СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии технологии»

Игровые технологии

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

 Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме. Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.



Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие. Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, всегда помню об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.


На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона


дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота


гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей


II . Игра « Почтальон»


Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк


гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка


кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка


реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка


морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка


Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки


Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)


IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.


Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:


ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.

Вот некоторые из них.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК


КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА


БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА


КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:


У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.


Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.


И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.


Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.


Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.


Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Закрепление понятия о глаголе:

Игра “Найди глаголы”


Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.


Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,


Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,


В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье


Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

( П. Башмаков).


Игра “Кто больше?”


Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.


Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.


Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры:


Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.


Игра “Объясни значение”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.


Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Изменение глаголов по числам

Игра “Кто как кричит?”


Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),


Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),


Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),


Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),


Утки - (крякают),

соловьи - (поют),


Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),



Игра “Кто что делает?”

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.


Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)


Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)


Маляры - (красят)

цветы - (цветут)


Строители - (строят)

травы - (зеленеют)


Врачи – (лечат)

дожди – (идут)



Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.


Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.


Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то


Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых


Постучал в окошко,

И, расправив бодро


Пробежал по крыше,

Молодые крылья,


Поиграл немного

Полетел куда-то


Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.


Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола


Игра “Найди неопределённую форму глагола”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.


Хорошо ночевать нам в палатке,

Через лес проходить напрямик.

Знать до тонкостей птичьи повадки,

Понимать их весёлый язык.


Нас приветствуют звонкие птицы,

Шум листвы и журчанье ручья.

Так шагать по земле и учиться

До чего интересно, друзья!


Если очень стараться, ребята,

Если очень хотеть и мечтать,

Мы из школьных кружковцев – юннатов

Можем завтра учёными стать.


Подчинять человеку природу,

Чтоб земля процветала твоя,

И трудиться на благо народа

До чего интересно, друзья!


(М. Матусовский).


Игра “Аукцион”


Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.


Игра “Замени одним глаголом ”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.


Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,


Клевать носом,

выходить из себя,


Зарубить на носу,

чесать языки,


Унести ноги,

бить баклуши,


Надуть губы,

ломать голову,


Заговаривать зубы,

водить за нос.



Игра “Закончи пословицу”


Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.


Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).


Игра “ Измени число”

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:


1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.


НЕ с глаголами


“НЕ”

Завести велели мне

Я согласен даже не

Новые привычки:

Рисовать на карте,

Никогда девчонок не

И согласен даже не

Дёргать за косички!

Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не

Но не смейте делать мне

Драться за обедом!

Никаких упрёков,

На уроках больше не

Если даже я и не

Говорить с соседом!

Выучу уроков.

Ю. Вронский.



Игра “Раскрой скобки”

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год

Дед Мороз к нам в дом придёт.

Мы /не/ ели, мы / не/ пили,

Никуда мы /не/ ходили,

/Не / гуляли, /не/ играли-

Дед Мороза в гости ждали.

Оказался он не дед,

А дядя Стёпа, наш сосед!


Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками


И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..


Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.


Материал для игры:


Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.


Игра “Что? – Какой? – Что делает?”


Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.


Материал для игры:


Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.


Творческие работы на уроках литературного чтения.

Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

На таких уроках дети выполняют задания:

1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицы:


(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).


Пословицы для карточек.


-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-На нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);

4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;

5)нарисуй к пословице картинку;

6)сочини сам пословицу.


Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Жёлтая монетка-

В небе видим нередко.

(Солнышко)


Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.

· Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»


- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Я даю начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так ведется дальнейшая работа).

Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.

Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.


Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.

-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.


1) Игра «Кто больше подберет рифм».

-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач – плеч, передач, циркач…


2) Игра «Скажи в рифму».

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)


3) Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)


4) Сочинение стихотворения.

Я приведу (примеры) – работы своих учеников.

Выглянуло солнце,

Лучик золотой.

Прямо мне в оконце.

Весело с тобой.

Солнышко пригреет-

Птицы запоют.

Радостью повеет.

Дни хорошие придут



Подарили мне щенка,

Я довольною была.

А кормить пришёлся срок-

Ну не ест он, мой щенок.

Я ему конфетку дам,

И бананчик отломлю.

И скажу ему: «Ам, ам»

И селёдкой покормлю.

Помогите мне, друзья,

Накормить моего щенка.


∙упражнение на выбор слов.


Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…


- Шумели

- Шелестели

- Трещали

- Скрипели

- Шуршали


Какое слово больше подходит?

При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

красивый изящный

пригожий хорошенький

прекрасный прелестный

очаровательный симпатичный

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.


1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо – лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце – янтарное, золотистое

Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.


На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки – говорливые, хрустальные…

Птички – певчие…

Облака – бирюзовые…

Травка – молодая…

Затем дети пишут сочинение.


Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.


1. Живут как кошка с собакой – что это значит?

2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.


К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;

Сочинение – описание;

Сочинение – рассуждение;

Сочинение заметок в газету

Выпуск стенной газеты и т. д.



Математические игры.

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение новог материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

Развивающие игры на уроках окружающего мира.

Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:

  • обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;

  • развитие умения общаться и сотрудничать;

  • развитие и совершенствование интеллектуальных умений;

  • развитие эмоциональной и волевой сферы;

  • развитие мотивационно-потребностной сферы;

  • формирование положительной Я-концепции.

Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Учебный курс «Окружающий мир»

позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.

С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.

С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.

В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие.

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);

- при проверка домашнего задания (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;

- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля».

Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».

Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.

В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.

Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание Красной», «Азбука здоровья».

Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.

Преимущества использования дидактических игр.

  1. Игра – средство познания действительности.

  2. Повышается активность детей.

  3. Игра – школа социальных отношений.

  4. Игра обеспечивает межличностное общение.

  5. В игре происходит развитие познавательных процессов.

Недостатки:

  1. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке.

  2. Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации.

ГДЕ РАСТЕТ?

Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.


ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.

Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)

Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).

Все ли перечисленные растения являются лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-синий василек)

Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)

Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)

Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)

Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)

Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)

Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)

Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)

О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегули, на ходу ли-

Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).

Назови детенышей

Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное

Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

Эстафета цветов – «Шаг-цветок»

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка.

ПОСТАВЬ НА СВОЕ МЕСТО

Игровые действия: школьникам (3-4человека) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам

Примерный набор: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссоны, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук.

Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.