Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства,транспорта и технологий № 41»
Подразделение «Давыдково»
Рекомендована «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Руководитель подразделения
«Давыдково» ГБПОУ КГTиТ № 41
(протокол ПС № 1 от ___________ Кочубей Г.Н.
31 августа 2016 года) 31 августа 2016 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школьный музей как живая память поколений»
Программа разработана
педагогом – организатором
(руководителем музея)
В.А. МОЩАЛКОВЫМ
Программа рассчитана на 2016/2017 учебный год (144ч.)
Возраст учащихся 12-16 лет
Первый год обучения – средний, старший школьный возраст (от 12 до 16 лет).
Оптимальная наполняемость учебной группы 10-12 человек.
Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) и индивидуальные формы учебных занятий.
Москва 2016 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Школьный музей - одно из эффективных средств приобщения ребят к изучению истории Отечества и традиций своего народа.
Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающих социальную активность учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
На сегодня музей является той образовательной средой, в которой воссоздаётся образ статичного исторического факта, как живого прошлого. Исторический материал соединяется с конкретными вещами, которые характеризуют историческую эпоху.
В музее идёт связь с общешкольными предметами: история, обществоведение и трудовое обучение. Дети имеют возможность понять, что такое государство и, как этот институт общества зарождается, защищают свой суверенитет и, почему откладывает отпечаток на быт и культуру людей. А также, посмотрят и подержат в руках всевозможные поделки и вышивки, которые они учатся делать на уроках труда.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.
Подготовка экскурсоводов для музейной работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
а) образовательные: расширение знаний истории
страны,расширение кругозора, развитие познавательного интереса у учащихся.
б) коррекционные: развитие коммуникативных качеств личности, развитие речи учащихся, способностей к творчеству и формированию навыков совместной работы.
в) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своих предков,формирование гражданской и социальной
ответственности на каждом рабочем месте.
4. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.
Программа предусматривает знакомство учащихся с музейным делом и обучение детей профессии экскурсовода.
В настоящей программе предусмотрены две части: теоретическая и практическая.
В теоретической части указаны темы, которые учитель рассказывает учащимся, для их овладения историческим периодом,как во время проведения экскурсий,так и при описании экспонатов. В этой части распределены и темы экскурсий, которые учитель проводит перед классами, наглядно обучая свою группу.
В практической части указаны: экскурсии самих учащихся и их обсуждения; работы по реализации научно-исследовательских изысканий по фондам музея: составление и описание карточек на экспонаты, их среды бытования, реставрация экспонатов и сбор воспоминаний ветеранов. Для получения навыка в экскурсионной деятельности, здесь предусмотрены и посещения музеев других школ и государственных музеев, подготовка встреч с ветеранами войны.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Групповые занятия проходят по 4 часа в неделю.
Учебный процесс предусматривает 4 отличительные формы занятий: урок, экскурсия, практическая работа с музейными экспонатами (исследование, реставрация, описание), общение с ветеранами войны (сбор воспоминаний, поиск экспонатов, шефство).
Ожидаемый результат:
Адекватное отношение детей и подростков к событиям в мире, обществе.
Развитие в учащихся способности хорошей передачи устной информации.
Позитивные изменения в отношениях поколений: проявление сострадания, отзывчивость,понимание,толерантность.
Воспитание в учащихся общей культуры, ответственности и организованности.
Обновление экспозиции, пополнение музейного фонда.
Подведением итогов военно-патриотического и гражданского воспитания школьников через деятельность музея явится ежегодный общешкольный праздник, посвящённый Дню Победы и посещения музея другими школами,где музейная группа продемонстрирует перед ними,ветеранами и гостями полученные знания и навыки.
II. Учебно- тематический план.
№ | Наименование разделов | Кол- во часов | Теоретич. | Практич. |
1. | Музей - как исторический источник и средство образования. | 8 | 3 | 5 |
2. | Знаменательные исторические события. | 23 | 11 | 12 |
3. | Великая Отечественная война 1941-1945гг. | 45 | 26 | 19 |
4. | Историко-культурный быт наших предков конца XIXв.-1992г. | 32 | 27 | 5 |
5. | Уникальные коллекции музея (их происхождение, история бытования). | 21 | 19 | 2 |
6. | Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов. | 15 | 4 | 11 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ.
