Администрация МО МР «Усть-Цилемский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор СОШ протокол № 1 _____________
Программа дополнительного образования
«Общая физическая подготовка»
(наименование учебного предмета/курса)
«Спорт любить – сильным и здоровым быть»
(название программы)
Направление: физкультурно – спортивное
Возраст детей: 7 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Педагог дополнительного образования -
пст. Синегорье
2013 год
Пояснительная записка
Программа секции общей физической подготовки рассчитана на школьников в возрасте от семи до семнадцати лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Основой ОФП являются развитие физических качеств человека: быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.
Занятия ОФП общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
На секции по ОФП проводятся товарищеские соревнования, эстафеты, подвижные игры на развитие выносливости, быстроты, ловкости, скоростно – силовых качеств.
Общими задачами кружка являются:
Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
Обучение жизненно важным двигательным навыком и умением в ходьбе, беге, прыжках и метаниях;
Подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
Подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по ОФП для коллектива физической культуры общеобразовательной школы.
Формирование негативного отношения к вредным привычкам
Приобщение учащихся к здоровому образу жизни
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые изменения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
В конце учебного года проводятся итоговые соревнования на первенство школы или секции.
Организация процесса
Образовательный процесс кружка рассчитан на 1 год, где могут заниматься дети с 7 до 17 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав 10-15 учащихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группах собираются дети с разным возрастом и уровнем физического развития. Занятия проходят два раза в неделю для старшей и младшей групп по 1 часу в неделю, общая загруженность - 2 часа. За год проводится по 34 занятия.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки.
В процессе ОФП совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей.
ОФП имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе и в помещении. ОФП требует динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, гимнастики, футбола, настольного тенниса, лыжной подготовки, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям ОФП, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Ожидаемые результаты
Содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, условия внешней среды для укрепления состояния здоровья противостояние стрессам.
Желание заниматься тем или иным видом спорта.
Стремление овладеть основами техники одним из видов спорта.
Расширение знаний по вопросам правил соревнований.
Участие в спортивных соревнованиях.
Повышение уровня разносторонней физической подготовленности.
Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания.
Интерес родителей к занятиям ребенка в кружке.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Правила поведения на занятиях. | 2 | 2 | - |
2 | Упражнения и игры на развитие выносливости. | 9 | - | 9 |
3 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. | 10 | - | 10 |
4 | Упражнения и игры на развитие ловкости. | 9 | - | 9 |
5 | Игры и соревнования. | 4 | - | 4 |
6 | Всего часов: | 34 | 2 | 32 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия (теоретическая и практическая часть) | часы | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях по общей физической подготовке. | 1 | 1-я неделя |
2 | Гигиена юного спортсмена и закаливание. | 1 | |
3 | Развитие гибкости. Общеразвивающие упражнения. | 1 | 2-я неделя |
4 | Развитие гибкости. Упражнения с партнерами, акробатические, с предметами. | | |
5 | Развитие силовой выносливости и силовых способностей. Подтягивание. | 1 | 3-я неделя |
6 | Развитие силовой выносливости и силовых способностей. | 1 | |
7 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Эстафеты. | 1 | 4-я неделя |
8 | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Разнообразие прыжков. | 1 | |
9 | Развитие скоростных способностей. Челночный бег. | 1 | 5-я неделя |
10 | Развитие координационных способностей. Типы ходьбы, бега, прыжков. | 1 | |
11 | Развитие координационных способностей. Упражнения со скакалкой, перекладине. | 1 | 6-я неделя |
12 | Развитие координационных способностей. Акробатические упражнения. | 1 | |
13 | Развитие координационных способностей. Беговые и прыжковые эстафеты. | 1 | 7-я неделя |
