СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика русской классической литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика русской классической литературы»

ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж» Лекция № 1   Общая характеристика  русской литературы Подготовила преподаватель литературы Гагарина Е.С.

ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»

Лекция № 1 Общая характеристика русской литературы

Подготовила

преподаватель литературы

Гагарина Е.С.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны  всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Дмитрий Сергеевич Лихачев

«Русская литература… всегда была

совестью народа.

Ее место в общественной жизни страны

всегда было почетным и влиятельным.

Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

Дмитрий Сергеевич Лихачев

ПЛАН:  Периоды развития русской литературы  Особенности древнерусской литературы  Русская литература 18 века  Литература на рубеже 18 – 19 веков.  Особенности литературы 19 века.

ПЛАН:

  • Периоды развития русской литературы
  • Особенности древнерусской литературы
  • Русская литература 18 века
  • Литература на рубеже 18 – 19 веков.
  • Особенности литературы 19 века.
Периоды развития русской литературы . X – XVII вв. древнерусская литература XVIII в. русская литература XIX в. русская классическая литература (золотой век русской литературы) литература XX века литература ХХI
  • Периоды развития русской литературы .
  • X – XVII вв. древнерусская литература
  • XVIII в. русская литература
  • XIX в. русская классическая литература

(золотой век русской литературы)

  • литература XX века
  • литература ХХI
 2. Особенности древнерусской литературы . Книга рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на:  А) церковную и светскую Б) переводную и оригинальную Основные виды (жанры): Летописание Житие Поучение Слово Лаврентьевская летопись. 1377 год

2. Особенности древнерусской литературы .

  • Книга рукописная.
  • Автор в большинстве произведений отсутствовал.
  • Литература делилась на:

А) церковную и светскую Б) переводную и оригинальную

Основные виды (жанры):

  • Летописание
  • Житие
  • Поучение
  • Слово

Лаврентьевская летопись. 1377 год

 2. Особенности древнерусской литературы . Отличается высокой духовностью.  Главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке. Древнерусская литература носила исключительно исторический характер, не допуская художественного вымысла.

2. Особенности древнерусской литературы .

  • Отличается высокой духовностью.
  • Главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке.
  • Древнерусская литература носила исключительно исторический характер, не допуская художественного вымысла.
 3 . Русская литература 18 века . 1762 г. - 1796 г.   1682 г. - 1725 г.

3 . Русская литература 18 века .

1762 г. - 1796 г.

  1682 г. - 1725 г.

СЛОВАРЬ Литературное направление (метод) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты. Признаки литературного направления: Объединяет писателей определенной исторической эпохи;  Общее понимании жизненных ценностей и эстетического идеала; Особый тип героя; Характерные сюжеты, излюбленные жанры; Выражает определенное мироощущение и миропонимание писателей.

СЛОВАРЬ

Литературное направление (метод) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.

Признаки литературного направления:

  • Объединяет писателей определенной исторической эпохи;
  • Общее понимании жизненных ценностей и эстетического идеала;
  • Особый тип героя;
  • Характерные сюжеты, излюбленные жанры;
  • Выражает определенное мироощущение и миропонимание писателей.
Классицизм В 18 в. Западная Европа заново открыла для себя античное искусство, и его произведения стали образцами для всех видов современного искусства. Классицизм  (от лат. classicus -  образцовый). «Ганимед и Юпитер-орёл» «Клятва Горациев» Бертель Торвальдсен Жак Луи Давид Церковь св. Магдалины.  Александр Виньон

Классицизм

В 18 в. Западная Европа заново открыла для себя античное искусство,

и его произведения стали образцами для всех видов современного искусства.

Классицизм

(от лат. classicus -

образцовый).

«Ганимед и Юпитер-орёл»

«Клятва Горациев»

Бертель Торвальдсен

Жак Луи Давид

Церковь св. Магдалины.

Александр Виньон

 Черты европейского классицизма: Обращение к истории, античности; Развиваются поэтические и драматические жанры ( высокие – трагедия, эпопея, ода ; низкие – комедия, сатира, басня ) Чёткое деление персонажей только на положительных и только отрицательных ; Для пьес характерна «система амплуа » Соблюдение трёх единств ; Герои – боги, цари, князья; Герой действует под влиянием разума .

Черты европейского классицизма:

  • Обращение к истории, античности;
  • Развиваются поэтические и драматические жанры ( высокиетрагедия, эпопея, ода ; низкиекомедия, сатира, басня )
  • Чёткое деление персонажей только на положительных и только отрицательных ;
  • Для пьес характерна «система амплуа »
  • Соблюдение трёх единств ;
  • Герои – боги, цари, князья;
  • Герой действует под влиянием разума .

 Особенности русского классицизма:  Обращение к национальной тематике, к сюжетам из отечественной истории ; Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях»  Произведения обличали действительность , нарушая принцип классицизма – абстрактное изображение действительности;  Авторы использовали просторечные выражения и фольклорные приёмы.

Особенности русского классицизма:

  • Обращение к национальной тематике, к сюжетам из отечественной истории ;
  • Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях»
  • Произведения обличали действительность , нарушая принцип классицизма – абстрактное изображение действительности;
  • Авторы использовали просторечные выражения и фольклорные приёмы.
Ранний классицизм Кантемир Тредиаковский Антиох Дмитриевич Василий Кириллович

Ранний классицизм

Кантемир

Тредиаковский

Антиох Дмитриевич

Василий Кириллович

Период расцвета классицизма Сумароков Ломоносов Александр Петрович Михаил Васильевич

Период расцвета классицизма

Сумароков

Ломоносов

Александр Петрович

Михаил Васильевич

Поздний классицизм Княжнин Яков Борисович Державин Гавриил Романович Фонвизин Денис Иванович

Поздний классицизм

Княжнин

Яков Борисович

Державин

Гавриил Романович

Фонвизин

Денис Иванович

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков. Сентиментализм  (от фр. sentiment – чувство)  Возник в Англии в середине 18 в.  В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства. Джон Локк

4. Литература на рубеже 18 – 19 веков.

