СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект «развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся средствами образовательной робототехники»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ»

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «развитие творческих способностей и научно-технического потенциала обучающихся средствами образовательной робототехники»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 ПРИ МАГНИТОГОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА












ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ»




Выполнила учитель первой категории:

Быкова Анна Валерьевна


Срок реализации: 2017-2022






Магнитогорск, 2017

1. Информационная справка


Организация-исполнитель: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25 ПРИ МАГНИТОГОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

Адрес: Российская Федерация, 45500, Челябинская область, город Магнитогорск, ул. Суворова 117 тел. 8(3519) 201418

Руководители проекта: Н.С. Воронина, директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города Магнитогорска;

А.В. Быкова, педагог-куратор

Территория: Магнитогорский городской округ.

Сроки выполнения: 5 лет

2. Введение


Одним из факторов, способствующих развитию интереса учеников к специальностям технической сферы, является формирование их осознанного профессионального выбора при организации занятий научно-техническим творчеством.

Творчество - это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства.

Техническое творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих техносферу.

В современных условиях научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Актуальность проекта:

  • необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена,

  • востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления.

Усвоение основ научно-технического творчества помогает школьникам повысить профессиональную и социальную активность, пробудить интерес к рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы.

Одним из направлений научно-технического творчества обучающихся является робототехника.

Робототехнический комплект — это набор оборудования для организации внеклассной работы обучающихся технического профиля, включающий программное обеспечение, аппаратную часть и методические материалы, сопровождающие его использование в образовательном процессе.

Этапы проекта:

На каждой ступени обучения реализуется свой спектр целей и задач.

В дошкольном образовании в условиях организации предшкольной подготовки детей на базе школы (дети 5-6 лет) комплект реализуется с помощью таких средств обучения, как конструкторы LEGO. Обучение LEGO-конструированию способствует развитию научно-технического мышления дошкольников, стимулирует детскую фантазию, развивает воображение и мелкую моторику рук детей, закладывает основы успешного обучения в общеобразовательной школе.

В начальной школе учащиеся переходят на новую ступень обучения с помощью конструкторов LEGO Education WeDo. Это позволяет детям 7-11 лет начать освоение робототехники, чтобы создавать и программировать собственные творческие продукты. С помощью конструктора младшие школьники познают особенности окружающего мира, исследуют и моделируют объекты окружающей среды, осваивают первые шаги построения алгоритмов. Работа с конструктором детей этой возрастной группы направлена на развитие гибкого, творческого мышления, речи и воображения.

Учащиеся средней и старшей школы (12-17 лет), обладающие базовыми навыками конструирования моделей, самостоятельно программируют модели с помощью программы LEGO Mindstorms NXT. Работа с конструктором школьников этой возрастной группы расширяет возможности проектной и научно-исследовательской деятельности, обеспечивает интегрированную основу процесса познания научной картины мира.

Окончательным результатом может стать цикл научно-исследовательской и технической деятельности охватывающий обучающихся с 1 по 11 класс:

1-2 класс –LEGO-творчество (развитие внимания, сообразительности, памяти, мелкой моторики);

3-4 класс –LEGO-конструирование (изучение простых машин – рычаги, редукторы; простое программирование);

5-9 класс –LEGO-робототехника (сборка и программирование роботов, соревнования роботов);

8-11 класс – программирование (изучение теории алгоритмов, классических языков программирования);

8-11 класс – соревнования роботов (подготовка и участие в соревнованиях, изучение альтернативных языков программирования роботов).

Гармонично сочетающиеся реальный мир, представленный моделями на основе конструкторов LEGO, и виртуальный мир, представленный программным обеспечением, способствуют активному вовлечению обучающихся в процесс обучения, стимулируют творческое мышление и развивают коммуникативные навыки.

Включение в образовательный процесс робототехники позволяет формировать следующие ключевые компетенции обучающихся:

-информационная компетенция (готовность к работе с информацией);

-коммуникативная компетенция (готовность к общению с другими людьми);

-кооперативная компетенция (готовность к сотрудничеству в группе);

-проблемная компетенция (готовность к решению проблем).

