ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» | 4 |
II. | ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ | 7 |
III. | СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» | 10 |
| Раздел 1. Знания о футболе | |
| Раздел 2. Способы физкультурной деятельности | |
| Раздел 3. Физическое совершенствование | |
IV. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 13 |
V. | ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 16 |
VI. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 17 |
| Приложение 1. Средства развития основных физических качеств футболиста | 21 |
| Приложение 2. Рекомендации по определению уровня физической подготовленности обучающихся 5–9-х классов | 23 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
Социально-экономические потребности современного общества в здоровом, воспитанном и активном подрастающем поколении.
Учебный предмет «Физическая культура» является основным средством физического воспитания. Одно из главных мест в системе физического воспитания занимают спортивные игры, в том числе футбол. Футбол одна из старейших и самых популярных спортивных командных игр в мире. Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию и оказывает на организм всестороннее влияние.
Образовательный модуль «Футбол для всех» (далее – Модуль) создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Командный характер игры «футбол» воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества,
как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый обучающийся может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость
к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой
и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия
на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте,
к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники,
в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывает и сам процесс игры,
его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Образовательный модуль «Футбол для всех» по учебному предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее – Модуль) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
и с учетом примерных основных образовательных программ основного общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и утверждает:
– право образовательных организаций на самостоятельность
в осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п.п. 6 п. 3 ст. 28 Закона);
– право педагогических работников на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
Содержание Модуля футбола сочетается со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всеми возрастными категориями обучающихся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей.
Цель модуля – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры обучающихся с использованием средств футбола, формирования у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни.
Задачи модуля:
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе.
Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела средствами футбола.
Укрепление и сохранения здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей организма.
Воспитание нравственных качеств, чувства товарищества и личной ответственности, сотрудничества в игровой и соревновательной деятельности
в футболе.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе обучения технологии
способствуют повышению общего уровня двигательной активности обучающихся;
содействуют укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению работы кровеносной и дыхательной систем организма;
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени основного общего образования;
создают оптимальные условия гармоничного развития личности, обеспечивая гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности на всех ступенях образования в соответствии с индивидуальными особенностями
и потребностям обучающихся;
совершенствуют интеграцию уроков физической культуры, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и деятельности школьного спортивного клуба;
способствуют развитию основных физических качеств, игрового мышления обучающихся.
Место учебного модуля в учебном плане.
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 5–9 классах общеобразовательной организации на протяжении всего учебного периода по 1 часу в неделю (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10) в объеме 170 часов (по 34 часа в каждом классе).
Содержание Модуля расширяет и дополняет знания, полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования.
Педагог имеет возможность вариативно использовать учебный материал
в разных частях урока по физической культуре с выбором различных элементов игры в футбол с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) Модуль «Футбол для всех», направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты освоения модуля отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов
и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций во время игры в футбол;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения модуля характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления с использованием игры в футбол;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с правилами и условиями игры в футбол; определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата;
владение двигательными действиями и физическими упражнениями футбола и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
овладение способностью использовать знаки, символы, схемы в игровой и соревновательной деятельности по футболу;
аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты освоения модуля характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается
и закрепляется в процессе освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умении творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о развитии футбола, олимпийского движения, истории возникновения и развития игры в России и мире;
владение различными приемами владения мячом;
применение тактических и стратегических приемов организации игры
в футбол в быстро меняющейся игровой обстановке;
применение различных приемов владения мячом и специальными упражнениями футбола, активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
овладение основными техническими и тактическими элементами футбола и применение их в игре в групповых и командных действиях в нападении
и защите;
организация соревнований по футболу для обучающихся младшего школьного возраста;
овладение умениями самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры на основе игры в футбол и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений
на организм занимающихся. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим
и питание спортсмена.
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств футболиста.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. Игровые амплуа в футболе. Подбор общеразвивающих упражнений для разминки футболистов различных амплуа.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение соревнований по футболу для обучающихся младшего возраста во время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых специальных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Общеразвивающие физические упражнения
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Технические действия в игре.
Техника передвижения: бег обычный, спиной вперед, скрестным
и приставным шагом, по прямой, дугами, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на одной ноге; в стороны и назад; на месте и в движении. Остановка во время бега выпадом и прыжком.
Удары по мячу ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъёма, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа
и слева) мячу; по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы
и средней частью подъёма; внешней частью подъёма; после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое среднее расстояние.
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход двигающемуся партнеру.
Остановка мяча: подошвой и внутренней стороной стопы катящегося
и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад; внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча; с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем
от соперника.
Ведение мяча: внутренней частью подъёма, внешней частью подъёма; правой, левой ногой и поочерёдно по прямой и кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущимися партнёрами; изменяя скорость, выполняя ускорения
и рывки, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты): «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в сторону и уйти с мячом в другую); «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом); «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход
от соперника вправо или влево).
