СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа «Школьный музей как живая память поколений»(144ч) на 2017-2018 уч.г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа  «Школьный музей как живая память поколений»(144ч) на 2017-2018 уч.г. предусматривает знакомство учащихся среднего, старшего школьного возраста (от 12 до 16 лет) с музейным делом и обучение детей профессии экскурсовода.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Школьный музей как живая память поколений»(144ч) на 2017-2018 уч.г.»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства,транспорта и технологий № 41»

Подразделение «Давыдково»



Рекомендована «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогическим советом Руководитель подразделения

«Давыдково» ГБПОУ КГTиТ № 41

(протокол ПС № 1 от ___________ Кочубей Г.Н.

31 августа 2017 года) 31 августа 2017 года




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


«Школьный музей как живая память поколений»


Программа разработана

педагогом – организатором

(руководителем музея)

В. А. Мощалковым


Программа рассчитана на 2017/2018 учебный год (144ч.)

Возраст учащихся 12-16 лет






Первый год обучения – средний, старший школьный возраст (от 12 до 16 лет).


Оптимальная наполняемость учебной группы 10-12 человек.


Учебный процесс предусматривает групповые (вся группа) и индивидуальные формы учебных занятий.




Москва 2017 г.


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Школьный музей - одно из эффективных средств приобщения ребят к изучению истории Отечества и традиций своего народа.

Музей является одной из форм дополнительного образования, развивающих социальную активность учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.


На сегодня музей является той образовательной средой, в которой воссоздаётся образ статичного исторического факта, как живого прошлого. Исторический материал соединяется с конкретными вещами, которые характеризуют историческую эпоху.

В музее идёт связь с общешкольными предметами: история, обществоведение и трудовое обучение. Дети имеют возможность понять, что такое государство и, как этот институт общества зарождается, защищают свой суверенитет и, почему откладывает отпечаток на быт и культуру людей. А также, посмотрят и подержат в руках всевозможные поделки и вышивки, которые они учатся делать на уроках труда.


  1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.


Подготовка экскурсоводов для музейной работы.


  1. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.


а) образовательные: расширение знаний истории

страны,расширение кругозора, развитие познавательного интереса у учащихся.

б) коррекционные: развитие коммуникативных качеств личности, развитие речи учащихся, способностей к творчеству и формированию навыков совместной работы.

в) воспитательные: формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своих предков,формирование гражданской и социальной

ответственности на каждом рабочем месте.


4. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.


Программа предусматривает знакомство учащихся с музейным делом и обучение детей профессии экскурсовода.

В настоящей программе предусмотрены две части: теоретическая и практическая.

В теоретической части указаны темы, которые учитель рассказывает учащимся, для их овладения историческим периодом,как во время проведения экскурсий,так и при описании экспонатов. В этой части распределены и темы экскурсий, которые учитель проводит перед классами, наглядно обучая свою группу.

В практической части указаны: экскурсии самих учащихся и их обсуждения; работы по реализации научно-исследовательских изысканий по фондам музея: составление и описание карточек на экспонаты, их среды бытования, реставрация экспонатов и сбор воспоминаний ветеранов. Для получения навыка в экскурсионной деятельности, здесь предусмотрены и посещения музеев других школ и государственных музеев, подготовка встреч с ветеранами войны.


  1. ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.


Групповые занятия проходят по 4 часа в неделю.

Учебный процесс предусматривает 4 отличительные формы занятий: урок, экскурсия, практическая работа с музейными экспонатами (исследование, реставрация, описание), общение с ветеранами войны (сбор воспоминаний, поиск экспонатов, шефство).


Ожидаемый результат:

  1. Адекватное отношение детей и подростков к событиям в мире, обществе.

  2. Развитие в учащихся способности хорошей передачи устной информации.

  3. Позитивные изменения в отношениях поколений: проявление сострадания, отзывчивость,понимание,толерантность.

  4. Воспитание в учащихся общей культуры, ответственности и организованности.

  5. Обновление экспозиции, пополнение музейного фонда.

Подведением итогов военно-патриотического и гражданского воспитания школьников через деятельность музея явится ежегодный общешкольный праздник, посвящённый Дню Победы и посещения музея другими школами,где музейная группа продемонстрирует перед ними,ветеранами и гостями полученные знания и навыки.




II. Учебно- тематический план.

Наименование

разделов

Кол-

во

часов

Теоретич.

Практич.

1.

Музей - как исторический источник и средство образования.

8

3

5

2.

Знаменательные исторические события.

23

11

12

3.

Великая Отечественная война 1941-1945гг.

45

26

19

4.

Историко-культурный быт наших предков конца XIXв.-1992г.

32

27

5

5.

Уникальные коллекции музея (их происхождение, история бытования).

