СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы «лишних людей» в русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока такогова, что все учащиеся смогут:

-передать содержание художественного произведения;

- выразить своё отношение к услышанному или прочитанному;

-характеризовать героев произведения. 

Просмотр содержимого документа
«Образы «лишних людей» в русской литературе»

Краткосрочный план урока

Предмет

Русская литература

Раздел 1

ЛИШНИЕ ЛЮДИ

ФИО педагога

Ведель О.А.

Дата


Класс 10 «А»

Количество присутствующих: Количество отсутствующих:

Тема урока

Образы «лишних людей» в русской литературе

Цели обучения

10.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса,

объяснять их воздействие на читателя

10.1.2 понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному

Цели урока

Все учащиеся смогут:

-передать содержание художественного произведения;

- выразить своё отношение к услышанному или прочитанному;

-характеризовать героев произведения

Большинство учащихся смогут:

- анализировать художественное произведение;

-сравнивать героев нескольких произведений;

-владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

-отвечать на проблемные вопросы

Некоторые учащиеся смогут:

- определить проблематику произведения, критически осмысливая;

-делать выводы


Языковая цель

Предметная лексика: золотой век, произведения, писатели, образы и др…

Терминология: роман, метафора, мотив и др…

Полезные фразы для диалога/письма: я считаю…; по моему мнению…

ХОД УРОКА

Этапы

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало

урока

5 мин.


1.Психологический настрой. Приветствие, мотивация на работу, изучение темы урока.


Учитель. Русская классическая литература признана во всем мире. Она богата многими художественными открытиями. Многие термины и понятия присущи только ей и неизвестны мировой литературе.

В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, «тургеневский тип девушки» и т. д. Но самой известной и интересной, вызывающей наибольшее количество споров группой героев являются, наверное, «лишние люди». Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века.

Кто же такой «лишний человек»? Попробуем разобраться сегодня.



Учащиеся внимательно слушают учителя.

ФО «Большой палец»

Учебник «Русская литерату

ра» 10 кл



Карточки со словами (терминами)



Сообщения учащихся с использованием дополнительных ресурсов.

Середина урока



30 мин.

Чтение статьи в учебнике «Образы «лишних людей» в русской литературе» стр.10-11


Учитель: «Лишний» человек - это определенный литературный тип, к которому относится совокупность персонажей близких по своему мировосприятию, роду занятий и духовному облику. «Лишними людьми» литературоведы 20-ого века называют Онегина, Печорина, Чацкого, Обломова и т. д.

Многие литературоведы придерживаются точки зрения, что впервые наиболее отчетливо этими терминами воспользовался И.С.Тургенев, создав произведение, озаглавленное « Дневник лишнего человека». По другой версии сам Пушкин в черновом варианте 8 главы « Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: « Онегин как нечто лишнее стоит».

Так или иначе, но именно образ лишнего человека надолго стал предметом исследования русских писателей. Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей 19 века, он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.

Учитель: нам сегодня предстоит ответить на вопросы:

  1. Почему в России появлялись «лишние люди»?

  2. Что общего и чем различаются эти характеры?

  3. В чём трагичность «лишних людей»?

Учитель: «Умными ненужностями русской жизни» назвал их А. И. Герцен. Эта блестящая характеристика кажется противоречивой: если умные, то почему ненужности?

Ответить сложно, но необходимо, чтобы понять особенности общественно-политической жизни России первой половины XIX века.


Сообщение группы историков.

Выступление 1 учащегося:

В 1816 году Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед всеми иностранцами. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина рукопись. Данный текст является основным текстом комедии.

В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправного списка) в Ревеле.

В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке, в московской типографии Августа Семена.

Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим».

Выступление 2 учащегося:

Подъем начала 1820-х годов, связанный с победой в Отечественной войне 1812—1815 годов, привел к расслоению русского дворянства, к движению декабристов. Это было время больших надежд и ожиданий, но они, к сожалению, не оправдались. Поражение декабристов и николаевская реакция посеяли скептицизм, неверие в саму возможность изменить общественные порядки. Такие общественные явления отразились в творчестве А.С.Пушкина, который не мог пройти мимо вопроса об участи человека, стоящего выше «толпы» и не нашедшего себе достойного места в общественной жизни, страдающего от своей ненужности. Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Выступление 3 учащегося:

Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.

Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов, того трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. . В эти годы экономической и политической депрессии и выступало на сцену новое поколение — «безвременья», Недаром русские критики — даже критики 60-х гг. — чувствовали в Печорине задатки общественного деятеля, извращенные его эпохой. Печорины появились тогда, когда в наиболее передовых кругах среднего дворянства живы были еще воспоминания о стремлениях предшествующего поколения и особенно остро чувствовалась бесплодность борьбы с победившей реакцией, с косностью своей собственной среды.

Этот характер рано начал беспокоить творческое сознание Лермонтова как отражение противоречивой сложности передовой дворянской интеллигенции, не примиряющейся с окружающей пошлостью жизни и не находящей выхода из своего тупика.

Печорина породила эпоха Лермонтова, время разочарований и опустошенности, вызванных реакцией 30-х годов. «Герой нашего времени» — это исследование «души человеческой», проведенное гением

Выступление 4 учащегося:

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. «Обломов» появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей. Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников.


Сообщение критиков:

Чацкий

Жизненные цели героя

Образ Чацкого полон целей, желаний, собственный передовых взглядов на жизнь. Он полон светлых идей преобразования общества. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий и Фамусов противопоставлены в комедии отнюдь не по принципу «противник - ярый защитник крепостного права». Надо признать, что Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом. Даже за крепостными он признавал право на жизнь без вечных упреков и наказаний. Ведь фамусовское окружение совершенно не ценило своих крепостных, а иногда обращалось с ними даже жестоко.

Отношение к труду и Родине

Чацкий любит и уважает свою родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». Он высокого мнения о своем народе, «умном» и «бодром». Самое главное стремление Чацкого – служить отечеству, «делу, а не людям». Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения, открыто их высказывать. То есть к обществу он относится положительно, но он не выносит лицемерия, лжи, низкопоклонничества, и в дворянском кругу ему становится «тошно и противно». Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по-старому, Чацкий – опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования.

Отношение к любви.

Чацкий приехал в Москву спустя три года странствий с единственной целью – увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и , возможно, посвататься, когда Чацкий убеждается, что Софья уже давно его забыла, что предпочла ему другого, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи его становятся дерзкими, язвительными, он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Именно с этого момента образ Чацкого начинает раскрываться на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые актуальные проблемы, современной ему эпохи: вопрос о том, что такое настоящая дружба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности.

Отношения к дружбе.

У Чацкого в комедии на дружбу свои взгляды. По его мнению, дружба должна быть честной, истинной и крепкой Чацкий же никогда себе не позволит притворяться и лицемерить.

В фамусовском обществе у него нет друзей. Здесь никогда не примут и не поймут его взглядов. На балу он встречает своего старого друга Платона Михайловича Горича, с которым когда-то служил, который был такой же, как и он, стремился защищать свое отечество, был полон желаний преобразований. Но Чацкий видит, что делает такое общество с людьми неординарными, мыслящими, он искренне жалеет о всех своих знакомых, с которыми когда-то строил мечты и планы.

Автор внушает нам любовь к свободному человеку с его стремлениями к счастью, к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», с его правом «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» «в науки вперить ум, алчущий познаний».

Онегин

Жизненные цели героя.

Онегин не знает, что ему нужно, чего ему хочется, но он точно знает, что ему не нужно.

Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении всего романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.

Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил».Но он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Онегин не стал изгоем в своем обществе, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он – обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.


Отношение к любви и дружбе.

Ему все наскучило: «в красавиц он уж не влюблялся», «...друзья и дружба надоели». У героя нет взглядов на дружбу, он выбирает себе в друзья первого человека, который был хоть немного ему интересен. Евгений Онегин скептически, трезво и реалистически относится к жизни, именно поэтому его отношения с другими героями столь трагичны.

