СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана в соответствии на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления образованием, нормативной базы образовательных учреждений.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Ханты-Мансийского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор _________Н.И. Фуртунэ
Приказ № от «___» _______2020г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2020-2021 учебный год
Название образовательного направления:
культурологическое.
Вид образовательной программы:
модифицированная.
Срок реализации программы: 1 год
Возрастные рамки: от 12 до 18 лет.
Автор программы: педагог дополнительного
образования Захарова Яна Валерьевна
высшая квалификационная категория
с/п. Горноправдинск, 2020 г.
Раздел I. «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления образованием, нормативной базы образовательных учреждений.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, активно использовать технологию eduSkrim, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
Направленность программы: культурологическое.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенность организации образовательной деятельности:
Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет.
Срок реализации: 1 год.
Формы и режим занятий: очное, занятия проводится два раза в неделю во второй половине дня, понедельник, среда с 16 до 18
Особенности организации образовательной деятельности: групповой и индивидуальный
Цели и задачи программы.
Цель: Обеспечить жизненную успешность и одарённость обучающихся, развивая качества личности, через оптимизацию системы проектной деятельности.
Задачи:
Личностные: Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества. Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
Метапредметные: Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.
Оптимизировать работу школьного научного сообщества, вовлекая в творческое проектирование новых его членов обучающих, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.
Предметные: Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности. Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Содержание программы: (144 часа - 4,5 часа в неделю)
Учебный план для обучающихся 12-15 лет
Количество учебных недель: 32 учебных недель.
Период обучения: с 1 октября по 31 мая.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы контроля/аттестации | ||||||
Теорети-ческих | Практи-ческих | Всего |
| ||||||
I. | Вводный этап. | 10 | 12,5 | 22,5 |
| ||||
1. | Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей. | 1 | 1 | 2 | Эвристическая беседа | ||||
2. | Типы проектов, их классификация | 1 | 1,5 | 2,5 | Опрос | ||||
3. | Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов (eduSkrim) | 1 | 1 | 2 | Беседа | ||||
4. | Методы и методики исследований. | 1 | 1,5 | 2,5 | Беседа | ||||
5. | Определение, выбор проблемы. | 1 | 1 | 2 | Наблюдение | ||||
6. | Выбор научной темы. | 1 | 1,5 | 2,5 | Беседа | ||||
7. | Изучение общественного мнения по выбранной проблеме. | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||||
8. | Формирование проектных групп. | 1 | 1,5 | 2,5 | Групповая работа | ||||
9. | Обсуждение идей будущих проектов. | 1 | 1 | 2 | Беседа | ||||
10. | Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. | 1 | 1,5 | 2,5 | Опрос | ||||
II. | Технологическая проработка этапов проекта. | 10 | 5,5 | 15,5 |
| ||||
11. | Определение целей и задач.( eduSkrim) | 2 |
| 2 | Индивидуальная беседа | ||||
12. | Определение нужд и потребностей, необходимых для разработки проекта. | 2,5 |
| 2,5 | Работа в инициативных группах | ||||
13-14. | Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов. | 2 2,5 |
| 2 2,5 | Анализ
| ||||
15. | Составление бюджета проекта. |
| 2 | 2 | Оценка практической работы | ||||
16. | Составление организационного плана, рабочего графика. |
| 2,5 | 2,5 | Индивидуальная беседа | ||||
17. | Распределение обязанностей между членами группы (команд). | 1 | 1 | 2 | Групповая работа | ||||
III. | Технологическая проработка этапов научно-исследовательской работы | 8,5 | 16,5 | 25 |
| ||||
18. | Типы научно-исследовательских работ | 2,5 |
| 2,5 | Тестирование
| ||||
19-20. | Композиционная структура исследовательской работы | 1 1 | 1 1,5 | 2 2,5 |
| ||||
21. | Понятийный аппарат исследования | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||||
22. | Правила оформления исследовательской работы | 1 | 1,5 | 2,5 | Опрос | ||||
23. | Требования к тексту | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||||
24. | Пример оформления титульного листа |
