СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект "современные образовательные технологии для повышения качества математического образования"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "современные образовательные технологии для повышения качества математического образования"»

«Повышение качества математического образования с помощью современных образовательных технологий»


Содержание

Аннотация…………………………………………………….........................

3

Раздел I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………

3

Обоснование актуальности проекта………………………………............

3

Объект проектирования………………………………………………….....

4

Предмет проектирования……………………………………………….......

5

Гипотеза проекта……………………………………………………...........

5

Цель проекта……………………………………………………………........

5

Задачи проекта………………………………………………………............

5

Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта.......................................


Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………

5

Этапы и механизм реализации проекта……...………………………........

15

Ожидаемые результаты проекта (индикаторы, показатели, значения)…

15



План по реализации проекта………………………………………….........

17

Список литературы.....................................................................................

18














«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт»

К.Д. Ушинский


Аннотация

XXI век- это век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт сейчас в мире электронной культуры. Меняется так же роль учителя в информационной культуре, теперь он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками. Сегодня, непосредственно, когда информация становиться стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом условным и непрочным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится понятным, что современное образование - это непрерывный процесс.

Развитие образовательного процесса происходит в единстве с информационным процессом и определяется им. Не количеством знаний достигается качественный уровень образования, а способностью искать и находить нужную информацию, культурой управления информацией и степенью вовлеченности в информационную деятельность.

Быстрое развитие информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему учитель –ученик- учебник вливается новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. Информационная эпоха ускоряет темп, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы применение. Использование современных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь педагогу представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

При использовании современных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики и является внедрение современных образовательных технологий на уроке.


Раздел I. Введение

В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания математики, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс позволит преподавателю:

• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Впрочем внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.

Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Новизна проекта заключаются в том, что инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Объект проекта: современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе.

Предмет проекта: эффективность использования современных образовательных технологий (педагогических технологий) в учебной деятельности в условиях современного образовательного учреждения .

Гипотеза проекта: эффективность использования широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу:

  • продуктивно использовать учебное время;

  • добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Цель проекта: изучение, обобщение материалов и поиск путей оптимального использования современных образовательных технологий на уроках математики.

Задачи проекта:

1) изучить теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе в условиях современной школы;

2) выявить степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС;

3) разработать и внедрить комплекс мероприятий по теме проекта.


Участники проекта:

  • учителя математики МОБУ Краснохолмская СОШ №3,

  • учащиеся школы.


Сроки реализации проекта: 2018-2023 учебный год.


Ресурсы:

  1. оборудование кабинетов математики;

  2. цифровые образовательные ресурсы по математике;

  3. ресурсы Интернет. 








Раздел II. Основная часть

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые дают возможность повышать качество образования. Они призваны выполнять следующие задачи:

1. Научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необ­ходимую информацию.

2. Сформировать у ребенка стремление к продол­жению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления.

3. Идти в ногу со временем и использовать на­учно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.

В преподавании математики актуально применение элементов следующих современных образовательных технологий.


Технология дифференцированного обучения

Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньший объем материала, а другим больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

При дифференциации учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо опираться на следующее:

– общий уровень обученности, развития ученика, отдельные особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность);

– индивидуальные особенности ученика (склонность к гуманитарным предметам или точным наукам);

– неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам (кроме умственного развития);

– интерес ученика к тому или иному предмету.

Оценив каждого учащегося, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:

  1. составление карточек-заданий по изучаемому материалу

  2. составление обобщающих таблиц для работы на уроке

  3. составление электронных тестов (с помощью программы)

  4. сочинение математических сказок

  5. работа с дополнительной литературой

  6. проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки

  7. выполнение обязанностей консультанта по групповой работе

  8. работа «учителем» (проведение фрагмента урока).

Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.


Технология разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения - это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.

Это означает, что учащийся учит математику на среднем уровне, но на русский язык попадает в сильный уровень, а по иностранному языку занимается в базовой группе.

Переход учащегося из уровня в уровень возможен и на практике происходит безболезненно, так как содержание (тематика) едина для всех уровней.


Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;

- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;

- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;

- общая оценка работы группы.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения: 1 вариант (обучение в команде); 2 вариант обучения в сотрудничестве «Пила»; 3 вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников:

 взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

 работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

 вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

 испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

 полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.


Технология   проблемного обучения

– это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.


Проектное обучение

Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода является метод проектов, который можно рассматривать как специальную форму организации познавательной деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающихся;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:

разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.


Технология обучения с помощью опорных схем и опорных сигналов

Данная технология имеет исключительное значение для слабых учащихся, воспитывает познавательный интерес и учебную мотивацию на знание предмета.

Методика опорных сигналов была разработана и распространена известным учителем-математиком В.Ф. Шаталовым. Он считал, что необычное лучше запоминается, так как «человеку свойственно мыслить образами».

Применение опорных сигналов – зрительное запоминание правила, это зрительный образ. Зрение – важнейший физиологический источник информации, через который, как известно, человек получает 30 процентов знаний о мире. Опорный сигнал по Шаталову – «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее и памятную информацию».

Под опорным конспектом понимается система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Основа такого обучения – научить учащихся увидеть большую тему в целостном виде, в то же время облегчить понимание новой информации и закрепить ее долговременно в памяти. Как известно, у каждого человека работают в разной степени 3 механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения повышается.

Принципы создания опорных конспектов:

  • Опора на сигнал. Опорные конспекты состоят из слов, рисунков, сигналов и т.д.

  • Лаконичность. Максимум информации при минимуме визуальных знаков.

  • Удобство восприятия и воспроизведения. Опорные конспекты должны быть простыми и удобными для запоминания.