Эгоизм и индивидуализм Онегина ясно проявляются в первом объяснении героя и Татьяны. Он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, потому что не умеет верить.

В конце романа мы видим преобразовавшегося, влюбленного Евгения. У него появляется безумное желание – вернуть любовь Татьяны, но теперь она не свободна, как раньше, она замужем, она теперь светская дама. Онегин получает отказ и опять остается без определенной цели в жизни, опять он опустошен, и не знает, что ему дальше делать.

Отношение к труду и Родине

Насытившись светской жизнью, «зевая, за перо взялся», «труд упорный ему был тошен». В деревне «Ярем он барщины старинной/ Оброком лёгким заменил…» На этом деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась.

Он лишний потому, что принадлежал к той деградирующей прослойке дворянства, которая вследствие своей полной хозяйственной несостоятельности была неспособна обуржуазиться. Вот почему Онегины так одиноки. Они разобщены не только с отсталыми элементами своей среды, которых превосходят относительной образованностью, но и с действительно прогрессивными ее элементами. Он не способен думать о других, безразличен к судьбам народа. Отсюда душевная вялость, апатия. Он чужой в своем обществе, «где все так бледно, равнодушно», но остается рабом светских условностей.

Печорин

Жизненные цели героя.

Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его романа Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.


Любовь в жизни героя.

Княжна Мери - жертва мятущегося Печорина. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. И он сам отвергает любовь Мери.

Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Но и любимой женщине он причинил ей много страданий.

Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.

Дружба в жизни Печорина.

Герой считает ,что « в дружбе один раб другого». Печорин встретился с Максимом Максимычем случайно. И проявил по отношению к нему полное равнодушие и безразличие. С Грушницким он безжалостен. Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат.

Отношение к Родине и труду.

Печорин ищет, где можно применить свои силы, но, увы, совершает только мелкие, недостойные его поступки. Мы видим пропасть «между глубокостью натуры и мелкостью действий» (Белинский). В этом противоречии — трагедия Печорина. Его можно осуждать за многое. Вспомним загубленную жизнь Бэлы, страдания Веры и то, как расчетливо играл он чувствами княжны Мэри, как преследовал и лишил жизни несчастного Грушницкого... Но насколько выше он, чем та среда, в которой Печорин вынужден вращаться. Искренен он только с самим собой и беспощаден к себе. В нем действительно живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Вот и кипит он «в действии пустом», спасаясь от скуки, давая волю своему безмерному эгоизму и страдая от этого.

Обломов

Жизненные цели героя.

Илья Ильич не видит смысла и цели своего труда, жизни. Он не желает т трудиться. Обломов не может жить ради материального благополучия, он должен постоянно развивать, совершенствовать свой внутренний мир, а в этом нельзя достигнуть предела, ведь душа в своем развитии не знает границ.

Герой сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями - еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким.

Отношение к труду.

Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел.

Дружба в жизни героя.

У Обломова и Штольца была самая крепкая дружба – дружба детства. Поговорка «старый друг лучше новых двух» здесь отлично подойдёт. Они познакомились в далёком детстве, живя в разных деревнях, и, несмотря на все различия, которые появились в ходе их дальнейшей жизни, не смогли расстаться.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанной дружбе Обломова и Штольца мне в полной мере раскрылась суть этих героев, мысль Гончарова о детстве, о том, что в детстве закладывается фундамент всей жизни.

Любовь в жизни героя.

Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага; он поступает так, не желая причинить ей боль. "В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни...»,- пишет Добролюбов в своей статье "Что такое обломовщина?». Илья Ильич решает остаться с Агафьей Матвеевной, к которой тоже питает чувства, но совсем иные, чем к Ольге. Для него Агафья Матвеевна была ближе, "в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из кухни в кладовую».

Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть его трагедия.

Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.

Учитель: Почему в России появлялись «лишние люди»?










Учитель: Что общего и чем различаются герои, рассмотренных произведений?


























































































































Учитель: В чём трагичность «лишних людей»?