| 2,5 | 2,5 | Наблюдение | ||||
25. | Пример оформления оглавления |
| 2 | 2 | Наблюдение | ||||
26. | Примеры оформления библиографических ссылок |
| 2,5 | 2,5 | Наблюдение | ||||
27. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. |
| 2,5 | 2 | Индивидуальная беседа | ||||
28. | Критерии оценки исследовательских работ | 1 | 1,5 | 2,5 | Беседа | ||||
IV. | Реализация проекта | 1 | 21,5 | 22,5 |
| ||||
29. | Сбор и систематизация материалов по теме проекта. | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||||
30. | Сбор и систематизация материалов по теме проекта. |
| 2,5 | 2,5 | Индиви | ||||
31. | Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. (eduSkrim) |
| 2 | 2 | Практическая работа | ||||
32. | Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности. |
| 2,5 | 2,5 | Промежуточный контроль | ||||
33. | Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. |
| 2 | 2 |
| ||||
34. | Корректировка плана реализации проекта. |
| 2,5 | 2,5 | Практическая работа | ||||
35. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. |
| 2 | 2 | Индивидуальная беседа | ||||
36. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. |
| 2,5 | 2,5 | Индивидуальная беседа | ||||
37. | Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта. |
| 2 | 2 |
| ||||
38. | Написание доклада по проекту |
| 2,5 | 2,5 | Консультация | ||||
V. | Реализация научно-исследовательской работы | 4 | 21 | 24,5 |
| ||||
39. | Работа с информационными и литературными источниками | 1 | 1 | 2 |
| ||||
40. | Сбор и систематизация фактического материала. |
| 2,5 | 2,5 | Тестирование и опрос | ||||
41. | Интервьюирование (метод сбора информации) |
| 2 | 2 | Опрос | ||||
42. | Анкетирование (метод сбора информации) |
| 2,5 | 2,5 | Обработка анкет | ||||
43. | Сбор и систематизация фактического материала. |
| 2 | 2 |
| ||||
44. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. | 2,5 |
| 2,5 |
| ||||
45. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2 | 2 |
| ||||
46. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. | 1 | 1,5 | 2,5 |
| ||||
47. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2 | 2 | Групповая работа | ||||
48. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2,5 | 2,5 | Групповая работа | ||||
49. | Оформление результатов. |
| 2 | 2 | Научно-практическая конференция | ||||
VI. | Презентация проекта |
| 11,5 | 11,5 |
| ||||
50. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. |
| 2,5 | 2,5 | Контроль за подготовкой презентации | ||||
51. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. |
| 2 | 2 | Контроль за подготовкой презентации | ||||
52. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. |
| 2,5 | 2,5 | Контроль за подготовкой презентации | ||||
53. | Подготовка публичной защиты. |
| 2 | 2 | Индивидуальная беседа | ||||
54. | Репетиция защиты. Оценка презентации. |
| 2,5 | 2,5 |
| ||||
VII. | Защита научно-исследовательской работы |
| 18 | 18 |
| ||||
55. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. |
| 2 | 2 | Индивидуальный контроль | ||||
56. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. |
| 2,5 | 2,5 | Индивидуальный контроль | ||||
57. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. |
| 2 | 2 | Индивидуальный контроль | ||||
58. | Подготовка публичной защиты, доклада. |
| 2,5 | 2,5 |
| ||||
59. | Подготовка публичной защиты, доклада. |
| 2 | 2 |
| ||||
60. | Репетиция защиты. |
| 2,5 | 2,5 | Опрос | ||||
61. | Репетиция защиты. |
| 2 | 2 | Опрос | ||||
62. | Выступление в рамках научно-практической конференции. |
| 2,5 | 2,5 | Участие в конференции | ||||
VIII. | Обобщение материалов | 1 | 3,5 | 4,5 |
| ||||
63. | Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг. | 1 | 1 | 2 | Итоговый контроль | ||||
64. | Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол. |
| 2,5 | 2,5 | Беседа | ||||
| Итого: | 37,5 | 106,5 | 144 |
5. Содержание учебного плана.
I. Вводный этап.
Установочные занятия (теоретический блок):
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов;
- определение актуальных социальных проблем;
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по выбранной теме проекта;
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.
Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей.
Теория: формирование коллектива, группы, выяснения места научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Цели и задачи курса.
Практика: проведения тренинга на развитие творческих способностей.
Типы проектов, их классификация.
Теория: изучения различных типов проектов, а так же их классификацию.
