СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образы «Вечерни» и «Утрени»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Цели урока: знакомство с духовной музыкой, с жизнью и вокально-драматическим творчеством русского композитора С. В. Рахманинова на примере «Всенощной».

Просмотр содержимого документа
«Образы «Вечерни» и «Утрени»»

Урок № 27 7 кл _________________

«Сюжеты и образы духовной музыки». «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени»

Цели урока: знакомство с духовной музыкой, с жизнью и вокально-драматическим творчеством русского композитора С. В. Рахманинова на примере «Всенощной».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Звучит «Высокая месса» - си минор И. С. Баха)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, что это за музыка? ( «Высокая месса» Баха).Какого содержания? (Духовного) Что значит духовная музыка? (Музыка, связанная с текстами религиозного характера)

- А сейчас ответим на вопросы прошлого урока.

3. Мотивация. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с духовной музыкой русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова – это монументальное произведение для хора а капелла с солистом, входящее в золотой фонд всемирного культурного наследия – «Всенощное бдение». Его называют хоровой симфонией, его знают, любят и почитают во всем мире, признавая его высочайшую художественную ценность.

- Человек трудной судьбы, вынужденный покинуть родину после революции, Сергей Васильевич Рахманинов до последнего вздоха любил Россию. А его характер был отражением всего лучшего, что может воспитать в человеке православие – скромность, смирение, сострадание. Всю свою жизнь он жертвовал на благотворительность. Во время Первой мировой войны он отдавал все заработки от концертов на нужды армии. После революции, когда уже работал в Америке, он регулярно отправлял переводы в Москву – существует даже свидетельство, что однажды почтальон, выдавая очередной денежный перевод, спросил: «Что у вас за Рахманинов такой? Пол Москвы от него получают деньги». А во время Второй мировой войны, когда уже болел неизлечимо, до самой смерти он успел отправить в Россию сумму, что в пересчете на сегодняшние деньги можно измерить как 300 тысяч долларов – это был неоценимый вклад в ту Победу.

4. Изучение нового материала.

Всенощное бдение – это особое обрядовое богослужение в православии, совершаемое накануне воскресных и праздничных дней по церковному календарю. Иногда говорят всенощная служба. Она состоит из 2 масштабных частей – вечерни, где вспоминаются ветхозаветные события, и утрени, где поминают новозаветное время и пришествие Христа. Внутри службы есть неизменяемые песнопения и изменяемые – это стихиры, тропари и другие стихи, приуроченные к конкретному празднованию. Общая динамика Всенощного бдения – от мрака к свету.

- Прекрасно сохранились дневники Сергея Васильевича. Он много пишет о своих детских воспоминаниях, как поразили его и навсегда врезались в память простые запевы обихода, колокольные звоны новгородского Софийского собора.

- В конце 1914 – начале 1915 года С. Рахманинов принимается за написание «Всенощной». Работа продвигалась чрезвычайно быстро – меньше чем за 2 недели было написано все. Впервые исполнено 10 марта 1915 года – все сборы пошли на нужды раненым.

- Во время работы он много общался и советовался с видными экспертами того времени – церковным композитором Александром Кастальским и директором Синодального училища, композитором Степаном Смоленским. Оба они помогли Сергею Васильевичу воплотить в жизнь творческий замысел. «Наша музыка будущего имеет источники своей мощи именно здесь, в своих началах, в своей дороге, в своих идеалах, давно обдуманных для нас простыми певцами…» - эти слова принадлежат С.В. Смоленскому. Ему Рахманинов и посвятил свое произведение.

- «Всенощное бдение» Рахманинова состоит из 2 циклов песнопений, образующих «Вечерню» и «Утреню». В нем 15 номеров, большая часть которых основана на подлинных знаменных распевах, обогащенных композитором новыми голосами и мелодическими линиями. Суровые, строгие мелодии, звучавшие в древних храмах, ожили в руках композитора.

- Это произведение могло родиться только в России. Это одно из немногих русских хоровых сочинений, в котором русский характер, образы родной природы и нравственное чувство были так сильно выражены. Озвученный облик Родины – так можно определить художественную идею «Всенощной».

