МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №93 «КАПИТОШКА»
.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ
«Детский сад №93 «Капитошка»
___________ О.С.Поселкина
« ____» _____________ 2016г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ»

Руководитель проекта:
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка»
Дитман Н.В.
Талнах, 2016г.
Актуальность проекта
Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.
Л.Н.Толстой
Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…
Т. Петросян
Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.
В. В. Путин
Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.
Наш детский сад вот уже 6 лет сотрудничает с Центром внешкольной работы Талнаха, представителем которого является педагог дополнительного образования Зайкина Виктория Леонидовна. Она учит наших детей азам шахматной премудрости, ведет их к маленьким победам, учит не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.
Цель проекта:
Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.
Задачи проекта:
Образовательные:
познакомить детей с историей игры в шахматы;
совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;
сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.
Развивающие:
развивать навыки общения и коммуникативной культуры;
создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;
привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.
Воспитательные:
содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;
формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;
формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);
сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Срок реализации проекта: сентябрь 2016г. - апрель 2018г.
Этап | Содержание этапа |
Организационно-диагностический | Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта |
Определение ресурсного обеспечения реализации проекта |
Проведение вводного тестирования |
Практический | Работа над образовательным, творческим проектом |
Поощрение участников |
Обобщающий
| Оформление результатов реализации проекта |
Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов |
Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое | Сотрудники МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка»: заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующей по АХЧ, педагог по музыкальному развитию, психолог. Педагог дополнительного образования по шахматам МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Зайкина В.Л. |
Программно-методическое | План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.). |
Материально- техническое | Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реализуется по следующим основным направлениям:
Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.
Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация проекта «СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ» проходит с сентября 2016 года. Итогом работы над проектом станут:
В 2016-2017 учебном году:
конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;
по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;
оформление шахматного уголка в зимнем саду МБДОУ «Детский сад№93 «Капитошка»:
первый этап:
сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);
оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;
В 2017-2018 учебном году:
развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;
чтение детской художественной литературы о шахматах;
детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;
выставка по итогам иллюстрирования;
участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах;
оформление шахматного уголка в зимнем саду МБДОУ «Детский сад№93 «Капитошка»:
второй этап:
Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.
ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ
развитие познавательной деятельности;
развитие представлений о предметном окружении;
сенсорное развитие;
расширение кругозора детей.
развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;
пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;
развитие свободного общения с детьми и взрослыми.
патриотическое воспитание;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
развитие игровой деятельности.
ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на шахматную тематику;
разучивание стихов, загадок о шахматных фигурах;
инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок о шахматах.
учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность.
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
создание условий для формирования правильной осанки.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответствен ные, исполнители | Формы представления результата |
Организационно-управленческие аспекты |
1 | Разработка проекта. | 1-4 декады Сентября 2016г | Дитман Н.В. | Утверждение темы проекта, анкеты, тесты. |
Знакомство с группой детей для участия в проекте. | 1 декада сентября 2016г. | Дитман Н.В. Зайкина В.Л. | Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей. |
Научно-методическое сопровождение работы |
3 | Планирование работы. | 4 декада сентября 2016, 2017г.г. | Дитман Н.В. | План работы. |
4 | Тестирование групп детей. | Октябрь, апрель 2016-2017, 2017-2018 | Дитман Н.В. | Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ. |
5 | 1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы». 2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат». 3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве». | Октябрь – ноябрь 2016г. | Дитман Н.В. | Фотоотчет
Выставка художественного творчества детей.
Консультация для родителей. |
6 | Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы). | Декабрь 2016 г. – январь 2017г. | Дитман Н.В. | «Семейная мастерская» совместное изготовление альбома. |
7 | 1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур». | Февраль 2017г. | Дитман Н.В.; Зайкина В.Л. | Фотоотчёт, сценарий мероприятия. |
8 | 1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматное оригами». 2. Просмотр фильма-сказки «Веселое сновидение. Смех сквозь слезы». | Март 2017 г.
Апрель 2017г. | Дитман Н.В. | План-конспект НОД
фотоотчет |
9 | Подготовка отчетных материалов за 1 год проекта. | май 2017 г. | Дитман Н.В., Зайкина В.Л. | Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада. |
10
11
12 | 1.Просмотр фильма-сказки «Новые приключения Кота в сапогах в шахматном королевстве». 2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о шахматах». 3.Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов о шахматах.
1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматы из теста, пластилина». 2.Изготовление творческих работ «Шахматный мир». 3.Изготовление отдельных напольных шахматных фигур.
Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие). | Сентябрь – октябрь – ноябрь 2017г.
Декабрь 2017г.
Январь-февраль – март 2018г.
Апрель 2018г. | Дитман Н.В.
Дитман Н.В.
Дитман Н.В.
Дитман Н.В.
Дитман Н.В.; Зайкина В.Л.
Дитман Н.В. |
Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей». фототчет
План-конспект НОД
Выставка творческих работ «Шахматный мир» (совместно с родителями); Совместно с родителями; фотоотчет
Сценарий развлечения «Удивительный мир шахмат», фотоотчет. |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат»
Деятельность воспитанников |
1 | Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!» | | Дитман Н.В., Зайкина В.Л. | Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки. |
2 | Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома). | | Дитман Н.В., воспитанники ст. группы | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. |
3 | Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения. | | Дитман Н.В., | Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня. |
4 | Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада | | Дитман Н.В. | Развлечение и его сценарий. |
5 | Участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах. | | Зайкина В.Л. | Фотоотчёты, награждение победителей. |
6 | Выбор формы представления результатов работы по теме. | | Дитман Н.В. | Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей. |
7 | Оформление результатов проекта (презентация). | | Дитман Н.В. | Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей. |
| | | | |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ
Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья
Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка в зимнем саду; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада, района Талнах и города Норильска; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.
Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.