21

19

2

6.

Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.

15

4

11


III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ.


I четверть

I. Музей как исторический источник и средство образования.

  1. Знакомство с экспозициями музея: военные экспонаты.

  2. Знакомство с экспозициями музея: экспонаты по народному быту.

  3. Н.Ф.Ватутин- жизнь и деятельность-навечно в памяти школы.

  4. Создание группы экскурсоводов, реставрационной и поисковых групп( Практика).

  5. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика).

II. Знаменательные исторические события.

  1. Основание Москвы и её роль в создании нашего государства.

  2. День Бородинского сражения 1812г.

  3. Подготовка альбома о военачальниках и полководцах Отечественной войны 1812г. (Практика).

  4. День победы русских полков Дмитрия Донского в Куликовской битве(1380г.).

  5. А.В.Суворов- Великий русский полководец.

  6. История освобождения Москвы от поляков в 1612г.

  7. Экскурсия в музеи боевой славы «Навигацкой школы»(Практика).

  8. Экскурсия в музей «Тихоокеанского Флота и адмирала Н.Г.Кузнецова» ЦО №1465(Практика).

III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.

  1. СССР в 1938-1941гг.

  2. Идеологическая и моральная подготовка Красной Армии накануне войны.

  3. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941г.

  4. Оборона Брестской крепости.

  5. Мобилизация сил на оборону страны.

  6. Смоленское сражение и катастрофа на Украине.

  7. Оборона Москвы.

  8. Победа в Московском сражении(76 лет исполняется).

IV.Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г.

  1. Как одевались в дореволюционной России.

  2. « Чудесный сундучок». Виды женского рукоделия:кружева,пояса,воротники и т.д.

  3. « Деревянная красота». Избы, резные изделия и т.д.

  4. Предметы обихода крестьян.

  5. Предметы обихода горожан.

  6. «Стоит изба из кирпича – то холодна,то горяча».Печь,чугунок,ухват,кочерга и т. д.

  7. «Как рубашка в поле выросла». Веретено,прялка,ткацкий станок и т. д.

V. Уникальные коллекции музея( их происхождение, история бытования ).

29. Фуражка, планшет и наградная гармонь подполковника Мигунова И.Н.,участника Курской битвы.

30. Погоны и полевая сумка для бинокля генерал-майора Маликова И. Ф.,участника гражданской и Великой Отечественной войн и медали его жены Маликовой В.И.,участницы войны.

31. Наградной патефон Скорзова А.И. и история его пути.

32. Боевые награды полковника Нецветайло И.А., ветерана военной разведки.

33. Боевые солдатские кирзовые сапоги сержанта Филиппенко

М. Я.,побывавших в сражении за Москву.

34. Фуражка и кобура пограничника,принявших первыми удар от фашистов в июне 1941г.

35. Немецкая трофейная штабная карта европейской части СССР, захваченная в боях с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой.

36. Две части немецко-фашистского самолёта, сбитого в Московской области.


II четверть

I.Музей –как исторический источник и средство образования.

  1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом работы (Практика).

II. Знаменательные исторические события.

  1. День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над Турецкой эскадрой(1853).

  2. Поклонная гора в истории Москвы и России.

  3. Экскурсия на Поклонную гору. Посещение экспозиции военной техники(Практика).

  4. Органы государственной безопасности в истории страны.

III. Великая Отечественная война 1941-1945гг.

  1. Оформление стенда к 116-летию со дня рождения Н.Ф.Ватутина( Практика).

  2. Создание выставки книг о героях Великой Отечественной войны (Практика).

  3. Боевые действия весной-летом 1942г.

  4. Оборона Сталинграда.

  5. Победа в Сталинградской битве в 1943г.

  6. Советский человек на передовой и на трудовом фронте.

  7. Партизанское движение как проявление Отечественного характера войны.

  8. Партизанское движение на Брянщине и в Смоленской области(по материалам музея).

  9. Партизанское движение на Украине(по материалам музея).

  10. Жизнь и быт партизан( по личным вещам партизан,макету-реконструкции учащихся).

IV. Историко-культурный быт наших предков с конца XIX века по 1917г.

  1. Посиделки у самовара. История русского самовара.

  2. Что расскажет о себе посуда.

  3. «Гость в дом – радость в нём».Обычаи и гостеприимство русского народа.

  4. Народное просвещение. Образование и грамотность.

  5. «Трудовая копеечка». Финансы России.

V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования).

21. Китель и бурки генерал-майора Осюкова Г.Л.,участника битвы за Москву.

22. Ордер от 11 сентября 1941г. о передаче А.А.Оливетской в Фонд обороны страны одног рубля серебром.

