22
Информационно-концептуальный модуль образовательной программы
Информационная карта
Образовательная программа – авторская
Тип программы – интегрированная
Вид программы – авторская
Целевая установка – научно-исследовательская направленность
Специфика содержания – расширенная
Уровень усвоения – общекультурный
Форма реализации – стационарная
Функциональное назначение – образовательное
Способ реализации – групповой
Возрастной диапазон – 11-15 лет
Продолжительность реализации – двухгодичная.
Концепция авторов образовательной программы
В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды не только вызывает опасение учёных, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Осознавая всю серьёзность проблемы, Россия включается в мировой процесс движения к устойчивому развитию. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям.
В контексте концепции устойчивого развития главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры как направленного качества личности.
Выявление условий использования экологического мониторинга как средства формирования экологической культуры подростков – актуально и интересно. Актуальность обоснована выявлением условий или интересов обучающихся к изучению состояния окружающей нас среды.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Ориентированность на экологическое воспитание детей в природной обстановке позволяет активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, пробуждает к участию в экологических конкурсах, олимпиадах, конференциях, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.
В течение нескольких лет проводились научно-исследовательские конференции среди учащихся старших классов на базе Центра. Сейчас ежегодно проводится конференция среди учащихся среднего звена. Данные конференции показали, желание ребят участвовать в исследовательской деятельности. Основной причиной, по которой они отказываются от участия в конференциях и конкурсах является незнание основных подходов к проектированию. Для устранения этих проблем была разработана данная программа.
В процессе освоения программы дети получают основные понятия об окружающем мире, представление о взаимосвязях в системе «человек-природа». Узнают дополнительные, увлекательные знания в области экологии и биологии, знакомятся с основными методиками изучения окружающеё среды. Участие воспитанников в научно-исследовательских конференциях (очных и заочных) городского, областного, межрегионального, всероссийского уровня. Данная программа позволяет воспитанникам реализовать себя в дальнейшем, в деятельности «Научного общества учащихся» старшего звена.
Пояснительная записка к образовательной программе
После знакомства с некоторыми методиками исследования окружающей среды и выявления направления интересов у учащихся в исследовательской деятельности, проводится индивидуальная работа педагога с учеником. Результатом данной работы является тема, выбранная для исследовательского проекта, доклада, реферата, законченного эксперимента с анализом и обобщением результатов и пр.
Программа может меняться, в зависимости от набора детей: уровня знаний, разновозрастности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Темы занятий могут меняться местами, в случае не благоприятной погоды для данной темы. Диагностика может проводиться различными способами: тестирование, конкурсы, конференции, семинары и т.д.
Некоторые дети могут посещать занятия по индивидуальному расписанию в зависимости от их индивидуальных особенностей. Предусмотрено ускоренное прохождение программы, когда любознательность ребёнка опережает его школьное образование, а интерес к конкретному виду деятельности обеспечивает высокий темп освоения содержания и методов деятельности.
По окончанию курса программы воспитанники должны защитить исследовательский проект на городской конференции «Первые шаги в мир науки». После защиты проекта, вручается свидетельство о посещении занятий по программе «Первые шаги в мир науки».
Цели программы:
Формирование экологической культуры.
Расширение знаний в области биологии и экологии.
Формирование системы навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Выявление одарённых детей.
Задачи программы:
Образовательные:
Расширять познания в экологии и биологии.
Расширить знания в области охраны и природопользования.
Развивающие:
Развивать имеющиеся у детей представления об окружающем мире, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать воображение, творческие способности, логическое мышление;
Развивать навыки, смекалку, чувство ответственности, повышать уровень познавательной деятельности.
Воспитательные:
Умение вести себя в мире природы, стараясь не причинять ей ущерба;
Воспитание начальных навыков экологической культуры, элементарных навыков взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения;
Воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни и к себе.
Для достижения поставленных целей используются разные формы и методы работы с детьми: эксперименты, лабораторные, практические и самостоятельные работы, беседа, рассказ, игры, экскурсии, экспедиции, игры, экологические сказки, викторины, просмотр видеофильмов, рефераты, доклады, исследовательские проекты, конференции, мастер-классы и т.д. Основной упор программы сделан на научно – исследовательскую деятельность учащихся.