Практика: работа с различными образцами и примерами проектов.
Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов.
Теория: на примере уже готовых проектов и с помощью презентации обучающиеся знакомятся со структурой проектов: титульный лист, введение, основная часть, практическая часть, выводы, заключение.
Практика: составления структурного плана.
Методы и методики исследования.
Теория: изучение основных методов и методик научных исследований.
Практика: уметь составлять анкеты, находить и проводить практические и лабораторные работы.
Определение, выбор проблемы.
Теория: Классификация проблем. Общие направления исследований. Правила выбора
Практика: работать с различными источниками информации.
Выбор научной темы.
Теория: Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Практика: выбор актуальной темы из перечня.
Изучение общественного мнения.
Теория: Знать правила и способы изучения общественного мнения. Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Практика: отработка метода опроса.
Формирование проектных групп.
Теория: выбор траектории и методики формирования групп.
Практика: формирование групп.
Обсуждение идей будущих проектов.
Теория: «Мозговой штурм» в группе обучающихся. Предложение наиболее актуальных тем, их отбор.
11. Цели и задачи исследования.
Теория: Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практика: работа с материалом. Формулирование цели и задач (тренинг).
12.Определение нужд и потребностей, необходимых для написания проекта.
Теория: выявления затруднений у обучающихся в написании проекта. Совместный поиск методов решения проблем и затруднений.
13-14. Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов.
Теория: знакомство учебно-методическим и лабораторным оборудованием кабинета. Выявление наличия необходимого оборудования и подбор методики.
15. Составления бюджета проекта.
Практика: расчёт затрат на выполнения проектно-исследовательской работы.
16. Составления плана, графика.
Практика: индивидуальная работа с обучающимися по определению тепа проекта и составление перспективного плана работы над проектом.
17. Распределение обязанностей между членами групп.
Теория: знакомство с групповой формой работы.
Практика: тренинги на командную сплочённость и готовность работать в группе.
II. Технологическая проработка этапов проекта.
Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей членов команд.
18. Типы научно-исследовательских работ.
Теория: изучения сути различных типов научно-исследовательских работ.
19-20. Композиционная структура исследовательской работы.
Теория: изучения основных компонентов композиции исследовательской работы.
Практика: каждый ученик, выполняет задание на основе своей собственной научной темы по составлению композиционной структуры.
21. Понятийный аппарат исследования.
Теория: знакомство на занятии с понятийным аппаратом, который применяется при исследовании, а так же при проведении лабораторных и экспериментальных исследованиях.
Практика: выполнения задания на знания понятий.
22. Правила оформления исследовательской работы.
Теория: изучения основных требований к оформлению работы.
Практика: тренинг по отработки навыка оформления научной работы или проекта.
23. Требования к тексту.
Теория: изучения основных требований к оформлению текста.
Практика: Тренинг по отработки навыка оформления текста работы.
24. Пример оформления титульного листа.
Практика: тренинг по оформлению титульного листа к своим работам
25. Пример оформления оглавления:
Практика: тренинг по отработки навыка оформления оглавления (простое и развёрнутое).
26. Примеры оформления библиографических ссылок.
Практика: тренинг по отработки навыка правильного оформления ссылок на текст и интернет источники.
27. Описание работы по проекту. Обоснование проекта.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.
28. Критерии оценки исследовательских работ.
Теория: знакомство обучающихся с критериями оценки исследовательских работ.
Практика: самооценка научной работы или проекта согласно предъявляемым критериям.
III. Реализация проекта.
Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий;
29. Сбор и систематизация материала по теме проекта.
Теория: знакомство с различными источниками информации.
Практика: систематизация собранной информации.
30. Сбор и систематизация материала по теме проекта.
Практика: систематизация собранной информации.
31. Составление плана мероприятий по проекту.
Практика: составления плана поэтапной работы с проектом ил научной работой.
32. Контроль выполнения планов и промежуточная оценка.
Практика: заполнение оценочных листов.
33. Доработка проектов.
Практика: индивидуальная работа с каждой работой. Работа с проблемами и не состыковками.
34. Корректировка плана реализации проекта.
Практика: каждый обучающихся проводит согласно замечаниям корректировку плана работы с проектом или научно-исследовательской работой.
35. Описание работы по проекту.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.
36. Описание работы по проекту.
Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.
37. Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта.
Практика: тренинг по отработки навыка оформления заявок на участие, информационной карты с аннотацией, календарного плана реализации проекта.
38. Написание доклада по проекту.
Практика: Необходимо выделить основное в тексте работы и оформить доклад в соответствии с пунктами плана. Создать презентацию к докладу.
V. Реализация научно-исследовательской работы.
39. Работа с информационными и литературными источниками.
Теория: изучение правил оформления списка литературы.
Практика: оформление списка литературы.
40. Сбор и систематизация основного материала.
Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.
Практика: сбор и обработка материала.
41. Интервьюирование.
Теория: изучение технологии проведения интервью.
Практика: обучающиеся берут интервью у своих одноклассников, отработка навыка.
42. Анкетирование.
Теория: изучение методики анкетирования.
Практика: составления вопросников для анкетирования, проведения пробного анкетирования.
43.Сбор и систематизация материала.
Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.
Практика: сбор и обработка материала.
44. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.
45. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.
46. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.
47. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.
48. Планирование и реализация проекта.
Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.
49. Оформление результатов.
Практика: оформление результатов согласно предъявляемым требованиям.
VI. Презентация проекта.
- оформление иллюстративного ряда к проекту,
- подготовка к публичной защите проекта.
50. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.
51. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.
52. Оформление иллюстративного ряда к проекту.
Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.
53. Подготовка публично защиты.
Практика: отработка выступления.
54. Репетиция защиты. Оценка презентации.
Теория: изучение критериев оценивания работы.
Практика: репетиция выступления и ответов на вопросы по научно-исследовательской работе.
VII. Защита научно-исследовательской работы.
55. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
56. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
57. Создание презентации к научно-исследовательской работе.
Теория: изучение требований к содержанию презентации.
Практика: создание презентации.
58. Подготовка публичной защиты, доклада.
Теория: знакомство с методикой создания доклада.
Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.
59. Подготовка публичной защиты, доклада.
Теория: знакомство с методикой создания доклада.
Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.
60. Репетиция защиты.
Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.
61. Репетиция защиты.
Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.
62. Выступление в рамках научно-практической конференции.
Практика: выступление с докладом.
63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг.
Теория: анкетирование. Собеседование.
Практика: круглый стол.
64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.
Практика: заседание членов кружка, подведение итогов, награждение самых активных.
VIII. Обобщение материалов.
Анализ работы над проектом:
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы.
63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проекта.
Практика: мониторинг, опрос, тестирование.
64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.
Практика: проведение обсуждения качества реализации проекта или научно-исследовательской работы в форме «круглого стола».
Планируемые результаты.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций.
Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
Знание основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.
Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.
Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;
Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций.
Критерии | Показатели | Методики изучения |
Развитие интеллектуально-познавательной деятельности | Уровень познавательной активности Уровень личностных достижений Овладение исследовательскими навыками
| Мониторинг качества и успеваемости обучающихся. Монитринг участия обучающихся в конкурсах олимпиадах, научно – практических конференциях. |
Взаимодействие и сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей | Доля проектов реализованных с участниками субъектов социализации; Степень вовлеченности субъектов в проектную деятельность: Обмен творческими идеями и «находками». | Мониторинг вовлечённости.
Анкетирование.
Банк творческих идей. |
Социальная
| Количество реализации социальных проектов; Доля проектов инициируемых обучающимися. | Мониторинг |
Участие в конкурсах, олимпиадах, играх и конференциях различного уровня. | Динамика выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях. Качество проведения предметных недель научно – практических конференций в ОУ | Мониторинг результатов выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях |
Оптимизация организации и проведения, предметных недель, научно – практических конференций в ОУ | Динамика участия обучающихся в предметных неделях, научно – практических конференциях в ОУ Качество организации и проведения предметных недель, научно – практических конференций в ОУ | Анализ качества организации и динамики предметных недель, научно – практических конференций в ОУ |
Повышение интереса к проектной деятельности ОУ в профессиональном сообществе. | Увеличение доли проведения открытых мероприятий семинаров веб – бинаров круглых столов совещаний РМО ШМО на базе ОУ по проектной деятельности; Увеличение количества педагогов вовлечённых в проектную деятельность; Увеличение доли уровня с использованием проектных технологий. | Мониторинг организации и проведения семинаров, конференций; публикации по проблемам проектной деятельности |
Развитие ресурсной базы ОУ | процент Пополнение ресурсной базы ОУ, | Изучение потребностей ресурсной базы ОУ |
II. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Условия реализации программы.
