СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы юродивых в русской литературе

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа показывает образ юродивых, в произведениях русской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Образы юродивых в русской литературе»

МКОУ «СОШ № 7 им.Н.В. Кордюкова»






Номинация – Исследовательская работа



«Образы юродивых в русской литературе»





Подготовил: Cокур Евгений, 16 лет

Педагог: Земисева Ассоль Юрьевна

тел.: 8(953)963-49-04



















г. Кимовск



Содержание



Введение…………………………………………………………………..…..3

Термин «юродивый»…………………………….……………………………4

Образы юродивых в русской литературе……………………………………5

Заключение. …………………………………….…………………………….9

Источники и литература …………………………………………………....10

Приложение ..………..…………………………………………………........11

































Введение

Юродивые святы с давних пор,
И чтимы как великие герои,
В их честь соборы в Златоглавой строят
И смыслом вещим наделяют вздор.

А.Новиков

В конце XX - начале XXI века в России становится актуальной идея национальной самобытности. В силу этого возрождается интерес к феномену юродства. Юродство – древняя форма подвижничества, существовавшая в России в XV-XVII века. Корнями юродство уходит в Византию, но все же оно является исключительно русским феноменом. В простом народе юродивыми могли называть обычных деревенских дурачков .

Другое отношение было к юродивым людям, которые были канонизированы церковью. Юродство является духовным подвигом человека. Еще юродивых называли блаженными, убогими и уродами, чье безумное поведение призывало людей взглянуть на духовные проблемы, которые есть в обществе.

Юродство, будучи весьма специфическим явлением, привлекало внимание многих русских писателей. А. С. Пушкин, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. М. Горький, А. П. Платонов в своих произведениях выводили образы юродивых. Восприятие этого феномена обусловлено индивидуальными мировоззренческими, психологическими и даже эстетическими установками авторов. Рассмотрение отдельных случаев изображения юродивых в литературе позволяет лучше понять само явление, а также через его восприятие прояснить некоторые особенности русской культуры этого периода.

Цель: проследить историю развития юродства, выяснить на примере произведений русской литературы, меняется ли образ героя - юродивого в разные времена.  

Задачи:

  • Разобраться с терминологией;

  • Проанализировать героя юродивого в русской литературе;

  • Рассмотреть героя юродивого в разных произведениях;

  • Создать собственное стихотворение, лирическим героем которого является юродивый.

I.Термин «юродивый»

Первое упоминание о юродивых людях встречается в XI веке. В течение нескольких веков подвиг юродства не упоминается в истории. Но уже в XV-XVII столетиях начинается расцвет этого вида святости на Руси. Христианскими юродивыми могли называть скоморохов и клоунов, которые веселили людей, князей и своим поведением угождали боярам. Противоположностью этому становится юродство ради Христа. Эти юродивые наоборот обличали грехи бояр, князей и царей. Они не просто возвещали правду Христову тем, кто от нее уклоняется, но и обладали пророческим даром, предрекали обществу какие-то события, которые случались в скором времени.

Посмотрим, как объясняют значения этого слова словари.

Толковый словарь Ожегова:

Юродивый 1) Чудаковатый, помешанный. 2) Безумец, обладающий даром прорицания.

Убогий 1) Крайне бедный, нищенский. 2) Немощный, увечный, жалкий на вид.

Урод 1) Человек с физическим уродством от рождения. 2) Человек, некрасивый до безобразия. 3) Человек с дурными, отрицательными свойствами.

Блаженный 1)В высшей степени счастливый. 2) Не совсем нормальный.

Толковый словарь Ушакова:

Юродивый 1)Глуповатый, чудаковатый, безумный. Христианский аскет- безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания. Христа ради или во Христе юродивый или юродствующий.

Убогий 1) Крайне бедный, находившийся в нужде, нищий.

Урод 1) Человек с физическим уродством. Шестипалый урод. Одноглазый урод. 2) Человек с некрасивой, безобразной внешностью. 3) Человек с дурными, безобразными, неестественными свойствами.

Блаженный 1)Cчастливый, невозмутимо радостный. Блаженное состояние.

2) Глуповатый, чудаковатый.

В Ветхом Завете, юродивыми в основном являлись пророки. Из них можно выделить трех наиболее узнаваемых:
1) Пророк Исайя
2) Пророк Иезекииль
3) Пророк Осия
Они не считались в полной мере юродивыми, только лишь прибегали к действиям, чтобы объявить людям Божью волю через свои видения.

В Новом Завете о сути юродивых повествует Апостол Павел, он в послании к Коринфянам противопоставляет земную "мудрость"- мудрости во Христе, он говорит, что юродивые безумны ради Христа, а люди мудры во Христе, юродивы немощны, а люди крепки, люди во славе, а юродивы в бесчестье.



II.Образы юродивых в литературе

Посмотрим, как изображали юродивых русские писатели. Я обратился к трем произведениям и рассмотрел образы юродивых в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», повести Л.Н.Толстого «Детство», в рассказе А. Платонова «Юшка».

