СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы-персонажи в художественном времени и пространстве рассказа И. Бунина «Цифры»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию материалы к интерпретации смыслов рассказа Ивана Буниниа "Цифры". Данная разработка была опубликована в сборнике "От художественного текста – к художественному миру. Теория. Методика. Практика". Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Савельевой, Алматы, 2000 г.

Просмотр содержимого документа
«Образы-персонажи в художественном времени и пространстве рассказа И. Бунина «Цифры»»

Образы-персонажи в художественном времени и пространстве рассказа И. Бунина «Цифры»


Работу по изучению рассказа начнем с наблюдений над внешней композицией (ВК) текста:

  • На сколько глав делится текст? Чем обусловлено такое деление?

  • О чем говорится в каждой главе?

(Вслед за автором мы прослеживаем, как развертываются события в рассказе). Здесь очень интересна соотнесенность хронотопов рассказчика и мальчика. Повествование ведется от первого лица. Первая глава хронологически должна находиться перед седьмой или даже после нее, поскольку в ней рассказчик сообщает о событии уже происшедшем, как бы «с конца», а во всех последующих главах подробно рассматриваются события одного дня. Таким образом, внешняя композиция рассказа не соответствует естественной хронологии событий. Есть смысл спросить учащихся, почему автор именно так строит свой рассказ (затем сравнить ответ, данный в начале разговора, с тем, что получится в конце).


Кроме того, из первой главы мы узнаем об отношении рассказчика к своему племяннику. Наблюдения над лексикой и интонацией первой главы позволяют нам уловить тон повествования и настроиться на нужную волну.

  • Какие повторы можно обнаружить в I и VII главах?

I гл.

Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как «однажды зимним вечером ты вышел из детской» «и сказал мне:

  • Дядечка, прости меня. И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры!»


VII гл.

«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?

  • Дядечка, прости меня. И дай мне каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня».



Как назовем такую ВК текста, в которой связаны повтором конец и начало? (Кольцевая композиция).

В циклическом построении сюжета находит выражение философская концепция неизменности мира, повторяемости событий, которая осознается либо как победа над текущим временем и смертью, либо как дурная бесконечность истории. (Д. Джойс).

При линейном построении сюжета воплощается концепция историзма и связанной с ним идеи прогресса, осознания уникалъности происходящих событий.


  • Что такое хронотоп? (Время-пространство). Что важнее в хронотопе – время или пространство? (Важны обе характеристики).

  • Рассмотрим художественное пространство мира рассказа. Итак, найдем и обозначим пространство каждого персонажа, ибо «ворота хронотопов» здесь ясно указаны:

«Однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико».

Детская – мир ребенка, столовая – мир взрослых; порог... Семантика порога общеизвестна, доступна она и учащимся. Как видим, оппозиция пространств в тексте достаточно явная. И на этом можно построить разговор, ведущий нас к интерпретации смыслов рассказа.

Внимательно следим за сюжетной динамикой текста. Особую роль при рассматривании оппозиции хронотопов персонажей играют глаголы, наречия, предлоги, существительные – все, что имеет отношение к хронотопу, – которые учащиеся находят в тексте (эту работу учащиеся делают в группах (парах): 7 глав – 7 групп (пар). Можно заранее дать это задание на дом, чтобы к моменту работы с текстом на уроке учащиеся уже были с готовыми выписками).

Вопросы ко всему тексту (обсуждаются в процессе работы с выписками):

  • Как связано пространство и поведение персонажей?

  • Можно ли выделить пространство внутреннего мира дяди и мальчика? Что происходит в этих внутренних пространствах их души?


Вопросы для беседы
по тексту


Выписки учащихся, наблюдения

над художественным пространством. (Обращаем внимание на образы-мысли, образы-переживания персонажей.)


1 глава

О чем говорится в 1-ой главе? Понятно ли из нее, что это была за ссора, чем вызвана? Каков тон повествования в этой главе?

Как дядя относится к своему племяннику? Какие слова помогают понять и почувствовать это?



Зимним вечером ты вышел из детской, остановился на пороге, не решился подойти ко мне близко.

/Образы-мысли, образы-переживания/.