Практическая значимость программы заключается в создании условий для творческого и интеллектуального развития личности ребёнка. Будет иметь интерес для педагогов школ, дополнительного образования, родителей, обучающихся 11-15 лет, студентов и преподавателей вузов, сузов и т.д. Данная программа предназначена для широкого использования в учреждениях дополнительного образования и общего образования, а также может быть использована в массовой педагогической практике, входить в учебные планы летних оздоровительных лагерей эколого-биологической направленности.
Преемственность и согласованность её с образовательными программами общеобразовательной школы: связь со школьными предметами естествознание (углубление) курсы биологии (5-8кл.), предмет основы проектирования.
Новизна программы «Первые шаги в мир науки» состоит в:
1) развитии научного мышления детей через практическую исследовательскую деятельность;
2) освоении школьниками среднего звена различных научных подходов (большинство известных программ, ориентированы только на школьников старшего возраста);
3) преемственности в организации совместной (разновозрастной) деятельности детей.
Доступность программы: в её технологичности и возможности применять другими педагогами в своей педагогической практике.
Материально-техническое оснащение программы: для реализации данной программы используется специальное оборудование, такое как: компасы, микроскопы ученические и расходные материалы, микроскопы для преподавателей, микроскоп БИОМЕД, гигрометр, барометр, дозиметр, шумометр, люксметр, нитратомер, PH метр, аналитические весы, сухожаровой шкаф, ноутбук, мультимедийный проектор и т.д.
Программа предназначена для детей среднего (5-8кл.) школьного возраста, рассчитана на 2 года обучения. В течение двух лет изучаются методики исследования окружающей нас среды. А так же проводятся занятия по написанию и оформлению исследовательских проектов.
Численность в группах 10 – 12 человек. Одно занятие в неделю проводится со всей группой – теоретическое. Второе занятие проводится по подгруппам, две подгруппы по 5-7 человек – это занятие практическое. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия 2 часа. Программа 1 года обучения составляет 192 часа: из них 64 – теории, 128 – практики (занятия с 15 сентября). 2 года обучения составляет 204 часа: из них 68 – теории, 136 – практики (занятия с 1 сентября).
Дети среднего звена по своей физиологии очень часто меняют увлечения, поэтому по окончании 1 года обучения ребята могут уйти, закончив на этом программу. На второй год обучения могут быть зачислены новые учащиеся, при условии, если они уже писали и защищали проекты. Выполненные проекты ранее должны предоставить для подтверждения. На второй год обучения может быть уменьшено количество групп (т.е. из трёх групп может остаться только две). Из нескольких групп 1 года обучения, формируются группы 2 года обучения. Так как есть право у учащихся выхода из групп. Группы могут меняться в зависимости: от смены в школе, уровня знаний, и другой уважительной причине.
Образовательный стандарт программы
2.1. Образовательный стандарт программы 1года обучения
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Вводные занятия. | Экология, биология. | Правила по ТБ и ПБ. | Ориентироваться в здании. |
2 | Экология природных сообществ. | Ориентирование, биогеоценоз, гигрометр, барометр, биотестирование, биоиндикация, ярусная структура, класс, отряд, семейство, вид. | Методы ориентирования на местности, методы изучения почв и водных объектов. | Работать с микроскопом, ориентироваться на местности, составлять характеристики участков исследования, работать с определителями беспозвоночных и водорослей. |
3 | Экология городской среды. | Радиация, радиационный фон, снежный покров, бытовые отходы, ПДК (пределы допустимой концентрации). | Нормы потребления энергии и питьевой воды в квартире, методики изучения качества городской среды, ПДК. | Измерять транспортную нагрузку, оценивать качество городской среды по снежному покрову. |
4 | Экология человека. | Калорийность, генномодифицированые продукты. | Здоровые и вредные привычки, вредные пищевые добавки. | Составлять рацион питания с учётом потребности и калорийности питания. |
5 | Популяционная экология. | Классификация, зоопсихология, тестовое поле, гексагональный лабиринт, Красная книга, заповедник, заказник, памятники природы. | Основы поведения животных, методы учёта птиц, правила содержания домашних животных, правила сбора растений для гербария и правила оформления гербария, ядовитые и лекарственные растения нашего края. | Работать с определителями птиц и растений нашего края, оформлять гербарий. |
