Образовательный блог как инновационный инструмент педагогической деятельности
Преподаватель фортепиано
МАУ ДО ДШИ г. Зеленоградска
Горностаева Нина Иосифовна
2020
Темы мастер-класса:
- Что такое блог?
- В чём преимущество блога от других интернет-ресурсов?
- Как и где создавать блог?
- Как вести блог?
- Как использовать блог на занятиях?
- Примеры работы блога
Что такое блог?
Слово blog образовалось в результате сокращения двух слов: web и log
Log – в переводе с английского означает « журнал » или « дневник ». Web – « сеть ».
Блог – это некий «монолог на тему», прерываемый и направляемый комментариями, вопросами и другими активностями слушателей-читателей.
Блоггерами называют людей ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой .
Блог (англ. blog , от we b log — интернет-журнал событий, интернет-дневник) —
веб-сайт,
основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа
В чём преимущество блогов?
- Удобное создание контентов
- текст, фото, видео
- презентации, голосование
- Простое и удобное общение
- дискуссии, обсуждения
- конкурсы, занятия
- обновляемость больше
- аудитория шире
История
- Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992г., публиковал новости
- Более широкое распостранение получили блоги с 1996г.
- В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com , который стал первой бесплатной блоговой службой.
«
«…Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения…»
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования
Разновидности блогов
По тематической
направленности
По авторскому составу
Политика
Личный
Образование
Коллективный
Информационно –
аналитический
Корпоративный
Путешествия
Псевдонимный
Рекламный блог
Музыка
В зависимости от того, кто ведет блог, можно выделить
три основные категории:
Личный (авторский) блог - такой блог
ведет один человек.
Коллективный или социа́льный блог —
ведётся группой лиц, использующих разные
учётные записи, по правилам, определяемым владельцем или модератором. В такой блог могут писать все желающие, у кого есть учетная запись.
Корпоративный - ведется от лица организации
По типу расположения блоги бывают
- автономными - создаются на сайте, где вы платите за домен и хостинг и управляете всем полностью сами
- созданными на бесплатных специальных
площадках : на блог-платформе ( LiveJournal,
LiveInternet, Blogger и др соцсети, сервисы дневников,
форумы и т.д..
По виду контента различают
- текстовые блоги,
- влоги (видеоблоги),
- аудио блоги (подкасты)
- фотоблоги.
Они могут быть и смешанными.
Виды образовательных блогов
- Блог учителя-предметника
- Блог класса
- Блог сетевого сообщества
- Блог предметного объединения
- Блог учебного проекта
- Тематический блог
- Электронная тетрадь ученика
- Школьная газета
БЛОГ УЧИТЕЛЯ
может содержать:
- план или материалы урока,
- краткий конспект,
- задания учащимся,
- полезные ссылки,
- дополнительная информация ученикам,
- учебные видео,
- полезные и интересные гаджеты,
- форму обратной связи
Возможности блога учителя
УЧАЩИЕСЯ
УЧИТЕЛЬ
Использование новых веб-инструментов, совершенствование ИКТ-навыков.
Получение рекомендаций по изучению тех или иных тем
Приобретение навыков работы
с современными техническими
средствами
Индивидуализация процесса обучения.
Новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.
Просмотр учебных видеофильмов
с лекциями или видео-уроками
«Прозрачность» процесса обучения способствует творческому подходу ученика к выполнению заданий.
Организация учителем процесса обучения «под себя», акцентируя внимание на наиболее значимых моментах, проблемных вопросах.
Обмен читателей с автором блога различными ссылками на Интернет-ресурсы, презентациями и т.д.
Публикация опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу.
Пример блога учителя-предметника.
Трехкомпонентная структура блога учителя
Блог учителя
Компонент обратной
связи
Визуальный компонент
Содержательный компонент
Этап планирования
1. Постановка задачи:
- цель и задачи создания блога;
- вид блога : выделите, какой из видов блога вам подходит больше всего для осуществления вашей цели, или ваш блог будет комбинацией нескольких видов;
- целевая аудитория блога : для каких посетителей он создается, какую информацию читатели блога хотели бы получить;
- название и адрес блога : название не должно быть очень большим — «краткость и звучность»;
- платформа для разработки и размещения (мы предлагаем использовать платформу blogger.com).
