СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные программы по профилактике вредных привычек

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с  раннего детства – актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Просмотр содержимого документа
«Образовательные программы по профилактике вредных привычек»

Тема: Образовательные программы по профилактике вредных привычек


Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории


План

Введение

  1. Концепция программы.

  2. Этапы реализации программы по профилактике вредных привычек.

  3. Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.

Список литературы


Введение

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с  раннего детства – актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

      Система образования оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания обучающихся происходит передача культурных нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, закладываются основы мировоззрения растущего поколения и его социализация в обществе.

Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии общества, понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства и именно подрастающее поколение находится в трудной социально – психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Школьники утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Дети, находящиеся под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости, стремятся познать новые чувства, исследовать свой внутренний мир и для этого могут прибегнуть к употреблению психоактивных веществ. Для подростков наиболее значимы отношения в группе сверстников и ради того, чтобы быть принятыми группой, они готовы на опасное поведение, рискуя своим здоровьем.


  1. Концепция программы.

Программа по профилактике вредных зависимостей в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им.

Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы ставим в профилактической программе следующие цели:

  • развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся;

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;

  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;

  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;

  • выявление особенностей личности обучающихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;

  • первичная профилактика рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовнонравственных ориентиров.

Задачи, решаемые данной программой:

  • Формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактической деятельности для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.

  • Мониторинг состоянии организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка её эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с вредной зависимостью обучающимися.

  • Исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся.

  • Формировать у обучающихся устойчивого отрицательного отношения к вредной зависимости.

  • Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

  • Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников, представлений об этических общечеловеческих ценностях.

  • Формировать психологические компетентности как важного ресурса духовно-нравственного роста (развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения);

  • Формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своим взглядами, убеждениями, ценностями;

  • Развитие умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки:

  • Формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь;

  • Формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения;

  • Научить обучающихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

  • Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

  • Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

  • Информировать подростков о рискованном поведении и сопряженных с ним проблемах, развитие представлений об основных источниках риска.

  • Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Основание для разработки программы:

  • Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44\25 Генеральной ассамблеей от 20 ноября 1989 года.

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный закон от 24 июня 199 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000Н№ 103 –ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170 –ФЗ). Федеральный закон от 8 января 1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изменениями и дополнениями).

Методы и формы реализации программы:

Методы социальной работы:

  • методы социальной диагностики;

  • метод социальной адаптации;

  • методы социальной реабилитации;

  • социально –экономические методы;

Методы социальной профилактики:

  • методы социального контроля;

  • метод социального анализа;

  • мониторинг;

Психологические методы:

  • психодиагностические методы;

  • психокоррекционные методы;

  • методы психического консультирования;

  • метод поведенческих навыков;

Педагогические методы:

  • организационные методы (поручение, требование, состязание, создание ситуации успеха);

  • методы воспитания (внушение, призыв);

  • методы организации социально- педагогического взаимодействия.

Требования к специалистам, реализующим программу. Программу реализует педагог в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий.

Для этого педагогу необходимо иметь:

  • высшее педагогическое образование или диплом переподготовки в
    области психологии;

  • иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;
    умения и навыки разработки учебных программ;

  • коммуникативную компетентность;

  • знание возрастных особенностей подростков;

  • опыт проведения развивающих занятий;

  • развитые морально-нравственные качества.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для
реализации программы. Занятия проводятся в комнате психологической разгрузки или в кабинете педагога-психолога. Можно проводить занятия в обыкновенном школьном кабинете, при условии его подготовки перед началом занятия. Для проведения занятий необходимо: просторное помещение, наличие магнитофона и всех канцелярских изделий, используемых подростками во время занятий (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши и т.д.). На занятиях применяются активные методы групповой работы – занятия с элементами тренинга, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры. Они имеют широкие развивающие возможности.


  1. Этапы реализации программ по профилактике

вредных привычек.

Подготовительный этап.

  • Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

  • Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

Основной этап.

  • Реализация мероприятий программы.

  • Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

  • Участие в акциях.

  • Декада здоровья (комплекс мероприятий).

  • «Мозговые штурмы», тренинги, направленные на здоровый образ жизни.

  • Спортивные мероприятия.

  • Классные часы, беседы по данной проблеме.

Аналитический этап.

  • Социальный прогноз.

  • Анализ реализации программы.

  • Оформление отчётов.

  • Оценка результатов.

Механизм реализации программ осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.

  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.

  • внедрение здоровье сберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних

  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

Участники программ:

  • Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурениясреди несовершеннолетних. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 16 лет.

Управление, контроль, мониторинг:

  • Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, библиотекарь.

Программы предполагают:

  • Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

  • Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.

  • Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

  • Индивидуальную работу с учащимися.

  • Работу с родителями.

