СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности" для 8 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности" для 8 класса.»

Название программы

«Начни исследовать»

Автор программы

Н.Г.Панарина

Целевая группа. Обучающиеся 8 класса общеобразовательных учреждений Ненецкого автономного округа.

Требования к предшествующей подготовке лиц, допускаемых к освоению программы. Базовый уровень подготовки, соответствующий освоению курса «Биология» в рамках средней ступени обучения общеобразовательных учреждений (6 - 7 класс).

Тип программы. Общеобразовательная развивающая программа прикладного типа.

Краткая аннотация программы. Программа построена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными, являются исследовательские работы учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися на уроках и во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации, формируют умения учащихся самостоятельно работать. Программа направлена на формирование и развитие исследовательской деятельности школьников. Основные ее направления - это интеллектуальное развитие, совершенствование навыков научного исследования, воспитание экологического мышления, укрепление нравственного и физического здоровья личности.

Цель программы. Повысить интерес к познанию окружающего мира посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность. Сформировать исследовательские компетенции у школьников.

Целевое назначение программы. Во время освоения программы школьники научатся самостоятельно познавать окружающий мир, который наполнен тайнами живой природы. Обучающиеся смогут найти для себя ответы на волнующие вопросы с помощью наблюдения за различными природными объектами и явлениями, научатся экспериментировать, изучат растительный и животный мир водотоков родного края. Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств личности школьника. Обучающиеся смогут осознавать цели и задачи учебно-исследовательской, научно- исследовательской деятельности, научаться ставить цель и стремиться к ее достижению, а также разовьют креативные качества – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения. В процессе освоения программы школьники придут к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданственности;

  • ответственность, способность к саморазвитию и самообразованию.

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

  • Целостность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); этического отношения к живым объектам;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

  • формирование личностных представлений о целостности природы;

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты

  • самостоятельно определять цели своей исследовательской деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать ее мотивы и интересы;

  • смогут сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, классифицировать факты и явления, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, защищать свои разработки;

  • овладеют умением работать с различными источниками информации по изучаемой проблеме, анализировать её и оценивать;

  • научатся основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в познавательной деятельности

  • смогут осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметные результаты

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • овладеют технологией научного исследования: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  • содействие охране окружающей среды.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание технологии работы в полевых условиях;

  • соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.


5. В эстетической сфере:

  • овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Ведущие идеи.

  • Познание окружающего мира в процессе исследовательской деятельности – это сложно, но интересно.

  • Мир живой природы нуждается в изучении и охране.

  • Полученные знания помогут решить некоторые проблемы в окружающем мире живой природы.

Ключевые понятия. Кейс-стади, проект, исследовательские компетенции, детельностное экологическое мировоззрение.

Проблемные вопросы теоретического характера, которые будут решены в процессе освоения курса. Отсутствие исследовательских навыков вызывает затруднение при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, в связи, с чем возникает необходимость развивать интерес обучающихся к познанию окружающего мира в процессе исследовательской деятельности. Взаимодействие между образовательными учреждениями округа в процессе освоения программы будет способствовать совершенствованию социализации и толерантности школьников в Ненецком автономном округе.

Содержательная часть программы. Школьники погружаются в специфику проектной и исследовательской деятельности. Знакомятся с достижениями современной науки и основными методами познания окружающего мира. На занятиях рассматриваются методы исследования, введение в проектную деятельность.

1. Понятие науки. Роль науки в жизни общества (3 часа). История развития науки. История развития науки в России. Достижения современной биологии.

2. Дискуссия. Культура дискуссии. «Дебаты» (2 часа).


3.Методы исследований в биологии (11 часов). Особенности научного исследования. Наблюдение. Эксперимент. Наблюдение за фенологическими явлениями в природе. Постановка эксперимента в лаборатории (плазмолиз и деплазмолиз). Влияние условий на прорастание семян. Метод анализа конкретных ситуаций (МКС или кейс-метод). Решение кейсов. Предполагаемые темы: «Почему вода зеленая?»; «Кто живет на дне водоема?»; «Почему не плесневеет булочка?» и др. Подготовка к защите кейса. Защита кейса по стенду.


