окружающую природу.
Родители в погоне за интеллектом своих детей, все реже обращаются к природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.
Взаимосвязь человека с природой, является одной из главных проблем, в настоящее время, взаимодействия человеческого общества на окружающую
среду приняла значительные масштабы. Планету может спасти лишь
деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема
сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания,
формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В последние десятилетие изменение экологических условий на планете обусловило возникновение многочисленных социально-экологических проблем, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека. В связи с этим тенденция интенсивного развития экологического образования наблюдается во всех цивилизованных странах, а в России эта идея
закреплена законодательно (Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.02 г.. Согласно закону, главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой
понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В настоящее время вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойдет это только если взрослые, воспитывающие детей понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают своим детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладывают первые основы миропонимания и нравственно –
ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой.
Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно
стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.
Уникальность профессии педагога состоит в том, что на любой вопрос можно найти ответ не только теоретически, но и практически, то есть
научить детей мыслить, поступать, согласно общепринятым (этическим, правовым, экологическим) нормам. Это значит, что педагог, воспитывая детей, уже сегодня способен изменить мир к лучшему.
Мы, взрослые, должны различать сами и научить различать детей, правомерность действий людей в окружающей среде и в природных
условиях. Ребёнок с детства должен понимать, что «улучшить природу»,
«помогать» ей можно только в изменённой человеком среде: в городе, посёлке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. В естественных условиях любая деятельность, в том числе и «помощь», строятся с учётом знания законов природы, главный из которых – «Не навреди!».
АКТУАЛЬНОСТЬ
БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
Закрой глаза, Представь себе,
Как будет страшно на Земле, Когда не станет вдруг деревьев, Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь Ни колоска, ни василька. Пустая, голая Земля.
Как будет страшно, Ты представил?
А чтоб такому не бывать, Давай же будем мы природу Любить, жалеть и уважать. Костры в лесу не разжигать, Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом! Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари! Природа - щедрая хозяйка,
Бери, что надо, Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она От нас такого же добра!
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент
правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. “ Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и
заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Это интересно:
Современные исследования показали, что восприятие окружающего мира на психологическом уровне на 70% формируется до 7 лет, остальные 30%
накапливаются уже до конца дней.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Необходимость экологического воспитания также обуславливается новыми условиями, в которых живут и развиваются современные дети. В связи с тем, что дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений,
однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем
мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).
Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в
доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего
обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического,
нравственного, трудового и физического.
Для этого необходимо:
Формировать у детей элементарные знания о природе… Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках,
свойствах), а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Необходимо развивать у детей трудовые навыки и умения. Труд детей в природе дает реальные
результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными. Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один
дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка
Что же такое экологическое воспитание?
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
По ФГОС, в соответствии с которыми мы работаем, экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-
нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю,
свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)» закрепил позицию экологического образования дошкольников. Согласно данному
документу в качестве целевых ориентиров образовательной программы выступают пять направлений, которые формируются через ознакомление детей с окружающим миром природы: познавательное развитие;
художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное
развитие; речевое развитие; физическое развитие. В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первичные представления о
объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и особенностях ее природы. Содержание художественно-эстетического развития предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы, становление эстетического
отношения к окружающему миру, формирование гуманного, бережного, заботливого, эмоционально-положительного отношения к миру природы. В результате социально-коммуникативного развития формируются основы безопасного поведения в природе, социуме, быту, развиваются
эмоциональная отзывчивость, сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на знакомство с природоведческой литературой. Область физического развития предполагает формирование у детей ценностей и навыков здорового образа жизни]. Таким образом, ФГОС
ДО выдвигает определенные требования к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение уделяется развитию
экологической культуры детей.
Важное место в формировании экологической культуры отводится игре как ведущей детской деятельности. В ней формируются правила поведения в природной среде, моральные нормы.
Дошкольники восприимчивы к разнообразным играм: дидактическим, творческим, подвижным. Играя, они накапливают представления об
окружающем мире, творчески уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся знания о животных, растениях, явлениях природы. Игра способствуют
развитию наблюдательности, внимания, памяти, обогащает словарь и предоставляет возможность для проявления самостоятельности,
сотрудничества и инициативности.
Совместная деятельность в рамках данной программы способствует более глубокому пониманию взаимосвязей в природе и формированию экологического мышления и сознания, является стимулом к активной природоохранной деятельности.
Природа – среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей, и только затем - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Исходя из вышесказанного была сформулирована цель образовательной программы «Экологическое движение «Зеленый дом»: формирование основ экологической культуры, экологического сознания субъектов образовательных отношений посредством вовлечения их в природоохранную деятельность.
Основные задачи:
Создать условия для поиска решений экологических проблем;
познакомить детей с проблемами региональной экологии;
использовать современные образовательные технологии в процессе ознакомления детей с природой родного края и организации природоохранной деятельности;
формировать информационную и здоровье сберегающую компетентности для развития экологически ориентированного поведения и деятельности в природе;
обеспечить непрерывность экологического образования в системе детский сад – семья – школа;
создать систему партнерских отношений на разных уровнях для совместного решения экологических задач в области региональной политики. Важным моментом контроля качества реализации образовательной программы всегда являлась педагогическая диагностика, которая показывала уровень освоения ребенком разделов программы ( высокий, средний, низкий). В настоящее время, в условиях введения ФГОС ДО, развитие ребенка не подлежит непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она осуществляется педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Поэтому качество образования будет зависеть от созданных условий для реализации образовательной программы, т.е. от того, насколько уровень квалификации педагога соответствует задачам программы, насколько грамотно подготовлена предметно-пространственная развивающая среда и т.д.
