ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. Данная программа служит основным документом для эффективного построения многолетней общей физической подготовки и содействует успешному решению задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
В данной программе представлено содержание работы ДЮСШ по общей физической подготовке сроком на 1 год обучения. Программный материал для практических занятий по физической, технической, теоретической подготовке представлен по каждому году обучения дошкольников
При составлении плана учебно-тренировочных занятий учтено, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму, в связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся. Учебный план необходимо составлять, после предварительного изучения занимающихся (во время беседы с учащимися, в процессе медицинского осмотра, по результатам контрольных упражнений).
Целью данной программы является:
Развитие и формирование всестороннего развития личности дошкольника.
увеличение двигательной активности детей дошкольного возраста, формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни.
Основные задачи теоретических знаний – дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить двигательные навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем тот вид спорта. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
развитие основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) и их сочетаний;
формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанные на приобретенных знаниях и мотивации к выполнению физических упражнений;
формирование гигиенических навыков, приемов закаливания;
профилактика и коррекция отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата (негативных изменений позвоночного столба, свода стопы и других);
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физически компетентного общественного поведения;
формирование привычки заботиться о своем здоровье в повседневной жизни, навыков организации самостоятельной двигательной активности.
совершенствование спортивных навыков у наиболее способных и подготовленных детей.
Особенности методики данной программы:
обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий, комплексного подбора учебного материала на каждом занятии;
эмоциональности образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;
формирование у детей навыков и умений в проведении самостоятельных занятий.
Цель внедрения инновационного продукта в деятельность образовательного учреждения – построение здоровье созидающей образовательной среды через организацию системы дополнительного образования физической культуры оздоровительной направленности. Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: классических оздоровительных методик и общефизической подготовки.
Участники программы: программа ОФП рассчитана для детей 11-15 лет. В данной программе представлено содержание работы в ДО по общей физической подготовке на 1 год обучения.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Методическая часть программы включает учебный материал по основным этапам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.
Ожидаемые результаты.
Освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль двигательных умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
Формы подведения итогов реализации программы: беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья», соревнования. - укрепление здоровья, обеспечение умственной и физической работоспособности детей.
Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся, положительная динамика прироста спортивных показателей, выполнение программных требований по уровню подготовленности, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовке(по истечении каждого года).
2. Нормативная часть учебной программы.
Заниматься в секции по общей физической подготовке может каждый дошкольник прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям, младшие дошкольники принимаются по заявлению родителей.
На первых двух годах обучения осуществляется формирование двигательных навыков, создаётся фундамент для воспитания физических качеств, заниматься физкультурой, развивается интерес к спортивным играм (баскетбол, футбол, бадминтон).Выполнение контрольных нормативов для зачисления в спортивные группы.
На третьем и четвёртом году обучения осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники спортивных игр.
Принимаются на данный этап только те дети, которые прошли необходимую подготовку не менее одного года и выполнившие приёмные нормативы.
2.1. Учебный план.
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней общей физической подготовки школьников. Учитывается режим учебно- тренировочной работы в неделю с расчетом на 34 тренировочных недели.
Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.
На каждый год обучения поставлены задачи в соответствии с возрастом занимающихся и их возможностей, требований многолетней подготовки.
Задачи:
-Укрепление здоровья детей и достижение его полноценного физического развития;
формирование правильных навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
поддержание интереса к двигательной деятельности
1.Теоретическая подготовка:
место занятий, инвентарь, техника безопасности на занятиях по общей физической подготовке;
гигиена, закаливание, врачебный контроль;
правила подвижных игр;
2. Практическая подготовка.
Общая физическая подготовка;
упражнения на развитие быстроты и ловкости, выносливости;
упражнения на развитие равновесия и координации движений;
упражнения на ориентировку в пространстве;
упражнения на развитие гибкости;
упражнения на развитие силы;
подвижные игры; спортивные упражнения
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
3.1.Характеристика содержания программы.
Методическая часть программы по общей физической подготовки включает материал, который дети изучают в Дошкольном Образовательном Учреждении, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объёмы тренировочных нагрузок по годам обучения; организацию и проведение врачебно-педагогического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно- тренировочных занятий.