Сентиментализм

(от фр. sentiment – чувство)

Возник в Англии в середине 18 в.

В основе направления философия Дж. Локка, который единственным источником познания признавал ощущение, восприятие через чувства.

Джон Локк

Черты сентиментализма: Культ чувства ; Героями стали простые люди – ремесленники, крестьяне, которые жили сердцем, страстями; Главное место отводилось авторской личности – автор сочувствовал героям, его задача – вызвать сострадание, слёзы умиления у читателей; Разрабатываются жанры , в которых повествование идёт от первого лица : дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путевые заметки, записки, впечатления ;

Черты сентиментализма:

  • Культ чувства ;
  • Героями стали простые люди – ремесленники, крестьяне, которые жили сердцем, страстями;
  • Главное место отводилось авторской личности – автор сочувствовал героям, его задача – вызвать сострадание, слёзы умиления у читателей;
  • Разрабатываются жанры , в которых повествование идёт от первого лица : дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путевые заметки, записки, впечатления ;
Черты сентиментализма: Новые прозаические жанры : семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки ; Жанры камерной лирики : элегия, романс, мадригал, песня, послание , а также басня ; Смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; Сюжет строится на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; Культ природы: пейзаж – отражение чувств героя, деревня – естественная жизнь, город – искусственная; Язык произведений простой, эмоциональный.

Черты сентиментализма:

  • Новые прозаические жанры : семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки ;
  • Жанры камерной лирики : элегия, романс, мадригал, песня, послание , а также басня ;
  • Смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров;
  • Сюжет строится на основе ситуаций будничной жизни частных лиц;
  • Культ природы: пейзаж – отражение чувств героя, деревня – естественная жизнь, город – искусственная;
  • Язык произведений простой, эмоциональный.
Особенности русского сентиментализма: Идеализировал патриархальную жизнь крепостной деревни; Критиковал буржуазные нравы. сентиментализм Сентиментально-романтическое направление Сентиментально-реалистическое направление Карамзин Николай Михайлович Радищев Александр Николаевич

Особенности русского сентиментализма:

  • Идеализировал патриархальную жизнь крепостной деревни;
  • Критиковал буржуазные нравы.

сентиментализм

Сентиментально-романтическое направление

Сентиментально-реалистическое направление

Карамзин Николай Михайлович

Радищев Александр Николаевич

5. Особенности литературы 19 века. Романтизм возник в Германии на рубеже 18-19 вв. В России получил развитие после 1812 г. Проявился в музыке, в живописи и в литературе Айвазовский И. 1842 г. «Венеция»

5. Особенности литературы 19 века.

Романтизм возник в Германии на рубеже 18-19 вв.

В России получил развитие после 1812 г.

Проявился в музыке, в живописи и в литературе

Айвазовский И. 1842 г. «Венеция»

Черты романтизма:  Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное);  Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ;  Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства;  Сюжет запутанный, таинственный, мистический;  Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты;  Основной приём – аллегоричность (иносказание).

Черты романтизма:

  • Мир романтических героев – это экзотические страны , историческое прошлое (реальное или вымышленное);
  • Пейзаж – море, горы, острова – символ свободы ;
  • Герои – бунтари-одиночки , выступающие против общества, либо люди искусства;
  • Сюжет запутанный, таинственный, мистический;
  • Двоемирие – несовершенный реальный мир и недостижимый мир мечты;
  • Основной приём – аллегоричность (иносказание).
Виктор Гюго Александр Дюма Джордж Гордон Байрон Кондратий Фёдорович Рылеев Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич Пушкин

Виктор Гюго

Александр Дюма

Джордж Гордон Байрон

Кондратий Фёдорович Рылеев

Василий Андреевич Жуковский

Александр Сергеевич Пушкин

Реализм  - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации. Возникает в России в 30-е годы 19 в. Черты реализма: Стремление к достоверности повествования; Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром; Изображение характеров и событий в развитии; Исторически конкретное общество, события, эпоха; Важны детали интерьера, портрета, пейзажа; Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.

Реализм - течение в искусстве и литературе, стремящееся к полному отображению действительности посредством типизации.

Возникает в России в 30-е годы 19 в.

Черты реализма:

  • Стремление к достоверности повествования;
  • Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром;
  • Изображение характеров и событий в развитии;
  • Исторически конкретное общество, события, эпоха;
  • Важны детали интерьера, портрета, пейзажа;
  • Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
Этапы развития реализма Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «Синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).

Этапы развития реализма

  • Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов);
  • «Синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
  • Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
  • Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Вывод. Литературные направления появлялись в следующем порядке: Классицизм  (classicus – образцовый) 20-е гг. 18в. – 20-е гг. 19 в. Сентиментализм  (от фр. sentiment – чувство) 90-е гг. 18 в. – после 1812 г. Романтизм  после 1812 г. – 40-е гг. 19 в.  Реализм  30-е гг. 19 в. -

Вывод. Литературные направления появлялись в следующем порядке:

Классицизм

(classicus – образцовый)

20-е гг. 18в. – 20-е гг. 19 в.

Сентиментализм

(от фр. sentiment – чувство)

90-е гг. 18 в. – после 1812 г.

Романтизм

после 1812 г. – 40-е гг. 19 в.

Реализм

30-е гг. 19 в. -


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!