ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
I. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» | 4 |
II. | ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ | 7 |
III. | СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» | 10 |
| Раздел 1. Знания о футболе | |
| Раздел 2. Способы физкультурной деятельности | |
| Раздел 3. Физическое совершенствование | |
IV. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 13 |
V. | ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | 17 |
VI. | УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | 18 |
| Приложение 1. Средства развития основных физических качеств футболиста | 22 |
| Приложение 2. Рекомендации по определению уровня физической подготовленности обучающихся 1–4-х классов | 24 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
Футбол – это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается более 2 млн человек. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания подрастающего поколения. Командный характер игры «футбол» воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый обучающийся может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия
на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте,
к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники,
в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры,
его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Образовательный модуль «Футбол для всех» по учебному предмету «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования (далее –Модуль) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего образования, Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура»
в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 24 декабря 2018 г.
Модуль реализуется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), который действует в интересах обучающихся образовательных организаций и утверждает:
– право образовательных организаций на самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности и свободе в определении содержания образования, разработке и утверждении своих образовательных программ, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 1, п. 2, п.п. 6 п.3 ст.28 Закона);
– право педагогических работников на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания,
а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ, методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47 Закона).
В содержании Модуля специфика футбола сочетается со всеми базовыми видами спорта, входящими в учебный предмет «Физическая культура»
в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), предполагая доступность освоения учебного материала всеми возрастными категориям обучающихся независимо от уровня их физического развития
и гендерных особенностей.
Цель модуля – формирование устойчивых мотивов и потребностей
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических
и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры
в организации здорового образа жизни подрастающего поколения с использованием средств игры «Футбол».
Задачи модуля:
Приобщение обучающихся к здоровому образу жизни и гармонии тела средствами футбола.
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью с использованием средств футбола.
Укрепление и сохранения здоровья, развитие основных физических качеств
и повышение функциональных способностей организма.
Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в игровой
и соревновательной деятельности в футболе.
Популяризация и увеличение числа занимающихся футболом.
Преимущество Модуля состоит в том, что используемые в процессе обучения технологии
способствуют повышению общего уровня двигательной активности обучающихся младшего школьного возраста, служат важным фактором компенсации гиподинамии;
содействуют укреплению опорно-двигательного аппарата и улучшению работы кровеносной и дыхательной систем организма;
решают комплекс основных задач физического воспитания на ступени начального общего образования;
создают оптимальные условия гармоничного развития личности, обеспечивая гибкость и вариативность содержания образовательной деятельности на всех ступенях образования в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностям обучающихся;
совершенствуют интеграцию уроков физической культуры, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и деятельности школьного спортивного клуба;
способствуют развитию основных физических качеств, игрового мышления обучающихся.
Место учебного модуля в учебном плане.
Модуль может реализовываться на уроках физической культуры в 1–4 классах общеобразовательной организации на протяжении всего учебного периода по 1 часу в неделю (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10).
При планировании занятий футболом на уроках физической культуры,
на уровне начального общего образования (1–4 классы) изучение базовых основ техники игры в футбол предполагается в объеме 135 часов (по 33 часа в 1 классе
и по 34 часа в 2–4 классах).
Содержание Модуля расширяет и дополняет знания полученные в результате освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования.
