СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Проектно-исследовательская деятельность» на 2020-2021 учебный год

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии  на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления  образованием, нормативной базы образовательных учреждений.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Проектно-исследовательская деятельность» на 2020-2021 учебный год»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования
Ханты-Мансийского района





УТВЕРЖДАЮ

Директор _________Н.И. Фуртунэ

Приказ № от «___» _______2020г.







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Проектно-исследовательская деятельность»
на 2020-2021 учебный год









Название образовательного направления:
культурологическое.

Вид образовательной программы:

модифицированная.
Срок реализации программы: 1 год

Возрастные рамки: от 12 до 18 лет.

Автор программы: педагог дополнительного

образования Захарова Яна Валерьевна

высшая квалификационная категория





с/п. Горноправдинск, 2020 г.





Раздел I. «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»

  1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии на основе Конвенции о правах ребенка, с Законом РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования, Типовых положений об учреждении дополнительного образования детей в Российской Федерации, решения коллегий Минобразования России, нормативных правовых документов субъектов Российской Федерации, решения органов управления образованием, нормативной базы образовательных учреждений.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, активно использовать технологию eduSkrim, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаниевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Направленность программы: культурологическое.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования.

      Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения,  необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

   Программа позволяет организовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенность организации образовательной деятельности:

Возраст детей: программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет.

Срок реализации: 1 год.

Формы и режим занятий: очное, занятия проводится два раза в неделю во второй половине дня, понедельник, среда с 16 до 18

Особенности организации образовательной деятельности: групповой и индивидуальный

  1. Цели и задачи программы.

 Цель: Обеспечить жизненную успешность и одарённость обучающихся, развивая качества личности, через оптимизацию системы проектной деятельности.

Задачи:

Личностные: Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества. Развивать творческие способности учащихся и инициативность.

Метапредметные: Совершенствовать навыки публичных выступлений, научного диалога.

Оптимизировать работу школьного научного сообщества, вовлекая в творческое проектирование новых его членов обучающих, их родителей, социальных партнеров, создав, таким образом, творческий коллектив, занятый общим делом.

Предметные: Способствовать укреплению престижа научного знания через участие в проектной деятельности. Развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.

Новизна и актуальность программы заключаются в умелом сочетании различных форм работы, направленных на развитие детей, с опорой на практическую деятельность, и обусловлены важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.


  1. Содержание программы: (144 часа - 4,5 часа в неделю)

Учебный план для обучающихся 12-15 лет

Количество учебных недель: 32 учебных недель.

Период обучения: с 1 октября по 31 мая.




Наименование разделов и тем
Количество часов Формы контроля/аттестации

Теорети-ческих

Практи-ческих

Всего


I.

Вводный этап.

10

12,5

22,5


1.

Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей.

1

1

2

Эвристическая беседа

2.

Типы проектов, их классификация

1

1,5

2,5

Опрос

3.

Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов (eduSkrim)

1

1

2

Беседа

4.

Методы и методики

исследований.

1

1,5

2,5

Беседа

5.

Определение, выбор проблемы.

1

1

2

Наблюдение

6.

Выбор научной темы.

1

1,5

2,5

Беседа

7.

Изучение общественного мнения по выбранной проблеме.

1

1

2

Опрос

8.

Формирование проектных групп.

1

1,5

2,5

Групповая работа

9.

Обсуждение идей будущих проектов.

1

1

2

Беседа

10.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.

1

1,5

2,5

Опрос

II.

Технологическая проработка этапов проекта.

10

5,5

15,5


11.

Определение целей и задач.( eduSkrim)

2


2

Индивидуальная беседа

12.

Определение нужд и потребностей, необходимых для разработки проекта.

2,5


2,5

Работа в инициативных группах

13-14.

Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов.

2

2,5


2

2,5

Анализ


15.

Составление бюджета проекта.


2

2

Оценка практической работы

16.