Отбор мяча: при единоборстве с соперником, находящимся на месте, движущимся навстречу или сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча: из-за боковой линии; с места из положения ноги вместе
и шага; на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря: основная стойка вратаря. Передвижение в воротах
без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля: летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке; катящего и низко летящего навстречу
и несколько в сторону мяча без падения и с падением; высоко летящего навстречу
и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега; летящего в сторону
на уровне живота, груди мяча с падением перекатом.
Быстрый подъём с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной
или двумя рукам без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук
и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактические действия в нападении.
Индивидуальные действия без мяча. Выбор месторасположения
на футбольном поле.
Индивидуальные действия с мячом. Способы остановки в зависимости
от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Передача в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом
или верхом. Комбинация «игра в стенку». Игровые комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Выбор позиции по отношению «опекаемого» игрока и противодействие получению им мяча. Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций.
Тактика вратаря. Выбор правильной позиции в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара». Розыгрыш мяча от своих ворот; вести мяч
в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию
при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ
ДЛЯ ВСЕХ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тематическое планирование | Характеристика и деятельность обучающихся |
Раздел 1. Знания о футболе |
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом. | Знать и соблюдать технику безопасности во время занятий футболом. Знать историю развития футбола в мире и России. Выявлять успехи российских футболистов на мировой арене. Знать параметры полей и их оборудование для занятий и соревнований по футболу. Применять правила игры в футбол для самостоятельных занятий. |
Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм обучающихся. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. | Знать строение и функции организма человека. Знать влияние физических упражнений на организм обучающихся. Применять гигиенические знания и навыки в повседневной жизни. Соблюдать режим дня и питания футболиста. Применять самоконтроль при занятиях футболом. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. |
Игровые амплуа в футболе. Подбор общеразвивающих упражнений для разминки футболистов различных амплуа (приложение 1). | Знать игровые амплуа в футболе. Знать название упражнений для развития физических качеств футболистов различных амплуа. Отбирать и составлять комплекс упражнений для развития основных физических качеств футболиста. |
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. | Проявлять толерантность к сверстникам. |
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха и каникул. | Уметь подбирать одежду, обувь для занятий футболом в зависимости от места проведения занятий. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами футбола во время активного отдыха и каникул. |
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. | Понимать выполнение основных упражнений с футбольным мячом. Описывать технику упражнений с футбольным мячом. Устранять ошибки в технике выполнения упражнений с футбольным мячом. |
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе. | Знать контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности футболиста. Сравнивать свои результаты выполнения контрольных упражнений с результатами других обучающихся. |
Раздел 3. Физическое совершенствование |
Общеразвивающие физические упражнения. |
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста. | Составлять комплексы специальных упражнений технических действий футболиста. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Тактические действия в игре. | Знать технику выполнения и применять в игре технические действия (перемещение игрока; удары по мячу, ведение, отбор и передача мяча различным способом и другие). Демонстрировать приобретенные знания в игровой и соревновательной деятельности. |
Тактические действия в нападении. | Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками во время выполнения групповых тактических действий. Демонстрировать приобретённые знания и умения в игровой и соревновательной деятельности. Знать и уметь выполнять индивидуальные тактические действия без мяча и с мячом. Владеть групповыми тактическими действиями. |
Тактические действия в защите | Знать и уметь выполнять индивидуальные тактические действия в защите. Уметь выбирать игровую позицию на поле. Владеть техникой взаимодействия игроков в различных игровых ситуациях. |
Техника игры вратаря. | Владеть техникой введения мяча в игру. Уметь выполнять различные удары по мячу. |
Тактика вратаря. | Владеть тактикой игры вратаря. Уметь выбирать место в воротах в зависимости от игровой ситуации. Уметь выбрать свободного игрока для «сбрасывания» мяча. |
Учебные игры в футбол. | Знать правила игры в футбол. Применять правила игры в футбол в соревновательной деятельности. Демонстрировать технические и тактические приемы игры в футбол. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник научится:
раскрывать основные понятия правила игры в футбол и применять
их в процессе самостоятельных и совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать особенности техники выполнения двигательных действий и физических упражнений игры «футбол»;
анализировать и исправлять наиболее распространенные ошибки, допускаемые при выполнении технических приемов игры в футбол;
выполнять упражнения, рекомендуемые футболистам для развития таких двигательных качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость;
владеть индивидуальными и групповыми тактическими действия в атаке и в обороне;
использовать знания и практические навыки по освоению технических приемов в игре без мяча (передвижение, остановки, повороты, прыжки)
и при владении мячом (удары по мячу ногами и головой; остановка мяча ногой, животом, грудью, ведение мяча и выполнение ударов; отбор мяча перехватом, толчком и подкатом; вбрасывание мяча с места и с разбега);
руководствоваться правилами техники безопасности занятий футболом, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от места проведения занятий;
применять полученные знания и умения в соревновательной деятельности по футболу;
выполнять контрольные упражнения футболиста (приложение 2).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Алиев Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школу / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая культура в школе. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С. 3-5.
Врублевский, Е.П. Модели тактики игры в футболе / Е.П. Врублевский. – М.-Спорт, 2020. -168 с.
