Районная открытая научная конференция школьников
Секция: Народная культура
Название работы: Обрядовая культура с. Новомихайловского Красногвардейского района Ставропольского края
Автор работы: Немцова Кристина Евгеньевна
89188041485, [email protected]
Место выполнения работы:
с. Новомихайловское
Красногвардейского района
Ставропольского края, МКОУ СОШ №4
9 класс
Руководитель:
Учитель музыки и МХК
Деренская Оксана Валерьевна
Красногвардейское, 2019
Содержание
Введение | 3 |
I. Семейные и календарные обряды в народной сельской культуре | 3 |
II. Обрядовая культура села Новомихайловского | 4 |
Заключение | 9 |
Библиографический список | 10 |
Введение.
Связи прошлого и настоящего в сегодняшней повседневной жизни многообразны, но по-прежнему важнейшими источниками, из которых современное поколение черпает опыт, знания, нравственные начала и художественные вкусы, являются обряды. Много лет назад человек в повседневной жизни руководствовался многовековым опытом предыдущих поколений, нашедшим отражение в обычаях, традициях и обрядах. Однако и в современной жизни, регламентированной законами, уставами и инструкциями, мы довольно часто в своих поступках руководствуемся неписаными правилами, традициями. Так диктует обычай, и мы, особо не задумываясь, подчиняемся ему.
Поэтому мы выбрали именно эту тему для своей работы. Актуальность данной темы объясняется тем, что в каждом населенном пункте существуют свои обряды, некоторые из них характерны для всего района, края, но некоторые носят уникальный, самобытный характер, требующий исследования.
Целью нашей работы было собрать и классифицировать материал по обрядовой культуре села Новомихайловского. Основная цель предопределила следующие задачи:
Изучить существующую литературу по данной теме. Определить понятие обряда, обрядовой культуры, изучить существующую классификацию обрядов.
Рассмотреть особенности обрядовой культуры с. Новомихайловского на примере собранного фольклорного материала.
При работе над данной темой мы неоднократно встретились со старожилами, людьми, помнящими и знающими обряды, записали песни, исполняемые в нашем селе при обрядах. Часть из них поют и в наши дни, но большинство песен помнят лишь пожилые люди. Многие из этих песен были созданы непосредственно в селе Новомихайловском, что отражено в их содержании.
Семейные и календарные обряды в народной сельской культуре.
Что такое обряд? Википедия определяет обряд как «совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение»[ 7 ]. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Обряды появились в глубокой древности. Воображение первобытного человека населяло окружающий мир фантастическими существами, которые в нем хозяйничали, и в воле которых находилась судьба человека. Вера в сверхъестественные силы заставляла древних людей искать средства воздействия на эти силы для получения желаемых результатов.
Сущность обрядов заключается в том, что исполнение тех или иных действий в определенном порядке должно было помочь потусторонним силам совершить необходимые процессы или, наоборот, помешать нежелательным явлениям, иначе говоря, обряды имели магическое значение [4, с.28]
Однако со временем обрядовые песни и сами обряды стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха.
По общепринятой классификации, обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды, связанные с церковными праздниками — календарными.
В современном мире обрядовая культура является неотъемлемой частью народной культуры, которая, к сожалению, в век глобализации и информационных технологий постепенно уходит в небытие. Тем более ценными являются факты подлинной народной культуры, запечатленные в традициях, обрядах, ритуалах, песнях. Именно в сельской местности обрядовая культура еще не утратила свои позиции. Возможно, это связано с более крепкими традициями, связью сельского жителя с землей, большей близостью к матушке-природе. Также объяснением этого феномена является более крепкая связь поколений, обеспечивающая передачу опыта и культурных традиций от старших младшим, более развитые институты «кумовства», «братства», более крепкие связи с дальними родственниками. Иначе говоря, в настоящее время именно село выступает неким хранителем исконных народных традиций.
