СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа по робототехнике

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось бы , чтобы все педагоги по робототехнике работали по одной программе!

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по робототехнике»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Альметьевска , Республики Татарстан













Дополнительная образовательная программа

«Робототехника»

для обучающихся

( 8 -13 лет)









Подготовила педагог дополнительного

образования МБОУ «СОШ № 12»

Сафиуллина Гульназ Нафисовна









г. Альметьевск

2016 -2017 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

Lego позволяет учащимся:

- совместно обучаться в рамках одной команды;

- распределять обязанности в своей команде;

- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- создавать модели реальных объектов и процессов;

- видеть реальный результат своей работы.

Программа «Робототехника» рассчитана на средний школьный возраст 10 -15 лет. Срок реализации образовательной программы дополнительного образования – 5 лет. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.


Цель программы:

Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.


Задачи программы:

  1. Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и предметам естественнонаучного цикла – физика, технология, информатика.

  2. Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Robolab 2.9.

  3. Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).

  4. Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.


Занятия по легоробототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами.

В процессе разработки, программирования и тестирования роботов учащиеся приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.


Условия реализации программы


Программа рассчитана на обучение и воспитание детей и подростков 10-15 лет. Количество воспитанников в группах – до 15 человек.

При необходимости могут формироваться разновозрастный группы. Для занятий объединения требуется просторное, светлое помещение, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам.

Занятия в 1 года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия 2, 3 и последующих лет обучения организуются – 3 раза в неделю по 2 часа.

Занятия, предусмотренные программой, включают теоретические и практические формы работы с детьми.


Материальные ресурсы:

1. Наборы Лего - конструкторов:

- ПервоРобот RCX – 2 набора

- Lego Mindstorms NXT – 2 набора

- Набор ресурсный средний – 5 наборов

2. АРМ учителя физики (компьютер, проектор, сканер, принтер).


Работа с родителями:


Основными формами работы с родителями для реализации программы является:

  1. Рекомендации по индивидуальному обучению ребенка.

  2. Индивидуальные беседы с родителями.

  3. Родительские собрания.

  4. Дни открытых дверей.


Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:


  1. Устав МБОУДОД «СЮТ» г. Альметьевска РТ;

  2. Инструкции по охране труда и технике безопасности;

  3. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;

  4. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН;

  5. Конституция Российской Федерации;

  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изменениями от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации»;

  7. Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;

  8. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от19.07.2010 №573 «О стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях регионального значении»

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 26.06.2012г.

Методическая работа


1.Составление методических разработок

2. Мониторинг образовательного процесса

3. Посещение занятий педагогов других объединений с целью обмена опыта.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

    • формирование устойчивого интереса к робототехнике и учебным предметам физика, технология, информатика;

    • формирование умения работать по предложенным инструкциям;

    • формирование умения творчески подходить к решению задачи;

    • формирование умения довести решение задачи до работающей модели;

    • формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

    • формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

    • подготовка к состязаниям по Лего - конструированию.


Формы подведения итогов реализации ДОП:

- школьная, муниципальная, региональная состязания по Лего;

- турниры на звание лучшего программиста и конструктора по Лего.



Данная программа направлена на:

  • помощь детям в индивидуальном развитии;

  • мотивацию к познанию и творчеству:

  • к стимулированию творческой активности;

  • развитию способностей к самообразованию;

  • приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • организацию детей во внеучебное время (досуг).














Учебно-тематический план

1 год обучения


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Итого

теория

практика

1.

Комплектование группы

4

-

4

2.

Что такое робототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

1

1

2

3.

Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ.

1

1

2

4.

Общий обзор технологии NXT

2

2

4

5.

Разбор комплекта «Быстрый старт»

2

2

4

6.

Тестирование комплекта «Быстрый старт

2

2

4

7.

Главное меню NXT

2

2

4

8.

Использование сенсора цвета

2

2

4

9.

Использование сенсора нажатия

2

2

4

10.

Использование ультразвукового сенсора

2

2

4

11.

Использование интерактивных сервомоторов

2

2

4

12.