2.2. Образовательный стандарт программы 2 года обучения
№ | Раздел программы | Основные термины и понятия | Необходимо знать | Необходимо уметь |
1 | Введение. | Экология, биология, дендрарий, акклиматизация растений. | Правила по ТБ и ПБ. | Ориентироваться в здании. |
2 | Экология насекомых. | Энтомология, жёсткокрылые, чешуекрылые. | Основные отряды насекомых, насекомых с полным и не полным превращением, правила сбора насекомых для коллекции, правила оформления коллекции насекомых. | Определять насекомых по определителям насекомых, собирать насекомых в природных условиях. |
3 | Гидроэкология. | Сапробность, гидрология. | Методики определения качества воды, химические и физические свойства воды. | Определять качество воды. |
4 | Влияние абиотических факторов на организм человека. | Абиотические факторы, шумовой фон, | Методики влияния абиотических факторов на организм | Определять уровень шумового загрязнения по таблице. |
5 | Зоопсихология. | Зоопсихология, условный и безусловный рефлекс | Требования к отбору подопытных животных | Определять уровни тревожности подопытных |
6 | Основы проектирования. | | Требования к структуре и оформлению исследовательского проекта, требования к оформлению глав «методика», «результаты исследования». Требования к оформлению слайдовой презентации. Культуру публичной защиты проектов. | Ставить цели и задачи к исследовательскому проекту, оформлять методику и результаты исследования к своему проекту, выполнять слайдовую презентацию, публично защищать свой проект. |
7 | Экология леса. | Фитопатология, энтомофаги | Болезни деревьев, насекомых вредителей леса, стволовых вредителей. | Определять заболевания деревьев, насекомых вредителей леса и стволовых вредителей. |
8 | Моделирование природных сообществ. | Природное сообщество, цепочка питания, сеть питания, среда обитания. | Принципы передачи энергии в цепях питания. | Составлять сети питания. |
9 | Итоговые занятия. | | | |
3. Содержательный модуль образовательной программы
3.1. Учебно-тематический план образовательной программы 1 года обучения
№ п/п | Раздел | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1. | Вводные занятия. | 6 | 2 | 4 |
2. | Экология природных сообществ. | 54 | 18 | 36 |
3. | Экология городской среды. | 48 | 16 | 32 |
4. | Экология человека. | 18 | 6 | 12 |
5. | Популяционная экология. | 66 | 22 | 44 |
ИТОГО: | 192 | 64 | 128 |
3.2. Учебно-тематический план образовательной программы 2 года обучения
№ п/п | Раздел | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Введение. | 6 | 2 | 4 |
2. | Экология насекомых. | 36 | 12 | 24 |
3. | Гидрология. | 36 | 12 | 24 |
4. | Влияние абиотических факторов на организм человека. | 36 | 12 | 24 |
5. | Зоопсихология. | 18 | 6 | 12 |
6. | Основы проектирования. | 24 | 8 | 16 |
7. | Экология леса. | 30 | 10 | 20 |
8. | Моделирование природных сообществ. | 12 | 4 | 8 |
9. | Итоговые занятия. | 6 | 2 | 4 |
| ИТОГО: | 204 | 68 | 136 |
3.3. Описание содержания разделов программы 1 года обучения
Раздел 1 - Введение. В данном разделе проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой: сообщается учащимся сведения, материал, основные задачи, которые ставит перед собой учитель при преподавании этой программы, проводится вводное тестирование. Знакомство с кабинетом, проведение экскурсий, знакомство с выставочными залами. Ознакомительное занятие для знакомства в коллективе в игровой форме для проверки имеющихся знаний. Содержит 6 часов.
Раздел 2 - Экология природных сообществ. Даются методы ориентирования на местности, проводятся микроклиматические наблюдения. Составляют характеристики биогеоценозов, водных объектов, участков в городской среде. Изучают почвенный разрез и обитателей почвы. Определяют качество воды по видовому составу водорослей и по беспозвоночным. История и строение микроскопа. Правила работы с микроскопом. Содержит 54 часа.
Раздел 3 - Экология городской среды. Даётся понятие радиации, измеряют радиационный фон города. Проводят учёт потребления энергии и питьевой воды в квартире. Изучают запылённость города и её последствия. Знакомятся с методиками изучения пылевого фона. Измеряют транспортную нагрузку. Изучают качество городской среды по состоянию снежного покрова. Проводят инвентаризацию бытового мусора. Содержит 48 часов.
