СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обрядовые и игровые сцены в опере "Снегурочка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обрядовые и игровые сцены в опере "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«Обрядовые и игровые сцены в опере "Снегурочка"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ







Тема: «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Обрядовые и игровые сцены в опере «Снегурочка»















Преподаватель теоретических дисциплин

Капуста Ульяна Сергеевна







2018 г.

Творчество Римского-Корсакова отмечено горячим интересом к истории, быту и обычаям русского народа, к сокровищам русских песен фольклора. Опера «Снегурочка» отразила глубокую увлеченность композитора национальной сказочностью и языческой мифологией. Первоначально это увлечение игровыми, обрядовыми песнями, древнеславянским культом поклонения солнцу нашло отражение в опере «Майская ночь» (действие приурочено к троицкой неделе). Варианты нескольких песен использованы в «Майской ночи», были затем введены в «Снегурочку».

Римский-Корсаков не случайно привлекали теории о связях обрядовых песен с древними языческими культами, особенно близок был ему культ «поклонения солнцу» - в нем он нашел отзвук своему обожанию природы и общей свое склонности к светлому, оптимистическому восприятию мира. Обрядовые песни – наиболее древние, доставшиеся от языческих времен и поэтому сохранившиеся в наибольшей неприкосновенности.

Многочисленные игровые и обрядовые сцены в «Снегурочке» выполняют важную роль в драматургии оперы. Они образуют фон, светлую поэтичную атмосферу действия, либо перемежают действие или органически в него входят, в других случаях – обрамляют действие.

Без игровых и обрядовых сцен картина сказочной Руси не получилась бы такой красочной. Они лежат в основе народно-бытовых сцен, выражают связь с природой человеческого мира, берендейского люда; его отношение с природой, показывают, что жизнь берендеев проходит в непрерывном, постоянным общением с природой.

Содержание этих сцен меняется в соответствии с временами года.

В опере Римский-Корсаков в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствовал несколько из своего сборника, другие создавал на основе глубоко впитанных им элементов народной мелодики (попевки пентатонического типа с характерным сочетанием б2 и м3, ч4, ч5; народный характер сцен подчеркнут принципами развития – вариационным) гармонизацией, приемами инструментовки (архаический колорит придает строгая диатоничность, миксолидийский лад, значительная роль побочных ступеней); подражание плясовым наигрышам народных инструментов.

Римский-Корсаков часто использует формы, напоминавшие народные формы повествования с присказкой, или прибегает к частым повторениям небольших частей, что коренится в особенностях строения русской песни. Так в песнях игровых, обрядовых, хороводных часто встречается структура типа аа-бб, так называемая «пара периодичностей» и близкие ей типы.

Прежде всего игровые, обрядовые сцены связаны с показом реального мира, жителей берендеева царства. Одна из наиболее колоритных сцен – сцена проводов масленицы из пролога. Она представляет собой обряд прощания с зимой. Это одна из типичных для Римского-Корсакова народных сцен, эпических по музыкальному стилю, обрядовых по содержанию. Это яркая, сочная картина старинного быта. Она составляет центральный эпизод второй части пролога. Здесь Римский-Корсаков использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил ряд тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена основана на разнохарактерных и различных по темам эпизодах, объединенных многократным проведением напева –величания «Ой, честная масленица, ой». Строение хора соответствует ходу действия в народном обряде.

Первая часть хора – прощание с Масленицей – состоит из двух эпизодов.

Первый – веселый, плясовой характер, изложен в форме темы с вариациями. В основе – песня волочебников «Даланынь, даланынь по яичеку» (из сборника Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»). Второй эпизод содержит печальную мелодию «Веселенько тебя встречать, привечать» (из сборника Римского-Корсакова). И заключительный напев - обращение к Масленице («Воротись к нам на три денечка»).

Решительный характер первой темы усилен темброво-регистровым развитием проведением в разных группах хора и в виде канонических имитаций. В третьей репризной части кратко проходят обе темы прощание с Масленицей – весной, и заунывная – обряд завершается монологом чучела Масленицы.

