СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогического направления детское объединение «сказочная страна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогического направления детское объединение «сказочная страна»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА БОГОТОЛА








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

«СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»


Педагог – Трайковская Инна Викторовн




2015 учебный год




















Пояснительная записка

Образовательная программа по сказкотерапии «Сказочная страна» модифицированная, основана на авторских программах «Хочу быть успешным» (автор О. Хухлаева) и «Открываю себя» (авторы М.Корепанова, Е. Харлампова). В программу включены игры и упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими, развивать свои творческие способности. Часть содержания программы разработана перечисленными выше авторами сказки.

Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности


Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

  • познание разных стилей мироощущения;

  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

  • внутреннее ощущение силы гармонии.

Сказкотерапия – самый доступный и древний способ донести до ребёнка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры. Проработка с помощью сказки тех или иных жизненных ситуаций, отождествление себя с главным героем и сопереживание ему дают возможность освободиться от негативных эмоций, открыть способность к созиданию и гармонизировать отношения в семье, поверить в себя и найти своё место в таком большом пока для него мире.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы сказкотерапии и арт-терапии (игровая деятельность и изодеятельность).


Цель: развитие внутреннего мира ребёнка, приобретение знаний о способах социального проявления себя, возвращение ребенку гармоничного мироощущения.

Задачи:

  • формировать нравственные качества;

  • расширить эмоционально-чувственную сферу детей;

  • развивать воображение, мышление, речь, память;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • развивать творческие способности ребёнка.

Условия реализации образовательной программы

Программа предназначена для детей 7-9 лет.

Срок реализации - 1 год.

Учебные  занятия проводятся в группе с наполняемостью 10-12 человек, два раза в неделю по два часа.

Формы и режим занятий:

Обучение будет проходить в игровой форме и включает в себя занятия по сказкотерапии и арт-терапии.

Каждое занятие состоит из двух частей. Первая построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, арт- терапии, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.

Во второй части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». На обобщающих занятиях используются элементы арт-терапии, когда дети свои эмоциональные переживания, способы конструктивного решения выражают в изобразительной форме, используя карандаши, краски, пластилин.

Основной механизм воздействия сказки — через эмоциональное переживание, отождествление себя с главным персонажем, а значит, и сравнение своих чувств и чувств главного героя, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации. В процессе прочтения и, в дальнейшем обыгрывания сказки, ребенок понимает, что не только он сталкивается с подобными сложностями и испытывает сильные и порой противоречивые чувства по отношению к близким. Заключительная и самая главная часть сказки — моделирование конструктивного поведения в каждой конкретной ситуации. Всегда позитивный финал формирует у ребёнка веру в то, что побеждает добро, а не зло, что сильнее мудрость и искренность, а не жестокость и физическая сила.



















Предполагаемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- русские народные сказки.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно сочинять сказки;

- обыгрывать сказочный сюжет;

- моделировать конструктивное поведение в конкретной ситуации.

У обучающихся должна быть сформирована творческая компетентность.

Как конечный результат у детей должны развиться такие качества как коммуникабельность, конструктивное общение, то есть приобретение детьми опыта конструктивного выхода из различных ситуаций.

Система отслеживания и оценивания результатов: результаты занятий детей (рисунки, сочинения сказок, работы из пластилина) могут быть представлены на выставках, творческом отчете.






Учебно-тематический план

Тематика занятий

Количество часов

I раздел

теория

практика

Занятие – путешествие в страну «Что я могу?» Вводное занятие.

2

2

Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз

2

2

Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши

2

2

Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх

2

2

Путешествие на озеро
«Вкусная вода» к Лягушке Умный язык

2

2

Путешествие на Чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки

2

2

Страна «Что я могу» (заключительное)

2

2

Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений


6

II раздел


Введение в мир психологии

2

2

Радость. Что такое мимика?

2

4

Радость. Как её доставить другому человеку.

2

2

Жесты. Сказка «Когда молочные зубы сменились постоянными»

2

2

Радость можно передать прикосновением. Сказка «О муравьишке, который пошёл в школу»

2

2

Радость можно подарить взглядом. Сказка «Нужная вещь»

2

2

Страх. Сказка «Девочка с мишкой»

2

2

Страх. Её относительность. Сказка «Мы просто очень боялись за вас»

2

2

Как справиться со страхом. Сказка «Маленькая луна»

2

2

Гнев. С каким чувством он дружит. Сказка «Дружба»

2

2

Может ли гнев принести пользу? Сказка «О путнике и его беде»

2

2

Разные чувства. Рисунок чувств.

2

2

Качества людей. Сказка «Снежная королева»

2

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Сказка «Туча»

2

2

Люди отличаются друг от друга своими качествами. Сказка «Цветок по имени Незабудка»

2

2

В каждом человеке есть светлые и тёмные качества. Сказка «Перчатка»

2

2

Какой я. Сказка о дружбе.

2

2

Какой ты. Сказка «Заяц – Хваста»

2

2

Трудности первоклассников в школе, дома, на улице.