4. Введение в проектную деятельность (18 часов). Проект или исследование? Что такое проект. Типы проектов Основные стадии жизни проекта. Работа с источниками информации. Выделение и постановка проблемы. Шаг развития. Формулировка темы проекта. Гипотеза. Цель и задачи проекта. Планирование работы. Регистрация и обработка данных. Работа над проектом. Требования к оформлению рукописи работы. Правила оформления списка источников информации. Представление результатов. Как подготовиться к защите проектов? Работа над докладами. Электронные презентации, технология их выполнения. Защита проектов. Итоговый тест. Рефлексия. Выбор тем исследований и проектов (индивидуальные маршруты). Работа с источниками информации по выбранной теме. Подготовка к полевым исследованиям в окрестностях п. Красное и научно-исследовательской экспедиции на территорию заповедника «Ненецкий».

На реализацию регионального компонента отводится 10% трудоемкости программы.

Примерные темы проектов:

  • Уютная школа.

  • Школа – сад.

  • Обеспечим население чистой водой.

  • Поселок моей мечты.

  • Чистый поселок.

Таблица 1. Учебно-тематический план

Тема

К-во часов

В том числе

Конференции

Экскурсии

Практические и экспериментальные работы




1

Понятие науки. Роль науки в жизни общества.

3

-

-

-




2

Дискуссия. Культура дискуссии

2




3

Методы исследований в биологии.

11

2

2 (эксперимент)

-

1

4

Введение в проектную деятельность.

18



1

Всего

34

2

2

2

Содержание работы (34 часа)

Тема

Трудоемкость

Форма занятия

Виды деятельности

Развиваемые формы интеллекта

Ресурсное обеспечение


Понятие науки. Роль науки в жизни общества (3часа)

1

История развития науки.


1

Круглый стол

Индивидуально-групповая работа

Вербально-лингвистический

Научная литература, электронные источники информации.

2

История развития науки в России.

1

Конференция

Дискуссия, индивидуально-групповая работа

Вербально-лингвистический

Научная литература, электронные источники информации.

3

Достижения современной биологии.

1

Перевернутый класс

Дискуссия, индивидуально-групповая работа

Межличностный, внутриличностный

Научная литература, электронные источники информации

Дискуссия

1

Дискуссия. Культура дискуссии

1

Групповая

Работа с информацией в группах.

Вербально-лингвистический

Научная литература, электронные источники информации.

2

«Дебаты»

1

Дискуссионный клуб. «За и против».

Дискуссия, индивидуально-групповая работа

Межличностный, внутриличностный

Научная литература, раздаточный материал


Методы исследований в биологии (11 часов)

1

Особенности научного исследования. Методы научного исследования. Наблюдение. Эксперимент

1

Эдьютеймент Групповая работа

Дискуссия, индивидуально-групповая работа. Сравнительный анализ методов исследования

Межличностный, исследовательский Исследовательский,

Научная литература Микроскопы, хим. Реактивы, посуда, канц. принадлежности

2- 3

Наблюдение за фенологическими явлениями в природе. Что происходит в мире растений (1 группа) и животных (2 группа)? Отчет по материалам экскурсии.

2

Экскурсия

Наблюдение, рисование, творческое эссе.

индивидуально-групповая работа

Исследовательский, аудио-музыкальный,

Фотоаппарат, полевые дневники, бинокль, лупа.

4 - 5

Постановка эксперимента в лаборатории (плазмолиз и деплазмолиз). Влияние условий на прорастание семян.

2

Практическая работа

Проведение экспериментов в лаборатории

Исследовательский,

Микроскопы, хим. реактивы, посуда, канц. принадлежности

6

Метод анализа конкретных ситуаций (МКС или кейс-метод).