Учитель: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гончаров начали писать историю «лишнего человека», Тургенев продолжил эту историю, исследуя психологию своих героев в другое время, показывая, как изменились они в новой исторической обстановке. Образы «лишних людей» — одно из великих достижений «золотого века» русской литературы.


Задание 2 Дайте развёрнутый ответ на вопрос: Почему XIX век называют «золотым веком» русской литературы?



Учащиеся читают текст в учебнике, делают записи, слушают учителя.
























































Выступление учащихся. Групповая, индивидуальная работа










































































































































































































































































































































































































































Учащиеся отвечают:

общественно-политический строй, светская среда, сформировавшая их как личность, оторванность от народа, бездейственность, эгоизм.


Ответы учеников:

Произведения создавались в первой половине 19 века, но социально-экономические отношения, в которых раскрываются характеры героев, разные . Личность и время — главная проблема творчества писателей.

Герой Грибоедова показан в период до декабрьского восстания, он выражает все лучшие стремления передовой дворянской интеллигенции, ее протест против гнета и мрака. Он не щадит окружающей его скалозубо-фамусовской среды. Но та дворянская прослойка, которую Чацкий представлял, была скорее заинтересована в сохранении крепостного права, чем в его отмене. Это более приемлемо для дворянина, оторвавшегося от хозяйства и скитающегося по свету. Но Чацкий отличается от Онегина, Печорина, Обломова большим культурным превосходством над средой и большей страстностью ее обличения.

Жизнь Онегина так и осталась без цели . Он действительно оказался «лишним», не примкнув ни к защитникам старых, крепостнических устоев, ни к новым людям, борцам за свободу, готовым погибнуть за родной край. Они разобщены не только с отсталыми элементами своей среды, которых превосходят относительной образованностью, но и с действительно прогрессивными ее элементами.

События в романе Лермонтова связаны со временем после декабрьского восстания. Время репрессий, жесткой цензуры, гонений на всякое свободомыслие. Лермонтовский герой гораздо глубже, активнее, да и умнее, чем Онегин. Активность Печорина, его волевые импульсы, не находящие себе соответственных объектов, гордое чувство собственного достоинства, сила характера, чуждого сентиментальности, сочетающаяся с рационалистическим направлением ума, наконец несомненное культурное превосходство, — все это заставляет видеть в нем запоздавшего родиться декабриста, который десятью-пятнадцатью годами раньше нашел бы достойное себе дело.

Обломов является представителем эпохи застоя, глубоко установившихся крепостнических порядков .

Он растворяется в обломовщине, в крепостнической косности; он символ известного состояния, известного положения, сконструированный на чрезвычайно обобщенном материале русского помещичьего быта, определенный практицизмом тех кругов, которые представлял Гончаров.




Ответы учеников: Герои одиноки, разочарованы, ощущают свое интеллектуальное и нравственное превосходство над окружающим обществом и отчуждение от него, они чувствует разрыв между «силами необъятными» и «жалкостью действий». Жизнь их бесплодна.




Отвечают на вопрос учителя


ФО «Большой палец»

























































Взаимооценивание. Оценивание учителем по критериям.


























































































































































































































































































































































































































































































































































Взаимооценивание. Оценивание учителем.

























Дифференцированное задание:

1. Составить синквейн со словом или словосочетанием на выбор: «Литература», «Классика», «Золотой век».

2. Представьте содержание услышанного в виде схемы

3. Нарисуйте рисунок, отразите в нём то, каким вам представляется период времени, в котором жили знаменитые классики. Учитель может предложить учащимся использовать информацию текста и термины, с которыми учащиеся познакомились в начале урока.

Выполняют задание по выбору.

Дескриптор:

- составляют синквейн со словом или словосочетанием;

-представляют содержание услышанного в виде схемы;

-рисуют рисунок, отражая в нем то, как им представляется период времени в котором жили классики.







Конец

урока

5 мин

Домашнее задание

Учитель даст домашнее задание на выбор:

Задание 1. Составьте устное сообщение на тему: Роль литературы в духовной жизни человека. Используйте ключевые слова из текста.

Задание 2. Подготовьте презентацию на тему:А. С. Пушкин-центр Золотого века русской поэзии.