В реализации Программы участвуют обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры.
Текущее управление реализацией Программы осуществляют руководитель объединения.
Программой предусматривается привлечение собственных средств участников образовательного процесса, привлечение бюджетных средств всех уровней: федеральные, муниципальные и внебюджетных средств. Главным принципом использования средств является контроль за эффективностью их реализации.
Управление реализации программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения задач программы на всех ее этапах.
Система включает в себя:
1. Разработку, обновление нормативно-правовой базы по проектной деятельности.
2. Привлечение к решению задач программы партнеров - социальный ресурс ;
3. Мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 3-х этапов, и за период в целом - аналитический ресурс;
4. Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера – кадровый ресурс;
5. Подготовку и развитие материально-технической базы проектной деятельности школы – материальный ресурс;
6. Совершенствование информационной среды школы – информационный ресурс;
7.Развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов - инновационный ресурс.
2. Форма оценки результатов программы.
Журнал посещаемости;
Защита проектных и научно-исследовательских работ;
Конференции;
Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов:
На протяжении всего учебного года ведется журнал учета реализации образовательной программы, где ежедневно фиксируется посещаемость обучающихся, их достижения, участие в выставках, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и др.;
На протяжении всего учебного года обучающиеся объединения (и педагог) собирают портфолио детей (грамоты, благодарственные письма, отзывы и др.)
На протяжении всего учебного года участие детей в мероприятиях научно-исследовательского характера.
На протяжении всего учебного года ведется мониторинг результативности освоения образовательной программы «Проектная и научно-исследовательского деятнльность» учащимися (вводный предварительный контроль, текущий промежуточный и итоговый контроль);
3.Оценочный материал.
Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:
экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;
анализ результатов олимпиад, конкурсов.
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся.
Вводный (предварительный) контроль: проводится при наборе или на начальном этапе формирования группы – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности тем, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
-индивидуальная беседа;
-наблюдение;
-групповые работы;
-мониторинг.
Текущий (промежуточный) контроль (проводится как правило в середине учебного года) – это изучение динамики роста и развития личности в процессе освоения образовательной программы.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребенка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
-оценка правильности выбора технологий и методик;
-корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточного контроля – мониторинг, групповые и индивидуальные работы, индивидуальные беседы, участие детей в мероприятиях духовно-нравственного направления.
Итоги мониторинга анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.
Итоговый контроль (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.
Задачи:
-анализ результатов обучения;
-анализ действий педагога;
Методы проведения итогового контроля:
-участие в выставках, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и др.;
-сбор портфолио детей (грамоты, благодарственные письма, отзывы и др.).
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: | 3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 | |
- степень актуальности определить сложно; | 1 | |
- не актуальна; | 0 | |
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 | |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 | |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: | 3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 | |
- используются традиционные методы решения. | 1 | |
4. | Новизна полученных результатов: | 4 |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | 3 | |
- имеется новый подход к решению известной проблемы; | 2 | |
- имеются элементы новизны; | 1 | |
- ничего нового нет. | 0 | |
5. | Практическая значимость работы: | 3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 | |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 | |
- не заслуживает внимания. | 0 | |
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности решения; | 1 | |
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | 0 | |
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: | 1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 | |
8. | Качество оформления работы: | 2 |
| - есть замечания по оформлению работы; | 1 |
- не соответствует требованиям оформления. | 0 | |
Итого: | 20 баллов |
4.Методическое обеспечение программы.
С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоционально, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:
-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);
-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы -беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;
-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических.
Модель учебного занятия в объединении:
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности |
Подготовительный |
1. | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии. | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. |
2. | Проверочный | Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция. | Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. | |
3. | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). | |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. | |
Основной | 5. | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием. |
6. | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения. | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. | |
7. | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме. | Использование бесед и практических заданий | |
8. | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий. | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского). | |
Итоговый | 9. | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. |
10. | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку. | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы. | |
11. | Информационный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия. | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий. |
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы для занятий
Разработки занятий, мероприятий, родительских собраний.