Составление организационного плана, рабочего графика.


2,5

2,5

Индивидуальная беседа

17.

Распределение обязанностей между членами группы (команд).

1

1

2

Групповая работа

III.

Технологическая проработка этапов научно-исследовательской работы

8,5

16,5

25


18.

Типы научно-исследовательских работ

2,5


2,5

Тестирование


19-20.

Композиционная структура исследовательской работы

1

1

1

1,5

2

2,5




21.

Понятийный аппарат исследования

1

1

2

Опрос

22.

Правила оформления исследовательской работы

1

1,5

2,5

Опрос

23.

Требования к тексту

1

1

2

Опрос

24.

Пример оформления титульного листа


2,5

2,5

Наблюдение

25.

Пример оформления оглавления


2

2

Наблюдение

26.

Примеры оформления библиографических ссылок


2,5

2,5

Наблюдение

27.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.


2,5

2

Индивидуальная беседа

28.

Критерии оценки исследовательских работ

1

1,5

2,5

Беседа

IV.

Реализация проекта

1

21,5

22,5


29.

Сбор и систематизация материалов по теме проекта.

1

1

2

Опрос

30.

Сбор и систематизация материалов по теме проекта.


2,5

2,5

Индиви

31.

Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации. (eduSkrim)


2

2

Практическая работа

32.

Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности.


2,5

2,5

Промежуточный контроль

33.

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.


2

2


34.

Корректировка плана реализации проекта.


2,5

2,5

Практическая работа

35.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.


2

2

Индивидуальная беседа

36.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.


2,5

2,5

Индивидуальная беседа

37.

Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта.


2

2


38.

Написание доклада по проекту


2,5

2,5

Консультация

V.

Реализация научно-исследовательской работы

4

21

24,5


39.

Работа с информационными и литературными источниками

1

1

2


40.

Сбор и систематизация фактического материала.


2,5

2,5

Тестирование и опрос

41.

Интервьюирование (метод сбора информации)


2

2

Опрос

42.

Анкетирование (метод сбора информации)


2,5

2,5

Обработка анкет

43.

Сбор и систематизация фактического материала.


2

2


44.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.

2,5


2,5


45.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2

2


46.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.

1

1,5

2,5


47.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2

2

Групповая работа

48.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2,5

2,5

Групповая работа

49.

Оформление результатов.


2

2

Научно-практическая конференция

VI.

Презентация проекта


11,5

11,5


50.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.


2,5

2,5

Контроль за подготовкой презентации

51.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.


2

2

Контроль за подготовкой презентации

 52.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.


2,5

2,5

Контроль за подготовкой презентации

 53.

Подготовка публичной защиты.


2

2

Индивидуальная беседа

 54.

Репетиция защиты. Оценка презентации.


2,5

2,5


VII.

Защита научно-исследовательской работы


18

18


55.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.


2

2

Индивидуальный контроль

56.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.


2,5

2,5

Индивидуальный контроль

57.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.


2

2

Индивидуальный контроль

58.

Подготовка публичной защиты, доклада.


2,5

2,5


59.

Подготовка публичной защиты, доклада.


2

2


60.

Репетиция защиты.


2,5

2,5

Опрос

61.

Репетиция защиты.


2

2

Опрос

62.

Выступление в рамках научно-практической конференции.


2,5

2,5

Участие в конференции

VIII.

Обобщение материалов

1

3,5

4,5


63.

Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг.

1

1

2

Итоговый контроль

64.

Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.


2,5

2,5

Беседа


Итого:

37,5

106,5

144


5. Содержание учебного плана.

I. Вводный этап.

Установочные занятия (теоретический блок): 
- знакомство с понятием социальное проектирование и типами проектов; 
- определение актуальных социальных проблем; 
- выбор темы проекта.
Практические занятия:
- формирование групп с целью изучения общественного мнения по выбранной теме проекта; 
- утверждение тематики проектов и индивидуальных планов учащихся.

