Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Альметьевска , Республики Татарстан
Дополнительная образовательная программа
«Робототехника»
для обучающихся
( 8 -13 лет)
Подготовила педагог дополнительного
образования МБОУ «СОШ № 12»
Сафиуллина Гульназ Нафисовна
г. Альметьевск
2016 -2017 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной команды;
- распределять обязанности в своей команде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Программа «Робототехника» рассчитана на средний школьный возраст 10 -15 лет. Срок реализации образовательной программы дополнительного образования – 5 лет. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа.
Цель программы:
Организация досуга учащихся во внеурочное время: обучение с увлечением.
Задачи программы:
Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике и предметам естественнонаучного цикла – физика, технология, информатика.
Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач по механике, знакомство и освоение программирования в компьютерной среде моделирования LEGO Robolab 2.9.
Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
Воспитывающая задача: воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
Занятия по легоробототехнике помогают учащимся в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекают интересными проектами.
В процессе разработки, программирования и тестирования роботов учащиеся приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; встречаются с ключевыми понятиями информатики, прикладной математики, физики, знакомятся с процессами исследования, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей и подростков 10-15 лет. Количество воспитанников в группах – до 15 человек.
При необходимости могут формироваться разновозрастный группы. Для занятий объединения требуется просторное, светлое помещение, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам.
Занятия в 1 года обучения организуются 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия 2, 3 и последующих лет обучения организуются – 3 раза в неделю по 2 часа.
Занятия, предусмотренные программой, включают теоретические и практические формы работы с детьми.
Материальные ресурсы:
1. Наборы Лего - конструкторов:
- ПервоРобот RCX – 2 набора
- Lego Mindstorms NXT – 2 набора
- Набор ресурсный средний – 5 наборов
2. АРМ учителя физики (компьютер, проектор, сканер, принтер).
Работа с родителями:
Основными формами работы с родителями для реализации программы является:
Рекомендации по индивидуальному обучению ребенка.
Индивидуальные беседы с родителями.
Родительские собрания.
Дни открытых дверей.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
Устав МБОУДОД «СЮТ» г. Альметьевска РТ;
Инструкции по охране труда и технике безопасности;
Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изменениями от 04.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании»;
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от19.07.2010 №573 «О стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях регионального значении»
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 26.06.2012г.
Методическая работа
1.Составление методических разработок
2. Мониторинг образовательного процесса
3. Посещение занятий педагогов других объединений с целью обмена опыта.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
формирование устойчивого интереса к робототехнике и учебным предметам физика, технология, информатика;
формирование умения работать по предложенным инструкциям;
формирование умения творчески подходить к решению задачи;
формирование умения довести решение задачи до работающей модели;
формирование умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
подготовка к состязаниям по Лего - конструированию.
Формы подведения итогов реализации ДОП:
- школьная, муниципальная, региональная состязания по Лего;
- турниры на звание лучшего программиста и конструктора по Лего.
Данная программа направлена на:
помощь детям в индивидуальном развитии;
мотивацию к познанию и творчеству:
к стимулированию творческой активности;
развитию способностей к самообразованию;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
организацию детей во внеучебное время (досуг).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Итого |
теория | практика |
1. | Комплектование группы | 4 | - | 4 |
2. | Что такое робототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора. | 1 | 1 | 2 |
3. | Инструктаж по ТБ, ПДД, ППБ. | 1 | 1 | 2 |
4. | Общий обзор технологии NXT | 2 | 2 | 4 |
5. | Разбор комплекта «Быстрый старт» | 2 | 2 | 4 |
6. | Тестирование комплекта «Быстрый старт | 2 | 2 | 4 |
7. | Главное меню NXT | 2 | 2 | 4 |
8. | Использование сенсора цвета | 2 | 2 | 4 |
9. | Использование сенсора нажатия | 2 | 2 | 4 |
10. | Использование ультразвукового сенсора | 2 | 2 | 4 |
11. | Использование интерактивных сервомоторов | 2 | 2 | 4 |
12. | Подключение NXT к компьютеру. Установка программного обеспечения | 2 | 2 | 4 |
13. | Первая программа | 2 | 2 | 4 |
14. | Интерфейс пользователя программного обеспечения | 2 | 2 | 4 |
15. | Дистанционное управление | 4 | 4 | 8 |
16. | Конструирование робота «Vehicles» | 8 | 8 | 16 |
17. | Конструирование робота «Animals» | 8 | 8 | 16 |
18. | Конструирование робота «Machines» | 8 | 8 | 16 |
19. | Конструирование робота «Humanoids» | 8 | 8 | 16 |
20. | Программирование для LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 | 8 | 8 | 16 |
21. | Подведение итогов | 2 | 2 | 4 |
ИТОГО: | 44 | 100 | 144 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Итого |
теория | практика |
1. | Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ | 2 | - | 2 |
2. | Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора. | 2 | - | 2 |
3. | «Несуществующее животное». | 2 | 4 | 6 |
4. | Способы крепления деталей. Высокая башня. | 2 | 4 | 6 |
5. | Способы крепления деталей. Механический манипулятор (хваталка). | 2 | 4 | 6 |
6. | Механическая передача. Передаточное отношение. Волчок. | 2 | 4 | 6 |
7. | Механическая передача. Ручной миксер. Редуктор. | 2 | 4 | 6 |
8. | Тележки. История колеса. Одномоторная тележка. | 2 | 4 | 6 |
9. | Полноприводная тележка. | 2 | 4 | 6 |
10. | Тележка с автономным управлением. | 2 | 4 | 6 |
11. | Тележка с изменением передаточного отношения. | 2 | 4 | 6 |
12. | Шагающий робот | 2 | 4 | 6 |
13. | Маятник Капицы | 2 | 4 | 6 |
14. | Двухмоторная тележка. | 2 | 4 | 6 |
15. | Полный привод. | 2 | 4 | 6 |
16. | Знакомство со средой программирования Robolab2.9. Режим «Администратор». Режим «Программист». | 2 | 4 | 6 |
17. | Типы команд. Команды действия. Базовые команды. | 2 | 4 | 6 |
18. | Продвинутое управление моторами. | 2 | 4 | 6 |
19. | Моторы NXT. | 2 | 4 | 6 |
20. | Команды ожидания. | 2 | 4 | 6 |
21. | Управляющие структуры. | 2 | 4 | 6 |
22. | Управляющие структуры. | 2 | 4 | 6 |
23. | Модификаторы. | 2 | 4 | 6 |
24. | Релейный регулятор. Движение с одним датчиком освещенности. | 2 | 4 | 6 |
25. | Движение с двумя датчиками освещенности | 2 | 4 | 6 |
26. | Пропорциональный регулятор | 2 | 2 | 4 |
27. | Пропорционально-дифференцированный регулятор. | 2 | 4 | 6 |
28. | Кегельринг. Танец в круге. | 2 | 4 | 6 |
29. | Кегельринг. Танец в круге. | 2 | 4 | 6 |
30. | Движение вдоль линии. Один датчик. | 2 | 4 | 6 |
31. | Движение вдоль линии. Два датчика. | 2 | 4 | 6 |
32. | Путешествие по кабинету. | 2 | 4 | 6 |
33. | Путешествие по кабинету. | 2 | 4 | 6 |
34. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. | 2 | 4 | 6 |
35. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. | 2 | 4 | 6 |
36. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели. | 2 | 4 | 6 |
37. | Подведение итогов | 4 | 6 | 10 |
ИТОГО: | 76 | 140 | 216 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Итого |
теория | практика |
1. | Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ | 2 | - | 2 |
2. | Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора. | 2 | - | 2 |
3. | Видео, знакомство со средой конструирования и программирования | 2 | 4 | 6 |
4. | Дистанционное управление роботом | 2 | 4 | 6 |
5. | Соединение с роботом различными способами. | 2 | 4 | 6 |
6. | Выбор, загрузка программы, запуск программы, тестирование. | 2 | 4 | 6 |
7. | Сборка основы робота «Shooter» | 2 | 4 | 6 |
8. | Запуск тестовой программы.