Наборы шаблонов, таблиц, фотографий.
Литература для педагога:
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 20016
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2011.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе
Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.
Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //
Начальная школа. 2003. № 12.
Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.
Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
Полат Е.С. Метод проектов
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы
http://schools.keldysh.ru/labmro
— Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИО
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Приложение 1.
Календарный учебный график.
1 год обучения – 144 часа в год.
Количество учебных недель: 32 учебных недель
Период обучения: с 01 октября по 31 мая (без осенне–весенних каникул).
№ п/п | Тема | Формы контроля/аттестации | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |||
| I. Вводный этап. |
| 22,5 |
|
| |||
1.. | Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей. |
| 2 | 5-9.10 | 5-9.10 | |||
2. | Типы проектов, их классификация | Эвристическая беседа | 2,5 | 5-9.10 | 5-9.10 | |||
3. | Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов | Опрос | 2 | 12-16.10 | 12.16.10 | |||
4. | Методы и методики исследований. | Беседа | 2,5 | 12-16.10 | 12-15.10 | |||
5. | Определение, выбор проблемы. | Беседа | 2 | 19-23.10 |
| |||
6. | Выбор научной темы. | Наблюдение | 2,5 | 19-23.10 |
| |||
7. | Изучение общественного мнения по выбранной проблеме. | Беседа | 2 | 26-29.10 |
| |||
8. | Формирование проектных групп. | Опрос | 2,5 | 26-29.10 |
| |||
9. | Обсуждение идей будущих проектов. | Групповая работа | 2 | 2-6.11 |
| |||
10. | Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. | Беседа | 2,5 | 2-6.11 |
| |||
| II. Технологическая проработка этапов проекта. | Опрос | 15,5 |
|
| |||
11. | Определение целей и задач. |
| 2 | 9-13.11 |
| |||
12. | Определение нужд и потребностей, необходимых для разработки проекта. | Индивидуальная беседа | 2,5 | 9-13.11 |
| |||
13-14. | Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов. | Работа в инициативных группах | 2 2,5 | 16-20.11 16-20.11 |
| |||
15. | Составление бюджета проекта. | Анализ
| 2 | 23-27.11 |
| |||
16. | Составление организационного плана, рабочего графика. | Оценка практической работы | 2,5 | 23-27.11 |
| |||
17. | Распределение обязанностей между членами группы (команд). | Индивидуальная беседа | 2 | 30-4.12 |
| |||
| III. Технологическая проработка этапов научно-исследовательской | Групповая работа | 25 |
|
| |||
18. | Типы научно-исследовательских работ |
| 2,5 | 30-4.12 |
| |||
19-20. | Композиционная структура исследовательской работы | Тестирование
| 2 2,5 | 7-11.12 7-11.12 |
| |||
21. | Понятийный аппарат исследования |
| 2 | 14-18.12 |
| |||
22. | Правила оформления исследовательской работы | Опрос | 2,5 | 14-18.12 |
| |||
23. | Требования к тексту | Опрос | 2 | 21-25.12 |
| |||
24. | Пример оформления титульного листа | Опрос | 2,5 | 28-31.12 |
| |||
25. | Пример оформления оглавления | Наблюдение | 2 | 28-31.12 |
| |||
26. | Примеры оформления библиографических ссылок | Наблюдение | 2,5 | 11-16.01 |
| |||
27. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. | Наблюдение | 2 | 11-16.01 |
| |||
28. | Критерии оценки исследовательских работ | Индивидуальная беседа | 2,5 | 18-22.01 |
| |||
| IV. Реализация проекта. | Беседа | 22,5 |
|
| |||
29. | Сбор и систематизация материалов по теме проекта. |
| 2 | 18-22.01 |
| |||
30. | Сбор и систематизация материалов по теме проекта. | Опрос | 2,5 | 25-29.01 |
| |||
31. | Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. | Индиви | 2 | 25-29.01 |
| |||
32. | Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности. | Практическая работа | 2,5 | 1-5.02 |
| |||
33. | Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. | Промежуточный контроль | 2 | 1-5.02 |
| |||
34. | Корректировка плана реализации проекта. |
| 2,5 | 8-12.02 |
| |||
35. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. | Практическая работа | 2 | 8-12.02 |
| |||
36. | Описание работы по проекту. Обоснование проекта. | Индивидуальная беседа | 2,5 | 15-19.02 |
| |||
37. | Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта. | Индивидуальная беседа | 2 | 15-19.02 |
| |||
