Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение
«Детский сад №2 «Журавушка»
Бовыкина Инна Викторовна-воспитатель, высшая категория.
Образовательный среднесрочный проект
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».
Вид проекта: ролево-игровой образовательный, среднесрочный.
Сроки реализации проекта : 09.01.2017-09.02.2017.
Исполнители проекта и основные участники:
Дети средней группы «Непоседы».
Воспитатель группы - Бовыкина И.В.
Родители детей средней группы.
Актуальность проекта.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма коррекционной работы, для третьих - средство передачи основных знаний о мире. Каждому ребенку недостаточно просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осознавать и обдумывать сказки, вместе искать и находить сущность и жизненные уроки, понимать мораль сказки. И, в этом случае, сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Как осознавать сказки? Как находить в них скрытые жизненные уроки и расшифровывать мораль?
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказами).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Сказкотерапия - терапия жизненными историями, окрашенная сказочной атмосферой, в которой может оказаться любой ребенок, ощутить себя в атмосфере сказки, раскрыть свой потенциал, нереализованные желания и мечты, а главное - возникает ощущение защищенности и вкус тайны. Сказка, живет в каждом человеке, способна развивать сокровища его души.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные: - формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
-формирование практических навыков и умений двигательного воображения.
Развивающие: - развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
-развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
-совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.
Воспитательные:- воспитание интереса к сказкам;
-воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Ожидаемые результаты:
формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
формирование у детей практических навыков и умений двигательного воображения;
развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности (художественной, речевой, игровой);
выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
овладение навыками публичных выступлений;
формирование устойчивого интереса к сказкам у дошкольников;
формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.
Механизмы реализации:
Проект осуществлялся в течении месяца, включал в себя следующие этапы:
1. Овладение основами применения сказкотерапии:
- изучение научной литературы;
- изучение опыта других педагогов по данному направлению.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод: метод сказкотерапии - является эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
2. Работа с родителями:
-Разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника»;
-инд. беседа- «Роль сказки в нравственном воспитании детей»;
-рисуем любимую сказку.
3. Работа с детьми:
- Опрос «Твоя любимая сказка»,
- «Слушаем сказку»,
- «Рассказываем сказку»,
-«Показываем сказку»,
- рисуем любимую сказку.
Формы подведения итогов реализации проекта: презентация проекта в группе для родителей «Непоседы» и на районном семинаре.
Реализация проекта проходила через разные виды деятельности.
Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие».
1.Сюжетно-ролевые игры: « Добрый доктор Айболит», «День рождение», «Играем в сказку».
2.Дидактические игры: « Назови ласково», « Шкатулка ласковых слов», «Узнай по отрывку», « Отгадай по картинке», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Из какой сказки герой», «Продолжи сказку».
3.Оформление выставки рисунков совместно с родителями « Моя любимая сказка».
4.Выставка книг «Мои любимые сказки».
5.Чтение художественной литературы: (К.Чуковский « Телефон», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха», русские народные сказки «Теремок», « Курочка Ряба», «Репка»,украинской народной сказки «Рукавичка», венгерской сказки «Два жадных медвежонка», сказки из серии психологические сказки).
Образовательная область «Речевое развитие».
- Учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
- Продолжать работу над развитием связной речи.
-Учить отвечать на вопросы.
-Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
-Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
-Пересказ сказки « Волк и семеро козлят», « Теремок», ««Заюшкина избушка», «Рукавичка».
-Составление рассказа « Почему я люблю сказку», « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
-Придумывание своих сказок.
-Беседы о доброте и взаимовыручке.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Задачи: - Развивать добрые, нежные чувства к друг другу.
- Учить называть правила поведения в театре, кинотеатре.
- Воспитывать культуру поведения.
- Обогатить знания о правилах безопасности в общественных местах.
1. Беседы: «Правила поведения в общественных местах», « Как я веду себя в театре», «Что можно и что нельзя».
2.Просмотры видеосюжетов о правилах безопасности дома и на улице.
3.Занятие по математике «Стоит в поле теремок», где дети должны были выполнить определенные задания и придумать хороший конец сказки.
4. Занятие по ознакомлению с окружающим - «Теплышка».
Цель занятия: Снятие эмоционального и телесного напряжения.
В ходе занятия дети дарили друг другу тепло своих сердец, растапливая льдину и придумывали устно рисунок «Добро и зло», рассказывая об этом другим ребятам.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие».
1. Прослушивание аудиосказок, мелодий подходящих к разным животным, разучивание ролей.
2.Продуктивная деятельность. Рисование любимых героев сказок –«Рукавичка», аппликация «Колобок».
Конструирование. Темы занятий:
«Дом для Маши», « Теремок», « Мебель для трех медведей».
Образовательная область « Физическое развитие».
Проведение подвижных игр « У медведя во бору», « Заяц и волк»,
«Заяц серенький сидит», «Хитрая лиса».
Заключение.
По окончанию проекта, мы увидели, что уровень детской тревожности значительно снизился, дети стали более активно вступать в контакт и непринужденно вести беседу, обогатился активный словарь, более высокого уровня развития достигла связная речь.
Родители, в свою очередь, помимо вышесказанных изменений, отметили, что у дошкольников возрос интерес к русским народным сказкам.
В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Список литературы.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Москва 2014г.
2.Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. А. Ю. Татаринцева Санкт-Петербург 2006.20. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. О. А. Шорохова.
3.Москва :2010. 21. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.
4.Литературный материал с математическим содержанием. Михайлова З. А,, Непомнящая Р. Л., Санкт-Петербург 1993 г.