Рефлексия. Учитель подведёт итоги уроки. Даст возможность учащимся проанализировать свою деятельность на уроке, используя приём «ПОПС –формула».

Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС — формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».




  1. Почему в России появлялись «лишние люди»?



  1. Что общего и чем различаются эти характеры?



  1. В чём трагичность «лишних людей»?







Выступление 1 учащегося:

В 1816 году Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед всеми иностранцами. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В 1828 году автор, отправляясь на Кавказ и далее в Персию, оставил в Петербурге у Ф. В. Булгарина рукопись. Данный текст является основным текстом комедии.

В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправного списка) в Ревеле.

В 1833 году «Горе от ума» впервые было напечатано на русском языке, в московской типографии Августа Семена.

Комедия «Горе от ума» была задумана и написана во времена активного декабристского движения, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. После войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между «веком нынешним» и « веком минувшим».





Выступление 2 учащегося:

Подъем начала 1820-х годов, связанный с победой в Отечественной войне 1812—1815 годов, привел к расслоению русского дворянства, к движению декабристов. Это было время больших надежд и ожиданий, но они, к сожалению, не оправдались. Поражение декабристов и николаевская реакция посеяли скептицизм, неверие в саму возможность изменить общественные порядки. Такие общественные явления отразились в творчестве А.С.Пушкина, который не мог пройти мимо вопроса об участи человека, стоящего выше «толпы» и не нашедшего себе достойного места в общественной жизни, страдающего от своей ненужности. Пушкин работал над романом свыше восьми лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.















Выступление 3 учащегося:

Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840 г.

Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов, того трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. . В эти годы экономической и политической депрессии и выступало на сцену новое поколение — «безвременья», Недаром русские критики — даже критики 60-х гг. — чувствовали в Печорине задатки общественного деятеля, извращенные его эпохой. Печорины появились тогда, когда в наиболее передовых кругах среднего дворянства живы были еще воспоминания о стремлениях предшествующего поколения и особенно остро чувствовалась бесплодность борьбы с победившей реакцией, с косностью своей собственной среды.

Этот характер рано начал беспокоить творческое сознание Лермонтова как отражение противоречивой сложности передовой дворянской интеллигенции, не примиряющейся с окружающей пошлостью жизни и не находящей выхода из своего тупика.

Печорина породила эпоха Лермонтова, время разочарований и опустошенности, вызванных реакцией 30-х годов. «Герой нашего времени» — это исследование «души человеческой», проведенное гением











Выступление 4 учащегося:

Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 10 лет.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. «Обломов» появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей. Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников.





















Чацкий

Жизненные цели героя

Образ Чацкого полон целей, желаний, собственный передовых взглядов на жизнь. Он полон светлых идей преобразования общества. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был вопрос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий и Фамусов противопоставлены в комедии отнюдь не по принципу «противник - ярый защитник крепостного права». Надо признать, что Чацкий был не за отмену крепостного права, он выступал, как ярый противник злоупотребления крепостным правом. Даже за крепостными он признавал право на жизнь без вечных упреков и наказаний. Ведь фамусовское окружение совершенно не ценило своих крепостных, а иногда обращалось с ними даже жестоко.

Отношение к труду и Родине

Чацкий любит и уважает свою родину, с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен». Он высокого мнения о своем народе, «умном» и «бодром». Самое главное стремление Чацкого – служить отечеству, «делу, а не людям». Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения, открыто их высказывать. То есть к обществу он относится положительно, но он не выносит лицемерия, лжи, низкопоклонничества, и в дворянском кругу ему становится «тошно и противно». Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. В глазах этих людей, привыкших жить по-старому, Чацкий – опасный человек, «карбонарий», нарушающий гармонию их существования.

Отношение к любви.

Чацкий приехал в Москву спустя три года странствий с единственной целью – увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви и , возможно, посвататься, когда Чацкий убеждается, что Софья уже давно его забыла, что предпочла ему другого, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи его становятся дерзкими, язвительными, он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Именно с этого момента образ Чацкого начинает раскрываться на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые актуальные проблемы, современной ему эпохи: вопрос о том, что такое настоящая дружба, проблемы просвещения и образования, крепостного права, национальной самобытности.