2

2

Школьные трудности. Сказка «В одном лесу жили – были»

2

2

Школьные трудности. Сказка «Про львёнка Пашу»

2

2

Трудности дома. Сказка «О муравьишке»

2

2

Трудности дома. Сказка «Верить и стараться»

2

2

Конкурс творческих работ «Моя любимая сказка»


2

Всего часов: 136

64

72































Содержание программы:

I раздел.

«Открываю себя». Познание ребенком мира своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.


Тема 1. (4 часа) Занятие – путешествие в страну «Что я могу?» Вводная часть занятий.

Знакомство со сказками. Сказки бывают разные, в них живут самые удивительные герои: добрые волшебники и коварные чародеи; умные, добрые животные и хитрые, злые звери; маленькие, любознательные гномики и жадные скряги — карлики; а также принцы, принцессы, феи и колдуньи; богатырь и Соловей-разбойник и многие-многие давно знакомые и любимые сказочные герои. Дети отправляются в длительное, увлекательное, полное приключений путешествие в сказочную страну под названием «Что я могу?», где узнают много нового и интересного о самих себе и о том, что умеют, чему можно научиться, благодаря жителям сказочной страны.


Тема 2. (4 часа) Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз

Вход в Сказочную страну. Знакомство с главным героем Синегорья – Орлом Зоркий глаз, остальными жителями Синегорья: овечками, козочками, барашками. Счастье и беда сказочной страны. Почему Орла прозвали Зоркий глаз? Игры и упражнения на развитие
зрительных ощущений и представлений. Лепка из пластилина маленького мира, в котором живут сказочные жители.


Тема 3. (4 часа) Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши.

Знакомство со Слонихой Чуткие уши – вторым помощником в познании себя и окружающего мира, которая живет на островах с названием «Загадочные звуки». Острова располагаются по обе стороны от Синегорья, и их омывают воды синего моря. Слониха Чуткие уши поведает своим друзьям и подружкам историю о загадочных звуках. Игры на развитие слуховых ощущений. Рисование по заданной теме.


Тема 4 .(4 часа). Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх

В стране «Что я могу» есть интересная пещера, у которой два входа, они же и выходы. По ходам и переходам пещеры любят гулять, а иногда и отдыхать там Южный и Северный ветры, которые приносят с собой диковинные запахи со всего света. Южный ветер, пролетая над жаркими странами со знойными пустынями и благоухающими долинами, собирал запахи цветущих каштанов и кустов жасмина, плодов персика и груши, запах сахарных арбузов и ароматных дынь. Встреча ветров в пещере, рассказы о странствиях. Рисование «Ветерок».

Тема 5. (4 часа). Путешествие на озеро
«Вкусная вода» к Лягушке Умный язык

Сказка про озеро, которое называется «Вкусная вода», где живет Лягушка Умный язык. Рассказ о том, как вода в озере стала вкусной и свежей и почему все жители стали звать-величать Лягушку Умный язык. Игры и упражнения на развитие вкусовых ощущений. Лепка «Лягушка».

Тема 6. (4 часа) Путешествие на Чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки.

Сказка о том, почему зверюшки, живущие на Чувствительных холмах, назвали Обезьянку Любопытные руки. Чем могут помочь любопытные руки Обезьяны в познании мира. Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений. Этюд «Обезьянка». Работа с пластилином.

Тема 7. (4 часа) Страна «Что я могу» (заключительное).

Сказочная страна «Что я могу» создана. Что дало детям знакомство с жителями, которые населяют эту страну: Орлом Зоркий глаз, Слонихой Чуткие уши, Собакой Острый нюх, Лягушкой Умный язык, Обезьяной Любознательные руки. Бесценный опыт, которым поделились жители страны, который помогает лучше узнать себя и окружающий мир. Игра «Что я могу». Лепка любимых сказочных героев.

Тема 8. (8 часов) Игры и упражнения на развитие зрительных ощущений и представлений.

II раздел

«Хочу быть успешным». Принятие себя, своих достоинств, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей.

Тема 9. (4 часа) Введение в мир психологии.

Беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Коммуникативные игры и задания на раскрепощение.

Тема 10. (6 час) Радость. Что такое мимика?

Знакомство с базовыми чувствами. Радость, как её можно изобразить, подарить окружающим. Рисунки радости.

Тема 11. (4 час) Радость. Как её доставить другому человеку.

Разные способы изображения радости. Собираем добрые слова – введение психологического словаря.

Тема 12. (4 час) Жесты. Сказка «Когда молочные зубы сменились постоянными».

Знакомство с жестами. Этюды и упражнения на развитие коммуникаций с помощью мимики и жестов.

Тема 13. (4 часа) Радость можно передать прикосновением. Сказка «О муравьишке, который пошёл в школу».

Этюды и упражнения на развитие коммуникаций с помощью мимики и жестов. Прослушивание сказки о первых школьных трудностях, обсуждение, рисунки.

Тема 14. (4 часа) Радость можно подарить взглядом. Сказка «Нужная вещь»

Упражнения «Мысленная картинка», «Врунишка». Хорошие качества, которые есть в каждом. Радость, которую можно испытать от хорошего поступка.

Тема 15. (4 часа) Страх. Сказка «Девочка с мишкой».