Педагог имеет возможность вариативно использовать учебный материал
в разных частях урока по физической культуре с выбором различных элементов игры в футбол с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года) Модуль «Футбол
для всех», направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Модуля. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов
и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за отечественных футболистов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания во время игры в футбол;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми
в разных игровых ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций во время игры в футбол;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости
и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения модуля характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в игровой деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания Модуля, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательной деятельности (умение учиться), так и в повседневной жизни обучающихся.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления с использованием игры в футбол;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с правилами и условиями игры в футбол; определять наиболее эффективные способы достижения игрового результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной игровой деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
владение двигательными действиями и физическими упражнениями футбола и активное их использование в самостоятельно организованной физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения Модуля и проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных
с организацией и проведением самостоятельных занятий футболом.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о развитии футбола, олимпийского движения;
овладение умениями самостоятельно организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры на основе игры в футбол и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
применение и изложение в доступной форме полученных знаний
о физической культуре и футболе, грамотно использование понятийного аппарата;
освоение правил поведения и безопасности во время занятий
и соревнований по футболу;
приобретение навыка правильно подбирать одежду и обувь для занятий и соревнований по футболу;
приобретение важных двигательных навыков, необходимых для игры
в футбол;
овладение основными терминологическими понятиями спортивной игры;
освоение некоторых навыков первичной технической подготовки футболиста (выполнение ударов по мячу ногами и головой, остановка мяча, ведение мяча и выполнение финтов, отбор мяча);
знание о некоторых индивидуальных и групповых тактических действиях в атаке и в обороне;
формирование общего представления о технике и тактике игры вратаря;
применение во время игры в футбол всех основных технических элементов (техника перемещения, передача и ловля мяча).
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ»
РАЗДЕЛ 1. ЗНАНИЯ О ФУТБОЛЕ
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена футболиста. Закаливание. Режим
и питание спортсмена. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств футболиста.
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. Игровые амплуа в футболе. Подбор общеразвивающих упражнений для разминки футболиста различного амплуа.
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом
в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха и каникул.
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. Тестирование уровня физической подготовленности в футболе.
РАЗДЕЛ 3. ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Спортивно-оздоровительная деятельность
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста.
Подвижные игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной
к финишу», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки», «Быстрее
к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча», «Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость», «Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров», «Только своему», «Салки в тройках», «Верни мяч головой капитану», «Отбери мяч» и др.
Индивидуальные технические действия:
Техника передвижения: бег обычный, спиной вперед, скрестным
и приставным шагом, по прямой, с изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх – влево, толчком двумя ногами с места.
Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом».
Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар, удар-бросок стопой, с полулета.
Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью.
Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча.
Обманные движения (финты): «уходом», «уходом с ложным замахом на удар», «проброс мяча мимо соперника».
Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы, выбиванием, перехватом.
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча; полувысокого мяча; ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего, полувысокого, летящего в стороне мяча.
Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Отбивание мяча ладонями; кулаком или кулаками. Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча
из-за плеча, сбоку, снизу. Выбивание мяча ногой с рук.
Тактические действия:
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с соперником. Техника выполнения открывания, отвлечения соперника.
Техника выполнения приема «маневрирование». Передачи мяча
и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам.
Групповые тактические действия в атаке. Действия против соперника без мяча и с мячом. Групповые действия в обороне и их основные способы.
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на выходах. Введение мяча в игру. Руководство действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в атакующих действиях партнеров.