Отношения к дружбе.

У Чацкого в комедии на дружбу свои взгляды. По его мнению, дружба должна быть честной, истинной и крепкой Чацкий же никогда себе не позволит притворяться и лицемерить.

В фамусовском обществе у него нет друзей. Здесь никогда не примут и не поймут его взглядов. На балу он встречает своего старого друга Платона Михайловича Горича, с которым когда-то служил, который был такой же, как и он, стремился защищать свое отечество, был полон желаний преобразований. Но Чацкий видит, что делает такое общество с людьми неординарными, мыслящими, он искренне жалеет о всех своих знакомых, с которыми когда-то строил мечты и планы.

Автор внушает нам любовь к свободному человеку с его стремлениями к счастью, к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», с его правом «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» «в науки вперить ум, алчущий познаний».















Онегин

Жизненные цели героя.

Онегин не знает, что ему нужно, чего ему хочется, но он точно знает, что ему не нужно.

Образ Онегина все время находится в развитие, его взгляды меняются на протяжении всего романа. Онегин томится, задыхается в своей среде и сам не знает, чего же он на самом деле хочет.

Пушкин подчеркивает отрицательное отношение Онегина к окружающей среде: «резкий, охлажденный ум», «шутки с желчью пополам»; говорит о злости «мрачных эпиграмм», о «язвительном» споре. Все это показывает, что Онегин принадлежал к числу тех, кто «жил и мыслил».Но он так и не смог преодолеть в себе душевную лень и зависимость от мнения общества, в котором огромное значение играет мода. Онегин не стал изгоем в своем обществе, он мог спокойно существовать среди своего окружения. В то время в любом доме приветствовались такие, как он – обеспеченные, образованные, в меру остроумные, талантливые молодые люди. Но, безусловно, как только Онегин делал вещи не присталые людям их круга, к нему начинали относиться с опаской, осторожностью. Общество давало оценку Онегину все время, давало оценку каждому его поступку.



Отношение к любви и дружбе.

Ему все наскучило: «в красавиц он уж не влюблялся», «...друзья и дружба надоели». У героя нет взглядов на дружбу, он выбирает себе в друзья первого человека, который был хоть немного ему интересен. Евгений Онегин скептически, трезво и реалистически относится к жизни, именно поэтому его отношения с другими героями столь трагичны.

Эгоизм и индивидуализм Онегина ясно проявляются в первом объяснении героя и Татьяны. Он не верит в любовь, не верит в счастье, ни во что не верит, потому что не умеет верить.

В конце романа мы видим преобразовавшегося, влюбленного Евгения. У него появляется безумное желание – вернуть любовь Татьяны, но теперь она не свободна, как раньше, она замужем, она теперь светская дама. Онегин получает отказ и опять остается без определенной цели в жизни, опять он опустошен, и не знает, что ему дальше делать.

Отношение к труду и Родине

Насытившись светской жизнью, «зевая, за перо взялся», «труд упорный ему был тошен». В деревне «Ярем он барщины старинной/ Оброком лёгким заменил…» На этом деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась.

Он лишний потому, что принадлежал к той деградирующей прослойке дворянства, которая вследствие своей полной хозяйственной несостоятельности была неспособна обуржуазиться. Вот почему Онегины так одиноки. Они разобщены не только с отсталыми элементами своей среды, которых превосходят относительной образованностью, но и с действительно прогрессивными ее элементами. Он не способен думать о других, безразличен к судьбам народа. Отсюда душевная вялость, апатия. Он чужой в своем обществе, «где все так бледно, равнодушно», но остается рабом светских условностей.

















Печорин

Жизненные цели героя.

Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его романа Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям. “Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, — пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.



Любовь в жизни героя.

Княжна Мери - жертва мятущегося Печорина. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. И он сам отвергает любовь Мери.

Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Но и любимой женщине он причинил ей много страданий.