Формирование ключевых компетенций осуществляется средствами проектной технологии.

Уникальностью проектов на основе робототехнических комплексов является то, что построение моделей устройств позволяет ученику постигать взаимосвязь между различными областями знаний, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество.

Таким образом, робототехника, являясь одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества, объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления научно-технического творчества: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии. Встраивание её элементов в образовательное пространство делает обучение эффективным и продуктивным для всех участников процесса, а современную школу конкурентоспособной.

3. Цели и задачи проекта.


Цели:

  • совершенствование условий для обучения детей и подростков основам робототехники, приемам моделирования и конструирования;

  • способствование предпрофильной и профильной подготовке детей.

Задачи:

- познакомить обучающихся с основными направлениями истории развития технических идей, устройств и систем в различных отраслях науки и техники;

- научить правильно использовать научно-техническую терминологию;

- научить применять методы поиска новых технических решений с использованием современных ИКТ;

- выявить и развить способности обучающихся, проявляющих повышенный интерес к науке, технике, техническому творчеству и учебно-исследовательской деятельности;

- сформировать у обучающихся мотивацию к освоению опыта конструкторской, проектировочной, рационализаторской и исследовательской деятельности.

4. Управление и кадры.

Уровень квалификации персонала:

Н.С. Воронина, директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города Магнитогорска (высшая квалификационная категория);

А.В. Быкова, педагог – куратор (первая квалификационная категория).

Директор совместно с куратором обеспечивает деятельность базовой площадки в соответствии с программой; осуществляет сопровождение деятельности педагогов, обеспечивает консультационное сопровождение по данному направлению руководителей и специалистов; выполняет задания и поручения Ресурсного центра, организует мониторинговые исследования процесса и результатов деятельности базовой площадки, предоставляет информационно-аналитические материалы и результаты деятельности по сопровождению базовой площадки; обеспечивает управление и контроль качества образовательной деятельности; обеспечивает участие педагогов и руководителей в программах повышения квалификации (переподготовки кадров). Организует распределение должностных обязанностей сотрудников. Обеспечивает деятельность учреждения на основе социального партнерства, приобретает расходные материалы необходимые для ведения образовательного процесса. Обеспечивает участие воспитанников в мероприятиях различного уровня.

Педагоги организуют образовательный процесс в детских объединениях, ежедневно в две смены для разновозрастных групп детей; реализуют образовательные программы по инновационному развитию детского технического творчества; обеспечивают участие в подготовке победителей и призеров в конкурсно-массовых мероприятий различного уровня; несут ответственность за сохранность оборудования.

5. Содержание и механизм реализации проекта.


Содержание

Механизм реализации

Сроки

Ответственные

1. Обеспечение участия специалистов учреждения в мероприятиях, в повышения уровня квалификации (переподготовки кадров).


Прохождение курсов повышения квалификации педагогов и специалистов учреждения. Самообразование.



с 2017 года

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;


2.Обеспечение научно-методического сопровождения образовательного процесса.



Разработка и корректировка, утверждение на методическом совете учреждения образовательных составительских программ;

реализация образовательных составительских программ по инновационному развитию детского технического творчества;

систематизация программно-методической продукции;

использование компьютерных программ для решения учебных и практических задач.

с 2017-2022

председатель методического совета;

педагоги


3. Обеспечение деятельности учреждения по развитию инновационного детского технического творчества на основе социального партнерства (с участием администрации муниципального образования, Управления образования, учреждений профессионального образования, представителей промышленных предприятий, организаций, общественных объединений и т.п.).


Сотрудничество с администрацией Магнитогорского городского округа; Управлением образования Магнитогорского городского округа; родителями (законными представителями) обучающихся.


с 10 сентября 2017 года до 31 декабря 2022 год

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;

педагоги.


4.Формирование у обучающихся представления об инженерно-технической деятельности и


Проведение бесед и культурно-массовых мероприятий по профессиональной ориентации инженерно-технических специальностей.

Привитие практических навыков у обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности «Робототехника» и «Леготроник».

Организация и проведение экскурсий на предприятия.

