СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования детей по русскому языку «Занимательный русский язык» (для младшего школьного возраста)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования «Занимательный русский язык» для школьников составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.

Цель программы "Занимательный русский язык" - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

Обучающие:

• развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

• приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;

• пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развивать мотивацию к изучению русского языка;

• развивать творчество и обогащать словарный запас;

• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

• углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитывать культуру общения;

• формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенность программы в том, что в основу построения программы «Занимательный русский язык» положен модульный принцип построения, который предполагает логическую завершённость курса и, как следствие, относительная обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала. Такое построение программы предполагает использование каждого модуля как самостоятельного курса. Наряду с этим каждый модуль курса «Занимательный русский язык» перекликается в содержательном плане с другими модулями.

 

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей по русскому языку «Занимательный русский язык» (для младшего школьного возраста)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар



НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 94 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА РОСЛОГО












Образовательная программа

дополнительного образования детей по русскому языку

«Занимательный русский язык»

(для младшего школьного возраста)



(Срок реализации 1 год)











Автор-составитель: Бутяева И.А.

Должность: учитель начальных классов




























Краснодар

2020





  1. Пояснительная записка



Программа дополнительного образования «Занимательный русский язык» для школьников составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.

Цель программы "Занимательный русский язык" - формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

Обучающие:

• развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

• приобретать знания, умения, навыки по грамматике русского языка;

• пробуждать потребность у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

• развивать мотивацию к изучению русского языка;

• развивать творчество и обогащать словарный запас;

• совершенствовать общее языковое развитие учащихся;

• углублять и расширять знания и представления о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитывать культуру общения;

• формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенность программы в том, что в основу построения программы «Занимательный русский язык» положен модульный принцип построения, который предполагает логическую завершённость курса и, как следствие, относительная обособленность содержания обучения модуля от остального учебного материала. Такое построение программы предполагает использование каждого модуля как самостоятельного курса. Наряду с этим каждый модуль курса «Занимательный русский язык» перекликается в содержательном плане с другими модулями.



  1. Общая характеристика курса



Программа курса "Занимательный русский язык" для младших школьников является дополнительной образовательной программой по русскому языку. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Реализация программы дополнительного образования позволяет глубже раскрыть богатства русского языка и познакомить обучающихся с такими фактами, которые не изучаются в рамках урока. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений создают именно дополнительные занятия по русскому языку. На всех занятиях обучающиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

Политехнический принцип проявляется в метапредметной связи с предметами различных образовательных областей.

Принцип целенаправленности решается путём комплексного развития морально-волевых, коммуникационных качеств личности; решения задач нравственного, эстетического, умственного развития младших школьников.

Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых находит своё проявление в принятии условий совместной организации учебной деятельности.

Принцип прочности реализуется через единство образовательного, воспитательного и развивающего эффекта обучения.

Принцип системности проявляется в реализации технологий здоровье сбережения в образовательном учреждении.

Принцип сознательности и активности заключается в активном овладении младшими школьниками знаниями и умениями на основе их осмысления, применения в процессе коммуникации со сверстниками.

Актуальность программы «Занимательный русский язык» заключается в том, что предоставляется возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Данный курс предусматривает включение элементов занимательности, которые является обязательным для занятий с младшими школьниками. На всех этапах занятий используются разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не будет снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу "Занимательный русский язык". В отборе материала к занятиям педагог ориентируется на связи с материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между различными модулями программы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по курсу "Занимательный русский язык" должно быть обращено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Реализация программы дополнительного образования младших школьников «Занимательный русский язык» базируется, прежде всего, на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.

В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

• рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;

• проблемно – ситуационный метод;

• методы мотивации и стимулирования;

• обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

• игровые.

Подразумевается комплексное использование методов, их подбор в соответствии с сюжетным замыслом занятия. Такое использование методов обучения позволяет педагогу своевременно осуществлять как обучающую, воспитывающую, развивающую функцию занятия, так и вести своевременную коррекционную работу.