Гол! Большая энциклопедия российского футбола. - М. –Эксмо, 2017. - 312 с.
Евсеев, А.В. Педагогический контроль в мини-футболе / А.В. Евсеев // Пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное. – Екатеринбург, 2005. - 52 с.
Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн Гиффорд. – М. - АСТ, 2006. – 64 с.
Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д., Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд., стереотипное. М.; Издательский центр «Академия», 2014. 464 с.
Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
Рэднедж Кир Большая энциклопедия футбола / Рэднедж Кир. - М.: АСТ, 2020. – 224 с.
Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Сергиенко Л.П. - М.; «Советский спорт», 2013.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com
Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.yafutbolist.ru
Большая олимпийская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» http://spo.1september.ru/
Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на воспитание двигательной активности: Методические указания http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
Онлайн-справочник http://www.fizkult-ura.ru/ФизкультУРА: сайт
о различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
Российский футбольный союз https://rfs.ru/
Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/http://fizkultura-na5.ru/
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
Уроки здоровья http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Учительский портал www.uchportal.ru
Футбольные видео уроки https://www.dokaball.com/video-uroki/847-futbolnye-videuroki
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru
Российский футбольный союз https://rfs.ru/
Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkultura-na5.ru/
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Учительский портал www.uchportal.ru
Материально-технического обеспечение модуля
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№ | Наименование спортивного оборудования и инвентаря | Количество |
| Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола (комплект) | Д |
| Ворота для футбола | Д |
| Табло игровое (электронное) | Д |
| Насос для накачивания мячей с иглой | Д |
| Жилетки игровые | К |
| Сетка для хранения мячей | Д |
| Конус игровой | П |
| Свисток | Д |
| Секундомер | Д |
| Мячи футбольные № 4, 5 | К |
| Карточки для судейств | К |
| Доска мини с разметкой поля | Д |
Приложение 1
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА
Средства для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки
на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты
с элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100м (15-20 мин с максимальной скоростью,
10-15 м медленно и т.д.).
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5,4х10,2х15 и т.п., выполнение элементов техники
в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15 м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений
с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
Средства для развития скоростно-силовых качеств.
Приседание с отягощением (гантели, набивными мячами, штанга
для подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см)
с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук
в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упора лёжа хлопки ладонями, прыжки в сторону
с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
Средства для развития специальной выносливости.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости. Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам
с минимальным интервалом 3-5 игроками.
Средства для развития для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой, тоже самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко повешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо»
с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
(основная медицинская группа)
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-15 ЛЕТ
| Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Общая физическая подготовленность |
Скоростные | Бег 30 м, с | 11 12 13 14 15 | 6,3 6,0 5,9 5,8 5,5 И более | 6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 | 5,0 4,9 4,8 4,7 4,5 и менее | 6,4 6,3 6,2 6,1 6,0 и более | 6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 | 5,1 5,0 5,0 4,9 4,9 и менее |
Координационные | Челночный бег 3 × 10 м, с | 11 12 13 14 15 | 9,7 9,3 9,3 9,0 8,6 и более | 9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 | 8,5 8,3 8,3 8,0 7,7 и менее | 10,1 10,0 10,0 9,9 9,7 и более | 9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 | 8,9 8,8 8,7 8,6 8,5 и менее |
Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, м | 11 12 13 14 15 | 140 145 150 160 175 и менее | 160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 | 195 200 205 210 220 и более | 130 135 140 145 155 и менее | 150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 | 185 190 200 200 205 и более |
Выносливость | Шестиминутный бег, м | 11 12 13 14 15 | 900 950 1000 1050 1100 и менее | 1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 | 1300 1350 1400 1450 1500 и более | 700 750 800 850 900 и менее | 850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 | 1100 1150 1200 1250 1300 и более |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 11 12 13 14 15 | 2 2 2 3 4 и менее | 6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 | 10 10 9 11 12 и более | 4 5 6 7 7 и менее | 8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 | 15 16 18 20 20 и более |
Силовые | Сгибание и разгибание рук: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; на низкой перекладине из виса лежа (девочки), количество раз | 11 12 13 14 15 | 1 1 1 2 3 | 4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 | 6 7 8 9 10 и более | 4 4 5 5 5 и менее | 10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 | 19 20 19 17 16 и более |
Специальная физическая и техническая подготовленность |
| Бег 30 м с ведением мяча | 11 12 13 14 15 | 7,6 7,4 7,2 7,0 6,8 | 7,4 7,2 7,0 5,6 6,4 | 7,2 7,0 6,8 6,4 5,2 | | | |
| Бег 5 × 30 м, с ведением мяча, с | 11 12 13 14 15 | 40,0 38,0 36,0 34,0 33,0 | 38,0 36,0 34,0 32,0 31,0 | 36,0 34,0 32,0 30,0 29,0 | | | |
| Жонглирование мячом ногами Количество раз | 11 12 13 14 15 | 3 5 7 13 15 | 5 7 9 15 19 | 7 9 11 18 23 | | | |
29