Образовательная программа по внеурочной деятельности
«Я- патриот»
( духовно-нравственное направление)
( 1 класс)
Человек является прежде всего сыном своей страны,
гражданином своего отечества,
горячо принимающим к сердцу его интересы.
Белинский В. Г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются:
Закон «Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 го № 373).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Примерные программы внеурочной деятельности [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов] под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарт второго поколения).
5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
6. Конвенция о правах ребёнка
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию. Вряд ли кто не согласится с тем, что в настоящее время в нашей стране сохраняется кризисная ситуация в духовно-нравственной сфере.
Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и то, что современная система воспитания в наших школах дает очень серьезные сбои. Сложилось глубокое убеждение, что стабильное и устойчивое развитие России и Тульской области возможно только при возрождении культурной традиции, базовых нравственных ценностей, на которых строилось наше государство, создавалась великая русская культура.
Исследования показывают, что от 40 до 60% учащихся не задействованы школами в работе кружков, секций, факультативов, научных обществ и клубов выходного дня. Около 20% не имеют постоянного поручения в классе, что приводит к высоким показателям так называемого «вакуума незанятости». Этот вакуум, учитывая возможности и накопленный методический материал, богатство исторического прошлого нашей области как субъекта Российской Федерации, а также силу русских традиций, можно наполнить содержанием патриотической направленности совместно с Советом воспитательной работы в школе, районным комитетом образования, школьной организацией «Россич».
На сегодняшний день семья, в силу сложившихся обстоятельств, утратила те старинные уклады и обычаи, которые раньше традиционно передавались, с детства готовя патриота, защитника, воина, семьянина. Задача воспитательной программы «Я - патриот» - стать культурным, идеологическим, политическим, образовательным и воспитательным центром. А также собрать, сохранить и передать накопленный и во многом утерянный опыт обучения школьников. Знакомство учащихся с русской литературой прививает любовь к родному краю, исторической памяти, воспитывая нравственные качества: уважение к старшим, доброту, отзывчивость, патриотизм, милосердие.
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Я-патриот». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Я-патриот”- для начальной школы - рассчитана на 1 год. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 5 разделов, связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
Цель программы:
– воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины, признаёт её законы, любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой, что званием гражданина России следует гордиться.
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, чувства патриотизма, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; умения ориентироваться в современных социоусловиях.
- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;
- создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка;
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”;
- создание условий для развития нравственно и физически здоровой личности.
Задачи программы:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни; укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов;
- воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;
- развивать у детей интерес к истории и культуре Тульской области; самоуважение и взаимоуважение;
- привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы данного кружка, являются: “Индивидуальность”, “Патриотизм”, “Доброта”, “Творчество”, “Взаимовыручка”, “Семья”, “Здоровье”.
Концепция воспитательной программы
Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением. В центре программы - соединение духовно-нравственного воспитания с изучением истории и культуры родного края, укрепление и повышение нравственности отдельного человека и всего классного коллектива в целом.
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).
Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).
Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в кружке прорабатывается совместно).
Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).
Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности.
Принцип коллективного поиска.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности родного края.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности культуры края, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей школы,семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Формы реализации программы
Программа “Я патриот” представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
Беседы
Ролевые игры.
Деловые игры.
Презентации.
Викторины.
Работа в школьной ДОО «Россич».
Экскурсии, походы, путешествия.
Учебная деятельность через предметы.
Проведение военно-патриотических, спортивных праздников.
Выставка творческих работ.
Система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы -1 год. Занятия в первом классе проводятся 1 раз в неделю по 15 минут во внеурочное время. Общее количество занятий -33.
Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы “Я- патриот” являются следующие:
Уровень сформированности членов коллектива.
Уровень духовно-нравственного развития учащихся.
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью кружка.
На занятиях кружка учащиеся знакомятся с работами русских поэтов и писателей, размышляют о судьбе России, о своем к ней отношении. Приглашённые гости-ветераны ВОВ и афганцы, ликвидаторы-чернобыльцы ведут с учащимися заинтересованный разговор о нравственной чистоте и доброте, о патриотизме и гражданственности.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «Я - ПАТРИОТ»
1. Духовно-нравственное и физическое оздоровление учащихся через:
- работу классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе.