Знакомство с негативными переживаниями. Поиск способов, с помощью которых можно победить страх. Рисунки.

Тема 16. (4 часа) Страх. Её относительность. Сказка «Мы просто очень боялись за вас»

Продолжение работы с негативными переживаниями. Обсуждение относительности страха и возможной конструктивности её проявления. Рисунки.

Тема 17. (4 часа) Как справиться со страхом. Сказка «Маленькая луна»

Самые страшные персонажи телеэкрана. Рассказывание страшных историй с весёлым окончанием. Картинная галерея: рассмеши страшилку.

Тема 18. (4 часа) Гнев. С каким чувством он дружит. Сказка «Дружба»

Знакомство с гневом, с чувствами, которыми он дружит – страх и обида. Сказка о возможных причинах проявления гнева и его последствиях.

Тема 19. (4 часа) Может ли гнев принести пользу? Сказка «О путнике и его беде».

Работа с агрессией – «чёрная рука», «белая рука»; «поссорились - помирились». Обсуждение сказки после прослушивания – может ли гнев принести пользу? Работа с пластилином.

Тема 20. (4 часа) Разные чувства. Рисунок чувств

Разминка: «Попугай», «Покажи дневник маме», «Море волнуется». Обобщение полученных знаний о различных чувствах, изображение различных чувств, рисунок понравившегося чувства.

Тема 21 . (4 часа) Качества людей. Сказка «снежная королева»

Проявления различных качеств людей в разных ситуациях: «Зелёный крокодил в зелёной шляпе», «Угадай-ка». Подчёркивание важности проявления добрых слов и доброго отношения к окружающим. Рисунки.

Тема 22. (4 часа) Люди отличаются друг от друга своими качествами. Сказка «Туча».

Разминка: «Незаконченные предложения», «Психологическая загадка», «Ладошки», упражнение «Мы похожи – мы отличаемся». Обманчивость восприятия по внешнему виду.

Тема 23. (4 часа) Люди отличаются друг от друга своими качествами. Сказка «Цветок по имени Незабудка».

Разминка «Кто тебя позвал?», «Джунгли», упражнение «Звёздочка». Желательные для человека качества.

Тема 24. (4 часа) В каждом человеке есть светлые и тёмные качества. Сказка «Перчатка».

Упражнения «Тёмные и светлые мешочки», «Светофорики». Почему мы проявляем разные качества в разных ситуациях. Работа с пластилином.

Тема 25. (4 часа) Какой я. Сочиняем сказку о дружбе.

Разминка: «Незаконченные предложения», «Холодно - горячо», положительных и отрицательных детям – принятие или отвержение. Обсуждение сказки и обыгрывание.

Тема 26. (4 часа) Какой ты. Сказка «Заяц – Хваста».

Разминка: «Незаконченные предложения», «Найди игрушку». Упражнение «Холодно-горячо» (продолжение работы), акцентирование на положительных качествах. Рисование по сказке.

Тема 27. (4 часа) Трудности малышей в школе, дома, на улице.

Разминка. Копилка трудностей. Театр: разыгрывание различных трудных ситуаций. Сочиняем сказку (акцент на трудную ситуацию).

Тема 28. Трудности. Сказка «В одном лесу жили – были» (4 часа).

Разминка «Изобрази предмет», «Школа зверей». Копилка трудностей. Театр: «Помоги своему другу». Как можно решать трудности. Продолжаем сочинять сказку про трудности.

Тема 29. Трудности. Сказка «Про львёнка Пашу» (4 часа).

Разминка «Изобрази предмет», «Школа зверей», «Взвизгните те, кто…». Упражнение «Помоги своему другу» (продолжение).

Тема 30. (4 часа) Трудности дома. Сказка «О муравьишке».

Разминка «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Покажи ситуацию». Трудности, с которыми встречается ребенок дома, как их преодолеть.

Тема 31. (4 часа) Трудности дома. Сказка «Верить и стараться»

Разминка «Разные ладошки», «Если я улитка…», «Покажи ситуацию». Заключительное занятие. Верить в себя, в лучшее, что всё получится, стараться и не очень огорчаться, когда не получается. Рисунки по заданной теме.

Тема 32. (2 часа) Конкурс творческих работ «Моя любимая сказка»


Используемая литература:

  1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. С-П, Речь, 2006г

  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., 1999г

  3. Корепанова М., Харлампова Е. Программа «Открываю себя». Газета «Школьный психолог», №5 за 2011г

  4. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. Под редакцией А.К.Колеченко. С-П, Речь, 2006г

  5. Синицына Е. Умные сказки. «Аист», М., 1997г

  6. Хухлаева О. Программа для младших школьников «Хочу быть успешным», М., Чистые пруды, 2005г

  7. Хухлаева О.В. Лесенка радости. М. 1998г

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей: форма, цвет, звук. Ярославль. Академия развития, 1997г.

  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М., 1999г

  3. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки. Советы родителям. Айрис-пресс, М.1999г

  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития, 1996г

  5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. Под редакцией А.К.Колеченко. С-П, Речь, 2006г

  6. Синицына Е. Умные сказки. «Аист», М., 1997г