I четверть
I. Музей как исторический источник и средство образования.
Знакомство с экспозициями музея: военные экспонаты.
Знакомство с экспозициями музея: экспонаты по народному быту.
Н.Ф.Ватутин- жизнь и деятельность-навечно в памяти школы.
Создание группы экскурсоводов, реставрационной и поисковых групп( Практика).
Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика).
II. Знаменательные исторические события.
Основание Москвы и её роль в создании нашего государства.
День Бородинского сражения 1812г.
Подготовка альбома о военачальниках и полководцах Отечественной войны 1812г. (Практика).
День победы русских полков Дмитрия Донского в Куликовской битве(1380г.).
А.В.Суворов- Великий русский полководец.
История освобождения Москвы от поляков в 1612г.
Экскурсия в музеи боевой славы «Навигацкой школы»(Практика).
Экскурсия в музей «Тихоокеанского Флота и адмирала Н.Г.Кузнецова» ЦО №1465(Практика).
III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.
СССР в 1938-1941гг.
Идеологическая и моральная подготовка Красной Армии накануне войны.
Нападение Германии на СССР 22 июня 1941г.
Оборона Брестской крепости.
Мобилизация сил на оборону страны.
Смоленское сражение и катастрофа на Украине.
Оборона Москвы.
Победа в Московском сражении(74 года исполняется).
IV.Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г.
Как одевались в дореволюционной России.
« Чудесный сундучок». Виды женского рукоделия:кружева,пояса,воротники и т.д.
« Деревянная красота». Избы, резные изделия и т.д.
Предметы обихода крестьян.
Предметы обихода горожан.
«Стоит изба из кирпича – то холодна,то горяча».Печь,чугунок,ухват,кочерга и т. д.
«Как рубашка в поле выросла». Веретено,прялка,ткацкий станок и т. д.
V. Уникальные коллекции музея( их происхождение, история бытования ).
29. Фуражка, планшет и наградная гармонь подполковника Мигунова И.Н.,участника Курской битвы.
30. Погоны и полевая сумка для бинокля генерал-майора Маликова И. Ф.,участника гражданской и Великой Отечественной войн и медали его жены Маликовой В.И.,участницы войны.
31. Наградной патефон Скорзова А.И. и история его пути.
32. Боевые награды полковника Нецветайло И.А., ветерана военной разведки.
33. Боевые солдатские кирзовые сапоги сержанта Филиппенко
М. Я.,побывавших в сражении за Москву.
34. Фуражка и кобура пограничника,принявших первыми удар от фашистов в июне 1941г.
35. Немецкая трофейная штабная карта европейской части СССР, захваченная в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой.
36. Две части немецко-фашистского самолёта, сбитого в Московской области.
II четверть
I.Музей –как исторический источник и средство образования.
Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика).
II. Знаменательные исторические события.
День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над Турецкой эскадрой(1853).
Поклонная гора в истории Москвы и России.
Экскурсия на Поклонную гору. Посещение экспозиции военной техники(Практика).
Органы государственной безопасности в истории страны.
III. Великая Отечественная война 1941-1945гг.
Оформление стенда к 115-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина( Практика).
Создание выставки книг о героях Великой Отечественной войны (Практика).
Боевые действия весной-летом 1942г.
Оборона Сталинграда.
Победа в Сталинградской битве в 1943г.
Советский человек на передовой и на трудовом фронте.
Партизанское движение как проявление Отечественного характера войны.
Партизанское движение на Брянщине и в Смоленской области(по материалам музея).
Партизанское движение на Украине(по материалам музея).
Жизнь и быт партизан( по личным вещам партизан,макету-реконструкции учащихся).
IV. Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г.
Посиделки у самовара. История русского самовара.
Что расскажет о себе посуда.
«Гость в дом – радость в нём».Обычаи и гостеприимство русского народа.
Народное просвещение. Образование и грамотность.
«Трудовая копеечка». Финансы России.
V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования).
21. Китель и бурки генерал-майора Осюкова Г.Л.,участника битвы за Москву.
22. Ордер от 11 сентября 1941г. о передаче А.А.Оливетской в Фонд обороны страны одног рубля серебром.
23. Части противогаза,которыми пользовались жители Москвы в период воздушных атак неприятеля.
