СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Исходя из этого, я выбрала тему моего педагогического проекта «Развитие творческих способностей на уроках биологии».

   Актуальность проекта.  Наличие различных форм, методов и технологий необходимо выбрать наиболее эффективные, которые позволят создать условия для развития творческих способностей учащихся, помогут использовать более полно возможности детского мышления, а следовательно и получать более эффективные результаты в обучении и воспитании.

Цель проекта

    Создание инструментария учителя биологии, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни.

Задачи проекта

  • Формирование нового стиля мышления
  • Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
  • Создание банка разработок уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся

Концептуальные положения

Концептуальной основой  проекта являются общепедагогические технологии развивающего обучения, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.

Данный проект долгосрочный рассчитан на 4 года обучения (5-9 классы)

Процесс реализации проекта.

Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Для того, чтобы помочь ребятам «определить» свои способности, а также выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе проекта я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития творческих навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей в изобразительной деятельности.

Работы отслеживались  по следующим критериям:

1.      Развитие пространственных представлений:

  • ориентация на листе (верх - низ, лево - право), в пространстве (близко - далеко), соотношение и наличие частей, деталей;

2.      Развитие восприятия цвета, формы:

3.      Соотношение изображения эталонному образцу:

4.      Развитие творческих возможностей:

Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, вырази­тельность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;

На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к творческой  деятельности в целом.

Таким образом, было проведено исследование способностей учащихся 2-х 5 классов (общей численностью 51 человек). В ходе диагностики  было установлено, что высокий уровень пространственных представлений имеют 19 человек (37%) , а средний 32 (63%).

 

Диаграмма 1. Уровень развития пространственных представлений учащихся 5-х классов.

 Высокий уровень развития восприятия цвета и формы среди учащихся 5-х классов имеют 25 человек (49%), а средний уровень-26 (51%).

Диаграмма 2. Уровень развития восприятия цвета и формы учащихся 5-х классов.

 Высокий уровень соотношения эталонному образцу имеют 40 (78%) учащихся, а средний - 11 (22%).

Диаграмма 3. Соотношение изображения эталонному образцу.

 Высокий уровень развития творческих возможностей имеют 15 человек (29%), а средний – 36 человек (71%).

Диаграмма 4. Уровень развития творческих возможностей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что  у учащихся на среднем и высоком уровне  развиты творческие навыки, пространственное восприятие. Это в свою очередь дает возможность (право) осуществлять планомерную работу по развитию их творческих способностей.

Основной (деятельностный)- Развитие творческих способностей

На основном этапе работа по реализации проекта будет направлена   на развитие творческих способностей учащихся.

1.Использование нетрадиционных форм уроков и занятий внеурочной деятельности (урок-игра, лабораторно-практический урок, защита мини-проектов).

 В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, в начальной школе не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

2.При подготовке урока, учебного занятия обязательным считаю использование принципа успешности каждого ученика (ребенок может сам выбирать не только уровень сложности задания, но например и его форму).  Для того, чтобы повысить познавательный интерес,  учащимся на уроках будут предложены  карточки для индивидуальной работы, выполненные на разных геометрических фигурах разных цветов, используя предметные картинки.  Эти элементарные визуальные предпочтения помогают ученику положительно настроиться на предлагаемую работу.

3. Для того, чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, возможны следующие направления:

  Творческие работы;

 Проектно-исследовательская деятельность;

 Ролевые и интеллектуальные игры;

 Решение творческих биологических задач;

  Дидактические игры;

Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.

Творческие работы учеников состоят в создании:

- компьютерных презентаций к урокам,

- кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,

- викторин.

Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”.

Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Мы, к великому нашему сожалению, сажая за парты и навязывая форму получения знаний, иногда отбиваем у ребенка желание учиться. Чтобы побудить детей к творчеству, развить интерес к изучению биологии, я на уроках и во внеурочной деятельности использую различные игры и игровые моменты.

Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

 ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.

  Возможно  использовать такие приемы, как:

Прием “Наоборот”.

Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например, Есть очень вкусные шоколадные конфеты – “бутылочки с сиропом”. При их изготовлении сталкиваются с противоречием:

- Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.

- Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?

Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.

 Прием “Обрати вред в пользу”.

Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.

Например, В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

 Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.

Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?

Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети.

На обобщающих уроках по темам возможно будет использовать задачи на смекалку.

По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?

 Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она будет весить, если встанет на две ноги?

 Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?

 У кого есть шапка без головы и нога без сапога?

 Могут ли быть на яблоне яйца?

Может ли страус называть себя птицей?

Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.

“Третий лишний”.

На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.

 “Продолжи ряд”.

Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенный для изучения темы. Была разработана программа внеурочной деятельности «Зеленая планета».

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу,  выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий. Но главным подведением итогов является заполнение Творческой тетради каждым учеником. Идея  взята из системы И.П. Волкова, который разработал творческие книжки школьника.  Творческая тетрадь – это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы. Например, участие в выставках и конкурсах, сообщения.

Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков учащихся, создание банка наиболее эффективных приемов и методов, оценивание результатов творчества.