СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная программа "Радуга"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа «Радуга» открывает обучающимся широкое поле, раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие обучающимся выбрать занятие по душе

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Радуга"»

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ФУРМАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА



Обсуждена и согласована

на методическом объединении

педагогов художественной направленности

Протокол № 1 от 20.08.2016г.

Руководитель МО Т.А. Хватова



Принята на методическом совете

МАУ ДО ЦДТ

протокол № 1 от 29.08.2016г.

Председатель МС А.П. Горбунова


Утверждаю

Директор внешкольного учреждения

Приказ № 280/1 от 01.09.2016

Л.Н. Гошадзе




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Радуга»


Объединение «Жар-птица»


Срок реализации 2 года,

возраст детей 6-12 лет



Автор-составитель

Хватова Татьяна Александровна

Педагог дополнительного образования










Фурманов - 2017г.

  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность программы

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» относится к программам художественной направленности.

      1. Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

      1. Отличительные особенности программы

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» затрагивает четыре главных раздела:

- «Язык изобразительного искусства».

- «Изобразительное искусство и мир природы».

- «Изображение человека и предметного мира».

- «Декоративно-прикладное искусство».

Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа объединения «Жар-птица» открывает обучающимся широкое поле, раскрывает перед ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие обучающимся выбрать занятие по душе.

      1. Уровень реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» двухуровневая: 1 год обучения соответствует стартовому уровню сложности, 2 год обучения – базовому уровню сложности.

      1. Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей и подростков 6-12 лет, мотивированных на занятия изобразительным искусством.

Предпочтительный круг интересов: искусство, литература, дизайн, музыка, ДПИ (декоративно-прикладное искусство, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира).

Личностные характеристики: допускаются дети с любым набором личностных качеств.

Потенциальные роли в программе: активные участники образовательного процесса, задающие направление творческой деятельности объединения.

В результате обучения по данной программе, выпускником объединения является личность:

- Имеющая знания, умения, навыки в изобразительном искусстве, обладающая творческой активностью и самостоятельностью;

- Руководствующаяся принципом «Если вокруг себя я не могу найти то, что мне нравится, то я создаю это сам»;

- Ориентированная на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой;

- Стремящаяся к освоению новых видов творчества и развитию кругозора;

- Обладающая готовностью к творческому труду и способная преодолевать временные трудности;

- С развитыми коммуникативными способностями.

      1. Объем программы

Программа рассчитана на 2 года:

1 год - 6-9 лет;

2 год - 10-12 лет.

Программа предусматривает 144 учебных часа для учебных групп 1-го года обучения, 216 учебных часов для учебных групп 2 года обучения.

Наполняемость групп:

1 год обучения – от 8 до 15-человек;

2-3 года обучения – 8-15 человек.

Набор в объединение осуществляется массово в начале учебного года, допускается вливание в группы 1 года обучения в течение 1 полугодия.

      1. Формы организации образовательного процесса, формы и виды занятий

Программа «Радуга» ориентирована на сочетание лекционного курса (беседы по истории искусства, знакомство с картинами известных художников, лекционный материал подкреплен презентациями) и практических занятий - живопись, рисунок, ДПИ.

В обучении с детьми применяются различные формы и методы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

      1. Срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» рассчитана на 2 года.

Программа первого года обучения: обучающиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.

Программа второго года обучения: обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Жар-птица» направлена не только на эстетическое развитие обучающихся, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

      1. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 10-15 минут. Программа первого года обучения предусматривает 74 учебных часа, программа второго года обучения – 74 учебных часа, третьего года обучения – 74 учебных часа.

    1. Цель и задачи образовательной программы

1.2.1. Целью дополнительной образовательной программы объединения «Жар-птица» является: развитие творческой личности средствами искусства, получение опыта художественно-творческой деятельности.

1.2.2. Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

1.2.2.1. Обучающие:

- Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

- Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности.

- Овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения.

- Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

1.1.2.2. Развивающие:

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

- Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.

- Развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера.

1.1.2.3. Воспитательные:

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

- Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

- Воспитание патриотических чувств (любовь к родному краю), чувства коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

- Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

- Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия.

    1. Содержание программы

      1. Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

2

2

-

Игра, тестирование

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

2

1


1


Педагогическое наблюдение

3

Черное и белое – основа языка графики.

Графическое изображение предметов и явлений.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Цвет – основа языка живописи.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5

Пейзаж.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

6

Анималистика.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

7


Изображение человека.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

8

Кисть рябинки, гроздь калинки.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

9

Портрет.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

10

Натюрморт.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

11

Хохломская роспись.

4

2

2

Выставка.

Конкурс

12

Городецкая роспись.

4

2

2

Педагогическое наблюдение

13

Холодное царство.

