воспитание российской гражданственности;
ответственность, способность к саморазвитию и самообразованию.
знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
Целостность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); этического отношения к живым объектам;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
формирование личностных представлений о целостности природы;
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе исследовательской деятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
5. В эстетической сфере:
2. Дискуссия. Культура дискуссии. «Дебаты» (2 часа).
Таблица 1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Трудоемкость | Форма занятия | Виды деятельности | Развиваемые формы интеллекта | Ресурсное обеспечение |
Понятие науки. Роль науки в жизни общества (3часа) |
1 | История развития науки. | 1 | Круглый стол | Индивидуально-групповая работа | Вербально-лингвистический | Научная литература, электронные источники информации. |
2 | История развития науки в России. | 1 | Конференция | Дискуссия, индивидуально-групповая работа | Вербально-лингвистический | Научная литература, электронные источники информации. |
3 | Достижения современной биологии. | 1 | Перевернутый класс | Дискуссия, индивидуально-групповая работа | Межличностный, внутриличностный | Научная литература, электронные источники информации |
Дискуссия |
1 | Дискуссия. Культура дискуссии | 1 | Групповая | Работа с информацией в группах. | Вербально-лингвистический | Научная литература, электронные источники информации. |
2 | «Дебаты» | 1 | Дискуссионный клуб. «За и против». | Дискуссия, индивидуально-групповая работа | Межличностный, внутриличностный | Научная литература, раздаточный материал |
Методы исследований в биологии (11 часов) |
1 | Особенности научного исследования. Методы научного исследования. Наблюдение. Эксперимент | 1 | Эдьютеймент Групповая работа | Дискуссия, индивидуально-групповая работа. Сравнительный анализ методов исследования | Межличностный, исследовательский Исследовательский, | Научная литература Микроскопы, хим. Реактивы, посуда, канц. принадлежности |
2- 3 | Наблюдение за фенологическими явлениями в природе. Что происходит в мире растений (1 группа) и животных (2 группа)? Отчет по материалам экскурсии. | 2 | Экскурсия | Наблюдение, рисование, творческое эссе. индивидуально-групповая работа | Исследовательский, аудио-музыкальный, | Фотоаппарат, полевые дневники, бинокль, лупа. |
4 - 5 | Постановка эксперимента в лаборатории (плазмолиз и деплазмолиз). Влияние условий на прорастание семян. | 2 | Практическая работа | Проведение экспериментов в лаборатории | Исследовательский, | Микроскопы, хим. реактивы, посуда, канц. принадлежности |
6 | Метод анализа конкретных ситуаций (МКС или кейс-метод). | | Лекция, групповая работа | Анализ и примеры кейсов | Исследовательский, логико-математический | Лабораторное оборудование, Проектор, компьютер, тексты. |
7 - 8 | Решение кейсов. Предполагаемые темы: «Почему вода зеленая?»; «Кто живет на дне водоема?»; «Почему не плесневеет булочка?» и др. | 4 | Индивидуально-групповая работа | Разработка и решение кейсов | Исследовательский, логико-математический | Лабораторное оборудование, Проектор, компьютер, |
9 - 10 | Подготовка к защите кейса | 2 | Групповая работа | Оформление стенда | Экзистенциальный | Канц.принадлежности |
11 | Защита кейса по стенду | 1 | Групповая работа | Групповая защита | Экзистенциальный | Стенд |
| Введение в технологию проектной деятельности (18 часов). |
1 | Проект или исследование? Что такое проект. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Работа с источниками информации. Мозговой штурм | Исследовательский | Проектор, компьютер, презентация |
2 | Типы проектов | | Лекция. Практическая работа | Работа с источниками информации. | Исследовательский, логико-математический, визуально-пространственный | Проектор, компьютер, презентация |
3 | Основные стадии жизни проекта. | 1 | Лекция. Индивидуально-групповая работа | Обсуждение этапов работы. Схематизация | Исследовательски, логико-математический, визуально-пространственный | Проектор, компьютер, презентация |
4 | Работа с источниками информации. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Работа с текстом | Вербально-лингвистический | Тексты с интересными научными фактами |
5 | Выделение и постановка проблемы. | 1 | Групповая работа | Мозговой штурм. Работа с источниками информации. | Исследовательский, логико-математический | Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности |
6 | Шаг развития. Формулировка темы проекта. | 1 | групповая работа | Мозговой штурм | Исследовательский, логико-математический, Визуально-пространственный | Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности |
7 | Гипотеза. Цель и задачи проекта. Планирование работы. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Постановка проблемы, выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач. | Исследовательски, логико-математический | Проектор, компьютер |
8 | Регистрация и обработка данных. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Оформление журнала наблюдений. | Исследовательски, Вербально-лингвистический | Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности |
9 - 10 | Работа над проектом. | 2 | Групповая работа | Работа с источниками информации | Исследовательски, логико-математический | Канцелярские принадлежности |
11 | Требования к оформлению рукописи работы. Правила оформления списка источников информации. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Оформление рукописи работ. Работа с источниками информации | Внутриличностный Вербально-лингвистический | Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности |
12 | Представление результатов. Как подготовиться к защите проектов ? | 1 | Лекция. Практическая работа | Работа с источниками информации | Вербально-лингвистический | Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности |
13 | Работа над докладами. | 1 | Эдьютеймент. Индивидуально-групповая работа | Подготовка текст адокладов | Внутриличностный | Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности |
14 | Электронные презентации, технология их выполнения. | 1 | Практическая работа | Оформление электронных презентаций к докладу | Визуально-пространственный | Аудиоаппаратура, компьютер, принтер, проектор. |
15 - 16 | Защита проектов. | 1 | Индивидуально-групповая работа | Выступление с докладами. Ответы на вопросы. Экспертная оценка | Межличностный | Аудиоаппаратура, компьютер, принтер, проектор. |
17 | Итоговый тест. Рефлексия. Выбор тем исследований и проектов (индивидуальные маршруты). | 1 | Индивидуально-групповая работа | Анкетирование | Межличностный, внутриличностный | Аудиоаппаратура, компьютер, проектор, фотоаппарат. |
18 | Работа с источниками информации по выбранной теме | 1 | Индивидуально-групповая работа | Работа с литературой | Вербально-лингвистический | Научная литература |