14 | Развитие координационных способностей. Общеразвивающие упражнения на развитие мышц рук, туловища. | 1 | |
15 | Освоение висов и упоров. | 1 | 8-я неделя |
16 | Скоростно-силовые упражнения. Прыжок в длину с места. | 1 | |
17 | Силовые упражнения. Подтягивания на перекладине | 1 | 9-я неделя |
18 | Развитие координационных способностей. Упражнения на быстроту и точность реакций. | 1 | |
19 | Развитие координационных способностей. Упражнения с мячами. | 1 | 10-я неделя |
20 | Развитие скоростно-силовых способностей. Эстафеты из различных исходных положений. | 1 | |
21 | Развитие гибкости. Упражнения с предметами. | 1 | 11-я неделя |
22 | Освоение акробатических упражнений. Стойка на лопатках. | 1 | |
23 | Развитие гибкости. Наклоны вперед из положения сидя. | 1 | 12-я неделя |
24 | Развитие гибкости. Упражнения для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов. | 1 | |
25 | Освоение акробатических упражнений. Кувырки, мост. | 1 | 13-я неделя |
26 | Освоение акробатических упражнений. Стойка на лопатках, на голове и руках. | 1 | |
27 | Упражнения на гимнастическом козле, бревне | 1 | 14-я неделя |
28 | Силовые упражнения на развитие мышц, рук, ног. | 1 | |
29 | Силовые упражнения на развитие мышц груди и брюшного пресса. | 1 | 15-я неделя |
30 | Проведение соревнований и игр. | | |
31 | Проведение соревнований и игр. | 1 | 16-я неделя |
32 | Проведение соревнований и игр. | 1 | |
33 | Проведение соревнований и игр. | 1 | 17-я неделя |
34 | Подведение итогов. | 1 | |
Содержание программы
Правила поведения на занятиях: Техника безопасности на занятиях ОФП. Гигиена юного спортсмена и закаливание.
Предупреждение травматизма. Влияние занятий на детский организм.
Общеразвивающие упражнения для мышц рук, ног, шеи, туловища (на месте и в движении). Бег: старты из различных положений, бег с изменением скорости и направлении движения. Прыжки: с места, в высоту, многоскоки. Метание малых мячей на дальность и в цель. Прыжки со скакалкой. Подвижные игры, эстафеты.
Общеразвивающие упражнения без предметов: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, взаимное сопротивление в парах; с предметами: с мячами, скакалками, обручами. Упражнения доя формирования осанки. Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад; стойка на лопатках, на руках и голове. Подвижные игры с бегом, прыжками, мячом, на внимание.
Упражнения и игры на развитие ловкости: Общеразвивающие упражнения на гибкость: поочередные и одновременные движения плечами вперед и назад, наклоны, поднимание и махи ногами, бег на месте и «змейкой», прыжки. Акробатические упражнения.
Контрольные нормативы: прыжки в длину с места, прыжки через скакалку, подтягивание на высокой и низкой перекладине, вис, отжимания, приседания, бег.
Игры и соревнования: Игры на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, командные игры.
Этапы педагогического контроля
Сроки | Цели и задачи | Содержание | Формы | Критерии |
Октябрь | Входящий контроль: определить уровень ОФП учащихся | Введение в физкультурную деятельность | Опрос, сдача нормативов | Учащиеся демонстрируют знания, двигательные умения и навыки |
Декабрь | Определить уровень знаний ОФП | Значение ОФП, цели, задачи; влияние на детский организм | Опрос, игровая деятельность | Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значение занятий ОФП |
Март | Определить уровень навыков ОФП | Бег, прыжки | Упражнения на развитие силы, выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости | Ученик использует понятия, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует их правильное применение |
Май | Определить качество освоения программы по итогам 1 года | Достижение требований, предъявляемых к обучающемуся в конце учебного года | Сдача нормативов | Учащиеся демонстрируют знания, двигательные умения и навыки; Умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, имеющий сдвиги в показателях физической подготовленности |
Методическая литература
Физическая культура 1-4 классы В. И. Лях-13-е изд.-М.: Просвещение, 2012 г.
Физическая культура 5-7 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Физическое воспитание 5-7 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Физическая культура 8-9 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Физическое воспитание 8-9 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Физическая культура 10-11 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Физическое воспитание 10-11 классы В. И. Лях, Г.Б.Мейксона-3-е изд.-М.: Просвещение 1998 г
Белякова Н.Т., Юровский С.Ю. Стань сильным, ловким и выносливым. – М.: Физкультура и спорт, 1984 г.
Ковалева Е.А. Веселые игры на свежем воздухе для детей и родителей. – М.: Просвещение, 2006 г.