2

1

1

Педагогическое наблюдение

14

Волшебный лоскуток

4

1

3

Педагогическое наблюдение

15

Русский костюм (с элементами ткани)

2

1

1

Конкурс

16

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.

2

1

1

Коллективный анализ работ

17

Портрет папы

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Рисование птиц

2

1

1

Педагогическое наблюдение

19

Декоративное рисование. Пасхальный сувенир

2

1

1

Конкурс

20

Подводное царство

2

1

1

Выставка

21

Витражные окошки

2

1

1

Педагогическое наблюдение

22

Весенний букет

2

1

1

Педагогическое наблюдение

23

Волшебные бабочки

2

1

1

Показ кукольного спектакля

24

Золотая рыбка

2

1

1

Выставка

25

Хохломской букет

2

1

1

Выставка

26

Снежная королева

2

1

1

Творческая

работа

27

Дымковская роспись

2

1

1

Педагогическое наблюдение

28

Чудесное превращение кляксы

2

1

1

Творческая

работа

29

Образ цветов

2

1

1

Самостоятельная работа

30

Итоговая выставка. Промежуточная аттестация

2


2

Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы

2 год обучения

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

2

1

1

Игра, тестирование

2

Летние воспоминания (повторение)

2


1

Педагогическое наблюдение

3

Золотая осень

2

1

1

Педагогическое наблюдение

4

Рисование с натуры

2

1

1

Педагогическое наблюдение

5

Родина моя - Россия

4

1

3

Педагогическое наблюдение

6

Детские фантазии

2

1

1

Педагогическое наблюдение

7

Изображение человека

4

1

3

Педагогическое наблюдение

8

Зимняя сказка

4

1

3

Педагогическое наблюдение

9

Декоративный натюрморт

4

1

3

Педагогическое наблюдение

10

Сюжетная композиция

4

1

3

Педагогическое наблюдение

11

Стилизация в декоративно-прикладной композиции

4

1

3

Выставка.

Конкурс

12

Цветовая палитра и ее возможности

2

1

1

Педагогическое наблюдение

13

Цветные сны

2

1

1

Педагогическое наблюдение

14

Утро у озера

2

1

1

Педагогическое наблюдение

15

Мой город

2

1

1

Самостоятельная работа

16

Шрифт

2

1

1

Коллективный анализ работ

17

Ночной город

2

1

1

Педагогическое наблюдение

18

Флора и фауна

4

1

3

Конкурс

19

Перспектива

4

1

3

Педагогическое наблюдение

20

Буквица

2

1

1

Выставка

21

Статика-динамика

4

1

3

Педагогическое наблюдение

22

«Холод – тепло»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

23

Витраж

4

1

3

Педагогическое наблюдение

24

«Гжельская сказка»

2

1

1

Выставка

25

Добрый и злой сказочный герой

4

1

3

Самостоятельная работа

26

Итоговая выставка. Итоговая аттестация

2

1

1

Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы


ИТОГО

74

25

49


      1. Содержание учебного плана

1 год обучения

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Теория: знакомить с характером и классификацией линий (короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие).

Практика: рисунок простым карандашом, восковыми мелками. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

3. Черное и белое – основа языка графики.

Графическое изображение предметов и явлений.

Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Точка – «подружка» линии. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.

Практика: Техника создание пятна в рисунке. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета.

4. Цвет – основа языка живописи.

Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.

Практика: Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.

5. Пейзаж.

Теория: Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практика: рисунок - Образ дерева.

6. Анималистика

Теория: знакомить с анималистическим жанром в искусстве, с художником-анималистом.

Практика: изобразить животного, передав пропорции, строение, фактуру шерсти и его окраску.

7. Изображение человека

Теория: Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры человека.

Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика: Примерные задания: «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

8. Кисть рябинки, гроздь калинки.

Теория: знакомить с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Закреплять представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. 

Практика: отображение в рисунки своих впечатлений и представлений о природе.

9. Портрет.

Теория: знакомство с основными пропорциями головы человека. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практика: примерные задания «Наброски портрета, выполненные одним цветом и кистью».

10. Натюрморт

Теория: тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Использование предметов холодных и теплых цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых, красных, желтых, коричневых).

Практика: создание живописного натюрморта в тёплой и холодной гаммах.

11. Хохломская роспись

Теория: знакомство с историей хохломской росписи, с цветовой гаммой хохломского орнамента.

Практика: конкурсное задание - отработать простейшие приемы кистевой росписи в выполнении травки. Развивать чувство ритма, творческие способности детей.

12. Городецкая роспись

Теория: знакомство с историей городецкой росписи, с цветовой гаммой городецкого орнамента.

Практика: упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисти; закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

13. Холодное царство

Теория: Закрепить понятие «холодные тона»: голубой, синий, фиолетовый и умение определять их.