АНАЛИЗ ИМЕЮЩИХСЯ ИСТОЧНИКОВ
Для обоснования деятельности по разработке программы
«Экологическое движение «Зеленый дом» были проанализированны содержание программ аналогичных направленностей, так как имеющийся опыт работы по ним и накопленный собственный багаж позволяет значительно расширить рамки существующих образовательных продуктов.
Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой, целью которой является воспитание экологической культуры дошкольников в основном направлена на получение знаний, умений и навыков дошкольников. Основным недостатком данной программы отсутствие системы работы по выявлению и поддержке детской инициативы, что в настоящее время в условиях реализации ФГОС ДО должно стать краеугольным камнем профессиональной деятельности педагога.
Программа «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой уделяет внимание таким актуальным и важным вопросам экологии, как понимание ценности природы, осознание себя частью природы, понимание природных взаимосвязей, воспитание у детей активной жизненной позиции, формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ) и т.д. Автор программы считает экологию не просто наукой, а мировоззрением и замечает, что нужно сформировать у подрастающего поколения новое экологическое сознание, суть которого в том, что человек – это разумная часть природы. Положительным является то, что программа не рассчитана на механическое получение знаний, а знакомство с природой происходит в игровой и исследовательской форме. Однако, формы организации образовательного процесса больше напоминают школьную модель взаимодействия педагога и воспитанника.
Содержание таких программ, как «Экология», «Мы открываем мир» построены на основе традиционных занятий, которые не всегда предусматривают инициативу детей в выборе тематики деятельности.
Личный многолетний опыт и всецелое принятие идей ФГОС ДО заставляет задуматься над вопросом разработки образовательной программы,
включения в нее регионального компонента и создания специфической предметно-пространственной развивающей среды, одной из отличительных черт которой стало акцентирование внимания на природоохранной, агитационной и пропагандистской деятельности.
Свидетельством экологизации массового сознания, мощным фактором экологической культуры населения мира является экологическое движение. Его становление и развитие формируется и активно действует во всем мире: международная организация зеленых «Green Pease», массовые экологические акции, экологические партии. Наряду со взрослыми в решение экологических проблем активно включаются детские организации, которые приобретают все большее значение. Оно обеспечивает формирование экологической культуры подрастающего поколения, способствует переходу человечества к гармоничному взаимодействию с природой, устойчивому развитию.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В последние годы повышается эффективность развития детского экодвижения и возникает необходимость прогнозирования условий реализации его воспитательного потенциала.
Эффективность экологического воспитания во многом зависит от создания необходимых условий. Работа в этом направлении подразделяется на четырех блоках:
1 БЛОК «РАБОТА С ДЕТЬМИ»
Создание эколого-развивающей пространственной среды;
разработка содержания экскурсионной и туристкой деятельности, практических природоохранных и агитационных акций;
разработка содержания экспериментально - исследовательской деятельности с учетом интереса и инициативы детей, проявляемых в каждом конкретном возрастном отрезке;
создание условий для реализации детских проектных замыслов;
выстраивание партнерских отношений с воспитанниками дошкольных организаций с целью взаимодействия по организации экологических праздников и развлечений;
создание условий для организации театрализованной деятельности экологического содержания, как наиболее приемлемой для выражения детских эмоций и чувств по отношению к окружающему миру.
БЛОК «РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, участвующих в реализации программы;
оказание помощи в организации экологически комфортной среды в групповых комнатах и помещениях ДОУ, на территории дошкольного учреждения;
вовлечение педагогов в конкурсное движение, проектную деятельность экологической направленности;
обобщение и тиражирование инновационного опыта на различных уровнях;
установление партнерских отношений с городскими организациями и учреждениями с целью организации сетевого взаимодействия.
БЛОК «РАБОТА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»
Просветительская деятельность родителей воспитанников и односельчан с целью вовлечения их в экологическую природоохранную деятельность;
вовлечение в организацию образовательно-воспитательного процесса;
вовлечение в конкурсное движение.
БЛОК «СОЗДАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ»
Создание эколого-развивающей пространственной среды (сохранение регионального культурного наследия, познание родного края)
Создание условии для развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка
привлечение родителей к совместному участию в реализации программы по созданию музейной экспозиции.
дание экологической лаборатории
В результате реализации данной программы планируется достижение следующих целевых ориентиров дошкольного образования, которые проявятся при осуществлении совместной деятельности детей и взрослых эколого-биологического содержания:
ебенок овладевает основными культурными способами деятельности в природе, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах экологической деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, природоохранной деятельности и др.;
ебенок обладает установкой положительного отношения к миру и окружающей его природе, к разным видам труда в природе, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми при организации экологических и природоохранных акций. Способен сопереживать живым существам, попавшим в беду, адекватно проявляет свои чувства при восприятии природы;
бенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах продуктивной деятельности экологического содержания;
бенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний при восприятии явлений и объектов природного окружения;
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, способен заниматься трудом в природе в любое время года;
ебенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения в природе;
бенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком
с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Экологическое образование и воспитание пронизывает весь педагогический процесс, включая:
совместную деятельность всех субъектов образовательных отношений;
индивидуальную работа с детьми;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с родителями воспитанников.
Инициатива и интерес детей должны стать той точкой, от которой необходимо отталкиваться в педагогической деятельности.
На собственном примере педагог и любой взрослый должны продемонстрировать такое поведение, которое говорит о том, что нельзя быть только потребителями природных ресурсов, необходимо рационально относиться к богатствам природы, охранять и пополнять их. Римский писатель Катон – старший говорил «…велик тот учитель, который выполняет то, чему учит сам…».
Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы, не забывая при этом в работе с ними и о новых образовательных технологиях, использование которых требует от нас само время.
Необходимо использовать региональный компонент, так как на примере знакомых территорий и местных ландшафтов значительно легче будет проходить процесс осознания необходимости рачительного отношения к природным богатствам. Природное своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента. Усвоение регионального компонента позволяет дошкольнику адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств и в охране окружающей среды. На первый взгляд региональный компонент включает в себя лишь учет местных особенностей. В действительности же в
круг регионального компонента попадает все, что связано с конкретным географическим и социально - экономическим организованным пространством. С родными местами, их неповторимой природой , растительным и животным миром, люди связывали свои судьбы, что является твердой основой для экологического воспитания. Общение предков с природой породило ряд обычаев и правил поведения в природе: ходи по тропинкам, не трогай птенцов и т.д. и т.п. Все эти обычаи, установленные порядки – тоже часть регионального компонента.
В этом помогает особая форма совместной деятельности–экскурсии – одна из очень трудоёмких и сложных форм организации совместной деятельности, так как предполагает серьезную содержательную подготовку самого педагога. Уникальность экскурсий заключается в их практико- ориентированности.
Очень важным является метод проектов, позволяет ребенку и взрослому по- новому взглянуть на давно знакомые вещи.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в детском саду, но и от реальной жизненной обстановки. Считаю, чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей необходимо привлекать родителей. Родители наших воспитанников активно включаются в совместную деятельность, являются организаторами и участниками выставок, совместных походов и экскурсий; природоохранных акций.
В подборе интересных методов, приемов, методического материалы всегда может оказать существенную помощь муниципальный библиотечный фонд, который должен стать одним из главных партнеров по реализации задач экологического образования и просвещения.
В качестве иллюстрации используемых форм, методов и приемов совместной деятельности предлагаю сценарий и конспекты совместной деятельности по формированию основ экологической грамотности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Необходимо создать условия социальной ситуации развития всех субъектов образовательных отношений.
Психолого-педагогические
формирование и поддержка положительно самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, поддержка детской инициативы, самостоятельности и интереса;
построение деятельности на основе взаимодействия со взрослым, ориентированного на интересы детей с учетом социальной ситуации его развития;
недопустимость искусственного ускорения или замедления развития;
использование разнообразных форм и методов организации процесса экологического образования детей и просвещения родителей;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Кадровые
Наличие основных компетенций, необходимых для создания условий в соответствии с ФГОС ДО:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
построение вариативного развивающего пространства;
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
-оценка индивидуального развития детей;
эффективное взаимодействие с родителями;
-консультативная поддержка педагогов и родителей;
организация методического сопровождения реализации программы.
Материально-технические
обеспечение необходимых условий для организации походов, экскурсий, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности;
оснащение образовательного процесса в соответствии с возрастом.
ЛИТЕРАТУРА
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, М.:Аркти, 2001
Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю., Педагогический словарь, М., 2003
«Мы» - Программа экологического образования детей // Кондратьева Н.Н.и др. – СПб:Детство – пресс,2003
Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез, 1999
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2004
Рыжова Н. «Наш дом – природа». – Программа экологического воспитания дошкольников – 1998
ФГОС ДО - М., 2014
1 год обучения 5 - 6 лет
Сентябрь
«Краски осени»
Формы работы | Содержание |
Беседа | «Природа осенью» «Листопад» |
Наблюдение | Осенние изменения в природе Наблюдение за температурой Наблюдение за ветром на метеоплощадке Изучаем увядшие растения. |
Трудовая деятельность | Сбор листьев на компостную кучу на огороде в саду |
Экскурсия | На пришкольный участок «Осенние работы дошкольников» |
Экологическая акция «Семечко и зернышко про запас» | Сбор семян для будущего урожая. |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение листьев разных деревьев с помощью лабораторного оборудования «Почему листья зеленые» «Такой разный песок» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Найди листок» «Осенние приметы» «Запасы зверей» «2 корзинки» «Запасы зверей» «Вершки и корешки» «Какое варенье?» «С какого дерева лист?», «Белкины запасы»
«Встань, беги, осенние работы назови» «Прибежали и присели, все на осень посмотрели» |
Художественное слово и Рече -творчество детей | «Листопад» В. Шульжик «Осень» Г.Белозеров «Жук» А.Барто «Сентябрь» Г.Белозеров «Осина» Р.Сеф «Песенка дождя» М.Садовский «Унылая пора! Очей очарованье!» А. С. Пушкин Изготовление книжек – малышек «Дети об осени» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Белки делают большой запас – жди холодной зимы» «Если с дерева лист не чисто спадает - будет холодная зима» «Сентябрь без плодов не бывает.» «В сентябре прохладно, да сытно.» «С сентября и лист на дереве не держится.» «Сентябрь – золотой месяц грибников.» «Осень студит воду.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Поход в лес «Трудовой десант» Акция «Собери гербарий» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | «День лесника» - поздравление работников леса. конкурс плакатов-аншлагов, агитационных листовок; изготовление и установка аншлагов «Охраняйте лес от пожаров» и «Правила поведения в лесу»; |
Октябрь
«Животные»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Лес, тайга и их обитатели» «Мое любимое животное» |
