Проектная деятельность на уроках математики.
МАОУ СОШ №9
Доржиева Л.Д., учитель математики.
Создание условий, в которых каждый ученик может проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал – задача современной школы.
Проектная деятельность школьников – одно из направлений личностно –ориентированного обучения и воспитания.
Как сказано в словаре иностранных слов, проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого – либо документа.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века.
Проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения ( поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской и творческой деятельности.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми, исследовательскими. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству участников – личностные, парные, групповые.
Этапы проектировочной деятельности.
подготовка,
планирование,
принятие решения,
выполнение,
оценка результатов,
защита проекта.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.
Этапы работы над проектом. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
1.Подготовительный | Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. | Обсуждает предмет исследования с учителем, Получает дополнительную информацию, уточняет и корректирует цели. |
2.Планирование, организация деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах. | Устанавливает план действий, формулирует задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группах. |
3.Осуществление деятельности | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует подготовку к презентации. | Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализируют информацию, готовят материалы к презентации. |
4.Представление, отчет, презентация проекта | Слушает, задает вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчета. | Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Для чего нам нужен метод проектов?
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Применять самостоятельные, аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Предлагаю ряд проектов, разработанных моими учениками.
Мини проект на уроках математики.
В настоящее время элементы статистики становятся обязательным компонентом школьного образования. При изучении статистики формируется понимание ее роли, как источника социально-значимой информации. Изучение данного материала начинается в 7 классе с темы «Статистические характеристики». Изучая статистические характеристики необходимо показать их практическое применение. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.
Предлагаю ряд краткосрочных проектов, разработанных учащимися 7 классов.
Мини проект «Уровень физической подготовки учеников 7 классов на начала учебного года».
Вид проекта: краткосрочный, исследовательский, индивидуальный.
Цели проекта: Я решила исследовать уровень физической подготовки учащихся 7-8 классов на начала учебного года, используя статистические характеристики. С помощью этой работы можно показать применение статистических характеристик (мода, среднее арифметическое, размах, медиана). Какой практический смысл имеют эти показатели?
Гипотеза: Если мы исследуем степень физической подготовки учащихся 7-8 классов на начала учебного года, то узнаем, соответствует ли она нормативным данным и как выглядит уровень физической подготовки учеников 7-8 классов.
Задачи проекта:
Взять у учителя физической культуры нормативы физической подготовки.
Сравнить результаты исследований с нормативными данными.
Сравнить уровень физической подготовки учеников 7-8 классов.
Выйти с результатами исследований на классный час.
План проекта.
1.Введение.
2.Содержание:
2.1.Что такое статистика.
2.2Статистические характеристики.
2.3.Таблицы данных о физической подготовке учащихся 7 классов на начала учебного года.
2.4.Расчет статистических характеристик по видам исследований.
2.5.Сравнение уровня физической подготовки 7-8 классов.
4.Заключение.
1.Введение.
Слушая новости по радии и телевидению, читая газеты, мы всегда слышим и читаем, что развитию спорта в нашей стране в последнее время стало уделяться большое внимание. Д.А.Медведев, выступая на открытии Всероссийского форума «Россия – спортивная держава» призвал чиновников приучать детей к спорту, начиная с детского сада. Он подчеркнул, что надо поднять уровень спорта на должную высоту. А это здоровье граждан, и престиж страны.
А какой уровень физической подготовки у учащихся 7-8 классов? Этот вопрос заинтересовал меня особенно после изучения на уроках математики темы «Статистические характеристики». Захотелось сравнить уровень физической подготовки 7-8 классов.
2.1.Что такое статистика?
Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей».
2.2. Статистические характеристики.