  1. Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей.

Теория: формирование коллектива, группы, выяснения места научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Цели и задачи курса.

Практика: проведения тренинга на развитие творческих способностей.

  1. Типы проектов, их классификация.

Теория: изучения различных типов проектов, а так же их классификацию.

Практика: работа с различными образцами и примерами проектов.

  1. Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов.

Теория: на примере уже готовых проектов и с помощью презентации обучающиеся знакомятся со структурой проектов: титульный лист, введение, основная часть, практическая часть, выводы, заключение.

Практика: составления структурного плана.

  1. Методы и методики исследования.

Теория: изучение основных методов и методик научных исследований.

Практика: уметь составлять анкеты, находить и проводить практические и лабораторные работы.

  1. Определение, выбор проблемы.

Теория: Классификация проблем. Общие направления исследований. Правила выбора

Практика: работать с различными источниками информации.

  1. Выбор научной темы.

Теория: Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Практика: выбор актуальной темы из перечня.

  1. Изучение общественного мнения.

Теория: Знать правила и способы изучения общественного мнения. Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.

Практика: отработка метода опроса.

  1. Формирование проектных групп.

Теория: выбор траектории и методики формирования групп.

Практика: формирование групп.

  1. Обсуждение идей будущих проектов.

Теория: «Мозговой штурм» в группе обучающихся. Предложение наиболее актуальных тем, их отбор.

11. Цели и задачи исследования. 

 Теория: Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практика: работа с материалом. Формулирование цели и задач (тренинг).

12.Определение нужд и потребностей, необходимых для написания проекта.

Теория: выявления затруднений у обучающихся в написании проекта. Совместный поиск методов решения проблем и затруднений.

13-14. Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов.

Теория: знакомство учебно-методическим и лабораторным оборудованием кабинета. Выявление наличия необходимого оборудования и подбор методики.

15. Составления бюджета проекта.

Практика: расчёт затрат на выполнения проектно-исследовательской работы.

16. Составления плана, графика.

Практика: индивидуальная работа с обучающимися по определению тепа проекта и составление перспективного плана работы над проектом.

17. Распределение обязанностей между членами групп.

Теория: знакомство с групповой формой работы.

Практика: тренинги на командную сплочённость и готовность работать в группе.

II. Технологическая проработка этапов проекта.

Теоретический блок:
- определение целей, задач.
Практические занятия:
- определение финансовых и технических потребностей проекта;
- составление бюджета проекта, рабочего графика, распределение обязанностей членов команд.

18. Типы научно-исследовательских работ.

Теория: изучения сути различных типов научно-исследовательских работ.

19-20. Композиционная структура исследовательской работы.

Теория: изучения основных компонентов композиции исследовательской работы.

Практика: каждый ученик, выполняет задание на основе своей собственной научной темы по составлению композиционной структуры.

21. Понятийный аппарат исследования.

Теория: знакомство на занятии с понятийным аппаратом, который применяется при исследовании, а так же при проведении лабораторных и экспериментальных исследованиях.

Практика: выполнения задания на знания понятий.

22. Правила оформления исследовательской работы.

Теория: изучения основных требований к оформлению работы.

Практика: тренинг по отработки навыка оформления научной работы или проекта.

23. Требования к тексту.

Теория: изучения основных требований к оформлению текста.

Практика: Тренинг по отработки навыка оформления текста работы.

24. Пример оформления титульного листа.

Практика: тренинг по оформлению титульного листа к своим работам

25. Пример оформления оглавления:

Практика: тренинг по отработки навыка оформления оглавления (простое и развёрнутое).

26. Примеры оформления библиографических ссылок.

Практика: тренинг по отработки навыка правильного оформления ссылок на текст и интернет источники.

27. Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.

28. Критерии оценки исследовательских работ.

Теория: знакомство обучающихся с критериями оценки исследовательских работ.

Практика: самооценка научной работы или проекта согласно предъявляемым критериям.