Раздел 4 - Экология человека. Даётся характеристика продуктов питания. Составляют рацион питания, с учётом потребности и калорийности продуктов. Проводится игра о здоровых и вредных привычках. Содержит 18 часов.
Раздел 5 - Популяционная экология. В данных занятиях даётся классификация животного мира. Знакомятся с основами поведения животных. Изучают мыслительные способности у животных. Знакомятся с методами учёта птиц, и проводится учёт голубей. Даются правила содержания домашних животных в городе. Знакомятся с особенностями видового разнообразия птиц нашего края, затем определяем птиц с использованием определителей. Даётся классификация растений нашего края. Определяют растения по определителям. Собирают гербарный материал и оформляют гербарии. Составляют план работы на лето. Содержит 66 часов.
3.4. Описание содержания разделов программы 2 года обучения
Раздел 1 - Введение. В данном разделе проводится знакомство с правилами по ТБ и ПБ, с учебной программой. Реализуется экскурсия в дендрарий, и проводится сбор растений для гербария. Содержит 6 часов.
Раздел 2 - Экология насекомых. Даётся понятие о значении насекомых в природе. В природных условиях проводится сбор насекомых, затем оформляются коллекции насекомых. Знакомятся с методами хранения и фиксации насекомых. Знакомство с основными отрядами насекомых: стрекозы, клопы, жёсткокрылые, чешуекрылые. Работа с определителями по данным насекомым. Содержит 36 часов.
Раздел 3 - Гидрология. Даются методики определения качества воды по индексу сапробности. Ряска, как индикатор загрязнения воды. Химические и физические свойства воды. Содержит 36 часов.
Раздел 4 - Влияние абиотических факторов на организм человека. Даётся понятие абиотических факторов. Изучается шумовой фон города, влияние разных стилей музыки на позвоночных, влияние запахов на самочувствие организмов. Знакомятся с историей цветового восприятия, радиоволнами вокруг нас, иллюзией пространства и движения. Содержит 36 часов.
Раздел 5 - Зоопсихология. Вводится понятие зоопсихология. Знакомятся с мыслительными способностями низших приматов и человека. Изучается условный и безусловный рефлекс. Содержит 18 часов.
Раздел 6 - Основы проектирования. На данных занятиях воспитанники знакомятся со структурой и оформлением исследовательского проекта, учатся писать цели и задачи. Знакомятся с требованиями оформления методики и результатов исследования своего проекта, учатся оформлять слайдовую презентацию. Обучаются культуре публичной защиты проекта, выполняют и защищают собственный исследовательский проект. Содержит 24 часа.
Раздел 7 - Экология леса. Даётся понятие фитопатологии леса. Определяют в парковой зоне заболевания деревьев. Знакомятся с насекомыми вредителями леса, затем определяют по определителям. Знакомство с насекомыми энтомофагами. Содержит 30 часов.
Раздел 8 - Моделирование природных сообществ. На занятиях в данном разделе создаём пространственно-математические модели природных сообществ суши и воды. Содержит 12 часов. Содержит 12 часа.
Раздел 9 - Итоговые занятия. Содержит 6 часов.
4. Оценочно-результативный модуль образовательной программы
4.1 Система текущего и итогового контроля 1 года обучения
№ п/п | Раздел | Форма текущего контроля | Форма итогового контроля |
1 | Вводные занятия. | Опрос | Тест |
2 | Экология природных сообществ. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Тест Игра |
3 | Экология городской среды. | Беседа Карточки Лабораторная работа Самостоятельная работа | Тест Игра |
4 | Экология человека. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Тест Игра |
5 | Популяционная экология. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Тест Игра |
Должны знать: Методы: ориентирования на местности, изучения почв и водных объектов, изучения качества городской среды, учёта птиц. Нормы потребления энергии и питьевой воды в квартире, ПДК (пределы допустимой концентрации). Здоровые и вредные привычки, вредные пищевые добавки. Основы поведения животных, правила содержания домашних животных, правила сбора растений для гербария и правила оформления гербария, ядовитые и лекарственные растения нашего края. Терминологию.
Должны уметь: Работать с микроскопом, с определителями. Ориентироваться на местности, составлять характеристики участков исследования. Измерять транспортную нагрузку, оценивать качество городской среды по снежному покрову. Составлять рацион питания с учётом потребности и калорийности питания. Оформлять гербарий.