Основными формами проведения занятий являются:

• занятия - исследования;

• нетрадиционные занятия (занятие – сказка, занятие-КВН, урок-путешествие, занятие – творческая мастерская);

• интегрированные занятия (с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Форма проведения занятий - групповая.

Ценностными ориентирами содержания данного курса

являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.



  1. Описание места курса в учебном плане



Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

4 класс - 60 часов





  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • подробно пересказывать небольшие тексты;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Содержание учебного курса

Содержание курса не дублирует, а расширяет базовый курс по русскому языку и дает возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами. За рамками образовательной программы данный курс предусматривает углубленное изучение знаний по темам: «Морфология», «Орфография», «Синтаксис», «Лексика», « Фразеология». В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Занятия позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах.



Учебный план 4 год (60 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

теория

практика

всего

1

Состав слова

2

6

8

2

Образование слов

5

10

15

3

Главные и второстепенные члены предложения

3

7

10

4

Признаки частей речи.

10

15

25

5

Упражнения для закрепления


2

2


ИТОГО:

20

40

60ч











Календарно-тематическое планирование 4 год обучения

п/п

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

УУД

Дата

План Факт

1-2

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

2 ч.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


3-4

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

2 ч.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, на­писание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и под­бора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).


Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.


5-6

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

2 ч.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах

предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).


Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


7-8

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

2 ч.

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нерас­пространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами пред­ложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связан­ных по смыслу).


Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


9-10

Как морфология порядок навела.

(О частях речи).

2 ч.

Классифицировать и обобщить полученные ранее знания о частях речи.

Определение частей речи в тексте.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


11-12

Имя существительное – часть страны Речь.

2 ч.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробно пересказывать небольшие тексты.


13-14

Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

2 ч.

Запоминать названия падежей и вопросы.

Учиться падежные вопросы.

Упражняться в определении падежей.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


15-16

Слово одно, а значений - несколько.

(О многозначных словах).

2 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.


Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


17-18

Слова – тезки. (Омонимы).

2 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.


Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.


19-20

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

2 ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.


Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


21-22

Слова с противоположным значением. (Антонимы).

2ч.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.


Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


23

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

1 ч.

Определять грамматические признаки имен существительных: одушев­лённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определённому грамма­тическому признаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с опре­делённым признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и глав­ную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, со­ставлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


24-25

Очень занимательное – имя прилагательное.

2 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробно пересказывать небольшие тексты.


26-27

Имя прилагательное – часть страны Речь.

2 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


28-29

Словарное богатство родного языка.

2 ч.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


30-31

Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?

2 ч.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным.

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.


32-33

Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

2 ч.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других

слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, запи­сывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


34-35

Глагол – часть страны Речь.

2 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


36-38

Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

3 ч.

Определять спряжение глаголов.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


39-41

Глагол и его друзья.

3 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробно пересказывать небольшие тексты.


42-43

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

2 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.


Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


44-45

Сказка «Сила любви» . НЕ с глаголами.

2 ч.

Работать над написанием частицы Не с глаголами.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


46-48

Откуда появились глаголы – исключения?

3 ч.

Добывать из интернета информацию об образовании глаголов.

Находить нужные сведения из словообразовательного словаря.

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.


49-50

Хорошо ли ты знаешь глагол?

2 ч.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.


51-52

В царстве наречий.

2 ч.

Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия в предложении.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


53-54

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Ссора предлогов со всеми словами.

Служебное положение частиц.

2 ч.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи. Решать логические задания по русскому языку.


Познавательные УУД:

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

подробно пересказывать небольшие тексты.


55-56


Хорошо ли ты знаешь части речи?


2 ч.

Классифицировать знания о всех частях речи. Составить сводную таблицу о частях речи.

Использовать полученные знания на практике.

Определять части речи в тексте.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.