Учебные игры в футбол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тематическое планирование | Характеристика и деятельность обучающихся |
Раздел 1. Знания о футболе |
Техника безопасности во время занятий футболом. Правила игры в футбол. Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом. | Знать и соблюдать технику безопасности во время занятий футболом. Знать историю развития футбола в мире и России. Выявлять успехи российских футболистов на мировой арене. Знать параметры полей и их оборудование для занятий и соревнований по футболу. Применять правила игры в футбол для самостоятельных занятий. |
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. | Знать и применять правила личной гигиены. Соблюдать режим дня и питания футболиста. Применять самоконтроль при занятиях футболом. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при царапинах и ссадинах. |
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств футболиста различного амплуа (приложение 1). | Знать игровые амплуа в футболе. Знать название упражнений для развития физических качеств футболиста различного амплуа. Отбирать и составлять комплекс упражнений для развития основных физических качеств футболиста. |
Понятие о спортивной этике и взаимоотношениях между обучающимися. | Проявлять толерантность к сверстникам |
Раздел 2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности |
Подготовка места занятий, выбор одежды и обуви для занятий футболом в зависимости от места проведения занятий. Организация и проведение подвижных игр с элементами футбола во время активного отдыха и каникул. | Уметь подбирать одежду, обувь для занятий футболом в зависимости от места проведения занятий. Организовывать и проводить подвижные игры с элементами футбола во время активного отдыха и каникул. |
Оценка техники осваиваемых основных упражнений с футбольным мячом, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений. | Понимать выполнение основных упражнений с футбольным мячом. Описывать технику упражнений с футбольным мячом. Устранять ошибки в технике выполнения упражнений с футбольным мячом. |
Тестирование уровня физической подготовленности в футболе. | Знать контрольные упражнения для определения уровня физической подготовленности футболиста. Сравнивать свои результаты выполнения контрольных упражнений с результатами других обучающихся. |
Раздел 3. Физическое совершенствование |
Общеразвивающие физические упражнения |
Комплексы подготовительных и специальных упражнений, формирующих двигательные умения и навыки футболиста. | Составлять комплексы специальных упражнений технических действий футболиста. |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Основные термины футбола. Приобретение двигательных навыков и технических навыков игры в футбол. | Знать и применять основные термины футбола в организации и проведении занятий по футболу. Знать и уметь выполнять различные технические элементы игры в футбол. Применять технические приемы игры в футбол в подвижных играх и игровых заданиях. |
Подвижные игры (без мяча и с мячом). | Знать и уметь играть в подвижные игры с элементами футбола (без мяча и с мячом). |
Подвижные игры (без мяча и с мячом): «Пятнашки» («салки»), «Спиной к финишу», «Собачки», «Собачки в квадрате», «Бой петухов», «Мяч в стенку», «Передачи мяча с перебежками», «Передачи мяча капитану», «Точный удар», «Футбольный слалом», «Кто быстрее?», «Нападающие тройки», «Быстрее к флажку», «Самый меткий», «Охотники за мячами», «Ловцы игрока без мяча», «Всадники», «Квадрат с водящими», «Футбол крабов», «В одни ворота», «Взять крепость», «Быстрый танец», «Бросок мяча ступнями», «Разорви цепь», «Обгони мяч», «Вызов номеров», «Только своему», «Салки в тройках», «Верни мяч головой капитану», «Отбери мяч» и др. | Организовывать и проводить подвижные игры. Выполнять игровые задания с футбольным мячом. Моделировать игровые ситуации в атаке и защите. Проявлять самостоятельность в организации подвижных игр. Соблюдать правила подвижных игр. |
Базовые двигательные навыки, элементы и технические приёмы футбола. Общие и специальные подготовительные упражнения, развивающие основные качества, необходимые для овладения техникой и тактикой футбола (сила и быстрота мышц рук и ног, сила и гибкость мышц туловища, быстрота реакции и ориентировки в пространстве). Подводящие упражнения и элементы соревновательного направления. | Осваивать простейшие базовые двигательные навыки и элементы футбола. Описывать технику разучиваемых упражнений. Следить за правильностью выполнения всех упражнений. Взаимодействовать с партнерами во время занятий футболом. |
