ПРИЛОЖЕНИЕ №
Образовательная технология «Стихокартина».
На современном этапе преподавания литературы в образовательных учреждениях большой интерес представляют практические технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития обучающегося.
Это система последовательных действий педагога, направленных на решение учебно-воспитательных задач с использованием различных видов искусства. А именно: инсценировки, художественное сочинительство, рисование, игры и музыка, которые мотивируют внутренние силы ученика, будят воображение, развивают образное мышление, создают ситуацию проживания учащимися изучаемого материала, расширяют их кругозор. На таких уроках умственное воспитание переплетается с общественно-социальным, эстетическим и оздоровительным видением в учебном процессе.
Техники уроков практической направленности в изучении литературного произведения помогают школьникам интерпретировать текст; позволяют избежать монотонности и скуки на уроках; мотивируют подростков на прочтение художественного произведения по-новому и даже на повторное обращение к тексту; способствуют более глубокому погружению в художественный мир литературы.
Цель: воспитание творческой личности в вопросах развития художественного мировосприятия через формирование читательской грамотности и обучение интеллектуальной деятельности посредством художественного творчества.
Задачи: уметь анализировать и выделять главное; сравнивать, обобщать, систематизировать; определять и объяснять понятия; видеть противоречия.
В основе данного метода лежит техника активного воображения «стихокартина», которая предлагает учащимся возможность для самовыражения и самореализации через результаты своей творческой художественной деятельности. Существует две формы использования приемов данной технологии: активная - создание учащимися своих собственных произведений – рисунков; и смешанная, когда ученик прибегает к произведениям искусства - сказкам, картинам, скульптурам для создания своих собственных продуктов творчества. Каждая стихокартина – это иллюстрация, основанная на поэтической строчке или будто нарисованная буквами. Это рисуночный анализ художественного произведения. Использование данного метода даёт возможность расширить уровень познавательной активности ребенка, пробудить в учащихся
стремление к углубленному изучению учебного материала, развить творческие способности учащихся, является одной из технологий, которая повышает качество образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим на уроке-практикуме по литературе создаётся эффект присутствия учащегося по принципу: «Я это видел», реализуется интерес ребят к проявлению собственного творческого взгляда на тему, обозначенную в учебном процессе, и желание узнать и увидеть еще больше. Урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться в собственном творчестве. Предполагаемые результаты от применения технологии просто удивительные, что дает возможность расширить уровень познавательной активности школьников, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала (становится возможным понимание особенностей стиля поэта, его образов), развивать творческие способности учащихся.
Условия успешного применения данных техник очевидны. А ответы на вопросы «Как лучше использовать технологию: в начале урока или в конце?», «Нужна ли предварительная подготовка в начале изучения темы или в конце?», «Какой нужен тип урока?», «Какой возраст для апробации данной технологии оптимален?» остаются актуальными.
Данную технологию применяю с 5-го по 11 класс при изучении произведений художественной литературы, так как и всякое произведение искусства, литература требует к себе внимательного и бережного отношения с ранних лет изучения до выпускного класса. Ведь настоящий читатель должен не только уметь ценить и эстетически воспринимать произведения художественной литературы, но и учить этому других, учить читать «замедленно», постигать ювелирное искусство слова, всматриваться в глубину смысла и улавливать тончайшие намеки.
Ведь каждый текст оригинален по своей структуре и требует особого, индивидуального подхода. Приемы анализа художественного текста могут быть различными. Их характер в значительной степени определяется постановкой основной задачи анализа текста. Он немыслим без раскрытия композиционной структуры текста, системы образов в их сюжетном развитии как выражения идейного замысла произведения, особенностей его жанра, эстетических функций словесных образов в их взаимной связи и обусловленности. Изучение художественных произведений, при котором языковые средства рассматриваются в русле указанных выше категорий, и способно отразить действительную жизнь слова в художественном тексте. Методика работы с художественным текстом зависит от поставленной цели, степени знания учащимися языка и конкретного текста. Анализ текста целесообразно вести в направлении «идея — композиция (образы) — язык».
Ведущий аспект анализа имеет своим объектом основное содержание литературного произведения или его фрагмента в составе целого, помогает понять авторский замысел, уяснить авторскую позицию, получить представление о характере и способе воплощения идеи в образы. Здесь же отмечается основной композиционный «ход», избранный писателем, и оценка образов, находящая воплощение во взаимодействии составляющих структур категории образа автора. Другой аспект анализа – изучение композиционный структуры произведения, понимание структурного принципа организации текста, системы образов и их развития, что дает ключ к анализу языковых средств, среди которых важнейшими являются художественное время и художественное пространство, а оно создается в литературном произведении благодаря изменению ракурса изображения, положения места повествователя (рассказчика), лирического «я».
Чтобы провести урок с применением стратегии « Стихокартина», нужно несколько раз учителю с учащимися поработать совместно. Составить алгоритм действий, обговорить концептуальные основы, которые можно отразить в стихокартине: использовать инструкционные карты для учащихся. В зависимости от того, сколько уроков выделено на изучение темы, один- значит проводится на этом единственном уроке, если два или более , то обычно, это урок, завершающий изучение темы.
Идеальный вариант проводить такого рода занятия в течение двух уроков: первый урок – работа с текстом, создание групповой стихокартины; второй - урок - защита и обсуждение. Подготовка к таким урокам заключается в овладении учащимися дополнительных знаний об особенностях творчества, основных темах, стилистике поэзии, возможно, и других дополнительных материалов. В 9-11 классах стихокартина должна отражать и раскрывать не только основные образы, но и нести в себе глубокую подтекстовую информацию (основную идею, художественные средства выразительности, особенности формы, рифмы стиха). Это информация может быть как заранее изучена, так и должна служить вспомогательным материалом во время урока.
Я практикую на своих уроках эту стратегию как групповую форму работы, где каждый участник рабочей группы получает задание по работе с текстом, по оформлению, защите проекта.
Таким образом, техники Стихокартины – это стратегия (технология) обучения интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
На фото представлены результаты творческих работ учащихся на уроках 5-х -11-х классов, критерии оценивания проектов, лист самооценки.
Образовательная технология «Стихокартина». Темы, реализуемые посредством технологии | Работы, созданные посредством технологии «Стихокартина», критерии оценивания проектов, лист самооценки. |
1.Критерии оценивания проектов | |
2. Лист самооценки | |
3.План анализа текста художественного произведения. | |
4.Кластер по вопросам создания визуального образа. | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся» Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева В.В.Маяковский «Любовь-это сердце всего»… Н.А. Некрасов. И.А.Бунин. Мотивы любви в творчестве поэтов. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная»… М.Цветаева. Мотивы лирики. Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. Лирика. |
Системная работа на уроках русского языка, литературы, внеурочной деятельности в рамках технологии «стихокартина» | Творите! Вы талантливы! Выставка «Образ Работа с онлайн -доской Творите! Вы талантливы! |