III. Реализация проекта.

Практическое освоение навыков разработки проектов:
- сбор и систематизация материалов по выбранной проблеме;
- составление и реализация планов мероприятий; 
29. Сбор и систематизация материала по теме проекта.

Теория: знакомство с различными источниками информации.

Практика: систематизация собранной информации.

30. Сбор и систематизация материала по теме проекта.

Практика: систематизация собранной информации.

31. Составление плана мероприятий по проекту.

Практика: составления плана поэтапной работы с проектом ил научной работой.

32. Контроль выполнения планов и промежуточная оценка.

Практика: заполнение оценочных листов.

33. Доработка проектов.

Практика: индивидуальная работа с каждой работой. Работа с проблемами и не состыковками.

34. Корректировка плана реализации проекта.

Практика: каждый обучающихся проводит согласно замечаниям корректировку плана работы с проектом или научно-исследовательской работой.

35. Описание работы по проекту.

Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.

36. Описание работы по проекту.

Практика: исходя из теоретического материала, составить обоснование проекта и описание работы.

37. Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта.

Практика: тренинг по отработки навыка оформления заявок на участие, информационной карты с аннотацией, календарного плана реализации проекта.

38. Написание доклада по проекту.

Практика: Необходимо выделить основное в тексте работы и оформить доклад в соответствии с пунктами плана. Создать презентацию к докладу.

V. Реализация научно-исследовательской работы.

39. Работа с информационными и литературными источниками.

Теория: изучение правил оформления списка литературы.

Практика: оформление списка литературы.

40. Сбор и систематизация основного материала.

Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.

Практика: сбор и обработка материала.

41. Интервьюирование.

Теория: изучение технологии проведения интервью.

Практика: обучающиеся берут интервью у своих одноклассников, отработка навыка.

42. Анкетирование.

Теория: изучение методики анкетирования.

Практика: составления вопросников для анкетирования, проведения пробного анкетирования.

43.Сбор и систематизация материала.

Теория: работа с литературными источниками, информационными сайтами.

Практика: сбор и обработка материала.

44. Планирование и реализация проекта.

Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.

45. Планирование и реализация проекта.

Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.

46. Планирование и реализация проекта.

Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.

47. Планирование и реализация проекта.

Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.

48. Планирование и реализация проекта.

Теория: поиск методики эксперимента, составление плана и реализация на практики. Практика: Проведение серии экспериментов или лабораторных работ.

49. Оформление результатов.

Практика: оформление результатов согласно предъявляемым требованиям.

VI. Презентация проекта.

- оформление иллюстративного ряда к проекту, 
- подготовка к публичной защите проекта.

50. Оформление иллюстративного ряда к проекту.

Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.

51. Оформление иллюстративного ряда к проекту.

Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.

52. Оформление иллюстративного ряда к проекту.

Практика: составление презентации. Оформление стенда к стендовому докладу: печать фотографий, карт и т.д.

53. Подготовка публично защиты.

Практика: отработка выступления.

54. Репетиция защиты. Оценка презентации.

Теория: изучение критериев оценивания работы.

Практика: репетиция выступления и ответов на вопросы по научно-исследовательской работе.

VII. Защита научно-исследовательской работы.

55. Создание презентации к научно-исследовательской работе.

Теория: изучение требований к содержанию презентации.

Практика: создание презентации.

56. Создание презентации к научно-исследовательской работе.

Теория: изучение требований к содержанию презентации.

Практика: создание презентации.

57. Создание презентации к научно-исследовательской работе.

Теория: изучение требований к содержанию презентации.

Практика: создание презентации.

58. Подготовка публичной защиты, доклада.

Теория: знакомство с методикой создания доклада.

Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.

59. Подготовка публичной защиты, доклада.

Теория: знакомство с методикой создания доклада.

Практика: Создание, оформление и прочтение доклада.

60. Репетиция защиты.

Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.

61. Репетиция защиты.