Практика: Научить выражать в работе с цветом своё настроение, отношение

к сюжету.

14. Волшебный лоскуток

Теория: расширять представление о различных видах ткани.

Практика: творческая работа с элементами ДПИ.

15. Русский костюм (с элементами ткани)

Теория: знакомить с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

Практика: конкурсное задание - творческая работа с использованием различных приёмов украшения одежды.

16. Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда

Теория: знакомить с особенностями древнегреческой керамики и с различными формами античных сосудов.

Практика: роспись выбранного сосуда.

17. Портрет папы

Теория: совершенствовать знания по основным пропорциям головы человека. Активизировать название профессий. 

Практика: художественная работа с передачей характерных особенностей портрета того или иного персонажа.

18. Рисование птиц

Теория: закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах.

Практика: рисовать перелётных птиц, выстраивая изображение из составных частей.

19. Декоративное рисование. Пасхальный сувенир

Теория: знакомство с сувенирной продукцией.

Практика: конкурсное задание - создание сувенирной (подарочной) открытки.

20. Подводное царство

Теория: Расширять  представления  детей об обитателях моря, уточнить об особенностях их приспособления к окружающей среде.

Практика: художественная работа в технике «по сырому листу».

21. Витражные окошки

Теория: знакомить с историей витража, с многообразием материалов и техник современного витражного искусства.

Практика: самостоятельное выполнение эскиза витражной композиции и заливка цветом.

22. Весенний букет

Теория: знакомить с новыми способами рисования

Практика: формировать графически умения и навыки; развивать умение видеть разнообразие красок в природе; развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций.

23. Волшебные бабочки

Теория: знакомить с понятие «симметрия», с нетрадиционным способом рисования «монотипия».

Практика: творческая работа «бабочка».

24. Золотая рыбка

Теория: знакомить с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой; с нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). Развивать чувство ритма и цвета. 

Практика: художественная работа с элементами декора.

25. Хохломской букет

Теория: знакомить с хохломской росписью и приемами её выполнения.

Практика: роспись тарелочки.

26. Снежная королева

Теория: знакомить с творчеством художников-иллюстраторов, используемыми ими средствами для создания сказочных образов.

Практика: рисование сказочного героя, передав в рисунке его характер.

27. Дымковская роспись

Теория: знакомить с характерными особенностями росписи дымковской игрушки (цвет, элементы).

Практика: создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы с кистью.

28. Чудесное превращение кляксы

Теория: знакомство с разнообразием цветотональных отношений пятен. Особенности стилизайии.

Практика: стилизация художественных пятен.

29. Образ цветов

Теория: знакомство с композиционным центром, пластическим характером цветов.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практика: выполнение художественной работы.

30. Итоговая выставка. Промежуточная аттестация

Теория: просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

Практика: оформление выставки художественных работ.

2 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

2. Летние воспоминания (повторение)

Теория: совершенствовать знания по основам композиции и цветоведению.

Практика: Композиция в заданном формате. Закомпоновать рисунок на заданную тему в вытянутом по горизонтали/вертикали формате.

3. Золотая осень

Теория: закреплять и расширять представления об осени, знакомить с картиной Левитана И.И. «Золотая осень»,  знакомить с художественной техникой «тиснение листьев».

Практика: выполнение художественной работы, применяя пространственную ориентацию.

4. Рисование с натуры

Теория: совершенствовать знания по основам цветоведения (умение различать оттенки красок).

Практика: выполнять изображение с натуры, анализируя форму и цветовую окраску овощей.

5. Родина моя - Россия

Теория: выражение эмоционального отношения к природе. Связь человека и природы. Совершенствование знаний по перспективе.

Практика: художественная работа (пейзаж). Построение композиции в соотношении первого и заднего плана (изменение тона и цвета).

6. Детские фантазии

Теория: знакомство с композиционным центром, как доминирующим пятном. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практика: Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

7. Изображение человека

Теория: Знакомство с основными пропорциями фигуры человека. Передача в быстром рисунке характерность образа. Силуэт.

Практика: Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

8. Зимняя сказка

Теория: знакомить с техникой «Граттаж».

Практика: графическая работа на восковой подкладке с помощью процарапывания.

9. Декоративный натюрморт

Теория: знакомить новой техникой рисования «Гризайль» и её с различными приёмами работы.

Практика: изображение натюрморта с получением тоновых отношений.

10. Сюжетная композиция

Теория: Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практика: Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

11. Стилизация в декоративно-прикладной композиции

Теория: знакомить с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Практика: конкурс «Ярмарка».

12. Цветовая палитра и ее возможности

Теория: знакомить с особенностями гуаши (плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов), с особенностями акварели (прозрачность, «нежность»). Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практика: экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

13. Цветные сны

Теория: умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практика: выполнение творческого задания.