4.2 Система текущего и итогового контроля 2 года обучения
№ п/п | Раздел | Форма текущего контроля | Форма итогового контроля |
1 | Введение. | Опрос | Игры Тест |
2 | Экология насекомых. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Игра Тест |
3 | Гидрология. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Игра Тест |
4 | Влияние абиотических факторов на организм. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Игра Тест |
5 | Зоопсихология. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Игры Тесты |
6 | Основы проектирования. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Практическая работа | Защита исследовательского проекта на городской конференции по экологии «Первые шаги в мир науки» |
7 | Экология леса. | Беседа Карточки Самостоятельная работа Лабораторная работа | Игра Тест |
8 | Моделирование природных сообществ. | Беседа Карточки Практическая работа | Игра |
9 | Итоговые занятия | Карточки Кроссворды | Игры Тесты |
Должны знать: Методы: изучения городской среды, влияния абиотических факторов на человека и окружающую среду, изучения основ поведения животных, подходы к моделированию и проектированию природных сообществ. Структуру исследовательского проекта.
Должны уметь: Работать с определителями, шумометром, гигрометром, барометром, дозиметром, ветромером и др. Составлять модели устойчивых экосистем. Совместно с педагогом оформлять исследовательский проект, создавать слайдовую презентацию, защищать исследовательский проект.
Литература для педагога
Аверкиев И.С. /Атлас насекомых леса/ - М: изд. «Лесная промышленность»: 1984. – 71 с.
Агафонова Г.И, Амельченко В.П., Беляева Т.Н. и др. /Красная книга Томской области/: Томск: Изд-во Том. ун-та: 2002. – 402 с.
Агеева И.Д. /Весёлая биология на уроках и праздниках/: Методическое пособие. - М: ТЦ: Сфера: 2004. – 352 с.
Адольф Т.А., Бутьев В.Т., Михеев А.В., Орлов В.И. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: «Просвещение». – 1977. – 192 с.
Акимушкин И. /Мир животных/ т. 3; - М., «Мысль»:1995. – 385 с.
Алексеев В.А. /300 вопросов и ответов о животных океана/. - Ярославль: Академия развития: 1997. – 240 с.
Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. /Экология и охрана окружающей среды // толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт: 1998. - 480 с.
Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Земноводные и пресмыкающиеся. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1998 – 576с
Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о домашних животных". - Ярославль: Академия развития, 1997 - 208с
Анашкин Е. Н. "300 вопросов и ответов о птицах". - Ярославль: Академия развития: 1998- 240с
Анашкин Е. Н. "Кроссворды для школьников". Биология. - Ярославль: "Академия развития": 1997- 128с
Ашихмина Т.Я., Кантор Г.Я., Васильева А.Н., Тимонюк В.М., Кондакова Л.В., Ситяков А.С. «Экологический мониторинг»: Учебно методическое пособие/ под ред. Т.Я. Ашихминой. – Изд. 4-е. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 416с
Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. "Биология": Материалы к урокам-экскурсиям. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС: 2002 - 288с
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. "Предметные недели в школе": Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель:2003 - 154с
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. "Открытые уроки по биологии". 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2003 - 65с
Банников А.Г., Даревский И.С., Ищенко В.Г. и др. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. Учеб. пособие для студентов биол. Специальностей пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1977 – 415с
Банников А.Г., Денисова М.Н. «Очерки по биологии земноводных», Пособие для учителей и студентов факультетов естествознания. - М: Государственное учебно-методическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956 – 165с
Барсукова Т.Н., Белякова Г.А., Прохоров В.П., Тарасов К.Л. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240с.
"Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - I том. – М: изд. «Советская энциклопедия»: 1985 –563с
Бондарчук М.М., Ковылина Н.В. "Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах". 5-11классы. - Волгоград: Учитель: 2005 - 174с
Брикетти П. Птицы. Справочник. Пер. с итал. Т.А. Васильевой, Е.В. Шишловой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 – 318с
Букатов В.М., Ершова А.П."Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения": Книга для учителя. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002 - 224с
Веккионе Глен Занимательные опыты. 100 интересных экспериментов, которые помогут понять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с англ./ - М.: АСТ: Астрель, 2008 – 287с
Винокуров А. А. Редкие и исчезающие животные. Птицы: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1992 – 446с
Второв П.П., Дроздов Н.Н. "Определитель птиц фауны" СССР. М., «Просвещение»: 1980-249с
Голдино Д. «Беспозвоночные» - М: изд. «Мир»:1998–588с
Горностаев Г.Н. Определитель отрядов и семейств насекомых фауны России. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999 – 176с.