Практика: отработка доклада согласно презентации по времени.

62. Выступление в рамках научно-практической конференции.

Практика: выступление с докладом.

63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг.

Теория: анкетирование. Собеседование.

Практика: круглый стол.

64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.

Практика: заседание членов кружка, подведение итогов, награждение самых активных.

VIII. Обобщение материалов.

Анализ работы над проектом: 
- сравнение поставленных целей и достигнутых результатов;
- определение положительных и отрицательных последствий проекта.
Оценка психологической обстановки в группе:
- мотивация участников группы;
- психологический климат в группе;
- коммуникативные особенности участников группы.

63. Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проекта.

Практика: мониторинг, опрос, тестирование.

64. Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.

Практика: проведение обсуждения качества реализации проекта или научно-исследовательской работы в форме «круглого стола».

  1. Планируемые результаты.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

  • социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;

  • анализ результатов олимпиад, конкурсов, конференций.

  • Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

  • Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

  • Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

  • Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

  • Знание основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.

  • Умение готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

  • Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.

  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения учащихся;

  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций.

Критерии

Показатели

Методики изучения

Развитие интеллектуально-познавательной деятельности

  • Уровень познавательной активности

  • Уровень личностных достижений

  • Овладение исследовательскими навыками


Мониторинг качества и успеваемости обучающихся.

Монитринг участия обучающихся в конкурсах олимпиадах, научно – практических конференциях.

Взаимодействие и сотрудничество обучающихся, педагогов и родителей

  • Доля проектов реализованных с участниками субъектов социализации;

  • Степень вовлеченности субъектов в проектную деятельность:

  • Обмен творческими идеями и «находками».

Мониторинг вовлечённости.






Анкетирование.



Банк творческих идей.

Социальная
активность


  • Количество реализации социальных проектов;

  • Доля проектов инициируемых обучающимися.

Мониторинг

Участие в конкурсах, олимпиадах, играх и конференциях различного уровня.

  • Динамика выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях.

  • Качество проведения предметных недель научно – практических конференций в ОУ

Мониторинг результатов выступления обучающихся на предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, творческих конкурсах и конференциях

Оптимизация организации и проведения, предметных недель, научно – практических конференций в ОУ

  • Динамика участия обучающихся в предметных неделях, научно – практических конференциях в ОУ

  • Качество организации и проведения предметных недель, научно – практических конференций в ОУ

Анализ качества организации и динамики

предметных недель, научно – практических конференций в ОУ

Повышение интереса к проектной деятельности ОУ в профессиональном сообществе.

  • Увеличение доли проведения открытых мероприятий семинаров веб – бинаров круглых столов совещаний РМО ШМО на базе ОУ по проектной деятельности;

  • Увеличение количества педагогов вовлечённых в проектную деятельность;

  • Увеличение доли уровня с использованием проектных технологий.

Мониторинг организации и проведения семинаров, конференций; публикации по проблемам проектной деятельности

Развитие ресурсной базы ОУ

  • процент Пополнение ресурсной базы ОУ,

Изучение потребностей ресурсной базы ОУ



II. «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1. Условия реализации программы.

В реализации Программы участвуют обучающиеся, педагоги, родители, социальные партнёры.

Текущее управление реализацией Программы осуществляют руководитель объединения.

Программой предусматривается привлечение собственных средств участников образовательного процесса, привлечение бюджетных средств всех уровней: федеральные, муниципальные и внебюджетных средств. Главным принципом использования средств является контроль за эффективностью их реализации.

Управление реализации программы предполагает создание системы оценки и контроля эффективности  решения задач  программы на всех ее этапах.

Система включает в себя:

1. Разработку, обновление нормативно-правовой базы по проектной деятельности.