14. Утро у озера

Теория: передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, солнечный день, туман).

Практика: художественная работа (пейзаж).

15. Мой город

Теория: знакомить детей с достопримечательностями города.

Практика: художественная работа.

16. Шрифт

Теория: знакомить с историей возникновения шрифта (виды шрифта), его назначением и применением.

Практика: линейный рисунок композиции “алфавит” шрифтом на основе прямоугольника.

17. Ночной город

Теория: формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практика: выполнение пейзажа.

18. Флора и фауна

Теория: закрепить знания о растительном и животном мире, знакомить о существовании Красной книги и ее особенностях, заповедниках и ее обитателях.

Практика: конкурс.

19. Перспектива

Теория: Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Линейная перспектива.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практика: Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит вдаль». Воздушная цветоперспектива. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

20. Буквица

Теория: знакомить с понятием «Буквица».

Практика: стилизация заглавной буквы своего имени.

21. Статика-динамика

Теория: знакомить с разнообразными вариантами ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практика: композиция, построенная на ритме пятен.

22. «Холод – тепло»

Теория: знакомить с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика: творческая работа на зрительную и ассоциативную память

23. Витраж

Теория: совершенствовать знания о витраже, изучать основы техники создания имитации витражей.

Практика: создать многоцветную композицию с помощью витражных красок, учитывая особенности контурного рисунка и способности «витража» пропускать свет.

24. «Гжельская сказка»

Теория: Знакомство с основными законами декоративной росписи Гжель.

Практика: Выполнение заданий по росписи тарелки (чашки).

25. Добрый и злой сказочный герой

Теория: изучить влияние цвета на характер изображаемого героя.

Практика: изображать характер сказочных героев с помощью различной цветовой гаммы (холодной/теплой)

26. Итоговая выставка. Итоговая аттестация

Теория: тестирование для проверки теоретических знаний.

Практика: оформление выставки рисунков.





      1. Календарный учебный график

1 год обучения

п/п

Дата

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

15.09.17

12.00-13.40

Беседа


2

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

Кабинет №

Игра, тестирование

2

22.09.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.


Педагогическое наблюдение

3

29.09.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Черное и белое – основа языка графики.

Графическое изображение предметов и явлений.


Педагогическое наблюдение

4

06.10.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Цвет – основа языка живописи.


Педагогическое наблюдение

5

13.10.17

20.10.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

4

Пейзаж.


Педагогическое наблюдение

6

27.10.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Анималистика.


Педагогическое наблюдение

7


03.11.17

10.11.17

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

4

Изображение человека.


Педагогическое наблюдение

8

17.11.17


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Кисть рябинки, гроздь калинки.


Педагогическое наблюдение

9

24.11.17

01.12.17


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

4

Портрет.


Педагогическое наблюдение

10

08.12.17

15.12.17


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

4

Натюрморт.


Педагогическое наблюдение

11

22.12.17


12.00-13.40

творческая мастерская,

игра

4

Хохломская роспись.


Выставка.

Конкурс

12

29.12.17


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Городецкая роспись.


Педагогическое наблюдение

13

12.01.18


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Холодное царство.


Педагогическое наблюдение

14

19.01.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Волшебный лоскуток


Педагогическое наблюдение

15

26.01.18

12.00-13.40

творческая мастерская,

игра

2

Русский костюм (с элементами ткани)


Конкурс

16

02.02.18


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда.


Коллективный анализ работ

17

09.02.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Портрет папы


Педагогическое наблюдение

18

16.02.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Рисование птиц


Педагогическое наблюдение

19

02.03.18

12.00-13.40

творческая мастерская,

игра

2

Декоративное рисование. Пасхальный сувенир


Конкурс

20

16.02.18


12.00-13.40

творческая мастерская

2

Подводное царство


Выставка

21

23.03.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Витражные окошки


Педагогическое наблюдение

22

30.03.18


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Весенний букет


Педагогическое наблюдение

23

06.04.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Волшебные бабочки


Педагогическое наблюдение

24

13.04.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Золотая рыбка


Педагогическое наблюдение

25

20.04.18


12.00-13.40

творческая мастерская

2

Хохломской букет


Выставка

26

27.04.18

12.00-13.40

творческая мастерская

2

Снежная королева


Творческая

работа

27

04.05.18


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Дымковская роспись


Педагогическое наблюдение

28

11.05.18

12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Чудесное превращение кляксы


Творческая

работа

29

18.05.18


12.00-13.40

беседа

практическое занятие

2

Образ цветов


Самостоятельная работа

30

25.05.18

12.00-13.40


2

Итоговая выставка. Промежуточная аттестация


Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы

2 год обучения

п/п

Дата

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

15.09.17

14.00-15.40

Беседа


2

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ, пожарной и электробезопасности, по правилам ПДД, поведения в ЦДТ и общественных местах