Гуревич А.А. «Пресноводные водоросли»: определитель, пособие для учителя. – М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 110с.
Давыдова М.А., Агапова И.А. "Праздник в школе: Игры, турниры, сценарии": Для учащихся 6 - 11 классов. - М.: Айрис - пресс: 2004 - 256с
Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах": Книга для учителя. - М.: Просвещение: АО "Учебная литература":1996 - 80с
Деревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1988 – 463с.
Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России. – М.: 1996 – 344с
Душенков В.М., Макаров К.В."Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных" - М: Издательский центр " Академия", 2000-256с.
Еленевский А.Г., Соловьёва М.П., Ключникова Н.М. и др. Практикум по систематике растений и грибов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. А.Г. Еленевского. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. "1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов" - Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг: 2000 - 224с
Жеребцова Е.Л. "Биология в схемах и таблицах". - СПБ.: Тритон: 2005- 128с
Зайцева Е.Ю. Скворцов П.М. Школьный практикум /7-8 классы/: М "ДРОФА" 1998-96с
Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. "Школьный практикум". Биология. Животные. 7-8 класс. - М.: Дрофа, 2000 - 96с
Зауэр Ф. «Птицы – обитатели лугов, полей и лесов»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с
Зауэр Ф. «Птицы – обитатели озёр, болот и рек»; Пер. с нем. С.Мещеряковой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 287с
«Защита леса от вредителей и болезней» // по ред. Зубова П.А.: Справочник. - М: изд. «Агропромиздат»:1988–411с
Зверев А.Т. Экология. Практикум. 10-11кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 176с
Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 320с.
Иванова Т.В. "Тесты. Биология" . 6 - 11 кл. - М.: Изд. "Астрель": 2001- 336с
Карташев Н.Н., Соколов в.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004 – 383с
Касаткина Н.А. "Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы", - Волгоград: "Учитель": 2004 - 160с
Касаткина Н.А. "Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия" (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) - Волгоград: Учитель: 2005 - 154с
Коган М.С. "С игрой круглый год в школе и на каникулах". - 2-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во: 2004 - 151с
Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
Колбовский Е. Ю. «Изучаем природу в городе». – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.
Константинов В.М., Шаталова С.П., Бабенко В.Г., и др. «Лабораторный практикум по зоологии позвоночных»: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.М. Константинова . – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272с
Коршунов Ю.П. Булавоусые чешуекрылые Северной Азии. – Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2002 – 424с
Кугач А.Н., Турыгина С.В. "Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы". - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2004 - 192с
Кузнецова Э.Г. "Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии". К.: ГИППВ: 1998 - 240с
«Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - II том. – М: изд. «Советская энциклопедия»:1985 –563с
Ламперт Карл. Атлас бабочек и гусениц. Места обитания. Физические характеристики. Поведение. Размножение. Под ред. А.И. Быховца. – Мн.: Харвест, 2003 – 736с
"Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных": М "АКАДЕМИЯ" : 2000 - 255с
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. "Нравственно - экологическое воспитание школьников": Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11классы. - М.: 5 за знания: 2005 - 208с
Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ТКО "АСТ": 1996 - 544с
Ляхов П.Р. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Животные. - М.: ООО Изд. "АСТ": 2002 - 542с
Мазнин И.А. "500 загадок для детей". - М.: ТЦ Сфера: 2002 - 128с
Мак - Фарленд Д. «Поведение животных: Психология, этология и эволюция»: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988 – 520с
Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. «Определитель насекомых европейской части России»- М: изд. «Просвещение»:1976 – 312с
Мамаев Б.М. «Определитель насекомых по личинкам». Пособие для учителей.- М: изд. «Просвещение»:1972 – 400с
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006 – 64с
"Методика изучения перифетона и оценки сапробности водоемов": Ассоциация "Экосистема" М:1997 -13с
"Методы исследований пресного зоопланктона": Ассоциация "Экосистема" М:1997 -13с
Минина И.С., Майоров А.И. Всё о кроликах: Альбом. - М.: Агропромиздат, 1988. - 184с.