- посещение кружков и других дополнительных занятий;
2. Защита и развитие сложившихся отечественных и региональных культур и воспитательных традиций через:
- музееведческую и собирательскую работу;
- активное участие в жизни школы, города, района;
- героико-патриотическую работу
3. Охрана и защита нравственной среды от проникновения навязываемых обществу чуждых ценностей через:
- формирование достойного гражданина, которому свойственны: патриотизм, уважение к истории Отечества, родному языку, ощущение себя хозяином страны, своей «малой Родины»;
- моральную стойкость, традиционные нравственные ценности, развитое гражданское самосознание, законность, способность отстаивать свое и чужое право;
- верность Родине, единство слова и дела, необходимый уровень физического развития;
- высокую нравственную и информационную культуру.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка « Я – патриот»:
Учащиеся узнают:
понятия « государство», « малая и большая Родина», «народ», «Россия», «герб», «флаг», «гимн», «мужество», «подвиг», «народное единство».
место России в мировом сообществе;
истории героических подвигов;
о ценности физического здоровья и о необходимости здорового образа жизни.
Учащиеся научатся:
разгадывать кроссворды, ребусы, выполнять тестовые задания;
анализировать полученную информацию;
взаимодействовать в группе и оказывать взаимопомощь друг другу;
оценивать результат практической деятельности в группе;
вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии;
высказывать свою точку зрения, аргументируя ее;
принимать активное участие в мероприятиях.
Приобретут следующие способности:
способность выполнять практические задания;
способность владеть монологической, диалогической и публичной речью;
способность взаимодействовать со сверстниками;
способность проявлять творческую активность;
способность позитивно относиться к общечеловеческим и жизненным ценностям: любовь к родине; уважение к истории Отечества; к собственному здоровью; обретение гордости за свою страну; бережное отношение ко всему живому.
способность быть честным, самостоятельным, ответственным, уметь отстаивать свои взгляды и убеждения.
Содержание программы кружка « Я – патриот»
Раздел 1 . « МОЯ БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ РОДИНА. СИВОЛИКА РФ»
Цель работы руководителя кружка в этом направлении – оказание помощи ученикам в накоплении знаний о месте и стране проживания, об истории создания государственных символов РФ.
Задачи:
- определение круга реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создание условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; развитие его познавательных способностей;
- формирование основ национальной культуры.
Раздел 2. « РАТНЫЕ ПОДВИГИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Цель работы руководителя кружка: ознакомить с реальными героями и событиями разных исторических эпох, воспитывать интерес к славным страницам нашей Родины, формировать познавательную активность по изучению исторического наследия.
Задачи:
- развитие творческих способностей учащихся;
-предоставление возможностей реализоваться в соответствии со своими возможностями, интересами;
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции;
- стремление к изучению наиболее ярких страниц исторического прошлого.
Раздел 3. «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА»
Цель работы руководителя кружка: ознакомить учащихся с основными событиями ВОВ, с военными событиями в Тульской области и городе Узловая, воспитывать уважение и благодарность к участникам войны; познакомить с работой краеведческого музея; расширять кругозор в музыкальной и литературной сфере.
Задачи:
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- приобщение к человеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
-от воспитания любви к родной школе, семье, России – к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
Раздел 4. «СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ»
Цель работы руководителя кружка – использование педагогических технологий, методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения; пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
- знакомство с опытом традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Раздел 5. « ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Цель работы руководителя кружка – научить детей понимать природу и правильно взаимодействовать с ней.
Задачи:
-формирование основы экологической межнациональной культуры.
-воспитание гармоничного существования человека с природой.
-воспитание ответственности за будущее планеты.
Список литературы
1. Аронов, А.А. Воспитывать патриотов: кн. для учителя [Текст].-М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
2. Вырщиков, А.Н. Патриотизм на службе России [Текст]/ А.Н. Вырщиков, М. Кусмарцев // Воспитание школьников, 2006. - №3. – с. 7-12.