- В первых 7 номерах «Вечерни» преобладает мягкая звучность, лиричность, за исключением № 1 «Приидите, поклонимся», звучащий торжественно, настраивая на внимание величественному действию.

- Песнопение «Ныне отпущаеши» (№5) подобно умиротворенной колыбельной.

- Сердцевина «Всенощной» - хор «Богородице Дево, радуйся» №6. Это его смысловая кульминация. Он завершает цикл «Вечерни». Этот хор часто исполняется отдельно в концертах хоровой музыки. Образ Богородицы особо почитается в православии. 

- Во время исполнения этого номера многие, даже не очень верующие испытывают катарсис – момент высочайшего взлета помыслов и очищения, облегчения, избавления от боли и страданий. При том, что само произведение не изобилует гармоническим и мелодическим разнообразием, прозрачное и строгое по звучанию в начале, все драматургическое развитие происходит внутри – тема отдана альтам, а сопрано, которые традиционно ведут мелодию, лишь выполняют фоновую функцию, позволяя накапливаться эмоциональному напряжению, которое вырвется в мощнейшее форте на словах «Благословен плод чрева Твоего». (Слушание музыки)

- Проникнутую лирическим настроением и тихой молитвенностью «Вечерню» сменяют динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчеркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъемами песнопения «Утрени». Они несут в себе энергичное, эпическое начало, напоминая интонации былинных сказов и фресковые композиции. Активно и утверждающе звучит хор «Хвалите имя Господне», построенный на короткой попевке знаменного распева.

- Утренний благовест (колокольный звон) сообщает радостную приподнятость душе человека, который вступает в грядущий день. (Звучит колокольный звон,

- Концертная жизнь «Всенощной» возобновилась в конце XX века. В церкви сочинение Рахманинова впервые прозвучало лишь в 1957 г. в Москве на Большой Ордынке в храме иконы «Всех скорбящих Радость». Исполнение было посвящено памяти Рахманинова и с тех пор каждый год в марте повторяется.

- Давайте в учебнике на стр.68 прочитаем слова известного хорового дирижера В. Чернушенко о «Всенощной», которая раскрывает душу народа: «Всенощная создана для храма. А храм этот – вся Россия, с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов ее, с добрым, умным, красивым народом…(Исполняется песня «Храм Твой, Господи, в небесах»)

5. Вывод. - В чем же заключается драматургия «Всенощной»? (Драматургия заключается в раскрытии контрастных образов «Вечерни» и «Утрени». Музыка «Вечерни» мягкая, лиричная, проникнута тихой молитвенностью – это образ тихого покаяния. А утренние песнопения энергичные, динамичные – это образ Веры, Надежды, Любви.)

- Как вы думаете, почему «Всенощную» С Рахманинова считают вершиной мировой музыкальной культуры? (Потому что эта музыка впитала в себя лучшие национальные черты русского народа. Она волнует исполнителей и слушателей. Эта музыка пронизана добром и светом, в ней – торжество и покой, сосредоточенная суровость и сдержанная сила, размах и мощь. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле.)

6. Рефлексия учебной деятельности. 

Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:Сегодня я узнал…Было интересно…- Было трудно…Я научился…Я смог...- Меня удивило…- Мне захотелось…

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

Сегодня мы с вами прикоснулись лишь к незначительной части наследия великого русского композитора С. В. Рахманинова, узнали о его жизни, познакомились с его произведением. В наши дни тема духовности, православия все больше входит в повседневную жизнь. Как мы видим на примере музыки И.С Баха и С.В. Рахманинова великие умы прошлого не отвергали существования Создателя мироздания и воздавали Ему славу своим творчеством: шедеврами духовной музыки, звучащей во время православных праздников в храмах и в концертных программах с хором. Хотелось бы вам пожелать, чтобы музыка С. Рахманинова, его гражданская позиция, любовь к России стали бы для вас жизненным и творческим ориентиром.

8. Домашнее задание.