Таким образом, в музыкальной композиции сочетаются черты рондо (повторение темы величания, и трех частей формы). Народность в музыкальном языке сцены «Проводы Масленицы» проявляются в господстве диатоники, в некоторых особенностях хоровой фактуры, богатстве вариаций обработки тем.

Вторая часть хора отражает новый момент обряда: Масленица гонит и призывает Весну-Красну. Здесь сопоставлены два музыкальных образа – бойкая и озорная скороговорка (Масленница – мокрохвостка, поезжай долой со двора) и радостная, звонкая веснянка «У нас с гор потоки» представляет собой тему песни «Коляда – маляда».

Сцена в заповедном лесу из третьего действия воспроизводит праздник сжигания, она насыщена хороводами, песнями, плясками, по композиции напоминает вокально-инструментальную сюиту.

Первый эпизод – включает хор «Ай, во поле липенька» и плясовую песню (с хором) Бобыля. Хороводная песня обработана в народной подголосочной манере с сохранением ладовых особенностей напева (параллельный мажор и минор, VII пониженная в мажоре). В куплетно-вариационное развитие песни вставлены несколько произведений плясовой – благодаря чему форма получила завершенность.

В сцене в заповеднике использовался прием обрамления – в заключении, всей сцены, у оркестра снова звучит мелодия песни «Ой, во поле липенька». Ее проведения и возвращение тональности Ля мажор придает музыкальную законченность, закругленность всей большой картины народного праздника.

Финал оперы – народная обрядовая сцена встречи первого летнего дня. Она начинается с оркестрового эпизода – шествие народа и царя Берендея. За ним идет хоровой номер – хороводная песня, заимствованная из песен сборника Балакирева (после этого следует обряд благословения царем Берендеем молодых пар).

Единственная бытовая народная сцена в первом действии «Свадебный обряд». Здесь воспроизводится лишь одна часть его – «Выкуп невесты». Как того требует обычай, Купава прячется среди подруг, упрашивая не отдавать ее разлучнику – жениху. Мизгирь ведет учтивый разговор с девушками, парнями, раздает им подарки и получает невесту. В качестве основного музыкального материала сцен Римский-Корсаков взял две народные свадебные песни.

Диатоническое построение обряда (беседа-торговля жениха с подругами невесты) позволило Римскому-Корсакову придать музыкальную форму этой сцене черты двух - темных вариаций.

Первый крупный раздел «Свадебного обряда» состоит из вступительного проведения у оркестра мелодии песни «Как за рекою» и темы с вариациями на песню «Как не пава» напев звучит у оркестра, а у Купавы появляется новая мелодия «Голубушка – подружка» сочинение Римского-Корсакова, но интонационно родственна напеву.

Дальнейшее развитие основано на чередовании обеих тем, проходящих в различных тональностях (Es, e, D) после репризы проводится у хора мелодия невесты, она проходит у Бобыля в небольшой коде.

Музыка фантастического мира отличается от музыки быта, но между ними нет непроходимой грани, иногда композитор их намеренно сближает или резко противопоставляет. Так, в области выразительных средств для фантастического или «мифилогического» по выражению Римского-Корсакова мира использовал новые лады, мелодика (инструментальная или песенная), гармония, оркестровые краски, фантастическим персонажам свойственны статичность.

Особое место занимает в опере 3 картины – хор слепых гусляров и два гимна берендеев IIдействия. Здесь преобладают черты архаистические, суровые, мерные, мелодия речитативного склада, напев сурово-диатонический, преобладает величавый унисон.

По словам Афанасьева, создает ощущение «присутствия сказителя, певца, чьи вещие уста знают уже ход вещей и спокойно, величаво о них повествуют. Такой стиль получил продолжение в «Младе», «Сказании о невидимом граде Китеже», «Садко».

Финальный хор «Свет и сила, бог Ярило», сочиненный Римским-Корсаковым в характере древних эпико-гимнических напевов. Тема его представляет собой видоизмененный мотив Ярилы. Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска и яркости звучания. Ускоряющийся темп, расширение диапазона звучания, уплотнение фактуры, контрастное сопоставление оркестра и хора Tutti, мажорный лад – все образует могучий, полный радости и солнечного света финал оперы.