Подключение NXT к компьютеру. Установка программного обеспечения

2

2

4

13.

Первая программа

2

2

4

14.

Интерфейс пользователя программного обеспечения

2

2

4

15.

Дистанционное управление

4

4

8

16.

Конструирование робота «Vehicles»

8

8

16

17.

Конструирование робота «Animals»

8

8

16

18.

Конструирование робота «Machines»

8

8

16

19.

Конструирование робота «Humanoids»

8

8

16

20.

Программирование для LEGO MINDSTORMS NXT 2.0

8

8

16

21.

Подведение итогов

2

2

4

ИТОГО:

44

100

144







Учебно-тематический план

2 год обучения


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Итого

теория

практика

1.

Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ

2

-

2

2.

Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

2

-

2

3.

«Несуществующее животное».

2

4

6

4.

Способы крепления деталей. Высокая башня.

2

4

6

5.

Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка).

2

4

6

6.

Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок.

2

4

6

7.

Механическая передача. Ручной миксер. Редуктор.

2

4

6

8.

Тележки. История колеса. Одномоторная тележка.

2

4

6

9.

Полноприводная тележка.

2

4

6

10.

Тележка с автономным управлением.

2

4

6

11.

Тележка с изменением передаточного отношения.

2

4

6

12.

Шагающий робот

2

4

6

13.

Маятник Капицы

2

4

6

14.

Двухмоторная тележка.

2

4

6

15.

Полный привод.

2

4

6

16.

Знакомство со средой программирования Robolab2.9. Режим «Администратор». Режим «Программист».

2

4

6

17.

Типы команд. Команды действия. Базовые команды.

2

4

6

18.

Продвинутое управление моторами.

2

4

6

19.

Моторы NXT.

2

4

6

20.

Команды ожидания.

2

4

6

21.

Управляющие структуры.

2

4

6

22.

Управляющие структуры.

2

4

6

23.

Модификаторы.

2

4

6

24.

Релейный регулятор. Движение с одним датчиком освещенности.

2

4

6

25.

Движение с двумя датчиками освещенности

2

4

6

26.

Пропорциональный регулятор

2

2

4

27.

Пропорционально-дифференцированный регулятор.

2

4

6

28.

Кегельринг. Танец в круге.

2

4

6

29.

Кегельринг. Танец в круге.

2

4

6

30.

Движение вдоль линии. Один датчик.

2

4

6

31.

Движение вдоль линии. Два датчика.

2

4

6

32.

Путешествие по кабинету.

2

4

6

33.

Путешествие по кабинету.

2

4

6

34.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2

4

6

35.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2

4

6

36.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.

2

4

6

37.

Подведение итогов

4

6

10

ИТОГО:

76

140

216






























Учебно-тематический план

3 год обучения


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Итого

теория

практика

1.

Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ

2

-

2

2.

Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

2

-

2

3.

Видео, знакомство со средой конструирования и программирования

2

4

6

4.

Дистанционное управление роботом

2

4

6

5.

Соединение с роботом различными способами.

2

4

6

6.

Выбор, загрузка программы, запуск программы, тестирование.


2

4

6

7.

Сборка основы робота «Shooter»

2

4

6

8.

Запуск тестовой программы.

2

4

6

9.

Досборка робота «Shooter».

2

4

6

10.

Запуск тестовой программы стрельбы на 4 стороны и патрулирования.


2

4

6

11.

Модификация робота «Shooter» для движения с учетом разметки.

2

4

6

12.

Обучение использованию блоков движения и сенсорных блоков при программировании

2

4

6

13.

Составление и тестирование программы для «Shooter» «движение по черной линии 20 секунд».


2

4

6

14.

Составление и тестирование программы для «Shooter»

2

4

6

15.

Подготовка к командным соревнованиям «Дуэль» модифицированных роботов «Shooter»

2

4

6

16.

Модификация роботов и отладка программ.

2

4

6

17.

Командное отборочное соревнование «Дуэль» модифицированных роботов «Shooter»

2

4

6

18.

Сборка «robogator».

2

4

6

19.