Индивидуальные технические действия. Удары по мячу: внутренней стороной стопы, серединой подъема, внутренней частью подъема, внешней частью подъема, носком, резаный удар, удар-бросок стопой, с полулета. Остановка мяча: внутренней стороной стопы, подошвой, грудью. Ведение мяча. Понятие о ведении мяча. Преимущества игроков, хорошо владеющих ведением мяча. Упражнения для разучивания ведения мяча. Обманные движения (финты): «уходом», «уходом с ложным замахом на удар», «проброс мяча мимо соперника». Отбор мяча: запрещенные приемы при отборе мяча. Отбор мяча накладыванием стопы, выбиванием, перехватом. | Осваивать знания об основных способах ударов по мячу. Знать и уметь выполнять простейшие упражнения технических действий. Уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками во время проведения различных форм обучающих занятий (групповых, игровых, фронтальных). Следить за правильностью выполнения всех упражнений. Демонстрировать приобретённые знания и умения. |
Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля катящегося и низколетящего мяча; полувысокого мяча; ловля мяча в прыжке. Ловля высоколетящего, полувысокого, летящего в стороне мяча. Отбивание катящегося и низколетящего в стороне мяча в выпаде. Отбивание мяча ладонями; кулаком или кулаками. Введение мяча в игру. Вбрасывание мяча из-за плеча, сбоку, снизу. Выбивание мяча ногой с рук. | Знать и уметь демонстрировать технику игры вратаря. Уметь выполнять технические элементы игры вратаря. |
Тактика игры и обороны: индивидуальные тактические способы ведения единоборства с соперником. Техника выполнения открывания, отвлечения соперника. | Знать и уметь выполнять индивидуальные тактические способы ведения единоборств. Владеть техникой выполнения отрывания и отвлечения соперника. |
Техника выполнения приема «маневрирование». Передачи мяча и их предназначение. Способы передачи мяча. Удары по воротам. | Уметь выполнять «маневрирование». Знать и уметь применять виды и способы передачи мяча. Уметь выполнять удары по воротам. |
Групповые тактические действия в атаке и обороне. Действия против соперника без мяча и с мячом. | Применять тактические действия в атаке. Выполнять групповые тактические действия в атаке и обороне. Выбирать действия против соперника без мяча и с мячом. |
Тактика игры вратаря: выбор места в воротах. Упражнения для разучивания приемов игры на выходах. Введение мяча в игру. Руководство действиями партнеров в обороне. Участие вратаря в атакующих действиях партнеров. | Владеть тактикой игры вратаря. Уметь выбирать место в воротах. Владеть техникой введения мяча в игру. Участвовать в атакующих действиях партнеров по игре. |
Учебные игры в футбол по упрощенным правилам. | Знать правила игры в футбол. Применять правила в футбол в соревновательной деятельности. Демонстрировать технические и тактические приемы игры по упрощенным правилам. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпускник научится:
раскрывать основные понятия правила игры в футбол и применять их в процессе самостоятельных и совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать особенности техники выполнения двигательных действий и физических упражнений игры «футбол»;
руководствоваться правилами техники безопасности занятий футболом, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от места проведения занятий;
составлять комплексы физических упражнений для развития основных физических качеств футболиста;
раскрывать и выполнять технические и тактические приемы в атаке
и защите;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости);
выполнять удары по мячу различным способом;
владеть техникой ведения, остановки и передачи мяча в футболе;
выполнять обманные движение в футболе;
выполнять основы тактики игры в атаке и защите;
владеть техникой и тактикой игры вратаря;
определять признаки положительного влияния занятий футболом
на укрепление здоровья;
выполнять контрольные упражнения футболиста (приложение 2).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
Алиев, Э.Г. Мини-футбол в школу / Э.Г. Алиев, А.Е. Власов // Физическая культура в школе. - 2008. - № 5. - С. 32-34.
Алиев, Э.Г. Организационно-педагогическое управление развитием мини-футбола в школе / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - N 12 (34). - С. 3-5.
Врублевский, Е.П. Модели тактики игры в футболе / Е.П. Врублевский. – М.-Спорт, 2020. -168 с.
Гол! Большая энциклопедия российского футбола. - М. –Эксмо, 2017. - 312 с.
Евсеев, А.В. Педагогический контроль в мини-футболе / А.В. Евсеев // Пособие, 2-е издание, исправленное и дополненное. – Екатеринбург, 2005. - 52 с.
Клайн Гиффорд Все о футболе / Клайн Гиффорд. – М. - АСТ, 2006. – 64 с.
Нестеровский, Д.И. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов учреждений высшего образования / Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д., Иванов В.А., Голенко А.В., Левин В.С. /9-е изд., стереотипное. М.; Издательский центр «Академия», 2014. 464 с.
Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. -М.: Физкультура и спорт, 2018. - 479 с.
Рэднедж Кир Большая энциклопедия футбола / Рэднедж Кир. - М.: АСТ, 2020. – 224 с.
Сергиенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика / Сергиенко Л.П. - М.; «Советский спорт», 2013.
Адреса порталов и сайтов в помощь учителю физической культуры
Упражнения с мячом, 4 видеоурока http://pro100video.com
Программа подготовки юных футболистов «Football-ABC»
101 упражнение для юных футболистов 12-16 лет.yafutbolist.ru
Большая олимпийская энциклопедия http://slovari.yandex.ru/dict/olympic.
Газета «Здоровье детей» Издательского дома «Первое сентябряhttp://zdd.1september.ru/.
Газета «Спорт в школе» Издательского дома «Первое сентября» http://spo.1september.ru/
Круговая тренировка с направленностью физических упражнений на воспитание двигательной активности: Методические указания http://window.edu.ru/resource/146/53146/files/school_phis1.pdf
Олимпийская энциклопедия Журнал «Физкультура и спорт» http://www.fismag.ru/ http://www.olimpizm.ru/
Онлайн-справочник http://www.fizkult-ura.ru/ФизкультУРА: сайт
о различных видах спорта, статьи о методике, здоровье, видеоматериалы.
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Педагогическая газета (молодой ресурс)www.pedgazeta.ru
Российский футбольный союз https://rfs.ru/
Сайт «Я иду на урок физкультуры» http://spo.1september.ru/urok/http://fizkultura-na5.ru/
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
Уроки здоровья http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Учительский портал www.uchportal.ru
Футбольные видео уроки https://www.dokaball.com/video-uroki/847-futbolnye-videuroki
Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Педагогическая газета (молодой ресурс) www.pedgazeta.ru
Российский футбольный союз https://rfs.ru/
Сайт «Я иду на урок физкультуры»
http://spo.1september.ru/urok/ http://fizkultura-na5.ru/
Уникальный образовательный портал в помощь учителюwww.zavuch.info
Уроки здоровья
http://window.edu.ru/resource/492/53492/files/school_phis3.pdf\ http://nsc.1september.ru/2002/01/6.htm
Учительский портал www.uchportal.ru
Материально-техническое обеспечение модуля
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек)
№ | Наименование спортивного оборудования и инвентаря | Количество |
| Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола (комплект) | Д |
| Ворота для футбола | Д |
| Табло игровое (электронное) | Д |
| Насос для накачивания мячей с иглой | Д |
| Жилетки игровые | К |
| Сетка для хранения мячей | Д |
| Конус игровой | П |
| Мячи футбольные № 4, 5 | К |
| Карточки для судейств | К |
| Доска мини с разметкой поля | Д |
| | Ф |
Приложение 1
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА
Средства для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости: по сигналу рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя, лицом и т.д. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры.
Упражнения для развития дистанционной скорости: бег змейкой между стойками, бег прыжками, эстафетный бег, обводка препятствий (на скорость), переменный бег на дистанцию 50-100 м (15-20 мин с максимальной скоростью,
10-15 м медленно и т.д.).
Упражнения для развития скорости: бег с быстрым изменением способа передвижения, с изменением направления (до 180°), бег с изменением скорости, «челночный бег»: 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 и т.п., выполнение элементов техники
в быстром темпе, бег с «тенью».
Для вратарей: рывки из ворот (на 5-15 м) на перехват или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча, рывки на 2-3 м из различных положений
с последующей ловлей или отбиванием мяча, ловля теннисного мяча.
Средства для развития скоростно-силовых качеств.
Приседание с отягощением (гантели, набивные мячи, штанга для подростков весом 40-70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Прыжки на одной ноге, затем с отягощением. Спрыгивание (40-80 см)
с последующим прыжком вверх. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Вбрасывание набивного мяча на дальность, удары на дальность. Толчки плечом партнера, борьба за мяч.