Обрядовая культура села Новомихайловского
Система семейно-бытовых обрядов сложилась с древнейших времен. Особое место среди них занимают обрядовые действия, связанные с рождением человека. Еще до наступления родов роженицу охраняли от дурного глаза, недоброжелателей. Перед рождением ребенка совершают магические манипуляции – развязывают в доме все узлы, расплетают косы и размыкают замки, чтобы облегчить роды. Вот лишь некоторые из суеверий, бытующих в селе Новомихайловском, касающихся будущей мамы и ребенка. Например, беременной женщине нужно сторониться кошек, в противном случае у ее малыша будет много врагов и завистников. Будущей маме нельзя стоять или сидеть на пороге. Порог – черта между нашим и загробным миром, и в ее пределах злым духам противостоять очень сложно. На самом деле старожилы объясняют это поверье более прозаично: на пороге, как правило, всегда гуляют сквозняки, и в данном случае это поверье объясняется заботой о здоровье мамы и ребенка. Известие о беременности нужно держать подальше от чужих ушей, и как можно дольше. Это очень популярное поверье в селе Новомихайловском. Беременным женщинам нельзя стричься. Зародилась эта примета, по всей видимости, еще в древние времена, когда люди искренне верили, что жизненные силы и энергия накапливаются у человека в волосах [1, т 1, с 293].
При возвращении женщины домой после рождения ребенка ей следует переступить через порог и встать на расстеленную у входа шубу. Это символизирует богатство и достаток для новорожденного. После этого семья и родственники собираются за накрытым столом, празднуя «родины». Часто исполняют следующие песни:
Ты кума моя ты душа моя,
Между нас кума протекла речка,
Протекла речка, речка быстрая,
Речка быстрая вода чистая.
А по той речке селезень плывёт,
Селезень плывёт серая утица.
А за утицей утюняточки,
Селезенюшка- это Ванечка,
Серая утица - это Манечка,
Утюняточки ихние деточки
После появления малыша в семье практикуются обряды очищения новорожденного. С помощью процедуры обмывания происходит символическое отделение ребенка от того мира, откуда он появился. После купания ребенка заворачивали в рубаху отца, причем эта рубаха не должна была быть новой и чистой (“смоется отцовская любовь”)
Следующий обряд – крещение. Он начинается с того, что младенца вручают крестным отцу и матери. Далее следует молитва. После наречения священник читает заклятия-запрещения против злых духов, трижды дует в лицо крещаемому. По знаку священника крестные поворачиваются спиной к алтарю, лицом к западу. Читается молитва, и священник трижды окунает младенца в купель. И еще одна молитва о власах, покрывающих голову. Срезается прядь волос малыша. Волосы закатывают в воск и бросают в купель. После этого семья собирается за столом, приглашаются родные и кумовья. Часто в селе Новомихайловском исполняют песню:
А у нас нынче понедельничек - праздничек,
А у нас нынче да молодушки не прядут.
А всё ж они да...
А всё ж они в зеленом саду да гуляют,
А всё ж они да горелочку спивают.
Нашли ж они малого ребёнка в пелёнках,
А в шёлковых полушёлковых свивальнях.
Ой кто ж того малого ребёнка кстить будет,
Вот кстить будет, вот кстить будет, кстить крестить.
А озвалась вот Марьюшка кумою,
А примолала Васильюшку с собою.
Ой то-то у нас всё милые кумовья,
Ой то-то у нас да весёлая да беседа,
Вот беседа, вот беседа да веселье
Главным песенным жанром с момента рождения и в течение двух лет были колыбельные. Они направлены на завершение ритуального перехода. Колыбельных существует огромное множество, но интересной с точки зрения исследования местного фольклорного материала является следующая (в тексе упоминается топоним села: место под названием «Кольцов колодец»):
Серый котик песню пел, У порога котик сел,
Принеси Ванюше сон, Засыпает пускай он.