23. Части противогаза,которыми пользовались жители Москвы в период воздушных атак неприятеля.

24. Погоны и памятные значки полковника Военно-Морского Флота В.М.Ищенко,участника битвы под Москвой и парада на Красной площади 7 ноября 1941г.

25. Пропуска советских граждан по территории Украины, выданные оккупационными властями в 1942г.

VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.

26. Музейный предмет и экспонат: основные свойства и отличия.

27.Поисково-исследовательская работа и комплектование фондов.

28. Систематизация экспонатов и правила их описания на карточках.

29. Формы использования и хранения экспонатов. Реставрация экспонатов.

30. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за 1938-1941гг (Практика).


III четверть

I.Музей- как исторический источник и средство образования.

  1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика).

II.Знаменательные исторические события.

  1. Победа русских воинов князя Александра Невского на Чудском озере(1242г).

  2. Февральская революция и Гражданская война в истории России.

  3. Оформление выставки книг о Гражданской войне (Практика).

5-6. Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории России (Практика).

III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.

7.Героическая оборона Ленинграда и прорыв блокады Ленинграда.

8. Подготовка и проведение встречи с ветеранами войны, посвящённой снятию блокады Ленинграда и Дню защитника Отечества (Практика).

9. Битва на Курской дуге.

10. Сравнение Сталинградской и Курской битв, их значение для хода Великой Отечественной войны.

11. Завершение коренного перелома в войне.

12 -15. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов, участников крупных сражений войны, бывших партизан(Практика).

16. Проведение учащимися экскурсии в музее по изученному предвоенному и военному периоду(Практика).

17. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение (Практика).

18. Полное освобождение Красной Армией советской земли.

IV. Историко-культурный быт наших предков в 1917-1992гг.

19. Изменение уклада и быта людей после революции 1917г.

20. Ликвидация безграмотных. Школа малограмотных.

21. Городской быт 30-х годов. Печатные и швейные машинки.

22. Крестьянско-колхозный быт 30-х годов.

23. Новые праздники и обычаи советского народа.

24. Проведение экскурсии учащимися в музее по изученному периоду историко-культурного быта наших предков(Практика).

25. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика).

26. Изменение быта народа с начавшейся Великой Отечественной войной.

27. Послевоенные надежды людей.

28. Отмена карточек на продовольствие. Денежная реформа.

29. Новые явления в жизни людей. Телевидение. Космос.

30. История пионерии и октябрят.

31. Комсомольцы и коммунисты в 1950-1980-е годы.

V. Уникальные коллекции музея (их происхождение,история бытования).

32. Прялка колесовая деревни Шереметьевской Московской губернии.

33. Похвальный лист и свидетельство Литвишкова Ивана об окончании им в 1915г. начального народного училища Белгородского уезда Курской губернии.

34. Выпускные 1903г. фотопортреты учащихся и преподавателей Первой Киевской гимназии.

35. Фарфоровая посуда, изготовленная товариществом Кузнецова М.С.(1900-1910).

36. Швейная машинка, ручная, изготовленная в 1930г.

37. Коллекция бумажных и металлических монет Российской империи, СССР и Российской Федерации.

VI. Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.

38. Реставрация экспонатов Основного фонда №1 за1942-1945гг.(Практика).

39-40. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ№1(Практика).

41-42. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1900-1917гг.(Практика).


IV четверть

I. Музей- как исторический источник и средство образования.

  1. Посещение группой экскурсоводов других школьных музеев с целью обмена опытом (Практика).

II.Знаменательные исторические события.

2-3. Экскурсия в два музея боевой славы «Нормандия-Неман» школы №712(Практика).

4-5. Экскурсия в музей Московского Кремля (Практика).

6. 12 апреля 1961г.-первый человек в космосе.

7. Подготовка альбома о космонавтах(Практика).


III.Великая Отечественная война 1941-1945гг.

8. Наступление Красной Армии в Восточной Европе.

9. Взятие Берлина.

10. Капитуляция Германии и боевые действия СССР против Японии.

11. Итоги и уроки войны.

12. Символика и подвиг городов-героев Великой Отечественной войны.

13. Проведение экскурсий учащимися по всему изученному периоду (Практика).

14. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение (Практика).

15. Встреча с ветеранами,посвящённая Дню памяти Н.Ф. Ватутина,15 апреля 1944г.(Практика).

16. Подготовка и проведение встречи с ветеранами, посвящённая 73-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне (Практика).

17-19. Поездка учащихся на Кунцевское кладбище в праздник Победы и возложение цветов на могилу Неизвестного солдата , Т. Р.и Е.Н. Ватутиных(Практика).

20-21. Сбор воспоминаний и экспонатов у ветеранов Великой Отечественной войны(Практика).