Для вратарей: отталкивание от стены ладонями, пальцами, сгибание рук
в лучезапястных суставах, с гантелями с кистевыми амортизаторами, сжимание теннисного мяча, ловля и броски набивного мяча (бросаемого одним или двумя партнерами с разных сторон), из упора лёжа хлопки ладонями, прыжки в сторону
с толканием двумя ногами, приставными шагами и с отягощением.
Средства для развития специальной выносливости.
Переменный бег, кроссы с изменением скорости. Многократно повторяемые технико-тактические упражнения (повторные рывки с мячом с обводкой стоек, ударом по воротам).
Игровые упражнения с мячом с большой интенсивностью, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью.
Для вратарей: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам
с минимальным интервалом 3-5 игроками.
Средства для развития для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко повешенный мяч головой, руками, ногой, то же самое с поворотом на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом с имитацией удара головой, ногами. Кувырок вперед и назад, в сторону через плечо.
Жонглирование мячом, чередуя удары бедром, стопой, головой.
Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями.
Для вратаря: прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком, тоже с поворотом на 180°. Упражнения со скакалкой. «Колесо»
с места, с разбега. Кувырок назад в стойку. Переворот вперёд с разбега.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1–4 КЛАССОВ
(основная медицинская группа)
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7–10 ЛЕТ
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
Скоростные | Бег 30 м, с | 7 8 9 10 | 7,5 7,1 6,8 6,6 и более | 7,3—6,2 7,0—6,0 6,7—5,7 6,5—5,6 | 5,6 5,4 5,1 5,0 и менее | 7,6 7,3 7,0 6,6 и более | 7,5—6,4 7,2—6,2 6,9—6,0 6,5—5,6 | 5,8 5,6 5,3 5,2 и менее |
Координационные | Челночный бег 3×10 м, с | 7 8 9 10 | 11,2 10,4 10,2 9,9 и более | 10,8—10,3 10,0—9,5 9,9—9,3 9,5—9,0 | 9,9 9,1 8,8 8,6 и менее | 11,7 11,2 10,8 10,4 и более | 11,3—10,6 10,7—10,1 10,3—9,7 10,0—9,5 | 10,2 9,7 9,3 9,1 и менее |
Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см | 7 8 9 10 | 100 110 120 130 и менее | 115—135 125—145 130—150 140—160 | 155 165 175 185 и более | 90 100 110 120 и менее | 110—130 125—140 135—150 140—155 | 150 155 160 170 и более |
Выносливость | Шестиминутный бег, м | 7 8 9 10 | 700 750 800 850 и менее | 730—900 800—950 850—1000 900—1050 | 1100 1150 1200 1250 и более | 500 550 600 650 и менее | 600—800 650—850 700—900 750—950 | 900 950 1000 1050 и более |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 и менее | 3—5 3—5 3—5 4—6 | 9 7,5 7,5 8,5 и более | 2 2 2 3 и менее | 6—9 6—9 6—9 7—10 | 11,5 12,5 13,0 14,0 и более |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, количество раз (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девочки) | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2—3 2—3 3—4 3—4 | 4 4 5 5 и более | 2 3 3 4 и менее | 4—8 6—10 7—11 8—13 | 12 14 16 18 и более |
По специальной физической и технической подготовки | Бег 30 м с ведением мяча, с | 7 8 9 10 | 8,4 7,9 7,9 7,8 | 8,2 7,7 7,7 7,6 | 8,0 7,5 7,5 7,4 | - | - | - |
Комплексное упражнение | Ведение 10 м, обводка трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке, с последующим ударом в цель (2,5х1,2 м) с расстояния 6 м из трех попыток, с | 7 8 9 10 | 20,0 18,0 16,0 14,0 | 18,0 16,0 13,0 11,0 | 16,0 13 10,5 9,5 | | | |
31