2. Привлечение к решению задач программы партнеров - социальный ресурс ;

3. Мониторинговые процедуры оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 3-х этапов, и за период в целом - аналитический ресурс;

4. Обеспечение профессионального и личностного роста педагогов школы, через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера – кадровый ресурс;

5. Подготовку и развитие материально-технической базы проектной деятельности школы – материальный ресурс;

6. Совершенствование информационной среды школы – информационный ресурс;

7.Развитие механизмов внутренней экспертизы и коррекция результатов - инновационный ресурс.

2. Форма оценки результатов программы.

  • Журнал посещаемости;

  • Защита проектных и научно-исследовательских работ;

  • Конференции;

Формы отслеживания, фиксации и предъявления образовательных результатов:

  1. На протяжении всего учебного года ведется журнал учета реализации образовательной программы, где ежедневно фиксируется посещаемость обучающихся, их достижения, участие в выставках, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и др.;

  2. На протяжении всего учебного года обучающиеся объединения (и педагог) собирают портфолио детей (грамоты, благодарственные письма, отзывы и др.)

  3. На протяжении всего учебного года участие детей в мероприятиях научно-исследовательского характера.

  4. На протяжении всего учебного года ведется мониторинг результативности освоения образовательной программы «Проектная и научно-исследовательского деятнльность» учащимися (вводный предварительный контроль, текущий промежуточный и итоговый контроль);

3.Оценочный материал.

Оценка результатов реализации программы будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);

  • социологические опросы учащихся, воспитанников педагогов и родителей;

  • анализ результатов олимпиад, конкурсов.

  • Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения предварительного, текущего и итогового контроля знаний обучающихся.

  • Вводный (предварительный) контроль: проводится при наборе или на начальном этапе формирования группы – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.

  • Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

  • Задачи:

  • - прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;

  • - выбор уровня сложности тем, темпа обучения;

  • - оценку дидактической и методической подготовленности.

  • Методы проведения:

  • -индивидуальная беседа;

  • -наблюдение;

  • -групповые работы;

  • -мониторинг.

  • Текущий (промежуточный) контроль (проводится как правило в середине учебного года) – это изучение динамики роста и развития личности в процессе освоения образовательной программы.

  • Цель – отслеживание динамики развития каждого ребенка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

  • Задачи:

  • -оценка правильности выбора технологий и методик;

  • -корректировка организации и содержания учебного процесса.

  • Методы проведения промежуточного контроля – мониторинг, групповые и индивидуальные работы, индивидуальные беседы, участие детей в мероприятиях духовно-нравственного направления.

  • Итоги мониторинга анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

  • Итоговый контроль (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

  • Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

  • Задачи:

  • -анализ результатов обучения;

  • -анализ действий педагога;

  • Методы проведения итогового контроля:

  • -участие в выставках, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, концертах и др.;

  • -сбор портфолио детей (грамоты, благодарственные письма, отзывы и др.).


Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

4.

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

4

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

3

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

2

- имеются элементы новизны;

1

- ничего нового нет.

0

5.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности решения;

1

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

0

7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;

2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

20 баллов

4.Методическое обеспечение программы.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоционально, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

-стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые или сюжетно- ролевые игры, конференции, семинары, беседы, рефераты, диспуты, дебаты, викторины, компьютерные технологии);

-способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;

-методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы -беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

-обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических.

Модель учебного занятия в объединении:

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности



Подготовительный


1.

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии.

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2.

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция.

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3.

Подготовительный 

(подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей.

Основной

5.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

6.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения.

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми.

7.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме.

Использование бесед и практических заданий

8.

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий.

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

Итоговый

9.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

10.

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку.

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

11.

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия.

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.



Дидактические материалы:

  1. Раздаточные материалы для занятий

  2. Разработки занятий, мероприятий, родительских собраний.

  3. Наборы шаблонов, таблиц, фотографий.



  1. Литература для педагога:

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 20016

  2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2011.

  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2010, № 9, с.177-180.

  5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

  7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

  8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

  10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000.