22. Подготовка материалов ко Дню Памяти и Скорби 22 июня 1941г.(Практика).


IV.Историко-культурный быт наших предков 1917-1992гг.

23. Появление первых компьютеров. Компьютерная мышь конца 1980-х годов.

24. Оборона Белого дома и распад СССР.

25. Денежные знаки СССР и новой Российской Федерации(по коллекции музея).

26. 1991-1992—образование нового государства.

27-28. Проведение учащимися экскурсий по всему изученному курсу историко-культурного быта конца XIXв. -1992г.(Практика).

29. Итоги проведённых экскурсий и их обсуждение(Практика).


V.Уникальные коллекции музея( их происхождение,история бытования).

30. Проведение учащимися экскурсии по изученным темам(Практика).

31. Итоги проведённой экскурсии и их обсуждение(Практика).

VI.Правила оформления музейных фондов и реставрация экспонатов.

32-33. Реставрация экспонатов ОФ №2 за 1918-1945гг.(Практика).

34. Реставрация экспонатов ОФ№2 за 1945-1991гг.(Практика).

35-36. Описание и составление карточек на новые экспонаты ОФ №2 (Практика).



IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:


1.Учебно-методический план.

2.Учебно-методическая литература.

3.Библиотечный фонд музея.

4.Наглядные пособия: макеты битв, карты, схемы, модели-проекты, картины, альбомы.

5.Технические средства обучения: аудио и видеоматериалы, компьютерная программа «Живая Родословная».

6.Дидактические материалы: карточки, тесты.


V.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.Брагин М. Ватутин (путь генерала).1901-1944.-М.,1954 (серия Жизнь замечательных людей).

2.В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2007.

3. В мире школьных музеев. Выпуск 1.-М.,2009.

4.Великая Отечественная война: Цифры и факты. Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева, -М .,1995.

5.Великая Отечественная война,1941-1945./Сост. Дамаскиц И., Кошель П.- М.,2000.

6.Великая Отечественная война.1941-1945:События. Люди. Документы: краткий исторический справочник.-М.,1990.

7.Вестник образования.-2006,№7.

8.Военно-патриотическое и гражданское воспитание - социальный заказ общества России,вступающей в XXI век. Материалы научно- практической конференции работников образования г.Москвы.-М.,2000.

9.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». -Постановление Правительства РФ от 11.06.2005, №422.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». -Постановление Правительства РФ от 05.10.2010, №795.

11.Дополнительное образование и воспитание.-2007,№3.

12.Их имена и подвиги не забыты: Пособие для учителя начальных классов. -М.,1979.

13.Куличкин С.П. Ватутин: К 100-летию генерала армии Н.Ф.Ватутина.-М.,2001.

14. Куличкин С.П. Генерал Ватутин. «Ни шагу назад!».- М.,2007.

15.Москва-героям Великой Отечественной.-М.,1981.

16.Музейная педагогика и проблемы патриотического воспитания. Материалы научно-практической конференции.-М.,2004.

17.Музей в школе: Практикум. Сборник статей. Под общей редакцией Алексеевой Е.В.-М.,2006.

18.Непобеждённая Москва. По материалам творческих работ участников 2-го Московского городского конкурса проектных разработок и творческих работ детей и молодёжи «Нет фашизму!».-М.,2007.

19.Образовательные программы дополнительного образования детей. Редактор-составитель: Чураев В.И.-М., 2007.

20.Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю истории.-М.,2004.

21.Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. -М.,2001.

22.Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».№54-ФЗ, 26 мая 1996г.

23.Школьные музеи. Из опыта работы. Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина. -М.,1977.

24. Школьные музей- открытая система. Теория и практика.-М.,2009.

25.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике.-М.,2001.




VI. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЕТЯМ.


1.Алексеев С.П. Идёт война народная (Рассказы из истории Великой Отечественной войны).-М.,1977.

2.Алексеев С.П. Они защищали Москву. -М.,1975.

3.Алексеев С.П. Пять поклонов сталинградцам.-М.,1973.

4.Богучаров М. Отцовские рассказы про войну. Воронеж,1973.

5.Книга Мира.Творческий проект Всероссийского фестиваля искусств «Планета Детства».-М.,2015.

6.Слюсарева С.Н.Школьникам об односельчанах в годы Великой Отечественной войны.-В жур-ле Преподавание истории в школе.2002.-№2.

7.Смирнов С.С. Мы из Бреста.-М.,1972.

8.Человек и война. Альманах.-М.,2005.

9.Цессарский А. О чём говорил мальчик.-М.,1965.

10.Я пишу родословную своей семьи.-М.,2006.

11.Якунин В.Н. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. -В жур-ле Преподавание истории в школе,2002.-№9.

13