От березки, от досочки Он к Ванюше прилетит,
От Кольцова-то колодца Покой Ване сохранит…
Со вступлением в брак также связано много традиций и обрядов. Свадебный обряд сложен по своему составу. Все, что совершается на свадьбе, сопровождается словом – заклинаниями, загадками, прибаутками, песнями, причитаниями. Сначала преобладают грустные песни, причитания, в день свадьбы печальные мотивы начинают перемежаться с веселыми, а под конец свадьбы радость и ликование подавляют все другие мотивы.
В день свадьбы родители благословляют невесту, стоявшую на шубе или тулупе, после чего невеста кланяется родным, затем невеста прощается с подругами, поет сама или присутствующие печальные песни.
Ой, вьюны над водой, Ой, вьюны над водой
Ой вьюны над водой расстилаются
А жених у ворот, А жених у ворот,
А жених у ворот дожидается.
Ой, вывели ему, Ой, вывели ему
Ой, вывели ему Коня белогривого
А это не мое ,А это не мое
А это не мое, Это шурина мово…
Ой, вывели ему Ой, вывели ему
Ой, вывели ему cвет-Настасьюшку.
А это вот мое, А это вот мое,
А это вот мое, Богом суженое….
Утром в доме жениха собирается свадебный поезд. Перед отправлением за невестой мать жениха обязательно осыпает сына зерном, хмелем, орехами, деньгами. Когда поезд подъезжает к воротам дома невесты, там стоят всяческие заграждения, и мужчины требуют выкупа – «магарыча», дружок угощал их водкой, после чего поезд пропускают во двор. Жених сидит в машине, не принимая участия в выкупе, и только после выкупа «дружко» заводит жениха за стол. После венчания в доме жениха молодых встречают его отец и мать с хлебом-солью и иконой. Новобрачные кланяются, целуют родителей, хлеб и икону. Всех приглашают за праздничный стол. Начинаются поздравления родных и знакомых, свашки собирают подарки и деньги для молодых. В последние годы на свадьбах присутствует тамада - человек, ведущий свадебное пиршество.
На второй день гости собираются в доме жениха. Родители невесты приносили новобрачным завтрак. Для второго дня характерен обряд «продажи» родителей молодых, крестных родителей, их возят по селу в тачке. Молодые выкупают их водкой. Гости пляшут, веселятся, шутят. Традиционно готовят «шулюн»(«шулюм») – суп из свежего мяса.
Говоря о семейных обрядах, нельзя не сказать о погребальных обрядах. Смерть близкого человека – печальное и трагическое событие. Основное содержание погребального обряда состоит в том, чтобы облегчить горе близких умершего и воздать должное тому, кто прожил жизнь в радости и в несчастье вместе с людьми и во имя людей.
Сам по себе современный погребальный обряд несложен. По традиции хоронят покойника на второй день: он должен переночевать в своем доме в последний раз. Гроб устанавливается в доме покойного, читаются заупокойные молитвы. Из страха перед покойником ему закрывали глаза, чтобы он не высмотрел себе жертвы. Выносят его из дома ногами вперед, чтобы он не нашел дороги обратно. Непременно - траурное шествие с венками, цветами, с похоронным маршем, над могилой товарищи и близкие произносят прощальное слово, в заключение – поминальный обед.
Помимо семейных обрядов, в селе Новомихайловском существуют календарные обряды. Часто эти обряды приурочены к поворотным периодам в положении солнца над землей.
С каждым новым годом люди издавна привыкли связывать ожидания в изменении своей судьбы, новые надежды на улучшение жизни. Время новогодних праздников, унаследованных от языческих времен, ограничивалось рамками христианского календаря от 25 декабря по старому стилю (рождество) до 6 января (крещение). Наиболее интересным обрядом этого времени было колядование, которое сохранилось до наших дней и которое стало особенно популярным в последние годы. Вечером накануне рождества юноши и девушки веселой гурьбой переходят от дома к дому и поют песни-колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого добра и благополучия. За свое пение колядовщики получают в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди, а в последние годы и деньги. Первоначальный смысл обряда забылся и постепенно превратился в веселый обычай. Одни из самых распространенных в селе Новомихайловском детских колядок:
Коляда, коляда, Ты подай пирога,
В сундучок монетку, А в мешок конфетку!