  11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

  12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн.: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

  13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  14. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

  15. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

  16. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

  17. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 

  18. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.

  20. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

  21. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

  22. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

  23. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

  24. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

  25. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

  26. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

  27. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе

  28. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

  29. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

  30. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

  31. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]

  32. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998, с.83-128.

  33. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

  34. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //

  35. Начальная школа. 2003. № 12.

  36. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

  37. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М.: МИПКРО, 2001. 160с

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

  1. Полат Е.С. Метод проектов

  2. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

  3. http://schools.keldysh.ru/labmro 

  4. — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИО

Литература для обучающихся:
  1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

  2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

  4. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.

  5. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45.

  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

  1. Приложение 1.

Календарный учебный график.

1 год обучения – 144 часа в год.

Количество учебных недель: 32 учебных недель

Период обучения: с 01 октября по 31 мая (без осенне–весенних каникул).



п/п

Тема

Формы контроля/аттестации

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


I. Вводный этап.


22,5



1..

Введение. Значение проектно-исследовательской деятельности для развития творческих способностей.


2

5-9.10

5-9.10

2.

Типы проектов, их классификация

Эвристическая беседа

2,5

5-9.10

5-9.10

3.

Общие подходы к структурированию проектов, этапы создания проектов

Опрос

2

12-16.10

12.16.10

4.

Методы и методики

исследований.

Беседа

2,5

12-16.10

12-15.10

5.

Определение, выбор проблемы.

Беседа

2

19-23.10


6.

Выбор научной темы.

Наблюдение

2,5

19-23.10


7.

Изучение общественного мнения по выбранной проблеме.

Беседа

2

26-29.10


8.

Формирование проектных групп.

Опрос

2,5

26-29.10


9.

Обсуждение идей будущих проектов.

Групповая работа

2

2-6.11


10.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов.

Беседа

2,5

2-6.11



II. Технологическая проработка этапов проекта.

Опрос

15,5



11.

Определение целей и задач.


2

9-13.11


12.

Определение нужд и потребностей, необходимых для разработки проекта.

Индивидуальная беседа

2,5

9-13.11


13-14.

Изучение возможностей, анализ имеющихся ресурсов.

Работа в инициативных группах

2

2,5

16-20.11

16-20.11


15.

Составление бюджета проекта.

Анализ


2

23-27.11


16.

Составление организационного плана, рабочего графика.

Оценка практической работы

2,5

23-27.11


17.

Распределение обязанностей между членами группы (команд).

Индивидуальная беседа

2

30-4.12



III. Технологическая проработка этапов научно-исследовательской

Групповая работа

25



18.

Типы научно-исследовательских работ


2,5

30-4.12


19-20.

Композиционная структура исследовательской работы

Тестирование


2

2,5

7-11.12

7-11.12


21.

Понятийный аппарат исследования



2

14-18.12


22.

Правила оформления исследовательской работы

Опрос

2,5

14-18.12


23.

Требования к тексту

Опрос

2

21-25.12


24.

Пример оформления титульного листа

Опрос

2,5

28-31.12


25.

Пример оформления оглавления

Наблюдение

2

28-31.12


26.

Примеры оформления библиографических ссылок

Наблюдение

2,5

11-16.01


27.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

Наблюдение

2

11-16.01


28.

Критерии оценки исследовательских работ

Индивидуальная беседа

2,5

18-22.01



IV. Реализация проекта.

Беседа

22,5



29.

Сбор и систематизация материалов по теме проекта.


2

18-22.01


30.

Сбор и систематизация материалов по теме проекта.

Опрос

2,5

25-29.01


31.

Составление планов мероприятий по проекту. Выбор форм реализации.

Индиви

2

25-29.01


32.

Контроль выполнения планов. Промежуточная оценка деятельности.

Практическая работа

2,5

1-5.02


33.

Доработка проектов с учетом замечаний и

предложений.

Промежуточный контроль

2

1-5.02


34.