с 2017-2022

педагоги

5.Повышение уровня социальной успешности обучающихся.

Участие воспитанников в соревнованиях по робототехнике и авиамодельному спорту различного уровня.

2017-2022

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;

педагоги.


6. Обобщение и распространение опыта внедрения и использования инновационной деятельности в образовательном процессе.



Анализ и оценка мониторинговых исследований инновационной деятельности базовой площадки;
подведении итогов работы ;

публикации в СМИ и размещение информации на интернет-сайте;

распространение опыта инновационной деятельности перед педагогическим сообществом на различных уровнях (семинары, педагогические чтения, педсоветы, методсоветы, мастер-классы и т.д.)


2017-2022

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;

педагоги.


7. Осуществление финансирования мероприятий, связанных с реализацией проекта в соответствии с четырехстороннего Соглашения о совместной деятельности по развитию инновационного детского технического творчества на территории Магнитогорского городского округа.

Создание материально-технических условий, дополнительная оплата работникам за осуществление инновационной деятельности, приобретение расходных материалов, необходимых для ведения образовательного процесса на базовой площадке; организация поездок обучающихся на соревнования различных уровней.

2017-2022

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;


8.Обеспечение необходимых условий для размещения, бесперебойной работы и сохранности оборудования.

Выполнение должностных инструкций.

2017-2022.

Директор МОУ «СОШ №25 при МаГК» города;

куратор;

педагоги.



6. Оценка результативности проекта


Показатели социального развития личности:

Обучающиеся по окончанию проекта компетентны в:

    • создание проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

    • получение необходимой информации об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

    • осуществление простейших операций с файлами;

    • владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации использования компьютера;

    • понимание области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств.

    • обоснование высказанного суждения.

    • выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

    • применение правил безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

    • представление одной и той же информации различными способами.

    • осуществление поиска, преобразования, хранения и передачи информации, используя указатели, каталоги, справочники, интернет.

    • знание устройства компьютера на уровне пользователя;

Показатели социального развития личности

Проблемы в обществе, которые влияют на ребенка, стимулируют асоциальное поведение детей, известны: это - проблемы в семье, неполнота социального опыта и экономическая ситуация в обществе.

Занятия детей техническим творчеством, предоставляют ребенку условия для развития, удовлетворения своих потребностей через деятельность и общение. Техническое творчество- это та сфера, где социализация происходит в комфортных условиях, в атмосфере взаимопонимания и дружбы.

Участие в соревнованиях различного уровня дает разносторонний опыт общения, реализации своих возможностей в деятельности, признание окружающих, осознание собственных изменений в результате обучения. Изучаемая сфера деятельности рассматривается как вариант будущего выбора профессии, профессионального самоопределения планирования своей будущей жизни.

7. Предполагаемые результаты


Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес обучающихся объединений технической направленности к выбору профессий, актуальных для нашего промышленного региона.

Предполагается приобщение детей и подростков к техническим образовательным программам с инновационной составляющей.

Инновационные технологии, применяемые в объединениях «Робототехника» и «Леготроник» позволят детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, раскрыть свои творческие и коммуникативные способности, расширить свой кругозор, дадут большую степень усвоения материала и помогут включиться в активную деятельность.

Созданные условия помогут становлению гармоничной, высоконравственной, социально адаптированной, мобильной личности обучающихся.

8. Финансовое обоснование проекта



Наименование мероприятия

Кол/штук

Приблизительная стоимость

Источник финансирования

1.Организация поездок на соревнования по робототехнике (транспортные расходы, питание, проживание)

10 соревнований (2 раза в год)

20 000 рублей

по 4х - стороннему соглашению

2.Организация поездок на соревнования по авиамодельному спорту различных уровней (транспортные расходы, питание, проживание)

10 соревнований (2 раза в год)

10 000 рублей

внебюджетные средства

3. Изготовление полей для занятий и соревнований по робототехнике

2 (ежегодно)

30 000 рублей

внебюджетные средства

5.Приобретение материала и электромоторов для изготовления авиамодельных конструкций.

по мере необходимости, ежегодно

50 000 рублей

внебюджетные средства