Образовательная ситуация в средней группе «Народные узоры»
Программное содержание. Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к экспонатам народного декоративно-прикладного искусства. Расширять представления о многообразии изделий, видеть их красоту. Узнавать знакомые образы. Выделять из узора некоторые элементы. Продолжать знакомить с особенностями различных росписей.
Развивать интерес к различным видам игр. Совершенствовать диалогическую речь. Умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек и материалов, из которых они изготовлены.
Закрепить приёмы рисования, полученные ранее. Совершенствовать способы рисования. Воспитывать самостоятельность, любознательность, аккуратность при работе красками.
Продолжать развивать психические процессы: память, образное мышление, внимание, воображение.
Предварительная работа. Рассказывание детям о народном декоративно-прикладном искусстве. Создание в группе музея. Чтение стихотворений «Чем знаменито Дымково?». Рассматривание иллюстраций, чтение произведений устного народного творчества, слушание музыкальных фольклорных композиций. Рисование красками традиционными и нетрадиционными способами.
Дидактические игры: «Найди такую же», «Собери целое из частей».
Упражнения «Дорисуй орнамент», «Укрась силуэт-игрушку».
Материальное обеспечение. Экспонаты в музее: предметы народного декоративно-прикладного искусства. Картинки предметов для дидактической игры. Силуэты дымковских уточек, вылепленных детьми из глины. Готовый раскрашенный образец. Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, клеёнка для рабочего места. Музыкальное сопровождение: «Русский фольклор для малышей».
Игра для снятия эмоционального напряжения:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
- Я улыбнулась вам, а вы мне. Чтобы у нас с вами было хорошее настроение.
– Ребята, а где у нас находятся предметы, игрушки народного промысла? (в музее).
-Сегодня я предлагаю вам отправится в музей. Но сначала давайте вспомним правила поведения в музее. Можно бегать по музею? Громко разговаривать? А что можно? Рассматривать, знакомиться с новым.
В музее: - Ребята, посмотрите, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами! Эти вещи радуют нас своей красотой! Мы знаем, что в нашей стране есть много сёл и городов, где делают красивые предметы и игрушки, украшают узорами. Давайте посмотрим на вот эти игрушки!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши!
Там травка вьётся и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, кА золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый золотой!
Красоту такую люди называют...
-Хохломой!
-А что расписывают хохломской росписью?(посуду)
-А из чего она сделана?(из дерева)
-Какие цвета использовали мастера для росписи?(золотой, чёрный, красный, зелёный)
-А какой сказочный персонаж научил мастера расписывать посуду хохломой?(Жар-птица)
-А давайте потанцуем с расписными ложками!
3. Физ.минутка. Танец с ложками.
4. –А теперь отгадайте загадку!
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
-Матрёшка!
-Нравятся вам такие игрушки?
-Во что они одеты? (платок, фартук, сарафан)
- Какими узорами украшена их одежда? (ягодки, листочки, цветы)
-Как можно сказать, какая матрёшка?(яркая, нарядная, румяные щёчки, весёлая)
-Из чего сделана?(из дерева)
5. –А сейчас я покажу вам картинки!
В конверте разрезанные картинки.
- Ой, ребята, что- то случилось с картинками. Помогите мне их собрать!
Дидактическая игра «Собери игрушку».
6. – Ребята, мы с вами рассматривали предметы и игрушки, которые для нас расписывали мастера и художники. А вы у меня тоже настоящие мастера! Вы хотите попасть в мастерскую? Там мы с вами будем расписывать игрушки. Отгадайте, какие?
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)
На столе под салфеткой спрятаны дымковские игрушки.
- Правильно, ребята, это дымковские игрушки!
- А как вы узнали? (по узорам)
- Из чего делают такие игрушки? (из глины)
- А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (круг, овал, точки, линии, полосы).
- А теперь, ребята, я вас превращаю в настоящих дымковских мастеров! Проходите в мастерскую, рассаживайтесь за столы. Приступим к работе!
Дети вместе с воспитателем украшают вылепленных уточек дымковскими узорами - кружочками, точками, полосками.
7. –Вот какие яркие, весёлые уточки у нас получились! А где же уточки любят плавать? Правильно, в озере! Давайте, отпустим наших уточек!
На столе сделано импровизированное озеро.