3. Григорьев, Д.В. Патриотическое воспитание в современной школе [Текст]/ Д.В. Григорьев, С.Д. Поляков// ЗДВ, 2005. - №4.
4. Кузнецова, Л. Гражданское становление подрастающего поколения 21 века [Текст]/ Л.Кузнецова, О.Прохорова // Воспитание школьников, 2006. - №5. – с. 7-13.
5. Стребкова. В.Н. Целевая программа «Патриот» [Текст]// ЗДВ, 2005. - №4.
6.Учебник-хрестоматия « Я - гражданин России», Обнинск, « Духовное возрождение», 2002 г.
7.»Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград, « Учитель», 2007 г.
8. « Классные часы. 1-4 кл.», Москва, « Экзамен»,2009 г.
9. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;
10. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Москва, Учитель 2007 год.
11. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.
Календарно- тематическое планирование программы « Я -патриот» ( 1 класс)
0.25 часа- 15 мин в неделю ( 33 занятия)
№ | Тема ( содержание) занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| « МОЯ БОЛЬШАЯ и МАЛАЯ РОДИНА. СИВОЛИКА РФ» | | |
1 | Моя малая и большая Родина . Достопримечательности п.Брусянский. Выставка рисунков « Я люблю свой посёлок» | 1 | |
2 | Родной край – частица России .Символика и традиции п. Брусянский. | 1 | |
3 | Защита проектов « Моя малая Родина». Фотогалерея достопримечательностей поселка Брусянский. Чтение стихотворений, посвящённых любимому посёлку. | 1 | |
4 | Символика РФ и г. Узловая. Разучивание и исполнение гимна. | 1 | |
5 | Литературная гостиная « Край ты мой любимый, край ты мой родной!». Чтение стихотворений узловских поэтов. | 1 | |
6 | Посещение школьного музея « Родничок». Знакомство с выдающимися людьми п. Брусянский, с культурой и бытом родного края. | 1 | |
7 | Родной дом и семья. Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут. | 1 | |
8 | Я – ученик . Права и обязанности ученика. | 1 | |
| « РАТНЫЕ ПОДВИГИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» | | |
9 | Истоки земли русской. Как жили наши предки славяне. | 1 | |
10 | Богатырская наша сила. « В гости к былинным героям». Смелость, отвага, мужество русских богатырей. | 1 | |
11 | Русские героические сказки. | 1 | |
12 | «Русский солдат - сам черт ему не брат». Конкурсная программа для мальчиков. | 1 | |
13 | Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский. | 1 | |
14 | Русские полководцы. А.В. Суворов. Чтение рассказов о Суворове С. Алексеева. | 1 | |
15 | Военные забавы юного Петра. | 1 | |
16 | Спортивно-игровая программа для учащихся и их родителей « Богатырская наша сила» | 1 | |
| «СПОРТ и ЗДОРОВЬЕ» | | |
17 | Человек в мире людей. Я хочу быть здоровым. | 1 | |
18 | Резиновые двигатели (мышцы). Роль мышщ в жизни человека. Что полезно и что вредно моим легким. | 1 | |
19 | Как мы слышим, видим, чувствуем. Уход за ушами, глазами, кожей. | 1 | |
20 | Полезная и вкусная пища. Загадки о еде. | 1 | |
21 | «Маскарад вредных привычек». Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. | 1 | |
| «ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА» | | |
22 | Путешествие по городам – героям. | 1 | |
23 | Район в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в районный краеведческий музей. | 1 | |
24 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | |
25 | Дети войны. Пионеры-герои. | 1 | |
26 | Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. Встреча с ветеранами. | 1 | |
27 | Экскурсия к памятнику солдата – освободителя. Участие в параде Победы. | 1 | |
28 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». | 1 | |
| « ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ» | | |
29 | «Я, ты, он, она- вместе дружная семья». Народы, населяющие нашу Родину. | 1 | |
30 | Традиции и обычаи русского народа. Русские народные игры. | 1 | |
31 | Моя семья - моя крепость. Обычаи и законы моей семьи. | 1 | |
32 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» | 1 | |
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 | |