Кабинет №

Игра, тестирование

2

22.09.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Летние воспоминания (повторение)


Педагогическое наблюдение

3

29.09.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Золотая осень


Педагогическое наблюдение

4

06.10.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Рисование с натуры


Педагогическое наблюдение

5

13.10.17

20.10.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Родина моя - Россия


Педагогическое наблюдение

6

27.10.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Детские фантазии


Педагогическое наблюдение

7

03.11.17

10.11.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Изображение человека


Педагогическое наблюдение

8

17.11.17

24.11.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Зимняя сказка


Педагогическое наблюдение

9

01.12.17

08.12.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Декоративный натюрморт


Педагогическое наблюдение

10

15.12.17

22.12.17

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Сюжетная композиция


Педагогическое наблюдение

11

29.12.17

12.01.18

14.00-15.40

Творческая мастерская,

игра

4

Стилизация в декоративно-прикладной композиции


Выставка.

Конкурс

12

19.01.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Цветовая палитра и ее возможности


Педагогическое наблюдение

13

26.01.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Цветные сны


Педагогическое наблюдение

14

02.02.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Утро у озера


Педагогическое наблюдение

15

09.02.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Мой город


Самостоятельная работа

16

16.02.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Шрифт


Коллективный анализ работ

17

02.03.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Ночной город


Педагогическое наблюдение

18

16.02.18

23.03.18

14.00-15.40

Творческая мастерская,

игра

4

Флора и фауна


Конкурс

19

30.03.18

06.04.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Перспектива


Педагогическое наблюдение

20

13.04.18

14.00-15.40

Творческая мастерская

2

Буквица


Выставка

21

20.04.18


14.00-15.40

беседа

практическое занятие

4

Статика-динамика


Педагогическое наблюдение

22

27.04.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

«Холод – тепло»


Педагогическое наблюдение

23

04.05.18


14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Витраж


Педагогическое наблюдение

24

11.05.18

14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

«Гжельская сказка»


Выставка

25

18.05.18


14.00-15.40

беседа

практическое занятие

2

Добрый и злой сказочный герой


Самостоятельная работа

26

25.05.18

14.00-15.40


2

Итоговая выставка. Итоговая аттестация


Итоговая

выставка

Коллективный анализ работы














    1. Планируемые результаты

      1. Программа ориентирована на конкретный практический результат и нацелена на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:

        1. Социально – трудовых компетенций:

  • социальная мобильность;

  • социальный интеллект;

  • умение разрешать конфликтные ситуации.

        1. Личностного самоопределения:

  • умение заботиться о своем здоровье;

  • правильная расстановка жизненных приоритетов;

  • знание основ безопасной жизнедеятельности;

  • культура мышления и поведения.

        1. Учебно-познавательных компетенций:

  • владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии;

  • умение находить и использовать информацию.

        1. Общекультурных компетенций:

  • знание культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций;

  • соблюдение этики.

        1. Коммуникативных компетенций:

  • эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

  • умение работать в группе, коллективе.

      1. По окончании 1 года обучения:

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

У обучающихся

должно быть

развито

У обучающихся должно быть

воспитано

- правила техники безопасности.

- Основные виды и жанры изобразительного искусства.

- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

- Основные и дополнительные цвета.

- Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета).

- Понятие симметрии.

- Свойства красок и графических материалов.

- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.

- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.

- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- азы воздушной перспективы (дальше, ближе).

- правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш.

- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.

- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.

- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).


- мелкая моторика;

- образное, логическое мышление, воображение, зрительная память.





- чувство уважения к творчеству народных мастеров и великих художников;

- уважение к результатам своего и чужого труда;

- аккуратность, усидчивость, трудолюбие, ответственность.


По окончании 2 года обучения

Обучающиеся должны знать

Обучающиеся должны уметь

У обучающихся должно быть развито

У обучающихся должно быть

воспитано

- правила техники безопасности.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).

- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

- О деятельности художника, народных мастеров.

- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть.

- Свободно работать карандашом и кистью.

- Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции.

- Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.

- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.

- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).

- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

- кругозор;

- способность к концентрации внимания;

- пространственное мышление, глазомер

- чувство товарищества;

- умение работать в группе;

- настойчивость в достижении цели;

- умение преодолевать трудности;

- интерес к изобразительному и декоративному творчеству.

      1. В ходе обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Радуга» у обучающихся сформируются:

        1. Личностные универсальные учебные действия:

- действие смыслообразования – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (мотив организация итоговой выставки работ «… И снова осень к нам пришла», цель построение предметов представленных постановок натюрмортов, определение подходящего колористического решения, применение в комплексе полученных знаний на предыдущих уроках);

- действие нравственно – этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

        1. Регулятивные универсальные учебные действия:

- постановка учебной задачи;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- сличение способа действия и его результата с заданной постановкой;

- внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия;

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- воспитание волевой саморегуляции.

