СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный проект "Сказочный мир шахмат".

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: Они заставляют работать головой, но как - то очень своеобразно". Л.Н.Толстой

Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект "Сказочный мир шахмат".»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №93 «КАПИТОШКА»


.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБДОУ

«Детский сад №93 «Капитошка»

___________ О.С.Поселкина

« ____» _____________ 2016г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


«СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ»


Руководитель проекта:

воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка»

Дитман Н.В.





Талнах, 2016г.



Актуальность проекта

Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно.

Л.Н.Толстой

Никто не пожалеет о времени, отданного шахматам, ибо они помогут в любой профессии…

Т. Петросян

Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед.

В. В. Путин

Великий советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы –превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь… как один из элементов умственной культуры». Чем раньше человек начинает играть в шахматы, тем быстрее он усваивает предлагаемую информацию. Для детского сада обучение шахматной игре играет особую роль, так как появляется прекрасная возможность постоянно создавать на групповых занятиях и вне их ситуацию успеха, которая помогает старшим дошкольникам раскрывать свои возможности, а воспитателям - повышать уровень творческой и учебной мотивации детей.

Наш детский сад вот уже 6 лет сотрудничает с Центром внешкольной работы Талнаха, представителем которого является педагог дополнительного образования Зайкина Виктория Леонидовна. Она учит наших детей азам шахматной премудрости, ведет их к маленьким победам, учит не бояться поражений. В этом году мы решили вывести нашу совместную образовательную деятельность на новый уровень и начать работу над проектом, одним их главных действующих лиц помимо детей и родителей в котором будут шахматы. Шахматы - спортивная игра. Шахматы - предмет для творчества посредством лепки, рисования, конструирования. Шахматы - предмет для развития речевых способностей детей. Шахматы - основной двигатель развития логического мышления и начальных математических способностей.


Цель проекта:

Создание предпосылок для формирования и развития универсальных учебных действий старших дошкольников посредством соединения групповой творческой деятельности воспитанников и обучения игре в шахматы.




Задачи проекта:


Образовательные:

  • познакомить детей с историей игры в шахматы;

  • совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;

  • сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

  • развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

  • создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

  • привить дошкольникам 5-6 лет любовь к игре в шахматы через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитательные:

  • содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

  • формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шахматы, но и на развивающих групповых занятиях;

  • формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

  • сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе детского сада.





ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Срок реализации проекта: сентябрь 2016г. - апрель 2018г.


Этап

Содержание этапа

Организационно-диагностический


Выбор, в рамках реализации проекта, теоретической модели проекта

Определение ресурсного обеспечения реализации проекта

Проведение вводного тестирования

Практический

Работа над образовательным, творческим проектом

Поощрение участников

Обобщающий






Оформление результатов реализации проекта

Написание статьи в один из профильных журналов, сайтов

Определение перспектив развития творческого потенциала воспитанников в рамках реализуемой темы



РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА





Кадровое

Сотрудники МБДОУ «Детский сад №93 «Капитошка»: заведующая, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, заместитель заведующей по АХЧ, педагог по музыкальному развитию, психолог. Педагог дополнительного образования по шахматам МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Зайкина В.Л.

Программно-методическое

План деятельности в рамках проекта, методическое обеспечение мероприятий (пособия для творческого развития дошкольников, примеры сценариев праздников и пр.).

Материально-

техническое

Компьютер, принтер. Наборы шахмат, демонстрационная доска. Наборы для рисования красками и карандашами, пластилин. Бумага формата А-4, альбомы, ножницы и другие канцелярские принадлежности.







МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА





Эффективность реализации проекта определяется оптимальным обеспечением его методического сопровождения, которое реа­лизуется по следующим основным направлениям:

  • организационно-координационное;

  • программно-методическое;

  • информационно-аналитическое;

  • диагностическое.

Проект предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые наиболее эффективно способствуют достижению планируемых результатов, вызывают интерес у детской аудитории 5-6 лет и их родителей.

Реализация проекта будет способствовать формированию и развитию творческих и универсальных умений; пропаганде шахмат среди воспитанников детского сада и их родителей; организации комфортной развивающей среды.




МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



Реализация проекта «СКАЗОЧНЫЙ МИР ШАХМАТ» проходит с сентября 2016 года. Итогом работы над проектом станут:

В 2016-2017 учебном году:

  • конкурс «Рисуем шахматы!» (по выставке художественного творчества «Мультяшки в стране шахмат»;

  • по итогам конкурсов будет выпущен детский альбом «Удивительный мир шахмат»;

  • оформление шахматного уголка в зимнем саду МБДОУ «Детский сад№93 «Капитошка»:

первый этап:

  • сменная выставка творческих работ по шахматной тематике (работы из пластилина, бумаги, теста и др.);

  • оформление настенного логотипа шахматного кружка и шахматных фигур;


В 2017-2018 учебном году:

  • развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада;

  • чтение детской художественной литературы о шахматах;

  • детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов;

  • выставка по итогам иллюстрирования;

  • участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах;

  • оформление шахматного уголка в зимнем саду МБДОУ «Детский сад№93 «Капитошка»:

второй этап:

  • сменная выставка творческих работ по шахматной тематике в разной технике;

  • изготовление отдельных напольных шахматных фигур для развивающих занятий.

  • Оформление результатов проекта и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада в апреле - мае 2018 года.

Положительные результаты будут оформлены в рекомендации воспитателям. Авторы проекта планируют публикацию статьи по итогам сотрудничества в одном из профильных изданий или интернет - порталах для педагогов.

ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ







  • Познание:

  • развитие познавательной деятельности;

  • развитие представлений о предметном окружении;

  • сенсорное развитие;

  • расширение кругозора детей.