Наблюдение | За домашними животными на территории вокруг сада |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Чей хвост?» «Кто где живет?» «Золото» «Найди маму» «Определи и накорми» «Сравни нас» «Человек и животные» «Что делают животные?» «Дома животных»
«Медведь и пчелы» «Покажи и назови» |
Экскурсия | В интерактивный зоопарк «Отличие диких и домашних животных» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Кот Василий» А.Крылов «Хрюшки» К.Авдеенко «Лошадка», «Бычок» В.Берестов |
| «Верблюд» С.Баруздин «Спор зверей» К.Ушинский Составление загадок про животных |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение шерсти собаки и овцы ( с использованием продуктов производства: носки, варежки и пр.) «Что находиться в почве» «Осеннее увядание» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «В октябре в один час и дождь пойдет, и снег» «Если осенью листы на березе начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранней» «Октябрь землю прикроет где листком, где снежком.» «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.» |
Трудовая деятельность | Осенние работы на огороде |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Конкурс поделок из листьев «Осенние фантазии» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | «Посвящение в юных лесничих воспитанников МБДОУ» Эколого- просветительское мероприятие «День Кедра» |
Ноябрь
«Домашние животные» «Кустарники леса»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Дикие и домашние животные. Места обитания» «Мое любимое животное» «Путешествие в сибирскую тайгу» «Багульник» |
Наблюдение | За повадками домашних животных Наблюдение за кустарниками, плоды которых применяют для укрепления здоровья. |
Опытническая и исследовательская деятельность | Опыты по очистке воды (почему животные могут пить из лужи, а люди нет) «Раз польем, два польем» |
Трудовая деятельность | Правила ухода за домашними животными Обрезка кустарника |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Кто где живет?» «Чей домик?» «Собери и назови» «Помоги построить дом» «Собери картинку» «Четвертый лишний» «Отгадай растение» «Лохматый пес» |
| «Кошка, корова и овца» «Найди, о чем расскажу» «Найди свой дом» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ослик» А. Степанов «Котенок» Е. Благинина «Барбос»Б. Заходер «Рассказы о животных» Э.Сетон – Томпсон «Рассказы о животных» Б.Житков Составление книжки – малышки с загадками о кустарниках с рисунками детей «Черемуха» Есенин «Багульник» Анна Алферова |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если листопад быстро пройдет, то надо ожидать холодной зимы» «Осень – перемен погод восемь» «Ноябрь не зима, а предзимье: зима с осенью борется.» «Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.» «Родной куст и зайцу дорог.» «Буря только рощу валит, а кусты к земле гнёт.» «С дурного куста и ягода пуста.» «Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.»
Что за время! Есть ли лучше! — По окраинам лесным Привлекающе-пахучий Заклубился белый дым. Ответ (Черемуха) |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Волонтерская акция: «Покормите птиц» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | 12 ноября - «Синичкин день». Выступление перед воспитанниками детского сада |
Декабрь
«Зимние узоры»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зимняя сказка укрыла поля…» «Зима в лесу» |
Наблюдение | За зимними природными явлениями |
Трудовая деятельность | Постройка снежных фигур |
Опытническая и исследовательская деятельность | «Вода особого рода» Свойства воды и снега Зимние узоры на стекле |
Экскурсия | «Зимний лес» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Когда это бывает?» «Чья шубка?» «Что взять на прогулку?» «Что забыл нарисовать художник?»
«Нарисуй и покажи зимние виды спорта» «Маша и медведь» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Мама, глянь-ка…» А Фет «Декабрь» С. Маршак «Чародейкою зимою» Ф Тютчев «Белые стихи» С.Михалков Знакомство с правилами составления ребусов (составление ребусов о зиме) |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Богатый урожай рябины предвещает суровую зиму» «Если в начале зимы дуют сильные ветры, то весна будет слякотной» «Не пугай, зима, весна придет.» «В зимний холод всякий молод.» «Готовь сани летом, а телегу – зимой.» «Жнут порою, а жуют зимою.» «Зима – не лето, в шубу одета.» «Зимой льдом не дорожат.» «Зимой солнце светит, да не греет» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Экологическая акция: «Сбережем елочку зеленую иголочку» (изготовление агитационных листовок) |
Январь
«Хвойные деревья тайги»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Хвойные деревья нашего края» «Природа тайги» |
Наблюдение | За различными видами хвойных деревьев (на территории детского сада) |
Трудовая деятельность | Сгребание снега к стволам елки и сосны. |
Опытническая и исследовательская деятельность | «Эксперимент с семенами» «Раскрасим зиму» «Узнать по хвоинкам, из какого дерева веточка » |
Экскурсия | По экологической тропинке «В гости к хвоинкам» |
Дидактические игры | «Угадай дерево по описанию» «Найди такое же» |
Подвижные игры | «Детки с какой ветки» «Найди по описанию»
«Прятки с хвойными веточками» «Назови, изобрази» |
Художественное слово и речетворчество детей | Составление ребусов о деревьях «Ели.» Токмакова И. «Елка.» А. Прокофьев «Сосна.» М. Дружинина «Кедр.» Санин Е. Г. «Лиственница.» Ю. Насимович |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | Сосна кормит, а липа обувает. Всяка сосна лишь своему бору шумит. Нам что ни дуб – то тулуп, что ни сосенка – то избенка. От яблони - яблочки, а от сосны - шишки. Ель не сосна, шумит неспроста. С бору, да с каждой сосенки. Сосна там красна, где росла. |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | праздник «Рождественская елка» |
Февраль
«Зимующие и кочующие птицы»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зимующие и кочующие птицы» «Птицы нашего края» |
Интерактивная игра | «Зимующая сорока» |
Экскурсия | В парк или пришкольный участок |
Опытническая и исследовательская деятельность | Исследование на тему «Соответствие формы клюва разнообразию корма птиц» «Тает, тает лед» «Из чего состоит почва» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Что за птица?» «Чего не бывает?», «Назови птицу с нужным звуком»
«Птичья столовая» «Свиристели, снегири» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Снегири» А. Прокофьев «Еду.Тихо.Слышнызвоны..» С.Есенин «Кормушка» Р.Бухараев «Вот ворона сидит на заборе..»Н.Рубцов «На дворе морозище…» Н.Звягинцева |