  • Принцип акцента на основных смысловых элементах. Рисунком, сигналом, цветовой раскраской, даже шрифтом можно акцентировать основной смысл.

  • Принцип занимательности. Чем интереснее, занимательнее, тем изучаемый материал лучше запоминается.


Игровая технология

Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые Они связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Необходимо помнить, что эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.


Здоровьесберегающие  технологии


Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Тогда диплом о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. Если философия образования отвечает на вопрос " зачем учить?" , а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения, ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - обучающихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье обучающихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда студентов. В традиционном понимании охрана труда – это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. "Производство" школьника - его парта, класс, школа; деятельность - учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого преподавателя - по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы: 1)эколого-гигиенические(природно-средовые);

2)организационно-педагогические;

3)психолого-педагогические.

А вот реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья обучающихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.


Система инновационной оценки "портфолио"

К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Важная цель портфолио — представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

· формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

· содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;

· закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения более верными и ответственными.


Исследовательский метод обучения

В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных

первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира.

Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности является творческая деятельность. Чтобы обучающийся начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения обучающиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

• грамотно работают с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;

• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


Технология лекционно-семинарской зачётной системы

Ты никогда не будешь знать достаточно,

если не будешь знать больше, чем достаточно.

Уильям Блейк

Педагог подает обучающимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна крупная или несколько мелких тем. Это позволяет обучающимся познать причинно-следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. Затем преподаватель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Обучающиеся постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и расчеты. Следующие уроки отводятся на лабораторные занятия, на которых они самостоятельно прорабатывают тему. Задания даются обучающимся дифференцированно по трем вариантам. Учащиеся знакомятся со всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они справятся в отведенное время. Преподаватель оказывает помощь обучающимся во время работы. Последний по теме урок является зачетным. Лекционно-семинарская система обучения практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Использование лекционно-семинарской системы обучения в колледже имеет ряд существенных преимуществ: - осознанность обучающимися процесса учения; - возможность активного включения в него; - планирования ими своей деятельности; - возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; - возможность широко использовать нетрадиционные формы обучения.

В целом, использование лекционно-семинарской системы в школе не только

возможно, но и необходимо, она позволяет качественно улучшить учебный процесс, повысить прочность полученных знаний, значительно развить навыки самостоятельной работы обучающихся.


Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела – это любой процесс, связанный с переработкой информации.

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Не секрет, что уроки математики требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует текст, помогает увидеть своими глазами различные геометрические построения, отправиться в увлекательные путешествия.

Компьютерные технологии позволяют создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование. Экономятся драгоценные минуты, которыми дорожит каждый учитель.

Конечно, диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Но в любом случае мы можем сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании математики не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес, повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.

При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в режиме коллективного доступа многих учебных заведений к единым образовательным ресурсам по сети Интернет. Этот путь открывает ряд неоспоримых преимуществ: - создаются предпосылки для обеспечения единой базовой подготовки учащихся независимо от территориального расположения учебного заведения, наличия собственных высокопрофессиональных педагогических кадров, образовательных ресурсов и пр.; - повышается наукоемкость, результативность и дидактическая эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования современных средств вычислительной техники; - значительно сокращаются затраты на создание, поддержку и развитие образовательных ресурсов за счет исключения их массового тиражирования; - становятся принципиально доступными многим образовательным учреждениям или отдельным учащимся уникальные образовательные ресурсы.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки.


Этапы и механизм реализации проекта:

Этапы

Мероприятия

Срок

Форма представления результатов.

1

Диагностический

1.Анализ трудностей;

2.Постановка проблемы;

3.Изучение литературы по проблеме.

2018-2019гг

  • Постановка проблемы на МО.

  • Публикации, участие в семинарах

2

Прогностический

1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;

2.Разработка проекта.

2019-2020гг

  • Выступление на МО.

  • Публикации, участие в семинарах

  • Разработка авторских программ

3

Практический

1.Внедрение проекта в учебный процесс;

2.Формирование методического комплекса по проекту;

3.Диагностика – первичная выборка;

4.Корректировка проекта.

2020-2021гг

  • Открытые уроки, конференции.

  • Выступление на заседании МО.

  • Публикации, участие в семинарах

  • Внедрение авторских программ в ОУ

4

Обобщающий

1.Подведение итогов внедрения;

2.Оформление результатов работы по проекту;

3.Дальнейшая реализация проекта;

4.Повышение квалификации (курсы);

5.Распространение опыта;

6. Диагностика – вторичная выборка.

2021-2022гг

  • Выступление на педсовете.

  • Трансляции опыта работы (публикации).

  • Разработка авторской программы и внедрение на базе ОУ

5

Внедренческий

1.Использование опыта проекта в процессе дальнейшей работы;

2.Распространение опыта.

2022-2023гг

  • Аналитический отчет по итогам внедрения проекта.

  • Рефлексия



Ожидаемые результаты

Проблемное обучение: Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение: У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные ученики утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения: Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении: Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.

Лекционно-семинарско-зачетная система: Данная система дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.

Технология использования в обучении игровых методов: Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и подростков. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ученика к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Информационно – коммуникационные технологии: Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет.

Здоровьесберегающие технологии: Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Система инновационной оценки «портфолио»: Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.



Список литературы

  1. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2017 год.

  2. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2020 год.

  3. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2011 год.

  4. Патрикова Т.С. Готовая карта педагогических технологий, чтобы ученики достигали результатов по ФГОС на каждом уроке // Справочник заместителя директора школы. – 2018. - №10.


  1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2011 год.


5. http://www.interqu.ru/infoteka

6. http://www.bibliofond.ru/vie

7. http://www.matica.info/methodical4.html