Корректировка плана реализации проекта.


2,5

8-12.02


35.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

Практическая работа

2

8-12.02


36.

Описание работы по проекту. Обоснование проекта.

Индивидуальная беседа

2,5

15-19.02


37.

Оформление заявок, информационной карты, календарного плана реализации проекта.

Индивидуальная беседа

2

15-19.02


38.

Написание доклада по проекту


2,5

22-26.02



V. Реализация научно-исследовательских работ.

Консультация

24,5



39.

Работа с информационными и литературными источниками


2

22-26.02


40.

Сбор и систематизация фактического материала.


2,5

1-5.03


41.

Интервьюирование (метод сбора информации)

Тестирование и опрос

2

1-5.03


42.

Анкетирование (метод сбора информации)

Опрос

2,5

9-12.03


43.

Сбор и систематизация фактического материала.

Обработка анкет

2

9-12.03


44.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2,5

15-19.03.


45.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2

15-19.03


46.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2,5

22-26.03


47.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.


2

22-26.03


48.

Планирование и реализация экспериментальной части работы.

Групповая работа

2,5

29-2.04


49.

Оформление результатов.

Групповая работа

2

29-2.04



VI. Презентация проекта.


11,5



50.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.


2,5

29-2.04


51.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.

Контроль за подготовкой презентации

2

29-2.04


 52.

Оформление иллюстративного ряда к проекту.

Контроль за подготовкой презентации

2,5

12-16.04


 53.

Подготовка публичной защиты.

Контроль за подготовкой презентации

2

12-16.04


 54.

Репетиция защиты. Оценка презентации.

Индивидуальная беседа

2,5

19-23.04



VII.Презентация научно-исследовательской работы


18



55.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.


2

19.-23.04


56.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.

Индивидуальный контроль

2,5

26-30.04


57.

Создание презентации к научно-исследовательской работе.

Индивидуальный контроль

2

26-30.04


58.

Подготовка публичной защиты, доклада.

Индивидуальный контроль

2,5

3-7.05


59.

Подготовка публичной защиты, доклада.


2

3-7.05


60.

Репетиция защиты.


2,5

10-14.05


61.

Репетиция защиты.

Опрос

2

10-14.05


62.

Выступление в рамках научно-практической конференции.

Опрос

2,5

17-21.05



VШ. Обобщение материалов.

Участие в конференции

4,5



63.

Оценка атмосферы в группах, во время разработки и реализации проектов и научно-исследовательских работ. Тренинг.


2

17-21.05


64.

Положительные и отрицательные последствия проектов и научно-исследовательских работ. Круглый стол.

Итоговый контроль

2,5

24-28.05




Беседа

144





Приложение 2 Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

2.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

4.

Новизна полученных результатов:
- получены новые теоретические и практические результаты;

4

- разработан и выполнен оригинальный эксперимент;

3

- имеется новый подход к решению известной проблемы;

2

- имеются элементы новизны;

1

- ничего нового нет.

0

5.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают опубликования и практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

6.

Уровень проработанности исследования, решения задач:
- задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности решения;

1

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное.

0

7.

Эрудированность автора в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

8.

Качество оформления работы:
- работа оформлена грамотно;

2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

20 баллов

Приложение 3 Разработка занятия: Тема: «Проектная деятельность. Классификация проектов».

Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:

  1. Цель: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

  2. Задачи: Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

  3. Этапы проекта: Выполнение проекта – практическая часть.

  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.


Ход занятия:

Проекты могут классифицироваться:

  • по составу участников;

  • по целевой установке;

  • по тематике;

  • по срокам реализации.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: 

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными. 

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

  • На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

    • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.

  • Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания

    • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);

    • творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  • Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

                   Задачи развития личности ребенка:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков. 

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. 

В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);

  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);

  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты). 

В более старшем возрасте начальной школы (4-5-е классы) – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. 

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. 

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.