2.3.Уровень физической подготовленности учащихся 13лет
(нормативные данные).
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение | Уровни |
мальчики | девочки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1 | Координа- ционные | Челночный бег, 3*10м. | 9,3 и выше | 9,0-8,6 | 8,3 и ниже | 10,0 и выше | 9,5-9,0 | 8,7 и ниже |
2 | Скоростно- силовые | Прыжок в длину с места, см. | 175 и ниже | 185 | 200 и выше | 150 и ниже | 155 | 175 и выше |
3 | Гибкость | Наклон в перед из положения стоя, см. | 2 и ниже | 5-7 | 9 и выше | 6 и ниже | 10-12 | 18 и выше |
4 | Силовые | Отжимание | 10 | 15 | 20 и выше | 7 и ниже | 9 | 15 и выше |
Таблицы данных о физической подготовке учащихся 7 классов на
начала учебного года.
№ п/п | Список 7-8 кл. | Челночн. Бег 3*10 м | Прыжок в длину с места, см | Гибкость, см | Отжимание |
1 | | 8,15 | 160 | 9 | 10 |
2 | | 7,3 | 125 | 12 | 12 |
3 | | 8,82 | 130 | 14 | 7 |
4 | | 9,2 | 125 | 11 | 6 |
5 | | 8,27 | 175 | 8 | 22 |
6 | | 8,56 | 165 | 2 | 20 |
7 | | 6,43 | 200 | 9 | 20 |
8 | | 8,46 | 172 | 2 | 20 |
9 | | 8,12 | 175 | 9 | 20 |
10 | | 7,35 | 181 | 2 | 20 |
11 | | 7,83 | 172 | 5 | 20 |
12 | | 7,48 | 163 | 5 | 23 |
13 | | 10,62 | 175 | 12 | 20 |
14 | | 7,1 | 170 | 14 | 8 |
15 | | 7,8 | 135 | 8 | 3 |
16 | | 9,9 | 148 | 6 | 33 |
2.4. Расчет статистических характеристик по видам исследований.
7-8 класс | 7-8 класс |
Мальчики Отжимание. 20;20;20;20;20;20;20;22;23;33 Среднее арифметическое – 21,8 Медиана -20 Размах -13 Уровень физической подготовки –высокий. Прыжок в длину. 148;163;165;172;172;175;175;175;181;200 Среднее арифметическое -172,6 Медиана – 173,5 Размах – 52 Уровень физической подготовки – средний. Челночный бег. 6,43;7,1;7,35;7,48;7,83;8,12;8,27;8,46:8,56;10,62 Среднее арифметическое – 7,41 Медиана – 7,98 Размах – 4,19 Уровень физической подготовки – высокий. Гибкость. 2;2;2;5;5;6;8;9;9;12 Среднее арифметическое – 6 Медиана – 5,5 Размах – 10. Уровень физической подготовки – средний. | Девочки 3;6;7;8;10;12 Среднее арифметическое – 7,6 Медиана – 7,5 Размах – 9 Уровень физической подготовки – средний. 125;125;130;135;162;170 Среднее арифметическое – 141,2 Медиана – 132,5 Размах – 45 Уровень физической подготовки – низкий средний. 7,08;7,30;8,15;8,82;9,2;9,9 Среднее арифметическое – 8,41 Медиана – 8,49 Размах – 2,82 Уровень физической подготовки – высокий. 8;9;11;12;14;14. Среднее арифметическое – 11,3 Медиана – 11,5. Размах – 6 Уровень физической подготовки – средний. |
2.5.Сравнения уровня физической подготовки 7-8 классов.
По четырем параметрам исследований (челночный бег, отжимание) выше результаты у мальчиков.
По четырем параметрам исследований лучшие результаты у девочек по челночному бегу.
2.6. Заключение.
Подводя итоги исследования можно сделать выводы:
Уровень физической подготовки учащихся 7 классов средний.
В каждом классе имеются ребята, имеющие низкий уровень физической подготовки.
Для повышения уровня физической подготовки учащихся классов имеются большие резервы.
Рекомендации:
Провести классное собрание по итогам исследований.
Вынести итоги исследования на родительское собрание.
Наметить пути повышения уровня физической подготовки учащихся 7-8 классов.
Образовательный стандарт нового поколения предполагает , что 30% учебного времени на основной ступени общего образования должна занимать внеурочная деятельность. одной из форм оценивания межпредметных результатов и одновременно формой организации внеурочной деятельности учащихся выступает образовательный модуль.
Образовательный проект: «Путешествие по Баргузинскому заповеднику» для учащихся классов.
I этап : Решение задач по теме «Рациональные числа и действия над ними»
II этап: Составление математических задач по Баргузинскому заповеднику.
Цель проекта:
- Приобретение учащимися практических навыков по исследованию
- Формирование возможных профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
Педагогические цели проекта:
- Всестороннее изучение учащимися определённой территории своего края
- Формирование у учащихся навыков, разнообразных форм и методов поиска знаний (справочная литература, библиотека, интернет)
- Развитие у учащихся наблюдательности, мышления, расширение кругозора
- Воспитание любви к родной земле, малой Родине
- Пропаганда краеведческих знаний (газеты, доклады)
- Фиксирование результатов и обработка собранного материала
Решение задач по теме.
Районный центр расположен на расстоянии 315 км, а по прямой 241 км. Расчётное время преодоления расстояния между пунктами Баргузин-Улан-Удэ на машине составляет 3 часа 42 минуты.
Топливо 8л/100 км *315км =25 л
Стоимость топлива 25л * 42 руб/л = 1050 руб
Обновить расчёт: ?
Реши примеры и узнай название села
Я Б Л Н А Г О