        1. Познавательные универсальные учебные действия:

- общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (построение предметов, ритма узорчатых листьев, клена и орнамента ваз, с использованием графических и живописных умений). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

- логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

        1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- социальная компетентность, учет позиции товарищей и педагога, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

2.1.1. Материально-техническое обеспечение:

- Бумага разного формата и цвета.

- Акварельные краски.

- Тушь разноцветная

- Гуашь.

- Восковые мелки.

- Ванночки с поролоном.

- Баночки для воды.

- Кисти круглые и плоские разного размера.

- Салфетки.

- Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

- Аптечный парафин или восковые свечи.

- Шерстяные нитки.

- Набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.

- Ватные палочки.

- Фломастеры.

- Предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, гжельская посуда, керамические предметы).

- Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, набор камней).

- Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

2.1.2. Организация работы с родителями:

- Приглашать родителей на открытые занятия; массовые мероприятия в объединении и ЦДТ.

- Наладить работу родительского комитета – первого помощника педагога.

- Разнообразить формы проведения родительских собраний.

- Привлекать к работе с родителями психолога.

2.1.3. Организация внешней интеграционной деятельности: сотрудничество со СМИ, картинной галереей им. Д.А. Трубникова

2.1.4. Воспитательная работа

Одной из основных задач учреждений дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития.

Воспитательная работа - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. В процессе реализации программы педагог решает задачу формирования личностных качеств, которые включают:

  • воспитание патриотизма;

  • воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, упорство, терпеливость);

  • эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность);

  • воспитание трудолюбия.

Формы организации воспитательной работы:

  • собрания, беседы с обучающимися;

  • информации о культурных событиях в стране, мире;

  • родительские собрания;

  • взаимодействие с образовательными организациями;

  • культурно-массовые мероприятия;

  • поддержание традиций ЦДТ, таких как: выставки творческих работ обучающихся, празднование дней рождения.

Методическая работа педагога и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса объединения:

- Посещение заседаний МО объединений направления» художественное творчество».

- Проведение открытого занятия в рамках аттестации.

- Приобретение учебно-методической литературы по обучению изобразительному искусству и творчеству.

- Приобретение видеоматериалов по истории изобразительного искусства и обучению.

    1. Формы аттестации

Аттестация обучающихся объединения «Жар-птица» проводится в соответствии с Положением о системе оценок, форм, периодичности и порядке текущего контроля и аттестации обучающихся МАОУ ДОД ЦДТ.

Аттестация обучающихся проводится с целью контроля за выполнением дополнительной общеобразовательной программы «Радуга», повышения ответственности педагога за результаты образовательного процесса и включает в себя следующие этапы: начальная, промежуточная, итоговая.

      1. Начальная аттестация проводится с целью выявления уровня подготовки (для обучающихся первого года обучения) и определения уровня остаточных знаний (для обучающихся второго и последующих годов обучения). Начальная аттестация проводится в первый месяц учебных занятий с занесением результатов в диагностическую карту.

      2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится с обучающимися группы 1 года обучения, сроки проведения аттестации – с 10 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетной выставке объединения. По итогам аттестации педагог оформляет диагностическую карту и протокол результатов аттестационных испытаний. По результатам аттестационных испытаний обучающиеся переводятся на следующую ступень обучения по данной программе, либо остаются на прежней ступени обучения.

      3. Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам данной программы. Итоговую аттестацию проходят обучающиеся учебной группы 2 года обучения в период с 05 по 25 мая текущего учебного года. Формы проведения итоговой аттестации: теоретические знания проверяются путем решения тестовых заданий; практические умения и навыки обучающиеся демонстрируют на отчетном концерте студии. По результатам прохождения аттестационных испытаний обучающиеся выпускаются из объединения.





    1. Оценочные материалы

Критерии и показатели

качества освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фантазия»

1 год обучения

п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

1. Теоретическая подготовка

1

Правила техники безопасности

Не знает правила ТБ

0

Наблюдение, собеседование,

тестовые задания

Частично знает правила ТБ

1

Знает правила ТБ

2

2

Основные виды и жанры изобразительного искусства

Не знает и не различает виды и жанры изобразительного искусства между собой

0

Частично знает виды и жанры изобразительного искусства; и различает их с помощью педагога

1

Знает и легко различает виды и жанры изобразительного искусства между собой без помощи педагога

2

3

Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

4

Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

5

Основные и дополнительные цвета

Не знает основных и дополнительных цветов

0

Путает основные и дополнительные цвета

1

Знает основные и дополнительные цвета

2

6

Цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета).