38. | Написание доклада по проекту |
| 2,5 | 22-26.02 |
| |||
| V. Реализация научно-исследовательских работ. | Консультация | 24,5 |
|
| |||
39. | Работа с информационными и литературными источниками |
| 2 | 22-26.02 |
| |||
40. | Сбор и систематизация фактического материала. |
| 2,5 | 1-5.03 |
| |||
41. | Интервьюирование (метод сбора информации) | Тестирование и опрос | 2 | 1-5.03 |
| |||
42. | Анкетирование (метод сбора информации) | Опрос | 2,5 | 9-12.03 |
| |||
43. | Сбор и систематизация фактического материала. | Обработка анкет | 2 | 9-12.03 |
| |||
44. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2,5 | 15-19.03. |
| |||
45. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2 | 15-19.03 |
| |||
46. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2,5 | 22-26.03 |
| |||
47. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. |
| 2 | 22-26.03 |
| |||
48. | Планирование и реализация экспериментальной части работы. | Групповая работа | 2,5 | 29-2.04 |
| |||
49. | Оформление результатов. | Групповая работа | 2 | 29-2.04 |
| |||
| VI. Презентация проекта. |
| 11,5 |
|
| |||
50. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. |
| 2,5 | 29-2.04 |
| |||
51. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. | Контроль за подготовкой презентации | 2 | 29-2.04 |
| |||
52. | Оформление иллюстративного ряда к проекту. | Контроль за подготовкой презентации | 2,5 | 12-16.04 |
| |||
53. | Подготовка публичной защиты. | Контроль за подготовкой презентации | 2 | 12-16.04 |
| |||
54. | Репетиция защиты. Оценка презентации. | Индивидуальная беседа | 2,5 | 19-23.04 |
| |||
| VII.Презентация научно-исследовательской работы |
| 18 |
|
| |||
55. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. |
| 2 | 19.-23.04 |
| |||
56. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. | Индивидуальный контроль | 2,5 | 26-30.04 |
| |||
57. | Создание презентации к научно-исследовательской работе. | Индивидуальный контроль | 2 | 26-30.04 |
| |||
58. | Подготовка публичной защиты, доклада. | Индивидуальный контроль | 2,5 | 3-7.05 |
| |||
59. | Подготовка публичной защиты, доклада. |
| 2 | 3-7.05 |
| |||
60. | Репетиция защиты. |
| 2,5 | 10-14.05 |
| |||
61. | Репетиция защиты. | Опрос | 2 | 10-14.05 |
| |||
62. | Выступление в рамках научно-практической конференции. | Опрос | 2,5 | 17-21.05 |
| |||
| VШ. Обобщение материалов. | Участие в конференции | 4,5 |
|
| |||
63. | Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг. |
| 2 | 17-21.05 |
| |||
64. | Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол. | Итоговый контроль | 2,5 | 24-28.05 |
| |||
|
| Беседа | 144 |
|
|
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: | 3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 | |
- степень актуальности определить сложно; | 1 | |
- не актуальна; | 0 | |
2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 | |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 | |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: | 3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 | |
- используются традиционные методы решения. | 1 | |
4. | Новизна полученных результатов: | 4 |
- разработан и выполнен оригинальный эксперимент; | 3 | |
- имеется новый подход к решению известной проблемы; | 2 | |
- имеются элементы новизны; | 1 | |
- ничего нового нет. | 0 | |
5. | Практическая значимость работы: | 3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 | |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 | |
- не заслуживает внимания. | 0 | |
6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: | 2 |
- недостаточный уровень проработанности решения; | 1 | |
- решение не может рассматриваться как удовлетворительное. | 0 | |
7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: | 1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 | |
8. | Качество оформления работы: | 2 |
| - есть замечания по оформлению работы; | 1 |
- не соответствует требованиям оформления. | 0 | |
Итого: | 20 баллов |
Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
Цель: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Задачи: Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
Этапы проекта: Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Ход занятия:
Проекты могут классифицироваться:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (4-5-е классы) – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.