Основные требования к условиям реализации программ:

  • продолжительность одного занятия не более 30 минут;

  • курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

  • группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

  • занятия может вести классный руководитель один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних.


  1. Профилактические программы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в общеобразовательных учреждениях.


Название программы

Авторы

Аннотации программы

Программы профилактики злоупотребления ПАВ в младшем школьном возрасте

1

Полезные привычки. Полезные навыки


Гречаная Т.Б., Иванова Л.Ю., Колесова Л.С..

Программа для начальной школы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми. Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.

2

Программа педагогическойпрофилактической профилактики наркотизма среди младших школьников

Макеева А.Г., Лысенко И.В.

Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов. Цель: предупреждение вредных привычек. Антинаркогенные занятия предполагается проводить в рамках уроков
естествознания, ОБЖ или во внеурочное время. Основной формой организации профилактической работы является игра. Соведущими занятия являются сказочные персонажи.


Программа профилактики злоупотребления ПАВ у младших школьников

«Волшебная страна Чувств»

Гусева Н.А.

Программа первичной профилактики ПАВ.

Цель: гармонизация личности ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы, формирование и укрепление антинаркотических установок. Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах


Программа «Все цвета, кроме черного»

Безруких М.М.

Программа предназначена для учащихся начальных классов.

Цель программы - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Программа представлена в виде учебно-методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2, 3, 4 классов.

Использование комплекта "Все цвета, кроме черного" определяется его модульным характером, что предполагает: Реализация комплекта может также осуществляться за счет

регионального или школьного компонента учебного плана.

Программы профилактики злоупотребления ПАВ в среднем школьном и старшем подростковом возрасте


Обучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.

Программа рассчитана на детей 5-7 классов и может быть успешно реализована в структуре внеклассной работы школьного коллектива, является развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы. Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся: занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.


«Перешеек». Учебно- профилактическая программа.

Ананьев В.А.

Программа отражает основную идею – научить школьников преодолевать трудности.

Цель: первичная профилактика наркозависимости через самосознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности и выработку

навыков здорового стиля жизни. Занятия, предусмотренные программой, можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. Форма проведения занятий: психологический тренинг.


Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.

Соловов А.В.

В основу положена программа «Life skills» В. Спрангера. Цель: формирование у школьников отрицательного отношения к наркотикам. Основным принципом программы является строгий учет особенностей ребенка. Методика предполагает непрерывное обучение, как в учебное время, так и в оздоровительных лагерях.


Программа

«Путешествие во времени»

Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородцева

М.Н.

Программа представляет собой цикл из 10 групповых занятий.

Цель: самостоятельное преодоление опасных привычек. Основная форма работы – групповая с использованием различных методов и упражнений.


«Мой выбор». Спецкурс обучения учащихся 8-9 классов основной средней школы.

Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А. и др.

Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами. Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью.


Формирование здорового жизненного стиля.


Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др. Сирота Н.А., Ялтонский В.М, Зыков О.В. и др.

Программа профилактики злоупотребления

наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. Программа предполагает работу с подростками среднего и старшего возраста. Цель: формирование здорового стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими ПАВ. В процессе реализации программы проводится работа по подготовке волонтеров из среды подростков. Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии и др.

Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних


Уроки профилактики наркомании в школе

Николаева Л.П., Колесов В.Д.

Содержание программы построено на основе принципов педагогической наркологии,

Цель: формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления. Уроки содержат доступный для усвоения детьми материал, соответственно для младших, средних и старших классов. Дополнительно дается информация о признаках наркотического опьянения, краткий словарь терминов, а также анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки

усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.


Школьная валеология.

Образовательная программа по валеологии для школьников

Зайцев Г.К.

Программа представляет собой интегрированный курс валеологии. Цель:: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического

компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами


«Ровесник – ровеснику»

Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А.,

Речнов Д.Д.

В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению наркотиков через ситуационную обусловленность.

Цель: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.


Список литературы:

  1. Баландин, Р.К. Наркоцивилизация: Мнимая реальность. – М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2003.

  2. Березина С.В., и др. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М.: изд-во Института Психиатрии, 2000.

  3. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

  4. Иваницкая Е., Щербакова Т. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики – М.: Чистые пруды, 2008.

  5. Котляров, А. В. Другие наркотики, или HOMO ADDICTUS Человек зависимый / А. В. Котляров. – М.: Психотерапия, 2006.

  6. Макаревич, А.В. Занимательная наркология – М.: Махаон, 2008.

  7. Павленок, П.Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости: учеб. пособие, 2010.

  8. Серия «Воспитательная работа». Азбука здоровья: профилактика вредных привычек – М.: Глобус, 2009.

  9. Щипицыной Л.М. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сборник программ.- СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.



7