24. Погоны и памятные значки полковника Военно-Морского Флота В.М.Ищенко,участника битвы под Москвой и парада на Красной площади 7 ноября 1941г.
25. Пропуска советских граждан по территории Украины, выданные оккупационными властями в 1942г.
VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.
26. Музейный предмет и экспонат: основные свойства и отличия.
27.Поисково-исследовательская работа и комплектование фондов.
28. Систематизация экспонатов и правила их описания на карточках.
29. Формы использования и хранения экспонатов. Реставрация экспонатов.
30. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за 1938-1941гг (Практика).
III четверть
I.Музей- как исторический источник и средство образования.
Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика).
II.Знаменательные исторические события.
Победа русских воинов князя Александра Невского на Чудском озере(1242г).
Февральская революция и Гражданская война в истории России.
Оформление выставки книг о Гражданской войне (Практика).
5-6. Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории России (Практика).
III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.
7.Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады Ленинграда.
8. Подготовка и проведение встречи с ветеранами войны, посвящённой снятию блокады Ленинграда и Дню защитника Отечества (Практика).
9. Битва на Курской дуге.
10. Сравнение Сталинградской и Курской битв, их значение для хода Великой Отечественной войны.
11. Завершение коренного перелома в войне.
12 -15. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов, участников крупных сражений войны, бывших партизан(Практика).
16. Проведение учащимися экскурсии в музее по изученному предвоенному и военному периоду(Практика).
17. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение (Практика).
18. Полное освобождение Красной Армией советской земли.
IV. Историко-культурный быт наших предков в 1917-1992гг.
19. Изменение уклада и быта людей после революции 1917г.
20. Ликвидация безграмотных. Школа малограмотных.
21. Городской быт 30-х годов. Печатные и швейные машинки.
22. Крестьянско-колхозный быт 30-х годов.
23. Новые праздники и обычаи советского народа.
24. Проведение экскурсии учащимися в музее по изученному периоду историко-культурного быта наших предков(Практика).
25. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика).
26. Изменение быта народа с начавшейся Великой Отечественной войной.
27. Послевоенные надежды людей.
28. Отмена карточек на продовольствие. Денежная реформа.
29. Новые явления в жизни людей. Телевидение. Космос.
30. История пионерии и октябрят.
31. Комсомольцы и коммунисты в 1950-1980-е годы.
V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования).
32. Прялка колесовая деревни Шереметьевской Московской губернии.
33. Похвальный лист и свидетельство Литвишкова Ивана об окончании им в 1915г. начального народного училища Белгородского уезда Курской губернии.
34. Выпускные 1903г. фотопортреты учащихся и преподавателей Первой Киевской гимназии.
35. Фарфоровая посуда, изготовленная товариществом Кузнецова М.С.(1900-1910).
36. Швейная машинка, ручная, изготовленная в 1930г.
37. Коллекция бумажных и металлических монет Российской империи, СССР и Российской Федерации.
VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.
38. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за1942-1945гг.(Практика).
39-40. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ№1(Практика).
41-42. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1900-1917гг.(Практика).
IV четверть
I. Музей- как исторический источник и средство образования.
Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика).
II.Знаменательные исторические события.
2-3. Экскурсия в два музея боевой славы «Нормандия-Неман» школы №712(Практика).
4-5. Экскурсия в музей Московского Кремля (Практика).
6. 12 апреля 1961г.-первый человек в космосе.
7. Подготовка альбома о космонавтах(Практика).
III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.
8. Наступление Красной Армии в Восточной Европе.
9. Взятие Берлина.
10. Капитуляция Германии и боевые действия СССР против Японии.
11. Итоги и уроки войны.
12. Символика и подвиг городов-героев Великой Отечественной войны.
13. Проведение экскурсий учащимися по всему изученному периоду (Практика).
14. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение (Практика).
15. Встреча с ветеранами,посвящённая Дню памяти Н.Ф. Ватутина,15 апреля 1944г.(Практика).
16. Подготовка и проведение встречи с ветеранами, посвящённая 72-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне (Практика).
17-19. Поездка учащихся на Кунцевское кладбище в праздник Победы и возложение цветов на могилу Неизвестного солдата и Т. Р. Ватутиной(Практика).