Михайлова М.А. "Детские праздники. Игры, фокусы, забавы". Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: " Академия развития"1997 - 240с
Модестов С.Ю. "Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ" СПБ: Акцент: 1998- 175с
Мозолевская Е.Г., Белова Н.К., Лебедева Г.С., Шарапа Т.В. Практикум по лесной энтомологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Е.Г. Мозолевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 272с
Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с
Наумов С.П. " Зоология позвоночных". - М.: Просвещение: 1982-312с
Николаев В.А., Харвуд Д.М., Морфология, таксономия и система классификации центрических диатомовых водорослей. – СПб.: Наука, 2002. – 118с.
Осипенко И.Л. "Классные" праздники, или как научить школьников жить весело. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003 - 160с
Парфилова Л.Д. "Уроки биологии в 6-7 классах". Книга для чтения. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с
Плавильщиков Н.И. «Определитель насекомых». – М: ТОПИКАЛ:1994 – 544с
"Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе". М "АКАДЕМИЯ": 1999 -200с
Попова Т.А. "Экология в школе: Мониторинг природной среды": Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2005- 64с
Потапов И.В. "Зоология с основами экологии животных". - М.: Издательский центр "Академия" 2001- 296с
Пресноводные рыбы: Справочник. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001 – 288с
"Программа комплексных круглогодичных исследований беспозвоночных": Ассоциация "Экосистема" М:1998 -21с
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Цитадель-трейд, 2002 – 640с
Райххолф – Рим Х. «Бабочки» – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 288с
Райххолф – Рим Х. «Млекопитающие» – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 286с
Руковский Н.Н. По следам лесных зверей. – 2-е изд., перераб. – М.: Агропромиздат, 1988 – 175с
Сорокина Л.В. "Тематические игры и праздники по биологии". Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера: 2003 - 96с
Текутов П.Ф. Практикум по физиологии человека и животных. - М.: Просвещение, 1962. - 231с.
Тинберген Н. «Поведение животных». – М.: Изд. «МИР», 1969 – 191с
Тихонов А.В. "Красная книга России"- М: "Росмен", 2002-415с
"Теория и практика экологического мониторинга в образовательных учреждениях". Санкт-Петербург:1999-107с
Теремов А., Рохлов В. "Занимательная зоология"- М.:АСТ - ПРЕСС: 2002 - 528с
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002 – 256с
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Учебник для студентов университетов. – М.: Изд. Московского университета, 1976 – 287с
Фадеева Г.А. "Международные экологические акции в школе. 7 - 9 классы. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления". - Волгоград: Учитель: 2005 - 124с
Филоненко-Алексеева А.Л., Нехлюдова А.С., Севастьянов В.И. «Полевая практика по природоведению»: Экскурсия в природу: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384с
Фролова Е.Н. и др. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студентов биол. фак. пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985 – 231с
Храбрый В. Атлас – определитель птиц. – СПб.: Амфора. Тид Амфора, 2006 – 231с
Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». М.: Российское психологическое общество, 1997 – 308с
Шарова И.Х. “Зоология беспозвоночных”// учебное пособие: книга для учителя. - М: изд. “Просвещение”:1999 –304с
Шорина С.В. "Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики". Методическое пособие. М.: ЦГЛ: 2005- 190с
"Экологический мониторинг": Учебно-методическое пособие /Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. – 416с. 1996-90с
"Экологическое состояние, использование природных ресурсов, охрана окружающей среды Томской области в 1995 году" / Государственный комитет экологии и природных ресурсов Томской области/ – Томск:1996-178 с
"Экологический мониторинг. Состояние окружающей природной среды Томской области в 1997 году"/Государственный комитет по охране окружающей среды Томской области/ – Томск: 1998-258 с
Юсуфов А.Г. История и методология биологии: Учеб. пособие для вузов/ А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. – М.: Высш. шк., 2003 – 238с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Беспозвоночные. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 366с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Пресмыкающиеся. - М.: Изд. "Первое сентября": 2000 - 208с
"Я иду на урок биологии". Зоология: Птицы. - М.: Изд. "Первое сентября": 2001 - 272с
"Я иду на урок биологии". Хрестоматия игровых приёмов обучения. - М.: Изд. "Первое сентября": 2002- 224с
"Я иду на урок биологии". Экология. - М.: Изд. " Первое сентября": 2002 - 240с
Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Хордовые. - М.: Просвещение, 1985-448с
Литература для обучающихся
Алексеев С.В. "Экология": С-П.: Наука: 2000-237с
Алексеев В.Н. "Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви"./ Алексеев, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа: 2005- 74с
Алешунин В.И., Бочарова Н.Г., Вишняков Г.А., Вишнакова С.М. " Экология и охрана окружающей среды "//толковый терминологический словарь. – Москва: Всемирный следопыт:1998 - 480 с
Анучив Н. П., Атрохин В. Г."Лесная энциклопедия "// в двух томах. - т.2. – М.: Советская энциклопедия:1986 - 631 с
Баксис Д., Самервиль Б. "Дрессировка и воспитание хомячка." / Пер. с англ. Т.В. Лисициной. - М.: ООО "Аквариум - Принт", К.: ОАО "Дом печати - ВЯТКА": 2005 - 64с
Баландинин Р.К. "Природа и цивилизация"- М.,Мысль:1988-391с
Барбара Корк, Элен Джилкс. "Энциклопедия живой природы." – М.: АСТ—Пресс: 1999 - 324 с
Беме Р. Птицы "Энциклопедия природы России"; М.:1996- 430с
Бианки В.В. "Лесная газета". Клуб колумбов. - М.: Правда:1986- 480с
"Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - I том. – М: изд. «Советская энциклопедия»: 1985 –563с
"Биологический энциклопедический словарь". – М., 1995. «География Томской области»// под ред. Земцова А.А.: учебное пособие. – Томск: ВИЗАН: 1991 - 138с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Биология". Млекопитающие. - М.: Дрофа: 2004 - 48с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. "Атлас родной природы". Животные леса. - М: "Эгмонт Россия": 2000 - 64с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И "Атлас родной природы". Животные поселения человека: - М: "Эгмонт Россия": 2001 - 64с
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И., Замятина Н.Г., Сергеева М.Н. "Атлас родной природы". Опасные животные и ядовитые растения. - М: "Эгмонт Россия": 2002 - 64с
Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. "Твоя красная книга", - М: "Молодая гвардия": 1986-110с
Зайцева Е.Ю. Скворцов П.М. Школьный практикум /7-8 классы/: М "ДРОФА" 1998-96с
Зайцева Е.Ю., Скворцов П.М. "Школьный практикум". Биология. Животные. 7-8 класс. - М.: Дрофа, 2000 - 96с
«Защита леса от вредителей и болезней» // по ред. Зубова П.А.: Справочник. - М: изд. «Агропромиздат»:1988–411с
Иваницкий В.В. "Детская энциклопедия". Птицы. - М: Изд. "Астрель": 2000 - 400с
Колобовский Е.Ю. "Экология для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке". - Ярославль: "Академия развития", "Академия К": 1998 - 256с
«Лесная энциклопедия» //под ред. Воробьёва Г.И. - II том. – М: изд. «Советская энциклопедия»:1985 –563с
Локшин Г.И. "Биология". Краткий курс для школьников и абитуриентов. - М.: Лист-Нью: 1998 - 288с
Майоров Т.С. География. "Справочник школьника" - Москва: Слово:1997 - 576 с
Мирзоян С.А., Мамаев Б.М. "Насекомые и биосфера". - М.: Агропромиздат: 1989 - 208с
Мягков Н.А. Атлас-определитель рыб: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994 – 282с
Орлов Б.Н., Гелашвили Д.Б., Ибрагимов А.К. "Ядовитые животные и растения СССР" - М.: Высшая школа: 1990 - 254с
Плавильщиков Н.И. «Определитель насекомых». – М: ТОПИКАЛ:1994 – 544с
Положенцев П.А., Козлов В.Ф. «Малый атлас энтомофагов» - М: изд. «Лесная промышленность»:1971- 118с
Рахманов А.И. Домашний зооуголок. - Смоленск: Русич, 1996. - 544с.
Тихонов А.В. "Красная книга России": М: "Росмен" 2002-415с
Чижевский А.Е. "Я познаю мир". Дет. Энцикл.: Экология. - М.: ООО Изд. "АСТ-ЛТД", Олимп: 1998 - 432с
Шитиков Д.А ."Загадки животных." - М.: ООО Изд. АСТ: 2002 - 320с
Шрам В. Е. "Навстречу природе". – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство:1980 - 118 с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Животные. - М.:ТКО "АСТ": 1996-544с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Птицы. - М.: Изд. "Астрель": 2000-400с
"Я познаю мир". Детская энциклопедия. Экология. - М.: Изд. АСТ - ЛТД, Олимп: 1998-432 с