5 31 1 2 2 19 5
18 56 3 15 9 70 6
1) 1 + 2 = 5 4) 4 – 3 = 19 7) 4 : 6 = 2
18 9 18 7 10 70 21 7 9
2) 1 + 3 = 31 5) 3 * 8 = 1
8 7 56 8 9 3
3
) 4 + 1 = 2 6) 7 : 14 = 5
5 3 15 9 15 6 (БАЯНГОЛ)
Когда был основан Баргузинский район?
3




3 - 7 : 3 – 4 - 5 + 1912 = 1923
5 9 5 9 7
Решив пример, вы узнаете общую численность населения Баргузинского района на начало 2017 года.
1






0 - 2 * 1 * 2 1 * 1 : 9 + 1 * 44 2 + 22183 = 22294
2 5 4 8 3 5
Растение, занесённый в Красную книгу, ярко жёлтый цветок с зелёными поднимающимися стеблями 15-25 см высоты, встречается в Баргузинском заповеднике
- 7,2 + (-3,11) = -10,31
9,1 + (-1,9) = 7,2
-9 +3,12 = -5,88
-0,48 +(-2,7) = -3,18
3,8 + (-0,15) = -3,18
1 + (-1,31) = -0,31
-0,5 + 6,78 = 6,28
15,04 + 23,6 = 38,64
0,111 + 0,99 = 1,101
8,37 – 2,12 = 6,25 (Купальница)
Узнайте самую распространённую породу деревьев в заповеднике. Этот представитель игольчатой породы занимает 60 % площади района, покрытой лесом.
Л Ь Е
1 – 1 - 4
5 2 5


– 3 + -1 = - 4
5 5 5
– 3 + 4 = 1

5 5 5
– 3 + -1 = - 1
8 2 (Ель)
Узнайте как называется самый известный долгожитель Баргузинского района. Это растение живёт до 300 лет.
У А Б К Р С И Н
-14,781 15 -10,316 287,2 -3,18 -14,41 6,28 1,15
(Брусника)
В районе 34 населённых пункта в составе одного городского и девяти сельских поселений. Если вы решите примеры, вы узнаете название одного из поселений.
7,56 : 9 = 0,84
А- 0,8 К-8,4 И-0,84
6,93:11 = 0,63
Л-0,63 Н-6,3 О-0,063
11,73:23 = 0,51
Г-51 Е-0,51 Й-5,1
1,5:0,05 = 30
С-30 Х-3 А-300
И т.д
(Хилганайское )
Самое крупное животное , обитающее в Баргузинском районе, весит более 500 кг. Узнайте, какое самое крупное животное.
Ь О С Л
7 -3 -1 -1
18 4 2 (Лось)
Созданный сборник задач поможет учителям математики организовать работу на уроке. Так как наши дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и содержит материал, который можно использовать на различных этапах изучения темы.
Заключение (учащиеся делают вывод).
Таким образом, работая над данным проектом, мы получили следующие новые знания и навыки.
Мы узнали, что такое дидактические материалы, как они выглядят, для чего используются на уроках
Познакомились с историей, географическим положением, геологией, флорой и фауной Баргузинского заповедника
Совершенствовали навыки выполнения действий с обыкновенными и десятичными дробями, целыми и рациональными числами
Совершенствовали навыки работы с поисковыми системами (интернет)
9