20-21. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов Великой Отечественной войны(Практика).
22. Подготовка материалов ко Дню Памяти и Скорби 22 июня 1941г.(Практика).
IV.Историко-культурный быт наших предков 1917-1992гг.
23. Появление первых компьютеров. Компьютерная мышь конца 1980-х годов.
24. Оборона Белого дома и распад СССР.
25. Денежные знаки СССР и новой Российской Федерации(по коллекции музея).
26. 1991-1992—образование нового государства.
27-28. Проведение учащимися экскурсий по всему изученному курсу историко-культурного быта конца XIXв. -1992г.(Практика).
29. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение(Практика).
V.Уникальные коллекции музея( их происхождение,история бытования).
30. Проведение учащимися экскурсии по изученным темам(Практика).
31. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика).
VI.Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.
32-33. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1918-1945гг.(Практика).
34. Реставрация экспонатов ОФ№2 за 1945-1991гг.(Практика).
35-36. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ №2 (Практика).
IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1.Учебно-методический план.
2.Учебно-методическая литература.
3.Библиотечный фонд музея.
4.Наглядные пособия: макеты битв, карты, схемы, модели-проекты, картины, альбомы.
5.Технические средства обучения: аудио и видеоматериалы, компьютерная программа «Живая Родословная».
6.Дидактические материалы: карточки, тесты.
V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Брагин М. Ватутин (путь генерала).1901-1944.-М.,1954 (серия Жизнь замечательных людей).
2.В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2007.
3. В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2009.
4.Великая Отечественная война: Цифры и факты. Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева, -М .,1995.
5.Великая Отечественная война,1941-1945./Сост. Дамаскиц И., Кошель П.- М.,2000.
6.Великая Отечественная война.1941-1945:События. Люди. Документы: краткий исторический справочник.-М.,1990.
7.Вестник образования.-2006,№7.
8.Военно-патриотическое и гражданское воспитание - социальный заказ общества России,вступающей в XXI век. Материалы научно- практической конференции работников образования г.Москвы.-М.,2000.
9.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». -Постановление Правительства РФ от 11.06.2005, №422.
10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». -Постановление Правительства РФ от 05.10.2010, №795.
11.Дополнительное образование и воспитание.-2007,№3.
12.Их имена и подвиги не забыты: Пособие для учителя начальных классов. -М.,1979.
13.Куличкин С.П. Ватутин: К 100-летию генерала армии Н.Ф.Ватутина.-М.,2001.
14. Куличкин С.П. Генерал Ватутин. «Ни шагу назад!».- М.,2007.
15.Москва-героям Великой Отечественной.-М.,1981.
16.Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции.-М.,2004.
17.Музей в школе: Практикум. Сборник статей. Под общей редакцией Алексеевой Е.В.-М.,2006.
18.Непобеждённая Москва. По материалам творческих работ участников 2-го Московского городского конкурса проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!».-М.,2007.
19.Образовательные программы дополнительного образования детей. Редактор-составитель: Чураев В.И.-М., 2007.
20.Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.-М.,2004.
21.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. -М.,2001.
22.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».№54-ФЗ, 26 мая 1996г.
23.Школьные музеи. Из опыта работы. Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. -М.,1977.
24. Школьные музей- открытая система. Теория и практика.-М.,2009.
25.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике.-М.,2001.
VI. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ.
1.Алексеев С.П. Идёт война народная (Рассказы из истории Великой Отечественной войны).-М.,1977.
2.Алексеев С.П. Они защищали Москву. -М.,1975.
3.Алексеев С.П. Пять поклонов сталинградцам.-М.,1973.
4.Богучаров М. Отцовские рассказы про войну. Воронеж,1973.
5.Книга Мира.Творческий проект Всероссийского фестиваля искусств «Планета Детства».-М.,2015.
6.Слюсарева С.Н.Школьникам об односельчанах в годы Великой Отечественной войны.-В жур-ле Преподавание истории в школе.2002.-№2.
7.Смирнов С.С. Мы из Бреста.-М.,1972.
8.Человек и война. Альманах.-М.,2005.
9.Цессарский А. О чём говорил мальчик.-М.,1965.
10.Я пишу родословную своей семьи.-М.,2006.
11.Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. -В жур-ле Преподавание истории в школе,2002.-№9.
13