Мало быть любимым, надо самому любить. Печорин не готов к этому. В этом виноват характер, воспитание, влияние общества, цинизм. В этом большая человеческая трагедия.

Таким образом, Печорин не умел по-настоящему любить. Он лишь мог заставить страдать тех, кто так преданно и трепетно к нему относился.

Дружба в жизни Печорина.

Герой считает ,что « в дружбе один раб другого». Печорин встретился с Максимом Максимычем случайно. И проявил по отношению к нему полное равнодушие и безразличие. С Грушницким он безжалостен. Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат.

Отношение к Родине и труду.

Печорин ищет, где можно применить свои силы, но, увы, совершает только мелкие, недостойные его поступки. Мы видим пропасть «между глубокостью натуры и мелкостью действий» (Белинский). В этом противоречии — трагедия Печорина. Его можно осуждать за многое. Вспомним загубленную жизнь Бэлы, страдания Веры и то, как расчетливо играл он чувствами княжны Мэри, как преследовал и лишил жизни несчастного Грушницкого... Но насколько выше он, чем та среда, в которой Печорин вынужден вращаться. Искренен он только с самим собой и беспощаден к себе. В нем действительно живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Вот и кипит он «в действии пустом», спасаясь от скуки, давая волю своему безмерному эгоизму и страдая от этого.

















Обломов

Жизненные цели героя.

Илья Ильич не видит смысла и цели своего труда, жизни. Он не желает т трудиться. Обломов не может жить ради материального благополучия, он должен постоянно развивать, совершенствовать свой внутренний мир, а в этом нельзя достигнуть предела, ведь душа в своем развитии не знает границ.

Герой сам понимает, что живет не так, как нужно, как он мечтал жить в юности. Однако все попытки изменить привычный уклад ни к чему не приводят. Обломовщина отняла у героя силы и способность жить самостоятельно. Причину такого поведения Обломова надо искать в детстве Ильи Ильича. Он родился в маленькой патриархальной дерев не, где царили лень и косность взглядов. Труд для жителей Обломовки был «тяжким наказанием», а любимыми занятиями - еда и сон. Илюша рос живым и любознательным мальчиком, задавал взрослым массу вопросов. Но родители хотели, чтобы сын много ел и сладко спал, был румяным и пухленьким.

Отношение к труду.

Обломов пытался делать все самостоятельно, но вскоре понял, что не нужно трудиться, когда вокруг триста крепостных. Среда постепенно убивала в Обломове желание жить полнокровной жизнью. В юности Илья Ильич считал, что «вся жизнь есть мысль и труд», но быстро понял, что его представления о жизни очень далеки от реальности. Обломов привык быть барином; гордился тем, что не работает, даже чулки себе ни разу самостоятельно не одел.

Дружба в жизни героя.

У Обломова и Штольца была самая крепкая дружба – дружба детства. Поговорка «старый друг лучше новых двух» здесь отлично подойдёт. Они познакомились в далёком детстве, живя в разных деревнях, и, несмотря на все различия, которые появились в ходе их дальнейшей жизни, не смогли расстаться.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанной дружбе Обломова и Штольца мне в полной мере раскрылась суть этих героев, мысль Гончарова о детстве, о том, что в детстве закладывается фундамент всей жизни.

Любовь в жизни героя.

Обломов решает прервать отношения с Ольгой ради ее же блага; он поступает так, не желая причинить ей боль. "В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни...»,- пишет Добролюбов в своей статье "Что такое обломовщина?». Илья Ильич решает остаться с Агафьей Матвеевной, к которой тоже питает чувства, но совсем иные, чем к Ольге. Для него Агафья Матвеевна была ближе, "в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из кухни в кладовую».

Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть его трагедия.

Крепостное право, позволявшее Илье Ильичу не работать и жить, сгубило этого очень доброго и хорошего человека, типичного героя своего времени.





Домашнее задание на выбор:



- Задание 1. Составьте устное сообщение на тему: Роль литературы в духовной жизни человека. Используйте ключевые слова из текста.



- Задание 2. Подготовьте презентацию на тему:А. С. Пушкин-центр Золотого века русской поэзии.