57-58

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

2 ч.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Находить в словах значимую часть слова – корень, подбирать однокоренные слова.

Называть признаки родственных (однокоренных слов).

Выделять корень в однокоренных словах.

Наблюдать за образованием однокоренных слов.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбирать однокоренные слова к данному слову.

Личностные результаты:

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


59-60

Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. Итоговое занятие.

2 ч.

Решать логические задания по русскому языку. Составлять ребусы, шарады.

Оценивать свои знания.

Решать логические задания по русскому языку.


Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им.








  1. Планируемые результаты изучения курса



Ожидаемые результаты четвёртого года обучения:

К концу 4 года обучения обучающиеся должны знать:

  • способы проверки изученных орфограмм;

  • различные виды предложений;

  • знать названия падежей;

  • иметь представление о происхождении названий падежей;

  • владеть понятиями «синонимы», «антонимы»; «омонимы»

  • признаки глаголов-исключений;

  • смысловую роль наречий, фразеологизмов;

  • морфологические признаки частей речи ( имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, наречия)

К концу 4 года обучения обучающиеся должны уметь:

  • писать слова с изученными орфограммами;

  • видеть место возможной ошибки в слове;

  • уметь определять принадлежность предложения к той или иной группе;

  • уметь составлять схемы предложений;

  • уметь отличать простое предложение от сложного;

  • отличать одну часть речи от другой;

  • находить синонимы и антонимы в литературных произведениях;



  • составлять диалог на заданную тему с использованием антонимов и синонимов;



  • уметь определять смысловую нагрузку имени прилагательного;



  • уметь использовать местоимения и другие изученные части речи при составлении шарад, ребусов, кроссвордов;



  • использовать уместно крылатые слова и выражения, фразеологизмы.















































Список литературы.

1. Н.В. Бабкина /Использование развивающих игр и упражнений в ученом процессе/ Начальная школа. - М., 1998. - №4

2. Н.Т. Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990

3. В.К. Бахир Развивающее обучение/ Начальная школа. - М., 1997. - №5

4. В.К. Бахир, А.П. Макаровская, В.М. Степанов Эксперимент в начальных классах/ Начальная школа. - М., 1997. - №5

5. М. Р. Безносикова. Нетрадиционные приемы закрепления изученного материала на уроках русского языка // Начальная школа №9 - 2002

6. А. А. Бондаренко. Учим русскому языка по-новому! // Начальная школа №11 - 2002

7. И. Г. Бромберг. Игровые программы // Начальная школа №9 - 1991

8. О.В. Губанова, Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках/ Начальная школа. - М., 1997. - №6

9. Н.Б. Истомина Развивающее обучение/ Начальная школа. М., 1996. - №12

10. М. А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. М.; Издательство "Первое сентября" 2000

11. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002

12. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина / Нетрадиционные уроки в начальной школе, 2002

13. Г.М. Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;"Академия" 2001

14. А. А. Ланшакова. Как сказка помогает усвоению частей слова // Начальная школа «11 - 2000

15. Л.А. Лецких Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина / - М., 1997. - №3

16. Л.И. Наймушина Кроссворды на уроках русского языка/ Начальная школа. - М., 1997. - №6

17. С. В. Савинова / Нестандартные уроки в начальной школе, 2000

18. Н.И. Семяшкина Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте/ Начальная школа. - М., 1997. - №2

19. М. Н Смирнова, В. Н. Копорулина / Ростов - на - Дону: Феникс, 2003

20. Е. В Ткаченко / Опорные конспекты 2002

21. Н. Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004

22. Т. А. Форкина. Орфограммы в загадках // начальная школа №5 - 1999

23. О. С. Цеплакова. Перфокарты на уроках русского языка // Начальная школа №5 - 1999

24. Программы общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) М.; "Просвещение" 2000

25. Русский язык в школе. - М., 2005. - №17

26. Русский язык в школе. - М., 2005. - №24