3.2.Организационно-методические указания.
Цель по общей физической подготовки дошкольников состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность найти себя в движении в соответствии с его индивидуальными способностями и через любимый вид спортивной деятельности, выработать потребность организма в систематических физических упражнениях или спортивной игре а также на протяжении всей жизни повышать сопротивляемость организма к заболеваниям, содержать в норме опорно-двигательный аппарат.
Многолетний период общей физической подготовки дошкольников делится на 1 год обучения.
1 год обучения предусматривает воспитание интереса к физическим
упражнениям, формирование двигательных навыков и умений, развитие
физических качеств через подвижные игры. Возраст 11-15 лет.
В соответствии с основной направленностью обучения определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных режимов, построение тренировки. При этом необходимо учитывать следующие положения.
учет конкретных условий;
спортивной базы: спортивный зал, стадион для занятий легкой атлетикой,
площадка для игры в баскетбол, волейбол, футбол;
по возможности улучшить отбор детей с высоким уровнем детей физического
развития и прохождение их через всю систему многолетней подготовки;
усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов и их способов;
разработка эффективной системы оценки уровня физической подготовленности учащихся спортивной школы и качества работы, как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляет прежде всего количественно- качественные показатели по общей физической подготовки и включение в спортивно- оздоровительную группу ДО.
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней тренировки- «обучающая» и осуществляется по следующим принципам:
заинтересуй- но не заставляй с силой;
от простого к сложному, постепенно;
каждому ребенку по его способностям;
обучай играя и др;
Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по общей физической подготовке дошкольников, предусматривает : теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участия в соревнованиях.
3.3. Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение дошкольников разнообразными двигательными навыками.
Средства общей физической подготовки подбираются с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, времени года) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни (баскетбол, городки, бадминтон, футбол). А так же из всего разнообразия средств общей физической подготовки преимущественно используются упражнения из лёгкой атлетики, гимнастики, подвижные игры.
Средства и методы практических занятий:
традиционные занятия направлены на ознакомление с новым программным материалом;
тренировочные занятия направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей;
игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр- эстафет, игр- аттракционов;
занятие с использованием тренажёров;
занятия по интересам, предоставление возможности самостоятельного выбора разнообразных движений с предлагаемыми пособиями;
тематические занятия проводятся по специальной методике изучения
спортивных упражнений и игр: лыжи, баскетбол, бадминтон, городки, футбол.
комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из
разных видов спорта(легкая атлетика,гимнастика,подвижные и спортивные игры).
контрольно- проверочные занятия
Практическое занятие состоит из трех частей:
подготовительная (спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами и т. Д.);
основная (упражнения в лазанье, равновесии, преодоление препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжи, проводятся спортивные и подвижные игры).
заключительная (ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры).
Список литературы.
Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и
секции. Рекомедовано Главным управлением школ министерства
просвещения. Москва - Просвещение 1986 г.
М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова Программа
воспитания и обучения в детском саду.2006 г допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации
Вологина Л.Н., Курилова Т.В. « Игры с элементами спорта для
детей 3-4 лет» Москва, Гном и Д-2004 г.
Викулов А.Д., Бутин И.М. « Развитие физических способностей
детей» Ярославль; Гринго-1996 г.
Кириллова Ю.А. « Физкультурные упражнения и подвижные
игры на свежем воздухе для детей средней и логопедической
группы», Санкт-Петербург «Детство-пресс»-2005г
КуценкоТ.А., МедяноваТ.Ю. « 365 весёлых игр для
дошкольников», Ростов -на-Дону; Феникс-2005 г.
Пензулаева Л.И. « Подвижные игры и игровые упражнения для
детей 5- ти лет. Москва Владос-2001г.
Пензулаева Л.И. « Подвижные игры и игровые упражнения для
детей 3-5 лет» Москва, Владос-2000г.
Рунова М.А., « Двигательная активность ребёнка в детском саду
5-7 лет, Москва, Мозаика-Синтез, 2000 г.
Ю.Маханева М.Д., «Воспитание здорового ребёнка», Москва,
Аркти,1997 г.
11.Журнал « Дошкольное воспитание» 12.Журнал « Ребёнок в детском саду».