2. Информация:
- дизайн-эргономика блога (для начинающего блоггера рекомендуем использовать предлагаемые платформой шаблоны);
- периодичность публикации материалов (постов).
3. Коммуникация:
- осуществление обратной связи (будут ли пользователи блога принимать активное участие в его наполнении);
- блог доступный или будет иметь ограниченный круг читателей .
Этап создания блога
После этапа планирования следует этап создания блога , т. е. техническая реализация вашей идеи .
Если вы определили на этапе планирования основные направления работы блога — разработка самого блога не представляет никакой сложности в техническом плане. На сегодня существует большое количество платформ (платных и бесплатных) для ведения блогов. С их помощью любой пользователь может создать свой блог, не прибегая к программированию и не заботясь об установке и настройке программного обеспечения.
Помощь:
- Обзор платформ для создания блога
- Справочный центр — Blogger
3 . Видеоуроки на teachvideo.ru (выберите раздел Blogger)
Обзор бесплатных платформ (самых известных) для создания блога
ЭТАП ВЕДЕНИЯ (ПОДДЕРЖКИ) БЛОГА
Принципы ведения своего образовательного блога
1. Наполнение блога новыми постами
Данный принцип ведения блога можно назвать, пожалуй, главным условием его работы. Блог должен не просто постоянно наполняться новым контентом , но и качество добавляемого содержания должно быть на высоте. Статьи блога обязательно должны быть полностью актуальны дате их публикации и написаны понятным для читателя (целевая аудитория) языком . Не стоит также забывать про тематичность блога (цели и задачи блога).
2. Общение с посетителями блога
Вторым важнейшим принципом ведения блога считается общение блогера с посетителями блога. Читатели будут заходить на ваш блог за информацией. Многие посетители блога могут задавать вопросы блоггеру в комментариях или использовать формы обратной связи. Часто успех блога зависит от того, собирается ли владелец блога реагировать и отвечать на них. Если вы будете отвечать на все комментарии и вопросы, то в ближайшем будущем количество подписчиков резко возрастет. Конечному пользователю нравится открытость автора.
Принципы ведения своего образовательного блога
3. Авторство
Если ваш блог открыт для чтения любому пользователю в Интернете — не забудьте добавить раздел о себе. Если вы делитесь своими материалами с единомышленниками — указывайте собственные авторские данные на титульной странице созданного вами документа, поставьте значок Creative Commons на свою работу. Если вы пользуетесь материалами из сети Интернет —рекомендуется спрашивать разрешение у владельцев материала в Интернете или помещать ссылку на этот материал.
4. Конфиденциальность ( необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации )
Не рекомендуется открыто публиковать электронные адреса и другие личные данные в Интернете. Спрашивайте у родителей разрешение для публикации детских фотографий.
Принципы ведения своего образовательного блога
5. При привлечении к своему блогу пользователей — учащихся учитель должен формировать у детей культуру поведения в интернет-среде
– оформление сообщений (использование цвета, шрифта, гиперссылок, изображений, смайлов, транслита и т. д.); – культура и стили речи (категоричность утверждений, оценка, использование личных/безличных конструкций ; – правила ведения дискуссий (понятия: флейм, флуд, офтопик); – информационная безопасность участников (публикация личных данных); – авторские права (понятия: плагиат, цитата) .
Набор качеств учителя-блоггера:
- Самоопределение: всегда...всегда...всегда...
- Лидерство: привлекай, организуй, отвечай, заботься...
- Креативность: используй, придумывай, проявляй творчество, оформляй...
- Самоконтроль: убедись, проверь, обрати внимание, следи за собственной речью...
- Самоограничение: не забудь, не злоупотребляй, избегай...
- Альтруизм: делись, обменивайся, помогай...
- Корректность, вежливость : думай о..., уважай мнение других..., оформляй мысль и ссылки
- Компетентность (осведомленность, подкованность): RSS, reader, виджет, гаджет...
- Исследовательский подход: наблюдай, проверяй, сравнивай, выявляй, исследуй...
Интернет-ресурсы:
- Дюкачева, Т. Персональный сайт педагога как средство формирования и
повышения уровня ИКТ-компетентности // Учитель. – 2013, № 3.
https://sites.google.com/site/ulejconf/
http://www.teachvideo.ru/v/9795
https://support.google.com/blogger/?hl=ru#topic=