Тестирование движений челюстей

2

4

6

20.

Досборка робогатора.

2

4

6

21.

Тестирование движений лап и хвоста

2

4

6

22.

Программирование охранника-робогатора

2

4

6

23.

Игра с робогатором.


2

4

6

24.

Сборка «humanoid». Сборка ног.


2

4

6

25.

Досборка «humanoid». Тестирование движений туловища и ног

2

4

6

26.

Досборка «humanoid». Тестирование движений головы и рук.

2

2

4

27.

Программирование «humanoid». Игра с «humanoid».

2

4

6

28.

Обучение использованию циклов и ветвлений при программировании роботов.


2

4

6

29.

Написание программы «Выход из лабиринта».


2

4

6

30.

Подготовка к командным соревнованиям «Лабиринт» роботов «humanoid»».


2

4

6

31.

Модификация и отладка программ

2

4

6

32.

Командное отборочное соревнование «Лабиринт».

2

4

6

33.

Сборка основы робота «Бульдозер

2

4

6

34.

Конструирование ковша.


2

4

6

35.

Досборка робота «Бульдозер». Отладка.


2

4

6

36.

Обучение использованию констант и переменных в программах для роботов.


2

4

6

37.

Подведение итогов

4

6

10

ИТОГО:

76

140

216











Учебно-тематический план

4 год обучения


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Итого

теория

практика

1.

Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ

2

-

2

2.

Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

2

-

2

3.

Алгоритмы. Виды алгоритмов. Знакомимся с понятием «алгоритм», видами алгоритмов.

2

4

6

4.

Программы. Программирование. Типы языков программирования


2

4

6

5.

Знакомимся с понятием «программа», «программирование». Знакомимся с языками программирования. Знакомимся с объектно-ориентированным программированием.


2

4

6

6.

История робототехники. Современные разработки в области робототехники


2

4

6

7.

Роботы в быту Узнаем, как роботы могут помочь человеку в быту

2

4

6

8.

Профессия «инженер».Узнаем о профессии инженер

2

4

6

9.

Автоматизация и информатизация


2

4

6

10.

Поиск инженерных идей для построения робота полезного в быту

2

4

6

11.

Конструирование бытового робота Сборка из деталей LEGO и Lego Mindstorms бытового робота

2

4

6

12.

Программирование бытового робота Программируем робота, для решения поставленных задач


2

4

6

13.

Презентация бытового робота Презентация возможностей созданного робота

2

4

6

14.

Тестирование по робототехнике Промежуточный контроль усвоения программы

2

4

6

15.

Поиск новых идей для создания робота

2

4

6

16.

Учимся создавать интересные и сложные программы

2

4

6

17.

Промышленный дизайн и техническая эстетика в оформлении моделей роботов


2

4

6

18.

Роботы-исследователи


2

4

6

19.

Искусственный интеллект


2

4

6

20.

Сборка и программирование человекоподобного робота Альфарекс


2

4

6

21.

Конструирование и программирование робота с использованием 3-х датчиков


2

4

6

22.

Свободное конструированиеПридание собственному роботу индивидуальных дизайнерских черт

2

4

6

23.

Проба создания сложного робота, с использованием четырех датчиков


2

4

6

24.

Программирование и отладка программы робота, созданного по собственному замыслу подгруппой. Проверка функционала робота. Проведение экспериментов


2

4

6

25.

. Робот-тягач

2

4

6

26.

Четвероногий пешеход

2

2

4

27.

. Универсальный ходок для NXT

2

4

6

28.

Двухмоторная тележка: трехточечная схема, простейшая тележка


2

4

6

29.

Изучение блоков основной палитры. Управление простейшей модели

2

4

6

30.

Блоки Экран, Звук, Время. Вывод мощности мотора на экран произвольной модели


2

4

6

31.

Изучение алгоритмов. Точные повороты

2

4

6

32.

Задание «Парковка»

2

4

6

33.

Блок Математика, Текст в Число. Пропорции в настройках


2

4

6

34.

Блоки коммуникации. Эстафета роботов

2

4

6

35.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2

4

6

36.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.