Лекция, групповая работа

Анализ и примеры кейсов

Исследовательский, логико-математический

Лабораторное оборудование, Проектор, компьютер, тексты.

7 - 8

Решение кейсов. Предполагаемые темы: «Почему вода зеленая?»; «Кто живет на дне водоема?»; «Почему не плесневеет булочка?» и др.

4

Индивидуально-групповая работа

Разработка и решение кейсов

Исследовательский, логико-математический

Лабораторное оборудование, Проектор, компьютер,

9 - 10

Подготовка к защите кейса

2

Групповая работа

Оформление стенда

Экзистенциальный

Канц.принадлежности

11

Защита кейса по стенду

1

Групповая работа

Групповая защита

Экзистенциальный

Стенд



Введение в технологию проектной деятельности (18 часов).

1

Проект или исследование? Что такое проект.

1

Индивидуально-групповая работа

Работа с источниками информации. Мозговой штурм

Исследовательский

Проектор, компьютер, презентация

2

Типы проектов


Лекция. Практическая работа

Работа с источниками информации.

Исследовательский, логико-математический, визуально-пространственный

Проектор, компьютер, презентация

3

Основные стадии жизни проекта.

1

Лекция. Индивидуально-групповая работа

Обсуждение этапов работы. Схематизация

Исследовательски, логико-математический, визуально-пространственный

Проектор, компьютер,

презентация

4

Работа с источниками информации.

1

Индивидуально-групповая работа

Работа с текстом

Вербально-лингвистический

Тексты с интересными научными фактами

5

Выделение и постановка проблемы.

1

Групповая работа

Мозговой штурм. Работа с источниками информации.

Исследовательский, логико-математический

Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности

6

Шаг развития. Формулировка темы проекта.

1

групповая работа

Мозговой штурм

Исследовательский, логико-математический, Визуально-пространственный

Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности

7

Гипотеза. Цель и задачи проекта. Планирование работы.

1

Индивидуально-групповая работа

Постановка проблемы, выдвижение гипотезы, формулировка цели и задач.

Исследовательски, логико-математический

Проектор, компьютер

8

Регистрация и обработка данных.

1

Индивидуально-групповая работа

Оформление журнала наблюдений.

Исследовательски, Вербально-лингвистический

Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности

9 - 10

Работа над проектом.

2

Групповая работа

Работа с источниками информации

Исследовательски, логико-математический

Канцелярские принадлежности

11

Требования к оформлению рукописи работы. Правила оформления списка источников информации.

1

Индивидуально-групповая работа

Оформление рукописи работ. Работа с источниками информации

Внутриличностный Вербально-лингвистический

Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности

12

Представление результатов. Как подготовиться к защите проектов ?

1

Лекция. Практическая работа

Работа с источниками информации

Вербально-лингвистический

Проектор, компьютер, канцелярские принадлежности

13

Работа над докладами.

1

Эдьютеймент. Индивидуально-групповая работа

Подготовка текст адокладов

Внутриличностный

Компьютер, принтер, канцелярские принадлежности

14

Электронные презентации, технология их выполнения.

1

Практическая работа

Оформление электронных презентаций к докладу

Визуально-пространственный

Аудиоаппаратура, компьютер, принтер, проектор.

15 - 16

Защита проектов.

1

Индивидуально-групповая работа

Выступление с докладами. Ответы на вопросы. Экспертная оценка

Межличностный

Аудиоаппаратура, компьютер, принтер, проектор.

17

Итоговый тест. Рефлексия. Выбор тем исследований и проектов (индивидуальные маршруты).

1

Индивидуально-групповая работа

Анкетирование

Межличностный, внутриличностный

Аудиоаппаратура, компьютер, проектор, фотоаппарат.

18

Работа с источниками информации по выбранной теме

1

Индивидуально-групповая работа

Работа с литературой

Вербально-лингвистический

Научная литература