2 глава

О чем говорится во 2-ой главе? Почему дядя отказался выполнить просьбу мальчика? Как относится дядя к себе самому в этот момент? Понимает ли он состояние мальчика? Что, по-вашему, испытывает мальчик, как он себя ведет? Почему?



Утром тотчас позвал меня в детскүю.

Вихрем понесся в зал, через минуту слышался грохот и крики /образы-мысли, образы-переживания/.


3 глава

Какую мальчик придумал игру? Чем, кстати, она вызвана? Как ведут себя в этой ситуации взрослые? Кто искренен – дитя или взрослые? Кто виноват в ссоре? Что и почему чувствует мальчик? Что чувствует рассказчик? Как он относится к себе, к своему поведению?


Я вытолкнул тебя из комнаты. захлопнул дверь, ты вылетел за дверь.

/Обратим внимание на приставки, предлоги – на все слова и части слов, которые указывают на пространственные отношения. Это важно для понимания смысла. Прослеживаем, как развиваются события, как углубляется конфликт: во 2-ой главе мальчик сам позвал дядю в детскую, а в 3-ей главе дядя вытолкнул мальчика из столовой/.

4 глава

Борьба. Их разделяет стена. /Один ребенок – трое взрослых/.

Почему мальчик продолжал кричать? Почему взрослые не делают шаг к примирению? Что они чувствуют в этот момент? Почему же они не поддались велению сердца, а покорились требованиям разума?

Можно ли сказать, что в художественном мире рассказа противопоставлено пространство детской и пространство остальной части дома? Почему?


Внутреннее пространство персонажей (образы-чувства):

...переполненная жизнью душа, сердце /бабушки/ рвалось в детскую, НО она крепилась в угоду мне и маме, мне хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую.

5 глава

Попытка примирения /внимательно читаем ремарки автора/.

Как ведут себя взрослые? Чего они хотят от мальчика? Легко ли ему противостоять взрослым?

Я заглянул в детскую, подошел к дверям и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело, я едва взглянул на тебя, хотел выйти, потом заходили к тебе мама и бабушка, делали вид, что вошли случайно... по делу. Советовали тебе пойти ко мне и просить прощения, «а то дядя уедет и никогда больше не приедет к нам». Горничная зажгла в столовой лампу, и мы сделали вид, что совсем забыли о тебе.

6 глава

Когда было сломлено самолюбие мальчика? /Когда ему дали понять, что теперь он будет лишен возможности узнать цифры, т.е. должен будет расстаться с мечтой/.

Какой смысл в этой главе имеет тот абзац, где говорится о мечте, о ее притягательности, о том, как взрослые «борются» с нею?

/Сложный психологизм ситуации/.

Почему нож обиды назван «тупым»?

/Столкновение с жизнью. Человек вынужден смириться/.



/Соотношение внешнего и внутреннего (психологического) пространства. Слова состояния/.

В детской огня не зажигали, а стекла ее окон казались теперь синими-синими. Зимний вечер стоял за ними, и в детской было сумрачно и грустно. Ты сидел на полу. «Сиди тут один в темноте» – слова бабушки /троекратно усиленная оппозиция: ТУТ, ОДИН, в ТЕМНОТЕ – ТАМ, ТРОЕ, ПРИ СВЕТЕ ЛАМПЫ/.

«И вышла из детской» – отдельный абзац!

Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее! Но жизнь ответила: потерпи. Сердце твое буйствовало от переполнявшей его радостной жажды. Жизнь со всего размаху ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком от боли, призывом на помощь.


7 глава

О чем она? Кто сделал первый шаг к примирению? Как он это сделал /см. 1 главу/? Честно ли поступают взрослые в этом рассказе? Почему же они так делают? Разве они не любят мальчика?

Что принесло им примирение? Что же мешало сделать это раньше? А может, вообще можно было избежать ссоры?



Помнишь ли ты, как робко вышел ты из детской, обессиленный борьбой за счастье?

Именно вышел. Не вошел в столовую, а вышел. Из детс...тва (?).