| Составление рассказов о птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Вороны летают стаей – к морозу» «Птицы садятся ближе к стволу дерева – к холоду» «Коли перелетная птица течет стаями - к дружной весне.» «Перелетные птицы хохлятся - к непогоде, прилетев весной, долго не щебечут - к холоду, вдруг примолкли - к грозе.» «Если зимой воробьи сидят на деревьях или зданиях тихо — будет снег без ветра. А дружно чирикают — к потеплению.» «Воробьи залезают в тайники, под крыши или груды хвороста — к морозу или перед пургой» |
Трудовая деятельность | Изготовление кормушек и подготовка подкормочных площадок, сбор корма |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Конкурс – акция «Подкормите птиц зимой» Фотовыставка «Птицы в нашей жизни» |
|
|
Март
«Весенние капели»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Приметы весны» «Весна пришла» |
Наблюдение | «К нам пришла весна!» |
Экскурсия | «Весна-красна в лес позвала» |
Опытническая деятельность | Эксперименты и опыты с водой, песком и землей, проращивание семян. «Соль-вода, соль-вода» «Лимонный пловец» |
Трудовая деятельность | Выкапывание канавок для ручейков на площадке |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Весенняя полянка» «Шкатулка с первоцветами» «Какой листок?» «Приметы весны» «О чем расскажет ветерок»
«Кап, кап, кап, поет сосулька» «Песенка весны» |
Художественное слово и речетворчество | «Пробудившись ото сна» В. Лунин «Кутерьма» В. Орлов «Пройдет зима» С. Дрожжин «Когда от весны удирала зима» В. Орлов |
| Сочинение сказки о весне |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | « Щедра весна на тепло, да скупа на время» «Синие облака в апреле – к теплу» «Весною день с ночью меряется, равняется.» «Если ранней весной облака плывут быстро и высоко — жди хорошую погоду.» «Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.» «Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.» «Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Папка –раскладушка «Азбука поведения в лесу» Выставка «Приметы вены» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | Организация лектория «Значение леса в жизни людей». |
Апрель
«Перелетные птицы»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Скворцы прилетели!» «Птицы наши друзья» |
Наблюдение | Весенние повадки птиц |
Опытническая и исследовательская деятельность | Рассматривание перьев птиц с помощью лупы – различия и сходство «Невидимые жители» «Как дышит яйцо» |
Экскурсия | В близлежащий лес |
Трудовая деятельность | Создание искусственных гнездовьев |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Перелетные птицы» «Расскажи о птице» «Чье это крыло?» «Чей голосок?»
«Угадай, что я за птица» «Птицы прилетели» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ждем весну» П.Образцов «Сельская песенка» А.Плещеев «Травка зеленеет» А.Плещеев Составление описательных рассказов о птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Птицы гнезда вьют на солнечной стороне – к холодному лету» «Ранний прилет жаворонка – к ранней весне» |
| «Ласточки низко летают - быть дождю». «Жаворонок является к теплу, зяблик - к стуже.» «Вороны купаются ранней весной - к теплу.» «Соловей всю ночь поет не переставая - к теплу.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Изготовление и размещение скворечников и синичников Акция «Обеспечим птиц жильем!» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | Лекторий «Защитим лес от пожара» |
Май
«Лиственные деревья»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Зеленые легкие планеты» «Деревья весной» |
Наблюдение | За набуханием и распусканием почек |
Экскурсия | На пришкольную аллею |
Опытническая деятельность | Особенности коры у разных видов деревьев и кустарников. Что прячет кора деревьев? «Уровень дождя»
«Затмение солнца» |
Трудовая деятельность | Очистка территории от сухих ветвей и мусора |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Ветер листики порвал» «Части деревьев» «Угадай, чего не стало»
«Раз, два, три – к дереву беги» «Зашумел ветерок, закачался листок» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Дерево листами шевелит…» Д. Самойлов «Во лесочке ветерок» А.Ухарева Составление загадок о различных видах деревьев |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если много рябины уродилось, то осень будет дождливой» «Не увидишь дерева выше сосны» «Куда дерево клонилось, туда и повалилось.» «От доброго дерева добрый и плод.» «Гроза бьет по высокому дереву.» «От яблоньки яблочко, а от ели шишка.» «Дуплистое дерево скрипит, да стоит, а крепкое валится.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Проект «Дерево нашего участка» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | Акция «Посади дерево» |
Июнь
«Летние чудеса»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Здравствуй, лето!» «Лео всем нам принесет» |
Наблюдение | Приметы лета |
Трудовая деятельность | Подготовка грядок к посадке овощных культур |
Опытническая и исследовательская деятельность | Смогут ли существовать растения и насекомые друг без друга? Рыхление почвы червяками. «Вода, быстрее наливайся!» |
Экскурсия | На полянку |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Вершки и корешки» «Лето нам всем принесет…» «Приметы лета» « Расскажи о…» «Медведь и пчелы» «С цветочка на цветок» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Букетик цветов» Н. Майданик «Беззаботное лето» И. Бутримова «В поле» Т. Белозеров «Июль» Т. Северянин Ребусы о лете (составление) |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Не думай о долгом лете, а думай о теплом» «Вороны часто кричат – к дождливой погоде» «Что летом родится, зимой пригодится.» «Лето собирает, а зима поедает». «Летом без дела сидеть – зимой хлеба не иметь.» «Летняя неделя дороже зимней.» «Люди рады лету, а пчела цвету.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Поход в лес «Летние чудеса» |
Июль
«Насекомые»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Эти удивительные насекомые» |
Наблюдение | За насекомыми |
Трудовая деятельность | Наведение порядка на огороде в саду |
Опытническая деятельность | Для чего в природе нужны насекомые? Рассматривание комара и мошки под микроскопом «Молочная история» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Кто что делает?» «На полянке» «Из каких частей состоит муха?» «Чем питаются насекомые?»
«Бабочки» «Жук летел, упал не встал…» |
Художественное слово и речетворчество | «Бабочка» А. Павлова «Жучкины заботы» М.Александрова «Бабочка» В. Барданов «Божья коровка» И. Мордовина «Братишки-муравьишки» Е. Жданова Сочинение описательных рассказов о насекомых |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если муравьи прячутся в муравейник – к дождю» «Если мухи пропали – к холодной погоде» «Одна пчела лучше, чем рой мух.» «От комаров в две руки не отмашешься.» «Пчёлы улетают далеко в поле – жди солнечной погоды, а если собирают нектар неподалёку от ульев – не миновать дождя.» «Мухи кусаются – к дождю и непогоде.» «Если комары летают до поздней осени – зима обещает быть тёплой.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Мини-проект «Расскажи о насекомых» |
Август
«Лекарственные растения. Гербарий»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Что такое гербарий. Для чего заготавливают лекарственные растения» |
Наблюдение | За лекарственными растениями в различных условиях (луг, лес, город) |
Опытническая и исследовательская Деятельность | Отличительные особенности запаха различных лекарственных растений «Расти-вырастай» |
Экскурсия | В уголок леса в саду |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Чей цветок?» «Какое растение?» «Помогает от чего?» «Найди такой же» «Где произрастают?»
«Часы Флоры назови и скорее к ним беги» «От листочка и к листку» |
Трудовая деятельность | Собирание лекарственных трав |
Художественное слово и речетворчество | «Июнь» И. Суриков «Расскажи мне про цветок»М.Абдуллаева «Репей» И. Токмакова «Брусника» А. Богдарин Составление книжки о лекарственных растениях |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Если закрылся одуванчик, то жди дождя» «Если листочки клевера начинают выпрямляться, значит будет дождь» «Болят суставы и спина-вотри репейник-семена.» «Одна крапива семерых врачей заменит.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Составление семейного гербария |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 6 – 7 ЛЕТ
Сентябрь
«Не жги опавшую листву»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Использование опавшей листвы» «Листопад» |
Наблюдение | За работой взрослых по сгребанию листвы |
Экскурсия | В лес |
Трудовая деятельность | Укрытие корней деревьев и кустов опавшей листвой |
Опытническая и исследовательская деятельность | Почему в кучке листвы ладоням тепло (Как преет листва) «Времена года» «Что умеют глаза» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «От какого дерева лист» «Сравни и назови» «Что увидел – расскажи» «Летел, летел листок»
«Надвигается гроза, быстро прячьтесь – кто куда» «У кого какой листок, быстро подбеги, дружок» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Листопад» В. Голяровский «Утром мы во двор идем» Е.Трутнева «Осень» М. Ивенсон Составление ребусов об осени |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если услышишь гром в сентябре, то осень будет теплая» «Редкие облака – будет ясно и холодно» «Если осенью с дуба и березы опала не вся листва, согласно приметам, зима будет невероятно морозной.»
«Быстро увядающие ветки, принесенные домой и поставленные в воду, согласно приметам, сулят жильцам неприятности, болезни.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Конкурс – акция «Мусор и листья я не сожгу!» |
Взаимодействие ДОУ с АУРБ «Северный лесхоз» | «День лесника» - праздник |
Октябрь
«Тепло в доме»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Утеплим окна и двери» |
Наблюдение | За работой младших воспитателей по подготовке групп к зимнему сезону |
Экскурсия | В ЖЭУ – 8 |
Трудовая деятельность | Подготовка теплицы на огороде к зимнему сезону |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение ламп накаливания от ламп энергосбережения «Бесформенная вода» «Поднимаем уровень воды» «Как определить температуру воздкха» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Шубка для Мишутки» «Теплое – холодное» «Тепло Земли» «Определи» «Воробышки и автомобиль» «Салки у Наталки» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Солнышко с теплом…» Дж. Вильсон, «Когда уходите…» О. Хайям «А солнца хватит…» Р. Рождественский |
| Составление книжки-раскраски «Про тепло в доме» |
Народное творчество (приметы, поговорки, пословицы) | «Зима лодыря морозит» « Говорят, что в октябре – до обеда осень, а после обеда - зима» «День дню рознь: нынче тепло, а завтра мороз.» «Всякая птица тепла ищет.» «Соседским теплом не угреешься.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Акция «День добра и понимания» Мастер – класс «Берегите всей семьей» |
Ноябрь
«Здоровый образ жизни» переделать
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «За здоровый образ жизни» «Наше здоровье» |
Наблюдение | За учащимися на спортивной площадке школы |
Экскурсия | Спортивная школа «Юность» |
Трудовая деятельность | Подготовка к зимнему сезону на спортивной площадке детского сада |
Опытническая деятельность | Опыты с воздушным шариком: «Что мы едим» (как выглядит наш желудок при попадании в него различного рода пищи) «Полиэтиленовый мир» «Очищающий песок» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Кому что нужно» «Что такое хорошо и что такое плохо» «Азбука здоровья» «Полезные и вредные овощи», «Правила гигиены» «Мы зарядку делать будем…» «Что нужнее для людей, что важнее для зверей?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Послушай, Мишка, не кушай лишка…» Е.Шумская «Самый чистый, самый умный…» Е.Силенок «Ты с красным солнцем дружишь…» С. Островский Четверостишия про ЗОЖ |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «В здоровом теле – здоровый дух» «Быстрого и ловкого болезнь не догонит» «Пешком ходить - долго жить.» !Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровье не здорово.» «Здоровому и горе не в горе и беда не в зарок.» «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.» |
| «Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.» «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял —много потерял, здоровье потерял — все потерял» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | КВН «Вторая жизнь упаковки» |
Декабрь
«Не рубите елочку»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Не рубите елочку!» «Ель и сосна» |
Наблюдение | За елями на центральной аллее детского сада |
Трудовая деятельность | Украшение елочки на территории детского сада |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение стволов и ветвей елей и елочек «Вкусный лед» «Двойной эффект» |
Экскурсия | На поселковую елку |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Елочка» «Украсим елочку» «Живая елочка» «Назови части» «У зеленой елочки…» «Что нам елка принесла?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Елочка» О. Высотская «В снегу стояла елочка» С. Михалков «Вот она елочка наша» В. Донникова Сочинения - загадки о хвойных деревьях |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Ель не сосна, шумит неспроста» «Нельзя рубить вековую ель – неприятностей не оберешься» «Дым из трубы столбом — к холодам.» «Мы в дом ель, а она с собой — метель.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Интерактивная игра«Не рубите елочку!» Мастер-класс по созданию фитобукетов и елочек из вторичного сырья |
Январь
«Подкормите птиц зимой»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Птицам помогаем – природу сохраняем!» «Птицы наши друзья» |
Наблюдение | У кормушек и подкормочных площадок в саду |
Опытническая и исследовательская деятельность | «На какую кормушку прилетят птицы?» «Мешаем - перемешиваем» «Маленький шар в большом пространстве» |
Трудовая деятельность | Оборудование новых подкормочных площадок в микрорайоне |
Экскурсия | К городским кормушкам и подкормочным площадкам |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Летает – не летает» «Что за птица?» «Части тела» «Чье перо?» «Чем питается?» «С веточки на веточку» «Раз снежинка, два снежинка…» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Поет зима, аукает» С. Есенин «Воробей» Е. Жданова «Ворона» В. Орлов «Откуда вы, синицы?» А. Барто Составление книжки – малышки о зимующих птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Птицы хохлятся к непогоде» «Утром кричат синицы – к морозу» «Всякая птица тепло ищет» «Кукушка кукует на голом дереве — к морозу.» «Вороны каркают к морозу.» «Вороны садятся клювами в одну сторону — к сильному морозу.» «Снегирь зимой поет — на снег, на вьюгу» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Участие в конкурсе – акции «Подкормите птиц зимой » Мастер-класс «Птички из фантиков» Организация в ДОУ конкурса «На лучшую кормушку» |
Февраль
«Экономим воду и электроэнергию»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Экономия воды и электроэнергии» «Природные ресурсы» |
Наблюдение | За техническими устройствами по учету воды и электроэнергии |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение текущей воды из крана (по капле, струйкой) «Создаем снежинки» «Спеет, поспевает..» |
Экскурсия | В жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ– 8) |
Трудовая деятельность | Учимся экономно тратить воду при мытье игрушек и занятиях в светлое время дня |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Экономь и береги» «В чем разница?» «Вода нужна – кому?» «Найди разницу» «Капелька» «Салки» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Ручеек и речка» С. Олегова «Что в прозрачной капельке воды?» С. Олегова «Вчера и сегодня» С. Маршак «Про электроэнергию» А. Пищуров Сочинение рассказов о теплоэнергии и воде |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Окна запотели – жди потепления» «Воробьи чистят перья к теплой погоде» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Конкурс – акция «Берегите всей семьей!» Выставка «Вода – источник жизни» |
Март
«Не рвите первоцветы!»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Первоцветы» «Почему нельзя рвать первоцветы?» |
Наблюдение | За появлением первоцветов на территории сада |
Опытническая и исследовательская деятельность | Пересаживание фиалки одноцветковой «Что такое крахмал» «Сгибаем…воду?!» |
Экскурсия | К местам произрастания первоцветов |
Дидактические игры | «Назови и покажи» «Что за цветок?» «Лепесток какого цветка?» «Опиши и покажи» |
Подвижные игры |
«На цветочке, на листочке» «От цветка к цветку» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Шла весна неспешным шагом» Л. Шмидт «Весенние цветы» Л. Полякова «Жемчужные подснежники» А. Севостьянов «Букеты первоцветов» Т. Овчинникова Сочинение слоганов на тему «Первоцветы береги!» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «На закат солнце красное – будет ветренная погода» «Собака катается по земле – к дождю или к снегу» «Март с водой, апрель с травой.» «Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.» «Увидеть в марте синие или сизые тучи – к теплу или теплому дождю.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная работа с родителями | Акция «Не рвите первоцветы!» Участие в Часе Земли (26 марта) |
Апрель
«Готовим и развешиваем скворечники к прилету птиц»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Домик для птиц» «Зачем нужны скворечники?» |
Наблюдение | За прилетом птиц |
Экскурсия | В лес слушать голоса птиц |
