Образовательные технологии, способствующие формированию и развитию УУД
(из опыта работы)
Цуканова Т.В., учитель начальных классов МАОУ Сладковская СОШ, 2014 г.
Все мы хорошо знаем, что в основе обучения сегодня лежит технология деятельностного познания. А для детей младшего школьного возраста это всегда было так. Психологи и методисты и раньше учили нас, что в этом возрасте ребёнок обладает предметно- образным, деятельностным мышлением, что для познания в это время он обязательно оперирует на практике предметами, моделями, пересчитывая их, перекладывая, моделируя учебную задачу и практически решая её. Все, наверное, помнят и азбуку букв, и палочки, и предметные картинки, и звуковые модели, счётные абаки и просто счёты. Задача теперь: научить учиться, выбирать способы решения, когда учитель уже не диктует детям возьмите то, положите туда, а представляет им самим выбирать, как действовать. Технология деятельностного подхода заложена в наши учебники и поэтому мы просто не можем обойти её. Всё познаём в деятельности, оперируя предметами, фишками, моделями, схемами и т.д. Технология деятельностного подхода предпоагает так же изучение предмета через метапредметную деятельность: наблюдение, сравнение, классификация, смысловое чтение, оценка и самооценка, построение алгоритмов и т.д. ( работы на столах).
В основе активного познания сегодня лежит технология проблемного обучения. Именно она заложена как мотивирующая в концепцию нашего УМК. Ничто не даётся в готовом виде: ребёнок ставит проблему и сам разрешает её в процессе исследования. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения. В процессе педагогической деятельности я стараюсь формировать целостную систему УУД.
1. Проблемно-диалогическая технология.
Цель – обучить самостоятельному решению проблемы.
Средство – открытие знаний вместе с детьми.
Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Этапы технологии обозначены в учебниках : «Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским»
Целеполагание – здесь не надо мудрить. Очень часто мы что-то понимаем буквально. Нам сказали, что тему урока и задачи должны формулировать сами дети, мы и рады стараться, теряя на этом частенько драгоценные минуты урока. А что, если тема урока «Фразеологизмы», например, или - и слов то таких дети не слышали. Авторы наших учебников учат нас начинать урок с ходу:
- Ребята, из какого блока сегодня урок? (Правописание или Как устроен наш язык)
- Значит, чем мы сегодня будем заниматься? ( Открывать новую тайну языка)
- а что же это за тайна ? Какое интересное слово сегодня у нас на уроке? А кто знает, что это?
- значит, какая перед нами сегодня стоит задача? – и начинается процесс познания, который простроен логически на страницах книги. Здесь очень важно не отступать от логики автора. Виктор Иванов говорит, что творчество учителя должно заключаться не в переработке учебника, а в подходе к каждому ребёнку.
К сожалению, когда мы строим сегодня открытый урок, мы пытаемся наполнить его всякой отсебятиной, тогда как более логично всё простроено уже в книге. Я всегда говорю детям – книга – это ваш главный учитель. И если вы по какой-то причине пропустили урок, вы всегда сможете всё узнать из учебника. Надо только научить ребёнка работать с книгой, а это значит научить важнейшему УУД – смысловому чтению. Работа с учебником, умение ребёнка изучать материал самостоятельно вместе с автором – я считаю, это очень важное умение, которому мы должны учить. А если мы каждый день будем сочинять свой урок, то сделаем ребёнка зависимым от учителя. «Напишите тогда свой учебник», -говорит на это Иванов, и я с ним согласна.
2. Поэтому, вторая технология, которую я сейчас активно использую - это технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).
Цель - понимание текстов: в явном виде, не явном и выделения главного.
Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам.
Прошло то время, когда я осознанно увлекалась презентациями, готовыми картинками. Сейчас больше времени уделяю текстовому содержанию учебников и дополнительной литературы. Во первых, нам оставили всего два часа литературного чтения, и где как не на текстах учебников приходится развивать читательскую компетентность. На всех предметах. И не только на уроках литературы, где работа с текстом у нас – основной вид деятельности . Так, на уроках окружающего мира, после постановки проблемы, предлагаю извлечь всю возможную информацию сначала со страниц учебника. Предлагаю прочесть текст, рассказать, что узнали из текста. Найти ответы в тексте на поставленные перед этим проблемные вопросы урока. Очень продуктивный приём в этой технологии, это когда дети сами задают вопросы по прочитанному тексту. Выделяем в тексте главное, составляем план рассказа по прочитанному . Смысловое чтение – основа познания. Это залог правильно выполненного задания.
На уроках русского языка широко представлена работа с текстом, как один из приёмов коммуникативной технологии. Правильно составлять устное высказывание и письменный текст – это тоже метапредметное умение. Урок развития речи – еженедельный в программе русского языка.
Излагаю кратко, т.к. опыт использования каждой технологии требует отдельного часа.
3. Технология оценивания.
Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности.
Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ),
Работы «Проверь себя» встроены в учебники и печатные тетради по русскому яз, литературе, окружающему миру.
Предлагаю вам посмотреть контрольно-измерительные материалы на ваших столах, которые проверяют сформированность УУД.
4. Удачно встроена в наши учебники и технология критического мышления, когда надо согласиться или не согласиться с мнением сквозного героя (Миша и Маша). Учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы,
5. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования.
Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали – всё это метопредметные результаты.
Особенно часто мы это делаем на уроках окружающего мира и технологии. Надо понимать, что пока мы этому с ребятами только учимся, пытаемся понять, что такое вообще проект. Но уже сейчас ребята самостоятельно выбирают тему проекта, предложенную в учебнике, сами пытаются её разрабатывать и представлять перед одноклассниками. Обычно, это информационные проекты с сопровождением презентации, которые многие дети с удовольствием делают сами по результатам своего поиска. Или практические проекты, когда в конце концов они представляют изделие как результат деятельности.
Вот последний проект – «Улицы моего села», который дети представляли на уроке окр. мира.
6. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий универсальных учебных действий.
ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
Работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, карты, чертежа. Работа со словарями, энциклопедиями, поиск информации в интернете.…
создание презентаций;
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
В программу по технологии у нас встроен модуль информатики.
7. Дифференцированное обучение – ещё одна технология, которую предусматривает наш УМК. В аннотации к учебникам и печатным тетрадям прописано: заданияи упражнения обеспечивают дифференцированное обучение. (упражнение 4. Трудное. – предлагать всем. Как ребёнок оценивает свои возможности? – это тоже УУД. Задания даны с избытком и дают возможность выбора)
Все перечисленные мною технологии служат важной цели нового ФГОС – учить предметному материалу через метапредметную деятельность. Все они заложены в наш УМК и поэтому используются учителями нашего МО в системе.
Цуканова Т.В., 2014 год