| 2 | 4 | 6 |
9. | Досборка робота «Shooter». | 2 | 4 | 6 |
10. | Запуск тестовой программы стрельбы на 4 стороны и патрулирования. | 2 | 4 | 6 |
11. | Модификация робота «Shooter» для движения с учетом разметки. | 2 | 4 | 6 |
12. | Обучение использованию блоков движения и сенсорных блоков при программировании | 2 | 4 | 6 |
13. | Составление и тестирование программы для «Shooter» «движение по черной линии 20 секунд». | 2 | 4 | 6 |
14. | Составление и тестирование программы для «Shooter» | 2 | 4 | 6 |
15. | Подготовка к командным соревнованиям «Дуэль» модифицированных роботов «Shooter» | 2 | 4 | 6 |
16. | Модификация роботов и отладка программ. | 2 | 4 | 6 |
17. | Командное отборочное соревнование «Дуэль» модифицированных роботов «Shooter» | 2 | 4 | 6 |
18. | Сборка «robogator». | 2 | 4 | 6 |
19. | Тестирование движений челюстей | 2 | 4 | 6 |
20. | Досборка робогатора. | 2 | 4 | 6 |
21. | Тестирование движений лап и хвоста | 2 | 4 | 6 |
22. | Программирование охранника-робогатора | 2 | 4 | 6 |
23. | Игра с робогатором. | 2 | 4 | 6 |
24. | Сборка «humanoid». Сборка ног. | 2 | 4 | 6 |
25. | Досборка «humanoid». Тестирование движений туловища и ног | 2 | 4 | 6 |
26. | Досборка «humanoid». Тестирование движений головы и рук. | 2 | 2 | 4 |
27. | Программирование «humanoid». Игра с «humanoid». | 2 | 4 | 6 |
28. | Обучение использованию циклов и ветвлений при программировании роботов. | 2 | 4 | 6 |
29. | Написание программы «Выход из лабиринта». | 2 | 4 | 6 |
30. | Подготовка к командным соревнованиям «Лабиринт» роботов «humanoid»». | 2 | 4 | 6 |
31. | Модификация и отладка программ | 2 | 4 | 6 |
32. | Командное отборочное соревнование «Лабиринт». | 2 | 4 | 6 |
33. | Сборка основы робота «Бульдозер | 2 | 4 | 6 |
34. | Конструирование ковша. | 2 | 4 | 6 |
35. | Досборка робота «Бульдозер». Отладка. | 2 | 4 | 6 |
36. | Обучение использованию констант и переменных в программах для роботов. | 2 | 4 | 6 |
37. | Подведение итогов | 4 | 6 | 10 |
ИТОГО: | 76 | 140 | 216 |
Учебно-тематический план
4 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Итого |
теория | практика |
1. | Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ | 2 | - | 2 |
2. | Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора. | 2 | - | 2 |
3. | Алгоритмы. Виды алгоритмов. Знакомимся с понятием «алгоритм», видами алгоритмов. | 2 | 4 | 6 |
4. | Программы. Программирование. Типы языков программирования | 2 | 4 | 6 |
5. | Знакомимся с понятием «программа», «программирование». Знакомимся с языками программирования. Знакомимся с объектно-ориентированным программированием. | 2 | 4 | 6 |
6. | История робототехники. Современные разработки в области робототехники | 2 | 4 | 6 |
7. | Роботы в быту Узнаем, как роботы могут помочь человеку в быту | 2 | 4 | 6 |
8. | Профессия «инженер».Узнаем о профессии инженер | 2 | 4 | 6 |
9. | Автоматизация и информатизация | 2 | 4 | 6 |
10. | Поиск инженерных идей для построения робота полезного в быту | 2 | 4 | 6 |
11. | Конструирование бытового робота Сборка из деталей LEGO и Lego Mindstorms бытового робота | 2 | 4 | 6 |
12. | Программирование бытового робота Программируем робота, для решения поставленных задач | 2 | 4 | 6 |
13. | Презентация бытового робота Презентация возможностей созданного робота | 2 | 4 | 6 |
14. | Тестирование по робототехнике Промежуточный контроль усвоения программы | 2 | 4 | 6 |
15. | Поиск новых идей для создания робота | 2 | 4 | 6 |
16. | Учимся создавать интересные и сложные программы | 2 | 4 | 6 |
17. | Промышленный дизайн и техническая эстетика в оформлении моделей роботов | 2 | 4 | 6 |
18. | Роботы-исследователи | 2 | 4 | 6 |
19. | Искусственный интеллект | 2 | 4 | 6 |
20. | Сборка и программирование человекоподобного робота Альфарекс | 2 | 4 | 6 |
21. | Конструирование и программирование робота с использованием 3-х датчиков | 2 | 4 | 6 |
22. | Свободное конструированиеПридание собственному роботу индивидуальных дизайнерских черт | 2 | 4 | 6 |
23. | Проба создания сложного робота, с использованием четырех датчиков | 2 | 4 | 6 |
24. | Программирование и отладка программы робота, созданного по собственному замыслу подгруппой. Проверка функционала робота. Проведение экспериментов | 2 | 4 | 6 |
25. | . Робот-тягач | 2 | 4 | 6 |
26. | Четвероногий пешеход | 2 | 2 | 4 |
27. | . Универсальный ходок для NXT | 2 | 4 | 6 |