Не знает цветовую гамму красок

0

Путает цветовую гамму красок

1

Знает цветовую гамму красок

2

7

Понятие симметрии

Не представляет о симметрии

0

Знает понятие, но затрудняется применять на практике

1

Знает и применяет на практике

2

8

Свойства красок и графических материалов

Испытывает затруднения при работе с красками и графическими материалами

0

Работает с материалами с помощью педагога

1

Работает с материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей

2

9

Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода

Не владеет информацией

0


Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

10

Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды

Не владеет информацией

0

Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

11

Сведения о удожественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

Не владеет терминами по данным художественным росписям

0

Знает отдельные термины

1

Знает термины и применяет их осознано

2

12

Азы воздушной перспективы (дальше, ближе).

Не владеет информацией

0

Частично владеет информацией

1

Владеет информацией

2

2. Практическая подготовка

1

Правила ТБ (правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш

Не соблюдает правила ТБ

0

Наблюдение, контрольное задание

Не всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы.

1

Всегда соблюдает правила ТБ в процессе работы

2

2

Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги

Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3

Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Наблюдение, контрольное задание

Работает самостоятельно

2

4

Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность

Не умеет работать с красками

0

Умеет работать красками, но не смешивает цвета

1

Умеет работать красками, смешивая цвета

2

5

Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства

Мало активен, в дискуссиях участия не принимает, своё мнение не защищает

0

Защищает своё мнение в значительной помощи педагога

1

Самостоятельно участвует в дискуссии, убедительно аргументирует свою точку зрения

2

6

Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов

Испытывает трудности

0

Работает с помощью педагога

1

Не испытывает трудностей и работает самостоятельно

2

7

Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

Испытывает трудности в работе с кистью декоративных изображений

0

Работает с помощью педагога

1

Не испытывает трудностей и работает самостоятельно

2

3. Учебно-коммуникативные знания и умения

1

Личностные

Имеет положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

1

Наблюдения, собеседование



Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

1



Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам

1

2

Регулятивные

Постановка учебной задачи

1

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

1

Сличение способа действия и его результата с заданной постановкой


1

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

1

Воспитание волевой саморегуляции

1

3

Познавательные

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

1

Рефлексия способов и условий действия

1

Извлечение необходимой информации; умения структурировать знания

1



Развитие мыслительных операций анализа, сравнения

1


4

Коммуникативные

Умеет слушать и вступать в диалог

1

Учитывает позиции товарищей и педагога

1

Умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания

1


Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень: 0-8

Средний уровень: 9-12

Высокий уровень: 13-24


Шкала оценивания «Практическая подготовка»

Низкий уровень: 0-4

Средний уровень: 5-7

Высокий уровень: 8-14


Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»

Низкий уровень: 0-5

Средний уровень: 6-10

Высокий уровень: 11-15

2 год обучения


п/п

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы оценки

1. Теоретическая подготовка

1

Правила техники безопасности

Не знает правила ТБ

0

Наблюдение, собеседование,

тестовое задание

Частично знает правила ТБ

1

Знает правила ТБ

2

2

Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

3

Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

Не владеет информацией

0

Испытывает затруднения

1

Владеет информацией

2

4

Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

Испытывает сложности при работе с изменением цвета

0

Путает изменение цвета

1

Определяет изменение цвета самостоятельно

2


5

Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

Не умеет выделять центр композиции и использовать основные её средства

0

Выделяет центр композиции, но не все средства использует

1

Самостоятельно выделяет композиционный центр и использует все основные средства композиции

2

6

Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

Не владеет информацией

0


Информацией владеет частично

1

Владеет информацией

2

7

О деятельности художника, народных мастеров.

Не владеет информацией

0

Информацией владеет частично

1

Владеет информацией

2

2. Практическая подготовка

1

Организация рабочего места

Рабочее место организовывать не умеет


Наблюдение, контрольное задание

Организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога


Самостоятельно готовить рабочее место и убирает за собой


2

Свободно работать карандашом и кистью.

Испытывает серьёзные затруднения при работе с карандашом

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3

Выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции.

Испытывает серьёзные затруднения при выборе формата листа

0

Не может обойтись без помощи педагога

1

Самостоятельно выбирает формат листа и правильно его располагает

2

4

Чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.

Испытывает серьёзные затруднения

0

5

Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

Испытывает серьёзные затруднения

0

6


Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

7

Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

Испытывает серьёзные затруднения при выборе и назначении различных видов штриховки

0

Использует не все виды штриховки (выборочно)

1

Использует по назначению все виды штриховки

2

8

Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.

Испытывает серьёзные затруднения

0


Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

9

Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

10

Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

Работает с помощью педагога

0

Орнамент выполняет не во всех видах геометрических фигур

1

Делает правильный выбор и работает самостоятельно

2

11

Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).