Коляда ты, коляда, Принеси нам всем добра.
Я маленькая девочка, Словно в поле веточка,
Ты, хозяйка, не скупись, Пирогами поделись.
Я маленький мальчик, Залез у стаканчик,
А стаканчик на бочок – дай, хозяйка, пятачок.
А стаканчик хруп! Давай, тетка, рупь!
Традиционно празднуются в селе Новомихайловском масленица, Сороки, Пасха. Особого внимания заслуживает празднование Троицы. Как церковный праздник Троица существовал с давних пор, но именно в последние годы в нашем селе он стал массовым, с народными гуляниями.
Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Дома и церкви в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины. Особенно большой популярностью пользуется для украшения храма цветы клевера и, конечно же, цветущие в это время ароматный чабрец, акация, шалфей.
После богослужения люди садятся за праздничный стол, приглашают гостей, дарят подарки и поздравляют друг друга. Народные гуляния устраиваются в лесах, полях. Люди водят хороводы, играют, поют песни. Девушки плетут венки и спускают их по реке. Такое гадание помогало узнать, какая судьба ждет в ближайший год.
Испокон веку в России было принято почитать березу в праздник Троицы. Но так как березы в Новомихайловском не растут, их роль может выполнять любое дерево. Иногда в березу «превращают» иву, акацию, другие деревья, растущие в селе. Вокруг импровизированной «березы» водились девичьи хороводы. Небольшую «березу» во время гуляний украшают лентами, влетают в нее цветы.
В этот праздничный день категорически запрещается работать в огороде или по дому. Все ремонтные работы по дому лучше всего оставить на другой день. Нельзя шить, вязать, мыть, стричь или красить голову. В этот день нельзя думать о плохом или говорить о ком-то в негативном ключе.
Троица – праздник обновления жизни, поэтому только позитивом следует окружать себя в этот день. Одна из самых распространенных обрядовых песен в этот праздник – «Кукун-венки»:
Ой, кукун-венки, ой, кукун-венки,
кукун-венки-подвенки, кукун-венки-подвенки,
Покатилася, покатилася
Покатилась голова Под Ивановы врата…
Далее в тексте песни повествуется интересная шутливая история о том, как «Жана мужа продала за три рубля», а надо было за четыре, а за эти деньги можно было нанять пахаря, вспахать землю, посадить ячмень. Таким образом, песня иллюстрирует социально-бытовые отношения простых жителей села.
Заключение.
Обычаи и обряды, отражая обыденное сознание, составляют неотъемлемую часть образа жизни людей. Обряды – это одна из форм общения людей. Их значение особенно возрастает, когда современные средства массовой информации существенно изменили традиционные формы общения. Обрядовые действия людей эмоционально насыщают жизнь, придают ей особую полноту. Праздничность, торжественность семейных обрядов усиливает радость людей, облегчает боль утраты близкого человека. Обряды вносят новую эстетическую и духовную ценность в наш труд и быт, возвышают человека над будничным и преходящим.
У каждого времени свои песни и свои обряды, в каждом городе, селе свои обычаи и традиции. Мы не должны забывать обряды, которые уходят из нашей повседневной жизни, мы должны восстановить утраченные традиции отечественных праздников, природных и православных, языческих и светских. Мы должны не только знать обряды, но и передать их последующему поколению. Собрать, сохранить и сделать известными обряды и обычаи – важнейшая задача нашего времени, так как народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.
Библиографический список:
Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т.– М, «Советская энциклопедия», 1987 г.
Обрядовая поэзия. М., 1999.
Сергеев В.Н. Русские православные праздники. М.1991.
Суглобов Г.А. О свычаях-обычаях и религиозных обрядах. М. !987.
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников.М.1992.
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М.1997.
https://ru.wikipedia.org/
9