МОУ « СОШ с. Тепловка»
Конспект урока
по русскому языку
на тему: «Общая часть родственных слов».
Составила и провела
учитель начальных классов
Тугушева Д.Ф.
2019-2020
Цели: изучение состава родственных слов, формирование умения подбирать родственные слова и выделять корень слова
Задачи:
Формировать
- умение различать разные формы одного слова и родственные слова;
- представление об общей части родственных слов, которая обычно пишется одинаково;
• познавательные УУД:
- проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника;
- использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой;
- ориентироваться на шрифтовые выделения;
• регулятивные УУД:
- определять задачи урока;
- анализировать достигнутые результаты.
Методы и приемы организации деятельности учащихся: репродуктивный метод; бесед.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», ч. 1(стр.84-88);
Тетрадь для самостоятельной работы №1.
Ход урока
Организационный момент
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать
II. Подумайте, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторение изученного?
III. Проверка домашнего задания
IV. Упр. «Если буква заблудилась» на стр.86 (устно)
V. Работа со словарными словами
В Тетради для самостоятельной работы №1 на стр.22: БИЛЕТ, БЕРЁЗА
Самостоятельная работа с проведением взаимопроверки.
VI. Цель упражнения 57 - различие родственных слов и форм одного слова.
1)В этом упражнении дети рассматривают группу родственных слов и убеждаются в том, что это разные слова. У них разные основы, но у них общая часть, в которой заключен общий смысл, - СНЕГ.
Делают вывод, что это родственные слова.
2) Во второй части задания дети должны отделить родственные слова от форм одного и того же слова, т.е. выписать сначала слова СНЕГ, СНЕГОВИК как родственные, а на другой строчке парами выписать формы каждого слова:
СНЕГ – СНЕГОМ, СНЕГОВИК - СНЕГОВИКИ
VII. Обсуждение проблемы, предложенной АНИШИТ Йокоповной на стр. 86:
Сравнить слова в парах: солдат и боец; храбрый и смелый; смотреть и глядеть.
Ответы на след. вопросы Волшебницы:
- Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение?
- А можно ли считать слова в парах родственными?
Это не просто слова со сходным значением – в них есть общая часть, которая обычно одинаково пишется (мы называем ее общая основная часть – т.е. общая часть основы, чтобы подчеркнуть, что это именно та часть, где хранится смысл, ибо общей частью у слов может быть и одинаковое окончание!)
Физминутка
VIII. Цель упражнения 58 – Развести представление о родственных словах и словах – синонимах (без предъявления термина «синоним», этот термин применяется по программе в 3 классе)
- Необходимо подобрать к каждому выделенному слову и родственное слово, и слово-синоним.
-Дети выписывают выделенные слова столбиком и выбирают им сначала родственное слово из списка, а затем синоним из другого списка:
Загрязнилась (грязь), испачкалась;
Сломался (ломать), испортился;
Раскололся (колоть), разбился.
IX. Упражнение 60 нацелено на то, чтобы еще раз обозначить разницу между родственными словами и словами – синонимами. Дети должны догадаться, что в стихотворении беседуют двое: взрослый человек (мама, или бабушка, или папа, или дедушка, или кто-нибудь еще из близких ребенка) и ребенок.
- Взрослый человек предъявляет претензии, а ребенок сваливает беспорядок на котенка и собачку.
Для определения слова, близких по значении. Лучше всего использовать слабеньких детей – контекст поиска очень небольшой: смято – скомкано, запачкано – изгваздано.
X. Домашнее задание: упр.59 в учебнике (стр.88), обозначенное .
XI. Итог урока. Упражнение 59 работает на достижение той же цели, что и предшествующие. Дети выпишут столбиком слова ЕДА и КУШАНЬЕ, определяет, что эти слова не являются родственными, а затем поберут каждому из них родственное слово из списка:
еда, едок, съедобный;кушанье, скушаешь.