2

4

6

37.

Подведение итогов

4

6

10

ИТОГО:

76

140

216























Учебно-тематический план

5 год обучения


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Итого

теория

практика

1.

Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ

2

-

2

2.

Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора.

2

-

2

3.

Проект «Рыцарский турнир»

2

4

6

4.

Собираем гусеничного робота по инструкции

2

4

6

5.

Создание собственных моделей

2

4

6

6.

Соревнование в классе

2

4

6

7.

Проект «Школьный двор»


2

4

6

8.

Прочность конструкции и способы повышения прочности.

2

4

6

9.

Собираем модель «Крокодил»

2

4

6

10.

Дополнительные задания

2

4

6

11.

Проект «Детская площадка»

2

4

6

12.

Цикл. Прибавить к экрану, убавить от экрана.

2

4

6

13.

Проект « Детская площадка»

2

4

6

14.

Подготовка к защите проекта

2

4

6

15.

Защита проектов

2

4

6

16.

Модель «Поющие птицы»


2

4

6

17.

Модель « Вратарь»

2

4

6

18.

Футбол. Нападающий. Дополнительные задания

2

4

6

19.

Модель «Забиватель голов»

2

4

6

20.

Футбол. Нападающий. Дополнительные задания

2

4

6

21.

Проект «Район, в котором я живу!» Симметричность LEGO моделей

2

4

6

22.

Проект «Район, в котором я живу!» Симметричность LEGO моделей

2

4

6

23.

Устойчивость LEGO моделей.

« Катер»

2

4

6

24.

Устойчивость модели. Распределение веса.

2

4

6

25.

Модель «Волчок»

2

4

6

26.

Устойчивость модели. Распределение веса.

2

2

4

27.

Непотопляемый парусник

2

4

6

28.

Выполнение индивидуальных проектов

2

4

6

29.

Обезьянка – барабанщица

2

4

6

30.

Проект «LEGO и сказки»

2

4

6

31.

Любимый сказочный герой

2

4

6

32.

Проект «Инстинкт Самосохранения»


2

4

6

33.

Проект « Измеритель шума»


2

4

6

34.

Циклическая структура


2

4

6

35.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование.

2

4

6

36.

Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели.

2

4

6

37.

Подведение итогов

4

6

10

ИТОГО:

76

140

216










Приобретаемые знания

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

  • компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • основные приемы конструирования роботов;

  • конструктивные особенности различных роботов;

  • как передавать программы в RCX и NXT;

  • как использовать созданные программы;

  • приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).



Сформированные умения и навыки



  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);

  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
    создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;

  • передавать (загружать) программы в RСX и NXT;

  • корректировать программы при необходимости;

  • демонстрировать технические возможности роботов;

  • излагать логически правильно действие своей модели (проекта).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Основные формы занятий:

- теоретическая часть занятий;

- практическая часть занятий;


Приемы и методы организации занятий.

I Методы организации и осуществления занятий:

1. Перцептивный акцент:

а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

в) практические методы (упражнения, задачи).


2. Гностический аспект:

а) иллюстративно - объяснительные методы;

б) репродуктивные методы;

в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.


3. Логический аспект:

а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;

б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.


4. Управленческий аспект:

а) методы учебной работы под руководством учителя;

б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.


II Методы стимулирования и мотивации деятельности:


  1. Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.

  1. Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.























Список литературы


1.Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, - 64 стр., илл.

2.Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая NXT-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В.

4.ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT-G, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php

5.Инструкция загружена с сайта по LEGO-роботам: http://www.prorobot.ru/lego.php

6. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс] http://lego.rkc-74.ru/index.php/ , Пермь, 2011 г.

Интернет-ресурсы

  1. www.school.edu.ru/int

  2. http://www.prorobot.ru

  3. http://www.nnxt.blogspot.ru

  4. http://www.ielf.ucoz.ru

  5. http://www.fiolet-korova.ru

  6. http://www.mindstorms.ru

  7. http://www.lego56.ru

  8. http://www.robot-develop.org

  9. http://www.lego.detmir.ru



17