  • Коммуникация:

  • развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;

  • пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;

  • развитие свободного общения с детьми и взрослыми.

  • Социальная:

  • патриотическое воспитание;

  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

  • развитие игровой деятельности.

  • Чтение художественной литературы:

  • ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на шахматную тематику;

  • разучивание стихов, загадок о шахматных фигурах;

  • инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок о шахматах.

  • Художественное творчество:

  • учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность.

  • Здоровье:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

  • воспитание культурно-гигиенических навыков;

  • создание условий для формирования правильной осанки.

  • Музыка:

  • развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному развлечению).

  • Труд:

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей;

  • побуждать к самостоятельному выполнению трудовых поручений.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ







п\п

Содержание

работы

Сроки

Ответствен

ные,

исполнители

Формы представления результата

Организационно-управленческие аспекты

1

Разработка проекта.

1-4 декады

Сентября 2016г

Дитман Н.В.


Утверждение темы проекта, анкеты, тесты.

Знакомство с группой детей для участия в проекте.

1 декада сентября 2016г.

Дитман Н.В.

Зайкина В.Л.

Анализ наполнения группы, выявление наиболее способных детей.

Научно-методическое сопровождение работы

3

Планирование работы.

4 декада сентября 2016, 2017г.г.

Дитман Н.В.


План работы.

4

Тестирование групп детей.

Октябрь, апрель 2016-2017, 2017-2018

Дитман Н.В.


Групповое и индивидуальное тестирование и его анализ.

5

1.Просмотр мультфильмов «Герои мультяшек играют в шахматы».

2. Выставка рисунков «Мультяшки в стране шахмат».

3. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном детстве».

Октябрь – ноябрь 2016г.

Дитман Н.В.


Фотоотчет





Выставка художественного творчества детей.



Консультация для родителей.

6

Оформление альбома «Удивительный мир шахмат» стихи, загадки, сказки (совместное речевое творчество родителей и воспитанников группы).

Декабрь 2016 г. – январь 2017г.

Дитман Н.В.


«Семейная мастерская» совместное изготовление альбома.

7

1.Игра-путешествие «В страну шахматных фигур».

Февраль 2017г.

Дитман Н.В.;

Зайкина В.Л.


Фотоотчёт, сценарий мероприятия.

8

1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматное оригами».

2. Просмотр фильма-сказки «Веселое сновидение. Смех сквозь слезы».


Март

2017 г.





Апрель 2017г.

Дитман Н.В.


План-конспект НОД







фотоотчет

9

Подготовка отчетных материалов за 1 год проекта.

май 2017 г.

Дитман Н.В.,

Зайкина В.Л.

Оформление результатов проекта в портфолио и его презентация на одном из методических мероприятий детского сада.

10





















11

















12

1.Просмотр фильма-сказки «Новые приключения Кота в сапогах в шахматном королевстве».

2. Чтение художественной литературы «Сказки и рассказы о шахматах».

3.Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов о шахматах.



1.Непосредственно-образовательная деятельность по ручному труду «Шахматы из теста, пластилина».

2.Изготовление творческих работ «Шахматный мир».

3.Изготовление отдельных напольных шахматных фигур.



Развлечение «В стране шахматных фигур» (итоговое мероприятие).


Сентябрь – октябрь – ноябрь 2017г.

















Декабрь 2017г.





Январь-февраль – март 2018г.







Апрель 2018г.

Дитман Н.В.







Дитман Н.В.





Дитман Н.В.







Дитман Н.В.







Дитман Н.В.;

Зайкина В.Л.







Дитман Н.В.











Выставка рисунков «Шахматные сказки глазами детей».

фототчет







План-конспект НОД





Выставка творческих работ «Шахматный мир» (совместно с родителями);

Совместно с родителями;

фотоотчет





Сценарий развлечения «Удивительный мир шахмат», фотоотчет.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Сказочный мир шахмат»



Деятельность воспитанников

1

Ежемесячные этапы конкурса «Рисуем шахматы!»


Дитман Н.В.,

Зайкина В.Л.

Ежемесячное подведение итогов, награждение победителей, фотосессия; оформление выставки.

2

Конкурс сказок на шахматную тематику (создание альбома).


Дитман Н.В., воспитанники ст. группы

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

3

Детское иллюстрирование понравившихся сказок и рассказов на шахматную тематику по итогам группового чтения.



Дитман Н.В.,

Подведение итогов, награждение победителей, фотосессия, постоянная выставка. Участие лучших работ в конкурсах различного уровня.

4

Развлечение на шахматную тематику для подготовительных групп детского сада


Дитман Н.В.

Развлечение и его сценарий.

5

Участие в шахматных турнирах детского сада и района Талнах.


Зайкина В.Л.

Фотоотчёты, награждение победителей.

6

Выбор формы представления результатов работы по теме.

Дитман Н.В.

Презентация результатов проекта, рекомендации для воспитателей.

7

Оформление результатов проекта (презентация).


Дитман Н.В.

Презентация результатов проекта на одном из методических мероприятий детского сада, рекомендации для воспитателей.











ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ



Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре в шахматы, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шахматам.

Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание продуктов проекта: оформление шахматного уголка в зимнем саду; книжки – малышки по итогам двух творческих конкурсов; участие детей в творческих конкурсах различного уровня и шахматных соревнованиях детского сада, района Талнах и города Норильска; фотоотчёт о мероприятиях в портфолио проекта. А также подготовка методических рекомендаций для воспитателей детских садов по итогам работы над проектом.

Результаты проекта могут быть использованы воспитателями детских садов и инструкторами по физическому воспитанию как пример совместной профессиональной деятельности по формированию и развитию универсальных умений и навыков старших дошкольников посредством через игровую деятельность и игру в шахматы.