Испытывает серьёзные затруднения и работает с помощью педагога

0

Применяет выборочно приёмы народной росписи

1

Применяет все приёмы народной росписи

2

12

Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

Испытывает серьёзные затруднения

0

Работает с помощью педагога

1

Работает самостоятельно

2

3. Учебно-коммуникативные знания и умения

1

Личностные

Имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

1

Наблюдение, собеседование


Умеет осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

1

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

1

Имеет способность к самооценке своих действий, поступков

1

2

Регулятивные

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

1

Внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия

1

Осознание качества и уровня усвоения

1

Воспитание волевой саморегуляции

1

3

Познавательные

Выбор эффективных способов решения задач

1

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

1

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

1

Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

1

4

Коммуникативные

Принимает участие в коллективном обсуждении

1

Вступает в учебный диалог с педагогом, обучающимися, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

1

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

1

Шкала оценивания «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень: 0-6

Средний уровень: 7-10

Высокий уровень: 11-14


Шкала оценивания «Практическая подготовка»

Низкий уровень: 0-8

Средний уровень: 9-12

Высокий уровень: 13-24


Шкала оценивания «Учебно-коммуникативные знания и умения»

Низкий уровень: 0-5

Средний уровень: 6-10

Высокий уровень: 11-15




    1. Методическое обеспечение

На занятиях используются:

      1. Лекционный материал:

- «Основы материаловедения»;

- «Основы композиции»;

- «Основы цветоведения»;

- «Виды художественной обработки дерева»;

- «Мезенская роспись по дереву»;

- «Городецкая роспись по дереву»;

- «Основные и производные цвета»;

- «Хроматические и ахроматические цвета»;

- «Свойства цвета», «Цветовой спектр»;

- «Изменение цвета в зависимости от тона фона»;

- «Теплые и холодные цвета»;

- «Основные взаимодополняемые цвета»;

- «Виды композиции»;

- «Виды орнаментов по способу построения»;

      1. Дидактический материал:

- папка-раскладушка « Декоративно-прикладное искусство»;

- папка-раскладушка «Жанры изобразительного искусства»;

- образцы готовых изделий по всем видам росписи по дереву;

- образцы традиционных элементов каждой росписи по дереву;

- образцы различных видов орнаментов (геометрических, растительных и животных) в полосе, круге, квадрате, сетке;

- образцы «Жанры искусства»;

- образцы: графично оформленные книги;

      1. Разработки воспитательных мероприятий, праздников, игр:

- праздники «Путешествие в мир удивительных узоров»,

- вечер «Чудеса народного творчества»;

- конкурсы «Лучший художник росписи по дереву», «Лучший живописец», «Прекрасный оформитель».

    1. Список литературы

2.5.1. Литература для педагога:

1. Козакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. «Просвещение» 1985 год.

2. Костерик Н. П. Учебное пособие. М. «Просвещение» 1980 год.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в первом классе. М. «Просвещение» 1981 год.

3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во втором классе. М. «Просвещение» 1984 год

4. Изобразительное искусство и художественный труд. М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1995 год.

5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.

6. Копышева Н. М. Наш рукотворный мир (от мира природы – к миру вещей). LINKA – PRESS, 1997 год.

7. Копышева Н. М. Чудесная мастерская. LINKA – PRESS, 1997 год.

Изобразительное искусство. Начальная школа (программно- методические материалы). Издательский дом «Дрофа», Москва 2001 год.

8. Соломенникова О. А. Радость творчества (развитие художественного творчества детей 5-7 лет) под руководством доктора педагогических наук профессора Т. С. Комаровой. Москва 2001 год.

9. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003

10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства - М.: Просвещение, 1991.

11. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырехлет. Нач. шк. / Под ред. Неменского Б.М., - М.: Просвещение, 2000.

12. Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.

2.5.2. Литература для детей:

1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книжка для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург. Издательство «Сова» 1994 год.

2. Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

3. Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

4. Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.

5. Орлова Л. В. Научный руководитель Шпикалова Т. Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.

6. Город мастеров. Узоры Полхов – Майдана. Автор проекта Дорофеев Ю. М. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2001 год.

7.Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.

8. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. Москва «Эксмо», 2004 год.

9.Фиона Уотт. Я умею рисовать. Москва «РОСМЭН», 2003 год.

10. Как научиться рисовать натюрморт. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

11. Как научиться рисовать собаку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

12. Как научиться рисовать кошку. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

13. Как научиться рисовать портрет. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

14. Как научиться рисовать лошадь. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

15. Как научиться рисовать цветы. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год.

16. Аластер Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. Москва «РОСМЭН», 1999 год.

17. Женевьев Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. Москва. АСТ. АСТРЕЛЬ, 2002 г.

19