Опытническая и исследовательская деятельность | Рассматривание и сравнивание строения птичьих крыльев и хвостов «Напоим…почву» «Мы посеем и посадим» |
Трудовая деятельность | Помощь в подготовке скворечников |
Дидактические
Подвижные игры | «Чье крыло?» «Кто как поет?» «Узнай по описанию» «Покажи и расскажи» «Птичья столовая» «День – ночь» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Птичка» Я. Полонский «Ласточка» Г. Державин «Под тенью раскидистой ивы» Л. Модзилевский Составление кроссворда о перелетных птицах |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Увидел скворца – значит весна у крыльца» «Красна птица пением, а человек умением» «В лесу много маленьких ручейков – значит, земля "проснулась".» «Высокий полет журавлей – к непогоде.» «Где в апреле река, там в июле лужица.» «Дожди в апреле к хорошей пашне.» «Дождливый апрель к высоким травам в мае.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | КВН «Встречаем перелетных птиц » Мини-проект «Каждой птице свое гнездо нужно» |
Май
«Субботник»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Что такое субботник» |
Наблюдение | За уборкой территории вокруг детского сада |
Экскурсия | На пришкольную территорию |
Опытническая и исследовательская деятельность | Разбивание клумбы на месте мусорной кучи в микрорайоне «Свет, цвет и тепло» «Жители почвы» |
Трудовая деятельность | Уборка игровой площадки |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Чем отличается?» «Убираем всей семьей» «Идеальный порядок» «Поможем маме» «Кто как помогает» «Краски» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Разгром» Э. Успенский «Что взяла – клади на место» З. Александрова «Будем мусор убирать…» А. Вихлянцева Сочинение слоганов на тему «Субботник» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Летом каждый кустик ночевать пустит» «Хорошо рябина цветет – к обильному урожаю» Высокая и крутая радуга – к хорошей погоде. Низкая и покатая радуга – к дождю. «Если рябина поздно зацвела, то осень поздняя будет.» «Если соловьи поют всю ночь, погода будет сухая.» «Если услышали кукушку – больше не будет морозов.» «Если утром была обильная роса, погода будет сухая.» «Если не было росы – надо ждать дождя.» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Проектная деятельность на уровне ДОУ «5 причин принять участие в субботнике» Волонтерский выезд на озеро Бакани для уборки мусора Фотовыставка «Субботник в моей семье» |
Июнь
«Посади дерево»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | От чего зависит приживаемость саженца при посадке |
Наблюдение | За посаженными деревьями и кустарниками на территории сада |
Экскурсия | По микрорайону |
Опытническая и исследовательская деятельность | Сравнение ствола у комля и на высоте 1 метр «Откуда появляется тепло» «Волшебный цветок» |
Трудовая деятельность | Высадка деревьев под лозунгом «Укрась малую Родину зеленым нарядом» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Сравни кору деревьев» «Чей листок?» «Дерево и куст» «Изобрази дерево» «Что мы делаем на скажем» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Липка» П. Воронько «Береза» А. Жигулин «Берегите природу» С. Ракова Составление ребусов из названий деревьев |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Зимой хвойное дерево кажется зеленее» «Летом лес щедро распахивает свои кладовые и отдает свои дары» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Интерактивная игра «Планета детства» Семейный клуб «Посади свое дерево» |
Июль
«Сохрани леса от пожара»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Отдыхая на природе, не навреди ей!» |
Наблюдение | За деревьями на территории около сада |
Трудовая деятельность | «Очистим лес!» |
Экскурсия | В лес |
Опытническая и исследовательская деятельность | Что сталось на месте кострищ? «Доминанты» |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Семь бед – один ответ» «Берегите природу!» «Знай правила поведения в природе!» «Что неправильно сделал Незнайка?» «Помогаем белочке» «Кто быстрее?» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Друзья, оглянитесь вокруг» М. Скрипкин «Берегите, люди, лес» Д. Рагозин «Берегите природу» О. Воронова Составление книжки – малышки «Берегите лес от пожара!» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Хлопотно летом, зато сытно зимой» «Перед плохой погодой усиливаются запахи» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Конкурс - акция «Сохраним леса от пожара!» Волонтерская акция на берег реки Ангара с целью уборки мусора |
Август
«Расскажи родным и друзьям о природе»
Формы работы | Содержание работы |
Беседа | «Природа – источник знаний» |
Наблюдение | «Природа во всех ее проявлениях» |
Экскурсия | «Наш зеленый поселок» |
Опытническая и исследовательская деятельность | «Бумаге- вторую жизнь!» (изготовление бумаги) «Папье-маше» |
Трудовая деятельность | Уборка мусора на территории вокруг сада |
Дидактические игры
Подвижные игры | «Что тебе нравится?» «Расскажи всем друзьям о природе» «Составь картинку» «Как закрутится волчок» «Передай другу» |
Художественное слово и речетворчество детей | «Рассвет» А. Блок «Поле» И. Никитин «Зеленый шум» Н. Некрасов Коллективное сочинение «Природы легкое мгновенье» |
Народное творчество (приметы, пословицы, поговорки) | «Если ветер усиливается – к смене погоды» «Темные облака сгустились низко над землей – погода будет ненастная, но осадков не будет» |
Продуктивная деятельность | Рисование, оригами, лепка, конструирование и др. с учетом интересов и инициативы детей |
Совместная деятельность с родителями | Принятие детей в ряды «Зеленого патруля» «Чистые берега» Волонтерский выезд на берег реки Ангара с целью уборки мусора |