28. | Двухмоторная тележка: трехточечная схема, простейшая тележка | 2 | 4 | 6 |
29. | Изучение блоков основной палитры. Управление простейшей модели | 2 | 4 | 6 |
30. | Блоки Экран, Звук, Время. Вывод мощности мотора на экран произвольной модели | 2 | 4 | 6 |
31. | Изучение алгоритмов. Точные повороты | 2 | 4 | 6 |
32. | Задание «Парковка» | 2 | 4 | 6 |
33. | Блок Математика, Текст в Число. Пропорции в настройках | 2 | 4 | 6 |
34. | Блоки коммуникации. Эстафета роботов | 2 | 4 | 6 |
35. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. | 2 | 4 | 6 |
36. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели. | 2 | 4 | 6 |
37. | Подведение итогов | 4 | 6 | 10 |
ИТОГО: | 76 | 140 | 216 |
Учебно-тематический план
5 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Итого |
теория | практика |
1. | Вводное занятие по ПДД, ППБ и ТБ | 2 | - | 2 |
2. | Что такое легоробототехника. Цели и задачи работы кружка. Знакомство с деталями конструктора. | 2 | - | 2 |
3. | Проект «Рыцарский турнир» | 2 | 4 | 6 |
4. | Собираем гусеничного робота по инструкции | 2 | 4 | 6 |
5. | Создание собственных моделей | 2 | 4 | 6 |
6. | Соревнование в классе | 2 | 4 | 6 |
7. | Проект «Школьный двор» | 2 | 4 | 6 |
8. | Прочность конструкции и способы повышения прочности. | 2 | 4 | 6 |
9. | Собираем модель «Крокодил» | 2 | 4 | 6 |
10. | Дополнительные задания | 2 | 4 | 6 |
11. | Проект «Детская площадка» | 2 | 4 | 6 |
12. | Цикл. Прибавить к экрану, убавить от экрана. | 2 | 4 | 6 |
13. | Проект « Детская площадка» | 2 | 4 | 6 |
14. | Подготовка к защите проекта | 2 | 4 | 6 |
15. | Защита проектов | 2 | 4 | 6 |
16. | Модель «Поющие птицы» | 2 | 4 | 6 |
17. | Модель « Вратарь» | 2 | 4 | 6 |
18. | Футбол. Нападающий. Дополнительные задания | 2 | 4 | 6 |
19. | Модель «Забиватель голов» | 2 | 4 | 6 |
20. | Футбол. Нападающий. Дополнительные задания | 2 | 4 | 6 |
21. | Проект «Район, в котором я живу!» Симметричность LEGO моделей | 2 | 4 | 6 |
22. | Проект «Район, в котором я живу!» Симметричность LEGO моделей | 2 | 4 | 6 |
23. | Устойчивость LEGO моделей. « Катер» | 2 | 4 | 6 |
24. | Устойчивость модели. Распределение веса. | 2 | 4 | 6 |
25. | Модель «Волчок» | 2 | 4 | 6 |
26. | Устойчивость модели. Распределение веса. | 2 | 2 | 4 |
27. | Непотопляемый парусник | 2 | 4 | 6 |
28. | Выполнение индивидуальных проектов | 2 | 4 | 6 |
29. | Обезьянка – барабанщица | 2 | 4 | 6 |
30. | Проект «LEGO и сказки» | 2 | 4 | 6 |
31. | Любимый сказочный герой | 2 | 4 | 6 |
32. | Проект «Инстинкт Самосохранения» | 2 | 4 | 6 |
33. | Проект « Измеритель шума» | 2 | 4 | 6 |
34. | Циклическая структура | 2 | 4 | 6 |
35. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. | 2 | 4 | 6 |
36. | Творческое конструирование собственной модели. Программирование. Защита модели. | 2 | 4 | 6 |
37. | Подведение итогов | 4 | 6 | 10 |
ИТОГО: | 76 | 140 | 216 |
Приобретаемые знания
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в RCX и NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Сформированные умения и навыки
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора ЛЕГО;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы Robolab;
передавать (загружать) программы в RСX и NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Основные формы занятий:
- теоретическая часть занятий;
- практическая часть занятий;
Приемы и методы организации занятий.
I Методы организации и осуществления занятий:
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно - объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности:
Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
Список литературы
1.Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, - 64 стр., илл.
2.Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая NXT-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В.
4.ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT-G, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
5.Инструкция загружена с сайта по LEGO-роботам: http://www.prorobot.ru/lego.php
6. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс] http://lego.rkc-74.ru/index.php/ , Пермь, 2011 г.
Интернет-ресурсы
www.school.edu.ru/int
http://www.prorobot.ru
http://www.nnxt.blogspot.ru
http://www.ielf.ucoz.ru
http://www.fiolet-korova.ru
http://www.mindstorms.ru
http://www.lego56.ru
http://www.robot-develop.org
http://www.lego.detmir.ru
17