СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный потенциал игровой деятельности детей.Доклад к педсовету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об игровом потенциале игровой деятельности будет полезна педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Образовательный потенциал игровой деятельности детей.Доклад к педсовету.»

Образовательный потенциал игровой деятельности детей.


Образовательный потенциал игровой деятельности дошкольников исследован достаточно хорошо. Игры имеют очень большую роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в формировании трудовых навыков, межличностных навыков, коммуникативных отношений (дружба, совместимость, партнерство), опыта разновозрастных и разно-половых связей, в развитии чувств и так далее.

Игровая деятельность, как один из способов организации образовательного и воспитательного процесса, один из самых интересных способов действия, как для детей, так и для педагогов. Для игры характерны различные свершения, в ней можно отразить действительность. Она имеет свое назначение и свои функции. Каждая игра полезна по-своему. Для нее характерно свободное проявление разнообразных интересов ребенка; есть игра-загадка, игра-труд, игра-досуг, игра-коррекция, игра-воображение, игра-ориентация, игра-упражнение и так далее.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. »(В.А.Сухомлинский)

От учебной и всякой другой деятельности, игровую деятельность отличает несколько особенных признаков ( по Й.Хейзингу):

« Всякая игра есть, прежде всего, свободная деятельность. Игра по приказу уже не является игрой. Ребенок или животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И лишь когда игра смыкается с исполнительскими искусствами (театр, исполнение музыкальных произведений и т.д.) или спортом понятия долженствования, задания, обязанности привязываются к игре»

С первого взгляда игра кажется не серьезной, так как она чаще носит развлекательный характер, но этим-то она и вызывает заинтересованность у детей, а также вызывает желание включиться в нее. В игре ребенок-дошкольник отображает свой жизненный опыт: он играет в того, кого он видит или видел, например, в маму или воспитателя, Человека-паука или каких-нибудь других героев мультфильмов. Игра всегда роль, ребенок изображает кого-то другого, но не себя. В игре реализуются знания и впечатления ребенка. Игра в детском саду не существует сама по себе. Она всегда является и для педагога и для ребенка сюрпризом. Следует помнить, что во время игры новые знания у детей не появляются. Они могут изменяться, комбинироваться, становиться качественнее. Во время игры меняется и сам ребенок: он сам учится, сам воспитывается. Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. Очень часто, особенно в последнее время, приходится сталкиваться с тем, что дети приходят в детский сад не подготовленными, беспомощными: и в 2 года, и в пять лет, и в шесть. Функция наших современных родителей, особенно молодых, заключается в том, чтобы накормить ребенка, купить ему как можно больше игрушек и на этом их миссия заканчивается. А ведь именно взрослый должен в младшем возрасте организовывать игру, направлять ее; должен помочь ребенку преодолеть затруднения, одобрить его хорошие поступки и достижения, поощрить соблюдение правил, отметить ошибки детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей ребенка игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, который он приобретает в ней, становится его достоянием, ведь его можно свободно применять и в других условиях, а благодаря этому необходимость в закреплении новых знаний отпадает. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх детей является показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать « в уме», мыслить игра раскрепощает воображение детей, развивает их творческий потенциал. Оценивая вместе с взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок усваивает лучше правила игры, а потом осознает и собственные ошибки. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим усвоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети получают одобрение взрослого, уважение и признание сверстников.

С помощью игр развивается умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять и анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их. Кроме того, в игре развиваются конструктивные умения, происходит тренировка тонких движений пальцев, что, по мнению физиологов, стимулирует развитие речи и интеллекта детей. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней ребенок учится устанавливать отношения между людьми, овладевает первоначальными навыками объединения, (А. А.Запорожец, Л.А. Венгер, А.П.Усова, Д. Б. Эльконин ).

Ребенок втягивается в мир игры, в мир играющих детей часто по принуждению: мы навязываем ему игру, потому что « умеем играть» в нее сами и хотим его тоже научить играть. Не в этом ли причина бедности игр по содержанию, тематике? У нас чаще всего уделяют внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Мы должны понимать природу игры, иметь представление о ее специфике развития на протяжении всего дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Об этом говорят и современные исследования ( Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой ).

Характерная черта сюжетно-ролевой игры – самостоятельный характер деятельности детей. Игра- это продукт, который создают дети, самостоятельно выбирая тему, время, место, линию ее развития. Они сами решают, как станут раскрывать роли и так далее. Объединяясь в игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливать игровые правила, следят за их выполнением, реализуют взаимоотношения. Ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает. Дети сами подбирают нужные игрушки и атрибуты. Взрослый побуждает к игре, тактически руководит игрой, развивает фантазию, сохраняет самодеятельность детей”.

