Министерство образования
и науки Хабаровского края
КГКОУ ШИ 11
Методическое объединение специалистов службы сопровождения
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). Представление опыта работы в данном направлении.
Васильева А.Ю., педагог – психолог
Особые образовательные потребности обучающихся с УО (ИН):
Выделение пропедевтического периода в образовании
Специальные учебные предметы и коррекционные курсы
Обучение по программам профессиональной подготовки рабочих, служащих
Психолого-педагогическое сопровождение
Раскрытие интересов и способностей в разных видах деятельности
Особые образовательные потребности обучающихся РАС с УО (ИН) дополняются:
Особая пространственная и временная организация среды
Специальное педагогическое сопровождение и/или техническая помощь
Наличие помещения для психологической разгрузки
Группы обучающихся по АООП вариант 2 этап 1, 2
Тяжелые нарушение неврологического генеза –сложные формы ДЦП. Овладение вербальными/невербальными средствами коммуникации, навыками чтения, счета, письма.
Выраженные нарушения поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Индивидуальное сопровождение.
Отсутствую выраженные нарушения моторики, деструктивные формы поведения. Владение речью/АК
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Психическое развитие искажено
Изменение соотношение простого и сложного в обучении
Трудности передачи социального опыта
Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие
Организация занятий/всего пребывания в школе. Ресурс – перемена.
Развитие возможностей вербальной/невербальной коммуникации
Отработка форм учебного поведения
Навык: соблюдение социальной дистанции.
- Некоторым детям трудно соблюдать социальную дистанцию — они либо подходят слишком близко, вторгаясь в личное пространство других людей, либо общаются с максимально далекого расстояния.
Узнавание знакомых людей.
1. Узнает по фотографиям. Покажите фото со знакомыми обучающемуся людьми и попросите: «Покажи на …». Закрепляйте правильные ответы. 2. Узнает в лицо. Когда в комнате находится знакомый человек, скажите ребенку: «Подойди к …» Сначала слегка подтолкните ребенка, но добивайтесь выполнения команд без вашей помощи. Начинайте с одного фото человека. Постепенно добавляйте других людей. Если ребенок затрудняется в узнавании знакомых людей, предъявляйте команду «Подойди к …», подняв нужную фотографию.
Принадлежность.
Определяет, кому принадлежит … Когда знакомый человек находится в поле зрения обучающегося, скажите: «Дотронься до рубашки (Марии)». 2. Называет, кому принадлежит … Показав на часть тела или одежды знакомого человека, спросите: «Чей (чья) это…?» Помогайте с ответом (Рубашка Марии).
Комнаты, помещения, социальные места.
- Находить расположение комнат.
- Называет комнаты.
Коммуникативные навыки.
- Навык: здороваться и прощаться.
- Навык: делиться игрушками/предметами.
- Зрительный контакт поощряйте постоянно.
Создание коммуникативных ситуаций.
- Просьбы о действиях.
- Моделирование ситуации.
- Освоение коммуникативных навыков начинается с разговора о настоящем.
- Прием контраста /громкость.
- Голос/предсказуемость.
Стратегии содействия приобретению языковых навыков:
- Комментирование.
- Ждите и подавайте сигнал.
- Коммуникативные ситуации.
- Жесты, мимика лица.
- Моделирование.
- Облегчать сложность речи.
- Интонация, громкость и темп речи.
- Зрительный контакт.
- Взаимная реакция (отклик).