Использование образовательных технологий
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:
1. Проблемное обучение
Проблемное обучение - средство активации школьников в получении знаний. Использование проблемно-поисковых методов обучения позволяет педагогам решать задачи по формированию теоретических знаний учащихся, самостоятельности мышления детей, речи обучающихся.
2. Информационная технология.
Применение новых информационных технологий в школьном образовании -это требование сегодняшнего дня. Сегодня невозможно проводить уроки без применения электронных учебников, презентации уроков, материалов из интернета, поэтому часто использую на уроках материалы электронных учебников (электронный учебник по бурятскому языку).
3. Технология разноуровневого обучения.
Цель разноуровневого обучения - создать максимально разнообразную развивающую образовательную среду, выявить и использовать субъектный опыт учащихся, раскрыть индивидуальные способности школьника в динамике его личностного развития. В своей работе применяю разно уровневые контрольные работы, тесты, провожу работу по карточкам. Для закрепления материала даю разноуровневые задания. Готовясь к уроку, стараюсь творчески подойти к составлению плана урока. Чётко определяю учебные и воспитательные задачи, выделяю главное в изучаемом материале, подбираю учебно-наглядные пособия, определяю место и время их использования. Моя задача - научить детей самостоятельно выделять учебную задачу, видеть её за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Главное для меня - чтобы дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому предмету. На уроках бурятской литературы большое внимание уделяю нравственному воспитанию, потому что сегодня проблемы нравственного воспитания личности особенно актуальны. А литература способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Она помогает понять жизнь людей, то чем они живут, понимать, что их волнует. Литература влияет на поведение и мировоззрение человека. На своих уроках стараюсь учить детей понимать человеческие радости и горести и сопереживать им, видеть и оценивать доброе и злое в характере человека. Своей главной задачей считаю научить читать художественное произведение, помочь вслушаться в ритм и музыку слов и фраз, интонацию и скрытый подтекст диалога, наслаждаться вдумчивым медленным чтением, вникать в смысл поэтической детали, зримо воображать художественный мир произведения. Мне хочется воспитать в лице своих учеников хороших читателей, способных увидеть глубины художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало у них эстетическое наслаждение, чтобы дети знали о своём родном крае, любили и уважали свою малую родину, обычаи и традиции своего народа и вместе с тем были толерантны и к людям других национальностей.
4. В своей педагогической деятельности использую технологию проектного обучения. Именно проектное обучение сегодня становится одним из средств, способных формировать ключевые компетенции (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения). Проектная деятельность дает моим ученикам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Тем более возрастает ее роль, что многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, и приобретение учащимися опыта в проектировании в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности. Использование в урочной и неурочной деятельности технологии проектирования позволяет моим ученикам самостоятельно добывать знания из различного вида источников: Интернет-сайтов, книг, СМИ. Мне же приходится только направлять их деятельность: даю список литературы, перечень Интернет-сайтов, где можно найти необходимую информацию. Дети самостоятельно анализируют литературу, готовят проект, презентуют его. Как и любая исследовательская деятельность, проектно - исследовательская деятельность связана с решением учащимися исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение литературы по теме, подбор методов исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, подведение собственных выводов по проведённому исследованию, выдвижение предложений по решению проблемы, презентацию.
Учебные предметы бурятский язык и литература в этом отношении уникальны. Они позволяют интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Выполнение учащимися проектов по бурятскому языку и литературе позволяет сформировать у учащихся определенные качества личности и учебную мотивацию. Это является фактором повышения качества знаний по предмету и способствует успешной социализации учащихся. Ибо вокруг проекта учащегося начинает образовываться такая система обучения, которая предполагает практическую направленность учебного процесса. Использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивать коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще в том, что в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности. Учащиеся учатся планировать и оценивать результаты своей деятельности, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Так, учащиеся 5-6 классов работают над проектами «Минии дуратай гэрэй амитан», «Минии бүлэ», «Минии хүгшэн эжы», «Минии хүгшэн аба», а ученики 7, 8-9 классов работают над проектом «Минии уг гарбал», «Нютагайм түүхэ домогууд», «Манай омогорхол», «Һургуулиин hонинууд» и т.д.. Цель такой работы - формирование у учащихся знаний об обычаях, традициях, культуре бурятского народа. Работа над данными проектами воспитывает у детей уважение к старшему поколению, бережное отношение к родному языку, культуре, истории своего тоонто. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, ребята пытаются найти свое место в жизни, убедиться в собственной значимости, успешности. Эти умения формируются при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию. В традиционном обучении бурятскому языку учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности. Итоги проектной деятельности учащихся заслушиваются в виде выступлений и презентаций на различных конференциях школьников, в рамках проведения предметных недель, декад, многие работы учащихся были отобраны на представление на муниципальном уровне. Проектной деятельностью можно заниматься и на внеклассных и факультативных занятиях. Используя проектную технологию, я заметила, что у учащихся появился интерес к изучению бурятского языка, и они с увлечением берутся за выполнение нового проекта. Использую метод проектов на всех ступенях обучения бурятскому языку и литературе. Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии:
повышение мотивации учащихся в учебе;
получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
предоставление каждому возможностей самореализации;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.