Образ юродивого в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Юродивый — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). В трагедии юродивый по имени Николка и по прозвищу Железный Колпак, появляется в одной лишь сцене: в семнадцатой картине — «Площадь перед собором в Москве». Вся его роль состоит из семи коротких реплик: диалогов со старухой, подавшей ему копеечку, с мальчишками, отнявшими эту копеечку, и, наконец, с Борисом Годуновым, у которого он просит защиты («Николку дети обижают») и наказания обидчиков: «Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». В словах этих нет разоблачения, делающего тайное явным. Юродивый повторяет то, что «уж не ново», о чем говорят все персонажи с первой сцены.

В системе образов трагедии существует сюжетная и символическая связь между Николки с Пименом. Оба персонажа появляются единожды, активно в событиях не участвуют, лишены корыстных интересов. У них особая миссия — по словам В.М.Непомнящего, «миссия правды». Бориса мучает содеянное, но в его представлении это только «пятно единое» на совести, в остальном чистой. Противники Годунова усматривают в произошедшем жребий — счастливый сперва для Бориса, а теперь для них (предлог, чтобы «народ искусно волновать»). И только Пимен, а затем и Юродивый осознают всю меру «ужасного злодейства», совершенного в Угличе. Оттого-то «нельзя молиться за царя Ирода», так как это деяние равно преступлению Ирода.

Работая над образом Юродивого, Пушкин стремился к реалистической достоверности и исторической точности. Поэт просил Н.М.Карамзина и В.А.Жуковского прислать ему житие какого-нибудь юродивого. Совет Жуковского: «…тебе надобно выехать в лицах юродивого»; ответ Пушкина: «Не пойти ли мне в юродивые, авось буду блаженнее».

Созданный Пушкиным образ претерпел ряд изменений в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872). Мусоргский почти дословно воспроизводит пушкинский текст. Однако между эпизодом с копеечкой и выходом Годунова звучит хор: «Хлеба!», исполненный горя и отчаяния. Тем самым сгущается трагическая атмосфера действия. Юродивый Мусоргского — бесспорный выразитель «мнения народного». В опере юродивый появляется второй раз, в заключительной сцене, «Под Кремами». Он предсказывает «смутное время», льет слезы о душе православной: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда…» Плачем Юродивого опера Мусоргского заканчивается.


Образ юродивого Гриши в повести Л. Н. Толстого «Детство»

Этому образу посвящены две главы повести. В пятой («Юродивый») рассказывается о появлении его в доме Иртеньевых. Приход юродивого специально не мотивируется, он естественно вставлен в мир героев, и рассказ о нем органично вплетен в общее повествование. Изображение Гриши прерывается трижды: передачей сведений о нем, сценой встречи с девочками и обсуждением Мими, описанием семейного обеда. Здесь же дается внешность юродивого и выясняется отношение к нему родителей Николеньки.

Неоднозначно восприятия юрода людьми. Его образ показывает различия духовных и культурных ориентации матери и отца. Это видно на примере внешних деталей: мать видит вериги на ногах, а отец — грязные ноги. Европейски настроенный отец не понимает и не принимает юродивого. Поверхностность — одна из главных черт его душевного и духовного облик. И внешний вид юродивого вызывает у него отвращение: вид ног Гриши не позволяет отцу есть.

Душевно тонкая и впечатлительная мать, наделенная искренней религиозностью, юродивых, наоборот, привечает, и ей дано понять речь Гриши. Придя в дом, он предсказывает горе, причем предсказание повторяется дважды. Значимо почти незаметное изменение формы слова (с множественного числа на единственное «улетят» — «улетит») и обращение в формулировках к прозрачному фольклорно-христианскому образу птицы (голубя). Не названные птенцы (дети) действительно улетают из гнезда (отъезд в Москву), а ангельская душа матери на самом деле покидает ее земную оболочку.

Второй раз читатель видит Гришу в двенадцатой главе повести («Гриша») уже в другой обстановке — в одиночестве, в отведенной ему комнате юродивый молится, за чем с интересом наблюдают дети. Главным впечатлением оказывается сила веры, а также естественность молитвы («слова сами собою лились из уст твоих — ты их не поверял рассудком».

Смысл образа Гриши в этой сцене заключается в приобщении Николеньки к религиозному чувству. Мотивы умиления и слез в моменты душевного просветления Николеньки-отрока и студента возвращают читателя к эпизоду подсматривания за молитвой юродивого, хотя он больше нигде не упоминается в трилогии.

Сама сцена молитвы героя практически уникальна в произведениях XIX века, изображающих юродивого. Писателей неизменно интересовали юродское поведение и взаимоотношения юродивых с людьми; активно использовался полемический потенциал явления. Взгляд Толстого на юродивого во многом самобытен и определен общим художественным замыслом. Прежде всего, Гриша существует в мире повести как частное лицо, а не как представитель определенной группы людей; показательно изменение в названиях глав, задающее композицию образа: сначала «Юродивый», потом «Гриша», наличие имени индивидуализирует героя.