От этих наблюдений над текстом можно прийти к постижению важных смыслов рассказа (взаимоотношения ребенка и взрослых, жизнь и мечта). И вновь вернемся к вопросу о композиции: почему же первая глава стоит не в конце, а в начале повествования?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно вслушаться в интонацию последней главы, почувствовать ее настроение, уловить оттенки. Важно все: и лексика, и пунктуация, и грамматика, и каждый абзац. Если обратить внимание на глаголы, определить их вид, вырисовывается интересная картина, показывающая не только соответствие между грамматическим и физическим временем, но и кое-что еще, что лежит в области духовного.

До определенного момента глаголы в седьмой главе – совершенного вида. Но как только мальчик понял, что его мечта СЕЙЧАС осуществится, его «глаза засияли» – и это последний глагол совершенного вида.

Далее до самого конца главы все глаголы – несовершенного вида: хлопотал, боялся рассердить, глядел, говорил, выводил и т.д. – всего 14 глаголов. СЛУЧАЙНО ЛИ ЭТО?

Эти наблюдения дают детям возможность убедиться в мастерстве писателя, а также ответить на вопрос: почему финал рассказа открытый, причем обрывается на ноте мира и счастья; почему первая глава, которая, казалось бы, должна находиться в конце рассказа, помещена в начало? А вот почему: именно из-за своего диссонанса со звучанием седьмой главы она неуместна здесь (она разрушила бы гармонию).

  • Почему рассказ заканчивается описанием того, как мальчик получил (или получает) то, чего он так хотел? Он насладился (или наслаждается) счастьем? (Т.е. автор, очевидно, хочет сказать, что нет ничего важнее того, что происходит сейчас /несов. вид глаг./); все, что было, – прошло, главное – вот это, и оно длится.)

  • Так почему же рассказ называется «Цифры»?

Для ответа на этот вопрос вернемся к началу беседы, обратим внимание на повторы, обнаруженные в первой и седьмой главах:

I гл.

Когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как «однажды зимним вечером ты вышел из детской» «и сказал мне:

  • Дядечка, прости меня. И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры


VII гл.

«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне?

  • Дядечка, прости меня. И дай мне каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня».


Мы отчетливо видим, что значили для мальчика цифры: это воплощение его мечты, жажды счастья. Смысл названия рассказа становится ясен.

Разговор о времени (через грамматическое время и линейное) можно повести в более сложную плоскость: почему мальчик, утром проснувшийся с мечтою, получил ее только вечером, в чем смысл этого? Почему автор решил не оставлять мальчика с болью и обидой на всю ночь, до следующего утра, как вы думаете?

Еще: почему рассказчик обращается к мальчику через определенное время? (Значит, он не забыл об этой ссоре. Быть может, ему стыдно за свое поведение, и он хочет объясниться со своим племянником, попросить у него прощения. Теперь, когда мальчик вырос, стал взрослым, ему понятно поведение дяди, ему понятны слова о том, как и почему взрослые «борются с мечтой». Жизнь сложна...)

Проблема соотнесенности времени в рассказе сложна и интересна: рассказчик повествует в одном времени (настоящем) о другом времени (прошлом), обращаясь к мальчику уже взрослому (будущее время). Как вы думаете, почему автор так строит свой рассказ? Зачем, по-вашему, рассказчик хочет, чтобы мальчик вспомнил этот случай из своего детства, когда станет взрослым?

На этом этапе вновь обратимся к вопросу о композиции рассказа. Учащиеся попытаются понять и осмыслить, почему именно кольцевая композиция выбрана автором. Что дает она для понимания смысла произведения? В циклическом построении сюжета находит выражение философская концепция неизменности мира, повторяемости событий, которая осознается либо как победа над текущим временем и смертью, либо как дурная бесконечность истории. (Д. Джойс).

Подведение итогов урока. Сравнение первичной интерпретации с последующими. Обобщение ответов.

На дом учащиеся получают задание обсудить этот рассказ с родителями, написать сочинение-размышление о том, что их взволновало, заинтересовало, заставило задуматься. Тему учащиеся формулируют сами.


Итак, на примере работы с рассказом И. Бунина «Цифры» мы увидели, что, действительно, «всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопа».