Образовательная деятельность по рисованию
для детей старшей группы на тему:
«Домашние животные. Собаки – друзья человека».
Воспитатель – Тихомирова О.С.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная, двигательная, восприятие фольклора.
Форма организации: фронтальная.
Форма реализации: беседа, рисование.
Цель: формировать умение рисовать домашних животных –собак в нетрадиционной графической технике – тычком жёсткой полусухой кистью.
Задачи
Обучающая: расширять и закреплять представление детей о домашних животных.
Развивающая: развивать логическое мышление, познавательную активность. Развивать чувство фактурности и объёмности.
Воспитательная: воспитывать эстетически нравственное отношение к домашним животным. Воспитывать самостоятельность.
Здоровьесберегающая: способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия, поддерживать двигательную активность во время пальчиковой игры .
Словарная работа:
Совершенствовать грамматический строй речи. Использовать в речи прилагательные:
Собака - сторожевая, охотничья, пожарная, санитарная, служебная, злая, умная, верная, преданная, игривая.
Активизировать в речи уменьшительно-ласкательные слова: щенята, бельчата.
Использовать в речи наречие: вертикально.
Предшествующая работа.
* Читали книги, энциклопедии и журналы о домашних животных.
* Отгадывали загадки.
* Организовали выставку мягких игрушек.
* Организовали выставку книг.
* Играли в подвижные игры «Мышеловка», «Лохматый пёс».
* Играли в пальчиковые игры «Про кота», «Добрый пёс».
* Играли в дидактические и настольные игры: «Назови ласково», «Назови какая?» (кошка, собака), «У кого кто?», «Кто где живёт?».
Мотивационно – ориентировочный этап
Ребята, Я хочу вам сообщить приятную новость. У нас появилась возможность участвовать в конкурсе. Для этого нам надо организовать выставку рисунков, сфотографировать её и отправить на конкурс. Вы хотите принять участие в конкурсе? (ДА) Спасибо, что поддержали меня. Я даже для этого случая приготовила свой новый фотоаппарат. Фотоаппарат давайте пока положим на этот стол. А я вам предлагаю пройти вперёд к мольберту.
(Дети встают к мольберту. Мольберт закрыт).
В.: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? У меня есть новая загадка. Вы хотите отгадать? (ДА)
1. Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи
(СОБАКА)
В.: Ребята, скажите, пожалуйста, почему собаку называют домашними животными?
- Поднимите руки, у кого дома живет собака.
- Что любит есть собака?
Обращаю внимание детей на мольберт с картинками (ткань открывается)
В.: В центре мольберта картинка с изображением собаки. А вокруг картинки:
Собачка, шуба, мальчик умывается, стол.
В.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки и найдите, что общего у кошки с изображениями на картинках.
Дети:
- У стола 4 ножки, а у кошки 4 лапки.
- Собачка домашнее животное.
- Мальчик умывается и кошка любит умываться.
- Шуба тёплая и у собаки шуба тоже тёплая.
В.: Ребята, вы хотите поиграть? Давайте встанем в круг и поиграем.
(Дети встают в круг)
Правила игры: надо назвать 6 слов, какой бывает собака. Вы будете передавать друг другу собаку, и называть какая она, а я буду считать.
Дети: сторожевая, охотничья, пожарная, санитарная, служебная, злая, умная, верная, преданная, игривая.
В.: Молодцы, ребята! А теперь наши пальчики тоже хотят поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Бобик»
Вот наш Бобик, славный пес.(протягивают ладони вперёд, поворачивают вверх-вниз)
Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)
Белый лобик, черный нос. (показывают на себе)
Гав – гав – гав! (хватательные движения пальцев, произносить слова)
Бобик, Бобик, лапку дай. (протянуть руку вперёд, ладонь вверх)
Сядь на коврик и не лай.(погрозить пальцем) Тс – с -с.
А теперь давайте перейдём к мольберту.
II Создание проблемной ситуации, после выхода из неё
В.: Ребята, скажите, пожалуйста, чем покрыто тело домашних животных- собак?
Д.: Тело собак покрыто тёплой и пушистой шерстью.
В.: А как вы думаете, можно ли нарисовать шерсть домашних животных?
Д.: Да, можно.
В.: А каким способом можно нарисовать мягкую и пушистую шерсть?
Д.: Способом тычка.
В.: Вспомните, каких пушистых зверьков вы рисовали?
Д.: Бельчонка, кошку, собаку.
В.: Давайте вспомним правила выполнения рисования тычком жёсткой полусухой кистью. Кто напомнит нам, как нужно правильно держать кисть при рисовании тычком?
Д.: Кисть надо держать вертикально.
В.: Кто сможет показать, как надо держать кисть при рисовании тычком жёсткой полусухой кистью? (1 ребёнок).
В.: Нужно ли опускать кисть в воду при рисовании тычком?
Д.: При работе тычком кисть в воду опускать нельзя. При работе тычком кисть в воду не опускают.
III Рефлексия
А теперь наступает пора творчества. Я предлагаю вам стать художниками. Пройдите, пожалуйста, к столам и садитесь. Спину держите прямо, сильно не наклоняйтесь, поставьте правильно ноги. Подумайте какого цвета будут ваши собаки. Доставайте краски нужного цвета и начинайте рисовать.
IV Самостоятельная работа детей
Звучит тихая классическая музыка. Во время рисования слежу за осанкой детей, как держат кисть. Осуществляю индивидуальную помощь (дополнительный показ, совет).
Когда останется несколько минут до конца занятия, предупреждаю детей:
- Ребята, заканчиваем свои работы.
V Анализ детских работ
Прошу детей подойти к доске с рисунками.
В.: София, какая собака тебе понравился больше всего? Почему?
В.: Артём, какая собака тебе больше всего понравился. Почему?
VI Итог занятия
В.: Наше занятие подошло к концу. Назовите способ рисования, который мы использовали сегодня.
Д.: Мы рисовали тычком жёсткой полусухой кистью.
В.: Молодцы, ребята! Теперь можно сфотографировать нашу выставку. А когда будут готовы фотографии отправим их на конкурс.
Вы сегодня очень старались, рисовали увлечённо, с желанием. Рисунки получились аккуратные, котята и щенята на них как живые.
Литература
1. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» (Часть 1) Москва: ООО «Издательство Скрипторий 2003-2008 г»
2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники в детском саду» (Часть 2)
Москва: ООО «Издательство Скрипторий 2003-2008 г»
3. А. Хвостовцев «Угадай кто я..?» (Пальчиковые загадки для детей от 3 до 6 лет), Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010 г.
4. А Хвостовцев «Детки-непоседки» (Пальчиковые загадки для детей от 3 до 6 лет) Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009 г.
5. Е. Савельева «Забавные животные» (пальчиковые игры для детей от 2 до 6 лет), Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010 г.
6. В Сутеев «Капризная кошка», Ростов на Дону: Издательство «Астрель», 2005 г.
7. Николай Носов «Бобик в гостях у Барбоса», М.: Издание Н. Б. Носова; Издательство Эксмо, 2006 г.
8. В.В.Чаплина «У нас дома кошка»; М.: Издательство «Малыш», 1990 г.
9. С. Маршак «Кошкин дом», М.: Издательство «Детская литература», 1992 г.
10. М. Дружинина «Весёлые истории про котят», Москва: Издательство Росмэн, 1996 г.
11. Шарль Перро «Кот в сапогах», М.: Совместное Советско-Испанское предприятие «МГЛ ИНТЕРНЭШНЛ»
12. А.Н.Толстой «Ясная поляна» (Пожарные собаки, Быль) Москва; Издательство «Детская литература», 1965 г.