В заключение можно сказать, что Толстой, вероятно, ориентировался на реального юродивого, каких, судя по этнографическим источникам, было множество в России XIX века. Он воспринял и многие черты канонического образа — особенный внешний облик, аскетизм и смирение, косноязычие (вполне юродское, отличающееся от неумения говорить) и провидческий дар.





«Юшка» А.Платонов

В рассказе Платонова «Юшка» Ефим предстает как странный старик, с которым можно делать все, что хочешь, так думают дети. А в глазах взрослых он предстает как непонятный, скрытный человек. Его еще называют «блажной», «юрод негодный». Юшка всегда ходил в одной и той же одежде – «без смены». Работал на кузнице, жил у хозяина, получал жалованье 7 рублей 60 копеек в месяц. Денег на себя не тратил. Здесь видны черты юродства: не признает сытости, ухоженности, несет бред, по мнению окружающих. Он является объектом насмешек. Его короткий жизненный путь дан в развитии: от непонимания и насмешек до признания после смерти. Дети толкали старика, чтоб понять, жив он или нет, кричали на него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Он верил, что дети любят его и что он им нужен.

Отцы и матери упрекали детей, когда те плохо учились и не слушались их, ставили в пример Юшку. Когда его били, он молчал, терпел, cчитая, что так выражается людская любовь к нему: «За что вы так меня любите?». Один раз в год он уходил на месяц, поговаривали, что «в cамоё Москву». Юшка любил живых существ и не скрывал этого. Этот месяц он проводил с природой. Каждый год он скапливал 100 рублей и уносил сиротке, заменившей ему дочь. Однажды этого не случилось: один прохожий рассердился на мудрые слова Юшки и со злобы толкнул его. Прохожий сказал: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, может, веселее стало без тебя, а то я боюсь соскучиться…» Юшка рассердился и сказал: «Чего я тебе, чем я вам мешаю! Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…»

Только после смерти у Юшки попросили прощения. После смерти выяснилось, что ему было всего 40 лет, что он ходил в Москву к сироте, отдавал ей деньги. Платил за ее содержание и образование, чтобы она могла пить чай с сахаром. Он 25 лет проработал в кузнице, терпел издевательства, думая, что люди его любят и он им нужен. Юшка вовсе не юродивый в церковном смысле этого слова, но он подобен Христу в выражении любви к людям, в служении добру, в увеличении добра в этом мире. Жил он, потому что его родили на свет для жизни, работал осмысленно - не как животное, а цель благую имел. Он не искал веселья в злобе, как другие. Человек прожил особенную жизнь - не в пример людям, прозвавшим его «блаженным», «юродом», «божьим чучелом».

Проститься с Юшкой пришел весь народ. У него остался последователь, продолжатель: та девушка - сирота, ставшая врачом. Оля бескорыстно лечит всех нуждающихся. Юшка не осознает себя подвижником, не ощущает себя «проводником» истины Христовой. После его смерти не на ком стало вымещать злобу и мужья стали бить своих жен.



Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что феномен юродства на Руси обрел широкую популярность, в частности среди видных деятелей литературной направленности. Это было в какой-то степени даже особенностью в русской культуре, юродивые наших предков являются наиболее узнаваемыми, даже сам термин может не редко ассоциироваться с Русью и русским творчеством

В русской классической литературе, на мой взгляд, юродство представлено наиболее многоаспектно. Юродство привлекает внимание писателей как форма индивидуального протеста. 

Юродство оказалось актуальным в литературе в связи с кризисом веры, так как осмыслялось как явление, утратившее поддержку официальной церкви и сохранившееся прежде всего в массовом национальном сознании. В литературе второй половины XIX в. юродство актуализируется и в связи с проблемой власти и народа.

















Литература

  1. Акафисты святым: ОАО «Печатный двор» им. М.Горького, г.С.- Петербург, 2010г.

  2. Гранин А.В. «Православный календарь», ООО «Онега Н», г. Москва, 2009г.

  3. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. – М.,2009.

  4. http://www.pravmir.ru/

  5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.

  6. Коровина В.Я. Литература в 10 классе. Методические советы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.

  7. Платонов А.П. Рассказы и сказки. – М: Детская литература, 2009г.

  8. Ожегов С.И. Толковый словарь – онлайн.

  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь – онлайн.

























Приложение



Сокур Евгений «Юродивому»



Принять всю суть сего креста-

Блаженным стал ради Христа!

Заступник города и края,

Тебя ждала судьба иная:

Прослыть на всю свою округу

Рабом без разума, без друга.

Ты отказался от комфорта,

Взывал людей поверить в Бога!

Терпел телесные страдания,

Не ждал людского сострадания!

Ты власти правду говорил,

А после смерти чудеса творил!

Твой подвиг волновал сердца

И вдохновение дарил творцам.

И я попробую на миг

Восславить твой священный лик!