На протяжении истории человечества сюжеты игр меняются, так как происходят серьезные экстренные события, которые отражаются на жизни людей, вызывая эмоциональный отклик у детей и взрослых («война», «космические путешествия»). Но есть в игре «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и так далее. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которая изображена в игре, созвучностью этих значений интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.

Для того, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, ее надо грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игр в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Условия возникновения игрового замысла и его реализации является:

1) Своевременное изменение игровой среды

2) Общение с ребенком во время игры

Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает самостоятельно сконструировать обстановку для игры из подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и другого.

Предметно-развивающая среда должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, то есть самостоятельно организовывать игровое пространство. Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен постепенно передавать усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботиться о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

Для того, чтобы реализовать потенциал, заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Работаю со своими детьми второй год. Ребята пришли к нам из второй младшей группы. Особенностью данной группы было следующее: из 28 человек – 9 мальчиков и 19 девочек, причем возраст большинства детей группы был приближен ко 2 младшей группе:9 детей родились до июня-месяца, остальные – летом(9 чел) и осенью(10 чел). Это очень осложняло работу. Сложностью в работе было и то, что в младшей группе, которую посещали дети, вообще не уделялось внимания развитию детской игровой деятельности. С детьми работал воспитатель, который постоянно нарушал режим дня: дети ложились спать после обеда в 12.00 и вставали в 16.00. Занятия с детьми проводились тоже без системы, очень часто дети сидели просто так за столами, хотя основная деятельность детей младшего дошкольного возраста – игра. 2-я младшая группа просто выпала у этих детей. Дети не умели совершенно играть, практически из-за каждой игрушки случалась драка. Крики и слезы случались по поводу и без повода. Проблемы были буквально во всем. Во время совместной организованной деятельности кто-нибудь из детей мог вскочить с места и побежать обниматься с педагогом, за ним устремлялись и другие дети, тем самым дети срывали задуманный план работы. На утренней гимнастике треть детей были наблюдателями (хотя это явление должно было пройти во второй младшей группе), причина – отсутствие гимнастики в младшей группе. Когда обнаружились эти проблемы, пришлось полностью пересмотреть план своей работы. Успокаивало только то, что дети хотели слышать воспитателя, проявляли интерес к происходящему, а самое главное – хотели играть, хотели действовать совместно с воспитателем. С помощью родителей оборудовали игровую среду: сшили новое постельное белье, одели красиво кукол, приобрели разнообразную кукольную посуду, оборудовали кукольный уголок, отремонтировали коляски. Это быстро привлекло малышей: они стали более разнообразно действовать с куклами: катать их в колясках, кормить, укладывать спать. С детьми старались играть и утром, и после дневного сна. Нашей задачей было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью наблюдали за работой помощника воспитателя, повара, врача. Впоследствии играя, дети не просто стали ставить кастрюли на плиту, а и «варить» суп, кисель. Накопленный опыт помог ребятам активнее участвовать в игре.

Обновление произошло и для мальчиков. Были приобретены мягкие модули для игр «Машина», «Автобус», « Троллейбус». Ребята сначала строили машину, автобус, а позже стали проявлять свое творчество. Так у них появились дом, пароход,инопланетный корабль. Ближе к концу средней группы дети наконец-то стали играть небольшими группками, стали внимательнее друг к другу. Большинство детей группы научились уступать игрушки друг другу. Игровые интересы стали более устойчивы. В играх дети стали более уверенными и самостоятельными. У них стали появляться свои лидеры, которые развивают сюжет. Если раньше приходилось мне постоянно включаться в игру, то теперь они пытаются самостоятельно выполнять главную роль, а мне остается осуществлять скрытое руководство игрой.

Дети в группе имеют возможность приспосабливать, передвигать мебель, то есть они могут самостоятельно преобразовывать игровое пространство, что очень важно для развития игровой деятельности у детей.

Развитие игровой деятельности, овладение новыми формами и видами игр происходит постепенно, в соответствии с общедидактическими принципами обучения – от малого к большему, в соответствии с возрастными особенностями развития детей. Хорошо и тщательно продуманная игра принесет удовольствие и воспитателю и дошкольникам.

Игровая деятельность активизирует процесс обучения, развивает творческие, коммуникативные способности дошкольников: умение мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения.



Список литературы:

1)Детство: Примерная основная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и другие - СПб: ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011, -528 с.

2)Яковлев В., Гриневский А. Игры для детей, - М.: Просвещение, 1992

3)Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду – М.: Мозаика- Синтез, 2006

4)Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов - на- Дону: Феник,2006

5)Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- 3М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.- 96с.